Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шурыгина Валентина Владимировна, Семенова Ирина Константиновна, Насырова Ляйсан Ульфатовна, Кузнецова Наталья Олеговна, Аминева Аида Айратовна

В статье приводится анализ образовательной организации по формированию культуры безопасности жизнедеятельности школьников и рекомендации в данной области. В настоящее время формирование культуры безопасности жизнедеятельности у школьников, бесспорно, актуально, так как каждый день возникают новые внутренние и внешние опасности для человечества. В России с каждым годом увеличивается количество людей, пострадавших и погибших от пожаров, в транспорте различного вида, от негативных природных, техногенных и социальных факторов, действие которых, многократно увеличивается. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости принятия мер в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников как учителями, так и образовательными учреждениями в целом. Одной из важнейших задач образования является формирование культуры безопасности, которая является обязательной частью современного человека, включающая в себя набор особых поведенческих характеристик каждого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шурыгина Валентина Владимировна, Семенова Ирина Константиновна, Насырова Ляйсан Ульфатовна, Кузнецова Наталья Олеговна, Аминева Аида Айратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LIFE SAFETY CULTURE AMONG SCHOOLCHILDREN

The article provides the analysis of the educational organization on the formation of life safety culture among schoolchildren and recommendations in this area. At present, the formation of life safety culture among schoolchildren is decidedly relevant, because every day the new internal and external dangers for mankind appear. Every year in Russia increases the number of people affected and victims by fires, road traffic accident, negative natural, technogenic and social factors, the effect of which is increased by many times. The current situation demonstrates the need to take measures in the field of the formation of life safety culture among schoolchildren, both teachers and educational institutions on the whole. One of the most important tasks of education is the formation of life safety culture, which is obligatory part of modern man, including a set of special behavioral characteristics of each person.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

одного города, а системная. Эффективность школьного физического воспитания остаётся низким, несмотря на прилагаемые усилия со стороны государства и его эффективность продолжает снижаться. Необходимы действенные шаги, которые помогли бы решить данную проблему.

ЛИТЕРАТУРА

1. Оценка уровня физической подготовленности студентов, поступивших на 1 курс вузов г. Новокузнецка / М.В. Звягинцев, Р.И. Ким, В.П. Шумилов, Д.Р. Хайбуллина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 105-108.

REFERENCES

1. Zvyagintsev M.V., Kim R.I., Shumilov V.P. and Khaibullina D.R. (2020), "Assessment of the level of physical fitness of students who entered the 1st year of universities in Novokuznetsk", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (187), pp. 105-108.

Контактная информация: maxim-zv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.12.2021

УДК 372.8

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ

Валентина Владимировна Шурыгина, кандидат медицинских наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа; Ирина Константиновна Семенова, магистр, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, преподаватель-организатор, Татарская гимназия № 65, Уфа; Ляйсан Ульфатовна Насырова, заместитель директора, Татарская гимназия № 65, Уфа; Наталья Олеговна Кузнецова, кандидат биологических наук, доцент, Аида Айра-товна Аминева, магистр, Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы, Уфа

Аннотация

В статье приводится анализ образовательной организации по формированию культуры безопасности жизнедеятельности школьников и рекомендации в данной области. В настоящее время формирование культуры безопасности жизнедеятельности у школьников, бесспорно, актуально, так как каждый день возникают новые внутренние и внешние опасности для человечества. В России с каждым годом увеличивается количество людей, пострадавших и погибших от пожаров, в транспорте различного вида, от негативных природных, техногенных и социальных факторов, действие которых, многократно увеличивается. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости принятия мер в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников как учителями, так и образовательными учреждениями в целом. Одной из важнейших задач образования является формирование культуры безопасности, которая является обязательной частью современного человека, включающая в себя набор особых поведенческих характеристик каждого человека.

Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности, формирование культуры безопасности, образовательное учреждение, уровень знаний, организация, эффективность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p430-432

FORMATION OF LIFE SAFETY CULTURE AMONG SCHOOLCHILDREN

Valentina Vladimirovna Shurygina, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa; Irina Konstantinovna Semenova, the master student, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, teacher-

organizer, Tatar gymnasium No, 65, Ufa; Lyaysan Ulfatovna Nasyrova, the deputy director, Tatar Gymnasium No. 65, Ufa; Natalya Olegovna Kuznetsova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Aida Ayratovna Amineva, the master student, Bashkir State Pedagogical

University named after M. Akmulla, Ufa

Abstract

The article provides the analysis of the educational organization on the formation of life safety culture among schoolchildren and recommendations in this area. At present, the formation of life safety culture among schoolchildren is decidedly relevant, because every day the new internal and external dangers for mankind appear. Every year in Russia increases the number of people affected and victims by fires, road traffic accident, negative natural, technogenic and social factors, the effect of which is increased by many times. The current situation demonstrates the need to take measures in the field of the formation of life safety culture among schoolchildren, both teachers and educational institutions on the whole. One of the most important tasks of education is the formation of life safety culture, which is obligatory part of modern man, including a set of special behavioral characteristics of each person.

Keywords: life safety culture, formation of safety culture, educational institutes, level of knowledge, organization, efficiency.

На базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Татарская гимназия №65» городского округа город Уфа Республики Башкортостан проведены исследования в области культуры безопасности жизнедеятельности. Для составления более точного анализа в них принимали участие три экспериментальные группы: ученики возрасте от 10 до 17 лет, учителя и родители (законные представители). В ходе исследования было протестировано 544 человека. Учащиеся в возрасте от 10 до 17 лет (280 человек), учителя (30 человек) и родители (законные представители) (234 человека) отвечали на вопросы, связанные с культурой безопасности жизнедеятельности человека.

Анализ результатов тестирования показал, что группа учащихся в возрасте от 10 до 17 (280 человек) имеет средний уровень знаний 56,07% в области культуры безопасности жизнедеятельности. Основной процент правильных ответов принадлежит учащимся 8, 9 и 10 классов. Связано это с тем фактом, что в данных классах изучается предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».

В группе учителей процент уровня знаний в области культуры безопасности составил 83,3%. Благодаря регулярному обучению на курсах повышения квалификации, участия в семинарах, вебинарах учителя показали высокий процент знаний. Хочется отметить, что большинство правильных ответов принадлежит учителям начальной школы и учителям, преподающим предметы естественно - научного цикла.

Самый низкий процент 36,8% - группа родителей (законных представителей). Анализ тестовых работ, которые выполняли родители (законные представители) показал, что 14 человек ответили правильно лишь на 3 вопроса из 15 возможных с правом выбора правильного ответа. Такой низкий процент знаний в области культуры безопасности жизнедеятельности мог получиться ввиду отсутствия обновления и сохранения знаний, полученных в период получения образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит рекомендации об организации образовательного процесса, включающие в себя организацию обучения не только учащихся, но и педагогических работников. К сожалению, закон не предусматривает прохождение курсов повышения квалификации для родителей, и им приходится руководствоваться раннее полученными знаниями.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Для повышения процента качества знаний учащихся в области культуры безопасности необходимо организовать в образовательных учреждениях изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5 - 7 классов за счет часов учебного плана формируемой участниками образовательных отношений или за счет ис-

пользования часов внеурочной деятельности.

2. Повышение компетенции учителей в области культуры безопасности повысит эффективность формирования культуры безопасности у обучающихся. Для этого необходимо своевременно, постоянно повышать квалификацию учителей за счет регулярного прохождения курсов, вебинаров, семинаров, лекций как в очном, так и в дистанционном формате. Также на базе образовательных учреждений нужно оказывать помощь учителям в развитии и самосовершенствовании в области культуры безопасности, и ее формирования у школьников.

3. Организовать информационно - просветительскую деятельность с родителями (законными представителями), традиционными или инновационными методами.

К традиционным методам работы с родителями (законными представителями) можно отнести инструктажи, родительские собрания, привлечение специалистов в данной области для организации семинаров, лекций, бесед, распространение памяток, листовок с необходимой информацией, индивидуальную работу. Необходимо использовать инновационные методы для большего охвата информацией родителей (законных представителей), а именно проведение вебинаров, онлайн -конференций по формированию и развитию культуры безопасности.

Цель данной работы - передача нужной для родителей (законных представителей) информации в сфере формирования культуры безопасности у их детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корчемкина, Ю.В. Проектирование компонентов виртуальной образовательной среды для развития уровня самоорганизации будущих педагогов / Ю.В. Корчемкина - DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p185-190 // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2020. - 7 (185). - С. 185-190.

2. Киселева, Э.М. Подготовка педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности: проблемные аспекты / Киселева Э.М., Зуев А.В. - DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p136-141 // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - 8 (198). - С. 136-140.

3. Хихлич, О.С. Мнение родителей школьников и педагогов школ о целесообразности проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни школьников / Хихлич О.С., Борцов В.А., Гуринович Е.Г. // Медико-фармацевтический журнал Пульс. - 2021. - Т. 23. № 5. - С. 204-209.

4. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации, от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ // КонсультантПлюс : [справочно-правовая система]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения; 10.10.2021).

REFERENCES

1. Korchemkina, Yu.V. (2020), "Designing components of a virtual educational environment for developing the level of future teachers self-organization level", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 185-190.

2. Kiseleva ,E. M., Zuev, A. V. (2021), "Training of pedagogical personnel in the field of life safety: problematic aspects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 136-140.

3. Khikhlich, O.S., Bortsov, V.A. and Gurinovich, E.G. (2021), "The opinion of parents of schoolchildren and school teachers on the advisability of conducting measures to create a healthy lifestyle for schoolchildren", Medical and pharmaceutical magazine Pulse, Vol. 23. № 5, pp. 204-209.

4. Federal Law (2012), "On Education in the Russian Federation", No. 273-FZ of 29.12.2012 (as amended on 24.03.2021), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

Контактная информация: val_ufa@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.