Научная статья на тему 'Формирование культурно-просветительских компетенций магистров'

Формирование культурно-просветительских компетенций магистров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
918
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТР / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТ / MASTER / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY / COMPETENCES / PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Протасова Светлана Викторовна

В статье рассматриваются пути формирования культурно-просветительских компетенций магистров педагогического образования. Основу технологии формирования компетенций составляет разработка просветительского проекта в одном или нескольких видах искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Протасова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of cultural and educational Master`s competences

The article describes the ways of formation of cultural and educational competences of Masters оf pedagogic education. The development of educational project within the province of one or more art forms are basic to the technology of development of competences.

Текст научной работы на тему «Формирование культурно-просветительских компетенций магистров»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378

Протасова Светлана Викторовна

кандидат педагогических наук Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

svikt29@rambler.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

МАГИСТРОВ

В статье рассматриваются пути формирования культурно-просветительских компетенций магистров педагогического образования. Основу технологии формирования компетенций составляет разработка просветительского проекта в одном или нескольких видах искусства.

Ключевые слова: магистр, культурно-просветительская деятельность, компетенции, проект.

Просветительская деятельность имеет длительную историю становления и развития в отечественной культуре. Сегодня насчитываются тысячи организаций, союзов, ассоциаций, обществ, фондов, центров и иных объединений, занимающихся просветительской деятельностью. Решение задач, которые выполняют различные просветительские программы, связаны с использованием научного, культурного, экономического, политического, медицинского и т.д. потенциала и возможностей в интересах личностного развития граждан.

В законодательных документах просветительская деятельность определена как совокупность образовательных мероприятий по изучению и целенаправленной пропаганде научных знаний и других социально значительных сведений, направленных на формирование общей культуры человека, комплекса его интеллектуальных способностей к профессиональному действию и получению необходимых знаний [2].

Политика государства в сфере просвещения находит отражение и в системе высшего образования. Культурно-просветительская деятельность сегодня является важной составляющей подготовки выпускника вуза: бакалавра и магистра.

Характеристика профессиональной деятельности магистров в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте высшего профессионального образования связана со способностью решения профессиональных задач в педагогической, научно-исследовательской, проектной, управленческой и культурно-просветительской деятельности [3].

Культурно-просветительская деятельность выпускника связана с изучением и формированием культурных потребностей и повышением культурно-образовательного уровня населения, разработкой стратегии просветительской деятельности; созданием просветительских программ и их реализацией; использованием современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач; формированием художественно-культурной среды, способствующей удовлетворению культурных по-

требностей и художественно-культурному развитию отдельных групп населения [3].

Перечисленные виды деятельности направлены на формирование ряда компетенций магистров в данной области, среди которых способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17); готовность разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18); способность разрабатывать и реа-лизовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19); готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20); способность формировать художественно-культурную среду (ПК-21) [3].

Культурно-просветительские компетенции магистра по профилю подготовки «Развитие личности средствами искусства» формируются в процессе освоения таких дисциплин Основной образовательной программы высшего профессионального образования, как: «Методология и методы научного исследования», «Интерпретация художественного текста», «Синтез искусств в педагогическом процессе», «Организационно-творческая работа с художественно-творческим коллективом», «Научно-педагогическая практик» и др.

Перечисленные дисциплины лишь частично ориентированы на культурно-просветительский аспект деятельности будущего магистра в области педагогического образования. Поэтому в вариативную часть профессионального цикла в учебный план магистратуры включена дисциплина, которая направлена на фундаментальную культурно-просветительскую подготовку - «Просветительская деятельность в области искусства», общая трудоемкость которой составляет 3 зачетных единицы (108 часов). Дисциплина читается во втором семестре, формой промежуточной аттестации является экзамен.

В результате освоения дисциплины магистры знакомятся с законодательными актами в области просвещения, особенностями просветительской деятельности и ее основными формами, услови-

186

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014

© Протасова С.В., 2014

Формирование культурно-просветительских компетенций магистров

ями проведения просветительских мероприятий в области искусства, приобретают навыки просветительской деятельности, свободного общения с аудиторией, осуществляют экспертизу просветительских мероприятий.

Одной из задач изучения дисциплины является создание условий для самостоятельной учебной и исследовательской работы магистров. Такая работа предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов курса на основе соответствующей научной литературы; подготовку презентаций Power Point; анализ литературы по теме проекта.

Основу реализации учебно-исследовательской работы магистров составляет разработка просветительского проекта в одном или нескольких видах искусства.

Задание проекта обязательно ориентировано на получение конкретного результата и включает исследовательский элемент. Магистранты самостоятельно выбирают значимую в исследовательском и творческом плане проблему, которая требует интегрированного подхода для ее решения, исследовательского поиска. Следующим шагом выполнения проекта является структурирование его содержательной части и подготовка отчета по проектному заданию.

Проект просветительского мероприятия в области искусства должен содержать разделы: проблема, ее описание, цель и задачи, содержание, место проведения, материально-техническое и финансовое обеспечение, ожидаемый итог.

Выбор значимой проблемы. На данном этапе работы над проектом магистры анализируют ситуации, диагностируют проблему, вырабатывают и осмысляют пути ее решения. Начальный этап работы связан с изучением интересов аудитории и основан на проведении мониторинга культурных потребностей, анализа запросов предполагаемой аудитории. Решение этой задачи предполагает изучение правительственных постановлений и документов по культурной политике государства и города. Для определения круга интересов и запросов, возраста, образования будущих слушателей, магистры используют сочетание формализованных (тестирование, анкетирование) и неформализованных методов (наблюдения, беседы с руководителями учебных учреждений и учащимися, анализ результатов учебно-профессиональной деятельности и т.д.).

Следующий этап работы над проектом связан с описанием проблемы, которую он решает, причин его значимости, сферы применения.

Раздел «Описание проблемы» должен отражать обстоятельства, побудившие написать проект, значимость проблемы в регионе, обществе, ее значимость в конкретном регионе или в целом для общества, масштабы проекта.

На основе изучения потребностей и интересов аудитории формулируются цель и задачи проекта.

Цель является отражением той проблемы, которую предстоит решить, формируя образ желаемого результата. Поэтому цель увязана с проблемой, указывает путь ее решения и конкретизируется в задачах, как промежуточных результатах.

Содержание проекта представляет технологический его этап и подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленной на решение поставленных задач. На этой стадии работы над проектом магистры выбирают технологический инструментарий, который связан с описанием конкретных этапов работы. В этом разделе описываются реальные технологии и мероприятия, направленные на достижение заявленной цели.

Просветительские проекты могут разрабатываться как комплекс мероприятий, объединенных в циклы, как отдельные программы. Темы мероприятий и их актуальность зависят от потребностей аудитории и их цели. Один просветительский проект может содержать одну и более идей, которые последовательно должны реализовываться на всех этапах его проведения.

Форма мероприятий определяется их тематикой, возрастом аудитории, для которой они предназначены. Форма обуславливает организационную сторону работы, определяет «каким образом должна быть организована работа?». Формами просветительских мероприятий в области искусства могут быть лекции, концерты, беседы, диспуты, встречи (со слушателями, с деятелями искусства), фестивали, мастер-классы, семинары, конференции.

Представим методические рекомендации по разработке просветительского мероприятия.

Основное внимание в подготовке мероприятия должно уделяться составлению сценария, основанному на жанрово-стилевом подходе и документа-лизме. Такой подход позволит гармонично соотнести художественный и документальный материал. Художественная значимость, воспитательная направленность и целесообразность предлагаемых сведений являются основными принципами построения сценария каждого мероприятия. Чтобы программа не была перегружена теоретическим материалом и полноценно воспринималась аудиторией, необходимо дидактически переработать материал, применяя синтез искусств.

Методические рекомендации по составлению сценария концертно-просветительской работы подробно описаны Л.Л. Мельниковой. Автор рекомендует в построении сценария придерживаться трехчастной структуры: вступление, основная часть, заключение [1].

Вступление должно быть кратким, так как основная его цель - привлечь внимание и заинтересовать аудиторию.

В середине программы целесообразно располагать более лёгкий материал, сокращая словесную

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014

187

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

часть, компонуя материал по принципу контрастности. Включение в программы элементов театрализации (несколько ведущих программы, костюмированные сказочные, исторические, современные персонажи и т.д.) позволит сделать мероприятие динамичным, ярким и запоминающимся для аудитории.

Финал является результатирующим этапом мероприятия. В этой связи важно подобрать материал таким образом, чтобы зрители получили позитивные эмоции, сохранив эмоциональное состояние и настроение после посещения программы.

Общая продолжительность мероприятия не должна превышать 60 минут.

Выбор актуальной темы, подбор разнообразного материала, соблюдение основных принципов и правил составления сценария являются фундаментом его подготовки.

Место проведения просветительского проекта. В проекте необходимо указать территорию, на которой он будет реализовываться. Площадками для проведения просветительских мероприятий могут выступать образовательные учреждения общего, среднего профессионального, дополнительного образования, центры, клубные учреждения, студии, музеи, галереи, фонды и т.д.

Чем шире охват зрительской аудитории, география проведения мероприятия, тем эффективнее будет решаться проблема, заявленная в проекте просветительного мероприятия на различные типы аудитории.

Финансовое обоснование проекта. В разделе должны быть представлены ответы на вопросы: сколько необходимо средств на осуществление проекта, на какие цели будут израсходованы средства, собранные для реализации проекта (например: подарки, сувениры, цветы и т.д.). В данном разделе указывается наличие материально-технической базы организаторов проекта, дополнительные источники финансирования (взносы; средства учредителей; благотворительные пожертвования; спонсорские отчисления; и т.д.).

Ожидаемый итог предполагает оценку, анализ и обобщение результатов реализации проекта. На этой стадии работы над проектом определяются дальнейшее перспективы и направления деятельности, с учетом детализированных полученных данных.

Оценка выполнения проекта может проводиться по ряду количественных, технологических, экономических показателей, конкретизирующихся через критерии. Критериями количественных по-

казателей является востребованность проекта, количество участников и мероприятий, оценка общественного мнения и т.д.

Технологические показатели измеряют уровень организации мероприятий, четкость и эффективность, слаженность действий его участников. Важно наладить обратную связь с аудиторией, чтобы понять степень воздействия программы на аудиторию. Экономические показатели оценивают соотношение затрат с культурно-просветительским эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов. В разработанных проектах результаты должны быть измеримы, его осуществление должно улучить ситуацию. На этом этапе необходимо сопоставить результаты с блоком целей и задач.

Завершающая стадия работы над проектом -создание презентации, которая наглядно информирует о стадиях его выполнения и является формой отчетности магистранта по выполненной работе. Качество выполненного проекта показывает степень изучения проблемы, заинтересованность студента, уровень сформированности компетенций.

Таким образом, необходимость формирования культурно-просветительских компетенций магистров продиктована современными реалиями, связанными с необходимостью транслировать населению систему идеалов и ценностей в сфере культуры и искусств, ФГОС ВПО и требованиями работодателей к уровню подготовки магистров художественно-творческого профиля.

Библиографический список

1. Мельникова Л.Л. Основы организации кон-цертно-просветительской работы в музыкальных учебных заведениях. - Магнитогорск: МаГК; МГОПУ, 2007. - 132 с.

2. Постановление Правительства Москвы от 03.10.2009 г. № 1191-ПП «О комплексе мер по обеспечению государственной поддержки развития просветительской деятельности в городе Москве на 2009-2012 гг.» // ИА «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/293043/#ixzz3 0 G7R8ewK (дата обращения 09.05.2014).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (Квалификация (степень) «Магистр») // Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. №35.

188

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.