Научная статья на тему 'Формирование культуры безопасности в контексте исследований культуры личности'

Формирование культуры безопасности в контексте исследований культуры личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
191
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / SAFETY / CULTURE OF SAFETY / CULTURE OF LICHNOSTI

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зырянова Т. В.

Рассмотрены понятия «безопасность», «культура безопасности», «культура личности», проведен анализ формирования культуры безопасности в контексте исследований культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF CULTURE OF SAFETY IS IN CONTEXT OF RESEARCHES OF CULTURE OF PERSONALITY

Concepts «safety», «culture of bezopasnosti», «culture of personality)), are considered, the analysis of forming of culture of safety is conducted in the context of researches of culture of personality.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры безопасности в контексте исследований культуры личности»

_ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ_-¿¡РЕФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Т.В ЗЫРЯНОВА,

консультант отдела по обеспечению деятельности антитеррористической и антинаркотической комиссий Красноярского края управления губернатора Красноярского края

по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: zyryanova@kraskstate.ru

Аннотация. Рассмотрены понятия «безопасность», «культура безопасности», «культура личности», проведен анализ формирования культуры безопасности в контексте исследований культуры личности. Ключевые слова: безопасность, культура безопасности, культура личности.

FORMING OF CULTURE OF SAFETY IS IN CONTEXT OF RESEARCHES OF CULTURE OF PERSONALITY

T.V. ZYRYANOVA,

consultant, anti-terrorist and antidrug commissions assurance section, security and law-enforcement

authorities interaction department of Gouverner of Krasnoyarsky kray

Annotation. Concepts «safety», «culture of bezopasnosti», «culture of personality», are considered, the analysis of forming of culture of safety is conducted in the context of researches of culture of personality. Keywords: safety, culture of safety, culture of lichnosti.

Проблема безопасности человека, общества и природы является объектом осмысления в науке, искусстве, религии, идеологии, мифологии, спорте и туризме. В культурологии, педагогике, психологии отмечается наличие различий в подходах к проблемам безопасности человека и общества в западной, восточной и русской культурах, соответственно содержание культуры безопасности включает в себя элементы западной, восточной и русской культур.

Понятие «безопасность» служит мерой (средством оценки) защищенности человека и общества от опасностей (вреда, ущерба, потерь, нежелательных последствий). Безопасность как объективная реальность проявляется в отсутствии или минимальном (достаточно низком, чтобы быть приемлемым для конкретного человека в конкретной ситуации) уровне риска возникновения ущерба интересам человека (здоровью, материальному благополучию и т.д.) в обычных условиях и при взаимодействии с вредными и опасными факторами жизнедеятельности. Безопасность зависит от внешней среды, внутреннего состояния человека, мер по защите и от способности человека к снижению риска за счет готовности к профилактике, пре-

одолению, снижению отрицательных последствий взаимодействия с вредными и опасными факторами жизнедеятельности.

Культура является сложным, многогранным, многофункциональным, постоянно развивающимся явлением, отдельные компоненты и функции которого постоянно взаимодействуют, влияют друг на друга, переходят друг в друга. Важно учитывать наличие взаимосвязей материальной и духовной культуры, культуры общества и культуры отдельной личности, процессов опредмечивания и распредмечивания культуры, влияния разных форм и проявлений культуры (запечатленной в продуктах труда, в общественных отношениях, личности педагога и т.д.) на качества личности воспитанников. Мы не пытаемся найти единственно правильное, универсальное, единственно истинное определение культуры. Каждое из имеющихся в науке определений и каждая характеристика культуры фиксируют его отдельные грани, компоненты, связи, функции.

На основе выявленных в науке свойств культуры и признаков понятия «безопасность» сформулируем основные характеристики культуры безопасности, при этом будем учитывать, что

ф- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

культура безопасности — составная часть культуры. Следовательно, наиболее фундаментальные свойства культуры как целого в той или иной степени присущи его части — культуре безопасности.

Культура воплощается в содержании, средствах и продуктах труда, направленного на преобразование предметного мира и развитие сферы человеческих взаимоотношений, включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также реализуемые в деятельности человека знания, умения и навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения. Иначе говоря, мир вещей создается человеком с учетом законов безопасности. Часть вещей является воплощением культуры безопасности в «чистом виде», поскольку они созданы специально для защиты и самозащиты людей (огнетушитель, бронежилет, жгут для остановки кровотечения и т.д.). Помимо знаний, умений и навыков (эта ее составляющая изучена в методике безопасности жизнедеятельности, реализуется в курсах экологии, валеологии, безопасности жизнедеятельности) культура безопасности включает в себя мировоззренческие идеи, нравственные и эстетические ценности, интеллектуальный опыт решения проблем безопасности, опыт безопасного общения и коммуникации в ходе совместного выживания (эти элементы культуры безопасности исследованы слабее, чем знания и умения, недостаточно они присутствуют в обучении в высшей школе).

Формами существования культуры безопасности являются материальные результаты деятельности человека, духовные ценности, деятельность людей, организация жизни отдельных людей, коллективов и общества, взаимоотношения людей в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях. Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. К таким целям и ценностям в составе культуры безопасности относятся витальные (жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, сытость, комфорт и т.д.), социальные (склонность к риску, личная независимость, жизненный успех и т.д.), политические (свобода, законность и т.д.), моральные (благо, справедливость, взаимопомощь и др.), религиозные (божественный закон,

спасение, благодать и др.), эстетические (идеал, гармония, совершенство — безопасный человек ближе к идеалу, гармонии, совершенству, чем вик-тимный человек).

Культура безопасности — определенный уровень развития творческих сил и способностей человека к профилактике рисков, предупреждению и уменьшению вреда (причиняемого вредными и опасными факторами жизнедеятельности) ему лично, ущерба другим людям и обществу. Личность выступает как носительница культуры. В ней ценности, нормы, знания и вера превращаются в поведение человека, в его отношения к другим людям и к миру. Следовательно, в учебном процессе личность педагога является носительницей культуры безопасности. В процессе воспитания ценности, нормы, знания и убеждения как составляющие культуры безопасности присваиваются в деятельности и реализуются в поведении студента, проявляясь в его отношении к проблеме безопасности других людей, общества и природы.

Освоение культуры безопасности включает в себя подготовку к опасным, экстремальным и критическим ситуациям, в том числе в процессе деятельности в реальных опасных и экстремальных условиях. На основе данных вероятностной теории смыслов, смысловой архитектонике личности специалисты по методике преподавания курса безопасности жизнедеятельности анализируют значение жизненных экстремальных (критических) ситуаций в процессе воспитания и становления личности. Ключевой момент теории — трагическая сущность личности. Она проявляется в том, что становление человека связано с преодолением экстремальных, критических ситуаций, которое сопровождается «генерированием нетривиальных фильтров предпочтения». При этом возникает необходимость принимать необыденные, оригинальные решения с целью выхода из ситуации. В результате преодоления происходит качественный подъем личности на очередную ступень своего развития и приобретения психологической устойчивости. Критические ситуации создают те эволюционные толчки, которые приводят к изменению личности. Воспитание способности человека преодолевать критические состояния происходило в процессе разрешения этих ситуаций. Человек генетически предрасположен к получению такого опыта в процессе обучения, вос-

ф- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ф-

питания, но главный результат он должен получить сам1. Освоение человеком культуры безопасности способствует расширению его возможностей в раскрытии индивидуальности, в повышении культурного и профессионального уровней, решении жизненно важных для общества и личности проблем, формировании личности, готовой действовать в непредсказуемых условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.

Главное средство передачи культуры — неповторимая индивидуальность преподавателя как носителя культуры и субъекта межличностного взаимоотношения с формирующейся уникальной личностью студента. Следовательно, попытки передачи функций транслятора культуры безопасности преподавателям, которые не имеют достаточной подготовки в сфере безопасности, не могут быть плодотворными даже при наличии специальных программ, учебников, наглядных и иных

материалов (например, по курсам безопасности жизнедеятельности, валеологии, экологии). Важнейшим условием эффективного воспитания культуры безопасности является участие в педагогическом процессе преподавателей, которые на высоком уровне владеют этим компонентом культуры.

Литература

1. Ерасов Б.С. Социальная культурология: пособие; 3 изд. М.: Аспект Пресс, 1998.

2. Культура // Рос. пед. энциклопедия: в 2 т. М., 1993. Т. 1.

3. Сулла М.Б. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. 1997. № 5.

4. ЧеуринГ.С. Самоспасение без снаряжения. М.: Русский журнал, 2000.

1 Сулла М, Заенчик В., Сергеева О. Уровни непрерывного обучения по ОБЖ // Основы безопасности жизни. 1999. № 2. С. 28, 29.

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПРАКТИКУМ КАК СРЕДСТВО МОДЕЛИРОВАНИЯ РИСКОВ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК

Р.Е. САНИН,

адъюнкт Пермского военного института внутренних войск МВД России, г. Пермь Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: saniroman@rambler.ru

Аннотация. Рассматривается проблема совершенствования качества подготовки будущих офицеров внутренних войск к действиям в экстремальных ситуациях посредством рефлексивного практикума с элементами интроспекции на основе моделирования. Целью внедрения рефлексивного практикума в учебный процесс является минимизация неблагоприятных последствий для жизни, здоровья и репутации военнослужащих внутренних войск в их будущей службе.

Ключевые слова: рефлексивный практикум, рефлексия, интроспекция, риск, моделирование, самоанализ, осознание.

REFLECTIVE PRACTICAL WORK AS THE SIMULAR OF RISKS PERSONAL SECURITY THE FUTURE OFFICERS

OF INTERNAL TROOPS

R.E. SANIN,

graduated in a military academy of the Perm military institute of internal troops

of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Perm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.