Научная статья на тему 'Формирование культуры межэтнических отношений в системе образования на Дону'

Формирование культуры межэтнических отношений в системе образования на Дону Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INTERETHNIC RELATIONS / EDUCATION / CULTURE OF THE DON COSSACKS / PREVENTION OF EXTREMIST ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуськов Игорь Александрович

В статье анализируется проблема формирования культуры межэтнических отношений в системе образования на Дону. Отмечается, что ценностные представления о культурном разнообразии российской нации необходимо формировать в первую очередь у подрастающих поколений, и ведущая роль здесь у системы образования. Автор исходит из того, что региональной спецификой Ростовской области являются поддержание и развитие культуры донского казачества. Описан опыт реализации казачьего компонента в системе общего образования в Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of culture of interethnic relations in the system of education in the Don Region

The article is devoted to the issue of formation of culture of interethnic relations in the system of education in the Don region. It is noted that it is necessary to form the value attitudes to cultural diversity of the Russians first of all among the younger generations, so the system of education plays a leading role in the process. The author proceeds from the fact that the maintenance and development of the Don Cossacks culture is the main regional specificity of the Rostov region. The experience of the implementation of Cossack component in the system of general education in the Rostov region is described.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры межэтнических отношений в системе образования на Дону»

ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ HUMANITIES OF THE SOUTH OF RUSSIA 2017 № 2 (6)_2017 Vol. 6 (2)

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ЮГЕ РОССИИ

УДК 316.74; 37

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОНУ

Гуськов Игорь Александрович

Доктор социологических наук, профессор, первый заместитель губернатора Ростовской области, заведующий кафедрой экономической социологии и регионального управления Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: efremova_nf@donland.ru

THE FORMATION OF CULTURE OF INTERETHNIC RELATIONS IN THE SYSTEM OF EDUCATION IN THE DON REGION

Igor A. Guskov

Doctor of Sociological Sciences, Professor, First Deputy of the Governor of the Rostov Region, Head of the Department of Economic Sociology and Regional Management of the Institute of Sociology and Regional Governance, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: efremova_nf@donland.ru

В статье анализируется проблема формирования культуры межэтнических отношений в системе образования на Дону. Отмечается, что ценностные представления о культурном разнообразии российской нации необходимо формировать в первую очередь у подрастающих поколений, и ведущая роль здесь - у системы образования. Автор исходит из того, что региональной спецификой Ростовской области являются поддержание и развитие культуры донского казачества. Описан опыт реализации казачьего компонента в системе общего образования в Ростовской области.

The article is devoted to the issue of formation of culture of interethnic relations in the system of education in the Don region. It is noted that it is necessary to form the value attitudes to cultural diversity of the Russians first of all among the younger generations, so the system of education plays a leading role in the process. The author proceeds from the fact that the maintenance and development of the Don Cossacks culture is the main regional specificity of the Rostov region. The experience of the implementation of Cossack component in the system of general education in the Rostov region is described.

Ключевые слова: межэтнические отношения, образование, культура донского казачества, профилактика экстремистской деятельности.

Keywords: interethnic relations, education, culture of the Don Cossacks, prevention of extremist activity.

Введение

В доктрине национальной политики России определен комплекс целей, в числе которых единство упрочения общероссийского гражданского самосознания и духовной общности российской нации, развитие этнокультурного многообразия России. В принятой федеральной программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» этот подход конкретизируется: «Традиционные формы духовности и этнической культуры народов России являются основой общероссийской идентичности, поэтому укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму являются важными факторами дальнейшего устойчивого развития страны»!. Такая постановка проблемы выдвигает в фокус внимания всей системы образования необходимость совмещения социально-гуманитарных предметов федерального стандарта, направленных на формирование общероссийской идентичности молодежи, предметов этнокультурного содержания, направленных на удовлетворение культурных запросов общества. В этом единстве усматривается способ формирования образа России как поликультурной страны и одновременно залог укрепления межэтнических отношений. Требуется акцентировать сущностный смысл этого подхода: речь идет не о выделении этнографического многообразия населения, которое подчас может вызвать у учащихся категоризацию мира на своих и чужих, а о формировании представлений об исторически сложившейся общности и единстве культурно разнообразного населения России и каждого из ее регионов.

В соответствии с федеральными программами в Ростовской области принята программа «Укрепление единства российской нации и гармонизация межэтнических отношений в Ростовской области»2. В перечне характеристик и основных направлений работы в этой сфере

1 Постановление Правительства РФ № 218 от 20.08.2013 г.

2 Постановление Правительства Ростовской области № 176 от 12.03.2015 г.

используются понятия «общероссийская гражданская идентичность», «этнокультурное многообразие», «конфликты на межэтнической почве», но не используются понятия «система образования», «образовательные организации», «социализация», «воспитание». То есть межэтнические отношения рассматриваются в уже сложившемся виде, а ведь ценностные представления о культурном разнообразии российской нации необходимо формировать в первую очередь у подрастающих поколений, и ведущая роль здесь - у системы образования [2, 9].

Этнокультурное образование в Ростовской области

В реальной практике управления, действительно, образовательные организации уделяют определенное внимание развитию этнокультурных ценностей и формированию у обучающихся культуры межнациональных отношений, но рассматривается эта деятельность не в рамках областной программы «Укрепление единства российской нации...». Более того, в действующем законе об образовании национально-региональный компонент, в рамках которого ранее осуществлялось этнокультурное образование, вообще отсутствует. Разработка и реализация образовательных курсов такого направления отданы на выбор школе или учредителю образовательной организации (муниципальной власти или управлению образования). По оценке академика В.А. Тишкова, такой «механизм реализации этнокультурных образовательных потребностей пока не работает, можно даже сказать, что такого механизма не существует. Но сами потребности у населения не исчезли» [10, с. 7]. Опрос, который по этой проблематике в Ростовской области проводился в 2015 г. наряду с другими регионами Юга России, показал, что около 40 % родителей и 30 % учащихся ориентированы на изучение предметов этого цикла [5]. Об этом же свидетельствует высокий конкурс при поступлении в кадетские казачьи корпуса в Ростовской области, где это направление реализуется в полном объеме [1, 7]. В Ростовской области этнокультурное образование развивается в двух направлениях - в казачьем образовании и в сфере общего и среднего образования.

Региональной спецификой Ростовской области являются поддержание и развитие культуры донского казачества. В Ростовской области сложилась и успешно развивается полномасштабная система казачьего образования, которая включает в себя более 200 учреждений, в том числе 6 казачьих кадетских корпусов, 7 казачьих кадетских профессиональных училищ, 97 муниципальных общеобразовательных учреждений с областным статусом «казачьи», 15 казачьих центров до-

полнительного образования, 22 казачьих детских сада. Специализированные казачьи учебные заведения подведомственны департаменту по казачеству и учебным заведениям РО. Иными словами, построена система непрерывного многоуровнего казачьего, которая завершается на уровне высшего образования. Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, который имеет филиал в Ростове-на-Дону, определен в качестве головного учебного заведения, реализующего элементы, связанные с историко-культурными традициями казачества. О чем свидетельствует официальный документ Совета при Президенте РФ по делам казачества. Казачье образование на Дону регулируется областным законом1.

Казачий компонент образования реализуется в ходе изучения специальных дополнительных дисциплин: основ православной культуры, истории донского и всероссийского казачества, военной подготовки, танцев, спортивного фехтования, игры на музыкальных инструментах, спортивных секций. Дополнительное образование представлено кружками по пению и хореографии, плетению лозы и бисера. Наряду с образовательными организациями в области функционируют казачьи молодежные центры, молодежная казачья организация «Донцы», военно-патриотические клубы, в числе которых Федерация казачьего рукопашного боя. В казачьих образовательных организациях большое внимание уделяется внешкольной работе: экскурсиям по местам казачьей славы, проведению казачьих игр, военно-полевых сборов, праздников принятия в казачата, строевых смотров, торжественных мероприятий, посвященных дням воинской славы России и памятным датам в истории казачества, проведению казачьих ритуалов, созданию новых музеев истории казачества, организации походов, поисковых работ, встреч с ветеранами боевых действий [8].

Система общего образования Ростовской области и проблемы межэтнических отношений

В общеобразовательных организациях Ростовской области в 2015-2016 учебном году в соответствии с приказом областного министерства образования, с целью воспитания культуры межэтнического общения, в рамках инвариантной части учебного плана введены разделы и модули, направленные на усвоение знаний о традиционной культуре, истории, источниках единства и достижениях полиэтничного (многонационального) народа России. Такие модули изучаются в рам-

1 Закон РО от 05.02.2013 г. № 1043-ЗС «О казачьем кадетском образовании в Ростовской области».

ках учебных предметов «История», «Литература», «Обществознание», «Мировая художественная культура»1. Образовательными организациями также реализуются специальные курсы этнической направленности: «История Донского края», «Доноведение», «Истоки», «Литература Донского края» и др. В организациях профессионального образования темы по истории религий, культуры народов мира включены в базовые и профильные общеобразовательные дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право), «История», «Культурология», дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла.

В четвертых классах общеобразовательных организаций реализуется обязательный комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», направленный на формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. В 2015-2106 учебном году в соответствии с выбором родителей около 70 % обучающихся изучают модуль «Основы православной культуры», 22 % -«Основы светской этики», 8,5 % - «Основы мировых религиозных культур», 4 школьника - «Основы исламской культуры», по 1 обучающемуся - «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры».

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования во всех школах реализуется основная образовательная программа основного общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», нацеленная на воспитание у детей способности к нравственному самосовершенствованию, знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.

Важным направлением является проведение просветительской работы с обучающимися, направленной на гармонизацию межнациональных отношений, в рамках внеурочной деятельности.

В образовательных организациях Ростовской области за истекший период (2016 г.) проведено 253 заседания круглых столов с участием лидеров и актива подростковых и молодежных общественных

1 Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год (Приказ Министерства образования РО № 405 от 09.06.2015 г.).

организаций на тему «Толерантность - основа культуры мира», «Все мы разные - в этом наше богатство» и др.

В школах организуются семинары, классные часы, тематические уроки, проводятся общественно-политические мероприятия, тренинго-вые занятия для обучающихся 9-11-х классов «Быть терпимее», «Я и другие», «Правила толерантного поведения», «Учимся строить отношения».

Обучающиеся образовательных организаций ознакомлены с нормативно-правовой базой, регламентирующей юридическую ответственность за экстремистскую деятельность, а также за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и т.д.

В образовательных организациях Ростовской области проводятся выставки национальных блюд «Любимое блюдо моей семьи», изучение игр народов России, тематические уроки на тему «Конституция о межэтнических отношениях», праздничные программы «Когда мы вместе» и др.

Традиционно в январе в образовательных организациях области проходит фестиваль национальных культур «Мы вместе» для учеников 8-11-х классов. Целью проведения фестиваля являются сохранение и развитие культурных и духовных традиций народов России. Фестиваль объединил представителей более 150 народностей, проживающих в Ростовской области.

С начала 2016 г. министерством образования Ростовской области во исполнение пункта 2 перечня поручений президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам Межрегионального форума Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» в рамках деятельности рабочей группы «Образование и культура как основа национальной идентичности» Регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» в Ростовской области реализуется образовательный этнокультурный проект «150 культур Дона».

Цель проекта «150 культур Дона» - воспитание у обучающихся уважения к культурам народов и этносов, проживающих в Ростовской области, формирование активной гражданской позиции. В рамках проекта планируется познакомить обучающихся с культурами всех народов и этносов, проживающих на территории Донского края. В 20162017 учебном году в проекте принимают участие 150 общеобразовательных организаций Ростовской области. При успешной реализации проекта планируется его внедрение в практику работы всех общеобра-

зовательных организаций Ростовской области и Юга России. Следует отметить, что проект опирается не на использование методов традиционных академических занятий, а на интерактивные и творческие методики, в частности, подготовку и проведение различных праздников в фолк-стиле, изготовление поделок в народном стиле, создание сказок-эпосов в стиле культуры народов Дона и т.д.

Не менее важным направлением в сфере формирования культуры межнациональных отношений является также профилактика экстремистской и противоправной деятельности среди учащейся молодежи. Для реализации этого направления образовательные организации сотрудничают с различными организациями, привлекают на различные мероприятия с учащимися и родителями видных деятелей культуры, спорта, науки, авторитетных представителей общественности, информационного сообщества, конфессий и национальных общественных объединений [6]. Школы и вузы сформировали устойчивые связи с лидерами этнических землячеств и национально-культурных автономий. Они всегда привлекаются образовательными организациями при возникновении каких-либо конфликтных ситуаций на национальной почве. Эта практика имеет положительный эффект, позволяет своевременно разрешить ситуацию и предотвратить ее нежелательные последствия.

Большая помощь в подготовке учительского и преподавательского состава системы образования в сфере этнокультурной специфики образования оказывается специалистами Института социологии и регионове-дения ЮФУ. На его базе неоднократно проводились курсы по повышению квалификации учителей и преподавателей в этом направлении. Наряду с учеными ЮФУ к работе со слушателями были привлечены представители национально-культурных объединений Ростовской области: Ростовской региональной украинской национально-культурной автономии, Ростовской городской общественной организации национально-культурной автономии «Союз поляков Дона», Турецко-месхетинского культурного центра «Ахыска», Ростовской региональной общественной организации «Карачаево-Балкарское землячество».

Заключение

Позитивно оценивая деятельность по формированию культуры межнациональных отношений в Ростовской области в системе образования, тем не менее следует учитывать определенные трудности в этой сфере, которые связаны с недостаточной координацией деятельности органов власти, в ведении которых находятся эти вопросы. На эту проблему указывал президент РФ В.В. Путин на заседании Совета по

межнациональным отношениям в Астрахани (31.10.2016), отмечая, что только на федеральном уровне существует более десяти таких органов. На региональном уровне эта несогласованность проявляется в том, что все субъекты, занятые вопросами межнациональных отношений, редко являются участниками общественных дискуссий. Да и сами дискуссии по вопросам общероссийских ценностей редко инициируются на региональном уровне. Эта ситуация применительно к различным регионам Юга России была выявлена в научных исследованиях творческого коллектива под руководством профессора Ю.Г. Волкова [3, 4, 11]. Следует согласиться с результатами этих исследований, которые показывают, что укрепление духовных основ российской нации в таких сложных поликультурных регионах, как Юг России, требует совместных усилий и соучастия институтов власти, образования, культуры общественных организаций в ценностной политике в сфере межнациональных отношений.

Литература

1. Бобыльченко В. Связь времен // Российское казачество. 2012. № 1.

2. Воденко К.В., Черных С.С. Институциональные аспекты структурации гражданской идентичности в современном российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2015. № 3. С. 46-53.

3. Волков Ю.Г., Денисова Г.С., Луб-ский А.В. Оценка населением Юга России характера межэтнических отношений в период реализации Стратегии национальной политики // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2016. № 6. С. 118-130.

4. Волков Ю.Г., Денисова Г.С., Луб-ский А.В. Развитие этнических культур как инструмент национальной политики на Юге России: по материалам социологического опроса // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 12.

5. Денисова А.В., Шурыгина Е.Г. Состояние этнокультурного образования в Ростовской области // Межэтнические отношения и религиозная ситуация в Южном федеральном округе : экспертный доклад. 2015 г. / под общ. ред. В.А. Тишкова. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2016.

References

1. V. Bobyl'chenko. Svyaz' vremen // Rossiyskoe kazachestvo. 2012. № 1.

2. K.V. Vodenko, S.S. Chernykh. Insti-tutsional'nye aspekty strukturatsii grazhdans-koy identichnosti v sovremennom rossiyskom obshchestve // Gumanitariy Yuga Rossii. 2015. № 3. P. 46-53.

3. Yu.G. Volkov, G.S. Denisova, A.V. Lubskiy. Otsenka naseleniem Yuga Rossii kharaktera mezhetnicheskikh otnosheniy v period realizatsii Strategii natsional'noy poli-tiki // POISK: Politika. Obshchestvovedenie. Iskusstvo. Sotsiologiya. Kul'tura. 2016. № 6. P. 118-130.

4. Yu.G. Volkov, G.S. Denisova, A.V. Lubskiy. Razvitie etnicheskikh kul'tur kak instrument natsional'noy politiki na Yuge Rossii: po materialam sotsiologicheskogo oprosa // Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2016. № 12.

5. A.V. Denisova, E.G. Shurygina. Sos-toyanie etnokul'turnogo obrazovaniya v Ros-tovskoy oblasti // Mezhetnicheskie otnosheniya i religioznaya situatsiya v Yu-zhnom federal'nom okruge : ekspertnyy doklad. 2015 g. / pod obshch. red. V.A. Tishkova. Rostov n/D. : Fond nauki i obrazovaniya, 2016.

6. Бедрик А.В., Дьяченко А.Н., Сериков А.В. Славянские народы Юга России: особенности воспроизводства идентичности и тенденции идентификации // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 22, № 6. С. 30- 40.

7. Донцов В. Гордость казачества // Российское казачество. 2012. № 1.

8. Казачье образование Белокалитвин-ского района подводит итоги [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kalitva.ru/ 162563-kazache-obrazovanie-belokalitvin skogo-rajona-podvodit-itogi.html (дата обращения: 18.02.2017).

9. Конструирование общероссийской идентичности в контексте межэтнического и межрелигиозного взаимодействия / отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2016.

10. Межэтнические отношения и этнокультурное образование в регионах России / ред. В.А. Тишков и В.В. Степанов. М. : ИЭА РАН, 2016.

11. Национальная политика в России: возможность имплементации зарубежного опыта / отв. ред. Ю.Г. Волков. М. : Социально-гуманитарные знания, 2016.

Поступила в редакцию

6. A.V. Bedrik, A.N. D'yachenko, A. V. Serikov. Slavyanskie narody Yuga Ros-sii: osobennosti vosproizvodstva identichnosti i tendentsii identifikatsii // Gumanitariy Yuga Rossii. 2016. T. 22, № 6. P. 30-40.

7. V. Dontsov. Gordost' kazachestva // Rossiyskoe kazachestvo. 2012. № 1.

8. Kazach'e obrazovanie Beloka-litvinskogo rayona podvodit itogi [El-ektronnyy resurs]. URL: http:// www. kalit-va.ru/162563 -kazache-obrazovanie-belokalitvinskogo-rayona-podvodit-itogi.html (data obrashcheniya: 18.02.2017).

9. Konstruirovanie obshcherossiyskoy identichnosti v kontekste mezhetnicheskogo i mezhreligioznogo vzaimodeystviya / otv. red. Yu.G. Volkov. Rostov n/D. : Fond nauki i obrazovaniya, 2016.

10. Mezhyetnicheskie otnosheniya i etnokul'turnoe obrazovanie v regionakh Rossii / red. V.A. Tishkov i V.V. Stepanov. M. : IEA RAN, 2016.

11. Natsional'naya politika v Rossii: vozmozhnost' implementatsii zarubezhnogo opyta / otv. red. Yu.G. Volkov. M. : Sotsi-al'no-gumanitarnye znaniya, 2016.

20 февраля 2017г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.