Научная статья на тему 'Формирование культуроведческой компетенции студентов с учетом регионального компонента'

Формирование культуроведческой компетенции студентов с учетом регионального компонента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шульгина Н.П.

Формированию культуроведческой компетенции студентов, созданию на занятиях по русскому языку и культуре речи культурного фона и развивающей речевой среды способствует использование регионального материала. Мотивацией учебной деятельности на основе регионального материала является желание студентов ближе познакомиться с произведениями курских поэтов и писателей, потребность в изучении истории, культуры своего народа, родного края. В учебный процесс региональный материал включается фрагментарно, тематическими блоками или систематически в соответствии с целями вузовского курса русского языка и культуры речи или задачами воспитательной работы. Основным критерием отбора текстов является насыщенность культурологическими сведениями, эстетичность содержания, структуры и лексики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of the regional materials results in the cultivation of the students' cultural competence, creation of the cultural background during the lessons of Russian Language and Speech Culture and developed speech medium. The motivation of the educational work on the basis of the regional material is a students' wish to be more knowledgeable about Kursk poets and writers' whose works are devoted to the native places and the need to study History, the culture of the nation and the native land as well. The regional materials step in the educational process with the help of fragments, thematic blocks or systematically according to the purposes of the university course of Russian language and Standard of Speech or the ones of educational work. The main criterion of the selection of the texts is the repletion of the cultural pieces of information, the aesthetics of the content, its structure and lexis.

Текст научной работы на тему «Формирование культуроведческой компетенции студентов с учетом регионального компонента»

Н.П. ШУЛЬГИНА

Курский государственный технический

университет

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Формированию культуроведческой компетенции студентов, созданию на занятиях по русскому языку и культуре речи культурного фона и развивающей речевой среды способствует использование регионального материала. Мотивацией учебной деятельности на основе регионального материала является желание студентов ближе познакомиться с произведениями курских поэтов и писателей, потребность в изучении истории, культуры своего народа, родного края. В учебный процесс региональный материал включается фрагментарно, тематическими блоками или систематически в соответствии с целями вузовского курса русского языка и культуры речи или задачами воспитательной работы. Основным критерием отбора текстов является насыщенность культурологическими сведениями, эстетичность содержания, структуры и лексики.

The use of the regional materials results in the cultivation of the students' cultural competence, creation of the cultural background during the lessons of Russian Language and Speech Culture and developed speech medium. The motivation of the educational work on the basis of the regional material is a students' wish to be more knowledgeable about Kursk poets and writers' whose works are devoted to the native places and the need to study History, the culture of the nation and the native land as well. The regional materials step in the educational process with the help of fragments, thematic blocks or systematically according to the purposes of the university course of Russian language and Standard of Speech or the ones of educational work. The main criterion of the selection of the texts is the repletion of the cultural pieces of information, the aesthetics of the content, its structure and lexis.

Каждый подлинно художественный текст - сокровищница знаний о культуре и истории народа, отражение этой культуры и истории и одновременно результат духовной деятельности человека.

Следовательно, национальная идея применительно к занятиям по русскому языку и культуре речи должна выразиться в историко-культурном наполнении содержания обучения и реализоваться через языковой анализ лучших образцов русской и современной литературы. Такой подход помогает соединить язык и культуру в процессе формирования коммуникативной и культуроведческой компетенции студентов-нефилологов.

Опыт практической работы позволяет нам говорить о том, что создать на занятиях по русскому языку и культуре речи культурный фон и развивающую речевую среду, способные положительно влиять на формирование духовных, нравственных и интел-

лектуальных качеств личности, помогает работа с произведениями, созданными нашими земляками-литераторами прошлых веков и сегодняшних дней.

Мотивацией учебной деятельности на основе регионального материала является желание студентов ближе познакомиться с произведениями курских поэтов и писателей, с произведениями, посвященными родным местам, потребность в изучении истории, культуры своего народа, родного края.

В этой связи необходимо отметить, что наш регион дает возможность объемно и наглядно знакомить студентов с русской культурой, начиная с народных песен, сказок, частушек, рассказов о святых русской земли (Феодосии Печерском и Серафиме Саровском), литературы 17-18 веков (произведений Сильвестора Медведева, Кариона Истомина, И.Ф.Богдановича) до «Записок актера Щепкина», стихотворений А.А.Фета и Н.Н.Асеева, произведений Ю.ПГермана,

- 289

Санкт-Петербург. 2008

В.В.Овечкина, К.Д.Воробьева, современных курских писателей.

«Вот пишут: малая родина... Но что это такое? Где ее границы? Откуда и докуда она простирается? Как исчислить, измерить, обскакать?, - спрашивает Е.И.Носов у себя и читателей размышления - эссе «Малая родина». И тут же сам отвечает: «По-моему, малая родина - это окоем нашего детства... ». Этот текст, как и многие другие, предоставляет богатейшие возможности для формирования культуроведческой компетенции студентов, нравственных основ и духовного потенциала личности.

Основным критерием отбора текстов является насыщенность культурологическими сведениями, эстетичность содержания, структуры и лексики.

В учебный процесс региональный материал включается по-разному: фрагментарно (в виде отдельных заданий и упражнений), в виде тематических блоков, представляющих собой систему упражнений, посвященных определенной краеведческой теме, а также систематически в соответствии с целями вузовского курса русского языка и культуры речи или задачами воспитательной работы.

Вместе с тем для глубокого и полного понимания и восприятия текста, для раскрытия «того духовного мира, который скрывается за словами» подчас необходимо осмысление заключенного в нем культурологического фона. По словам М.М.Бахтина, происходит «встреча между лингвистикой и другими науками, сферами культуры и жизни».

Именно поэтому в опыте нашей работы учебная деятельность студентов-нефилологов с региональным материалом в аудиторной и внеаудиторной образовательной деятельности носит интегрированный характер: здесь и размышление над художественным текстом, обогащение словарного запаса топонимической лексикой, и знакомство с географией, биологией, историей и др.

В процессе подготовки дидактических материалов мы определили круг необходимых фоновых культурологических знаний и форму их предъявления: исторические справки, справочники, словари, учебное пособие «История Курского края и города Курска», исторические и литературные источники, книги по географии, культуре и т.п. В процессе работы студенты обращаются к карте Курской области, к литературной карте Курского края: Фетовская Воробьевка в Золотухинском районе; города Щигры и Льгов, связанные с именем А.П.Гайдара; в Курске, Обояни, Льгове и Дмитриеве служил фининспектором отец Юрия Герамана; в «Курских краях» прошло детство Н.Асеева (он родился во Льгове); в Нижнем Реутце Медвенского района родился К.Д.Воробьев.

Резюмируя сказанное, подчеркнем, что использование текстов произведений курских писателей помогает нам создать условия для реализации культурологического аспекта в обучении русскому языку и культуре речи. Работа с такими текстами способствует формированию языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции студентов, помогает развитию чувства слова, языкового чутья, рождению языковой индивидуальности

290 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.