Научная статья на тему 'Формирование культурно-досуговых традиций российского общества в Петровскую эпоху'

Формирование культурно-досуговых традиций российского общества в Петровскую эпоху Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1799
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РАЗВИТИЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ / ДОСУГ / SOCIO-CULTURAL INSTITUTIONS / DEVELOPMENT OF CULTURE / LEISURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коргожа Наталья Степановна

В статье представлены основные характеристики культурно-досуговой деятельности в России Петровской эпохи, по таким ее направлениям, как образование, музейное дело, профессиональная подготовка, государственная культурная политика, народное художественной творчество, библиотечная деятельность и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of cultural and leisure traditions of the russian society in Peter’s age

The article presents the main characteristics of cultural and leisure activities in Russia in Peter's time, in such areas as education, museum science, professional training, state cultural policy, folk art, library, etc.

Текст научной работы на тему «Формирование культурно-досуговых традиций российского общества в Петровскую эпоху»

Литература

1. Федеральный закон от 08.05.2010. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные

акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

2. 131 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринима-

тельства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 года; 22, 23 июля 2008 года; 2 августа, 27 декабря 2009 года; 5 июля 2010 года; 1 июля 2011 года).

4. Абанкина Т. В. Оптимизация сети: Технологии управления и модели финансирования организаций культуры в свете реформ // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2006. - № 2. -С. 8-16.

5. Дитрих Ван Веринг. Экономическое значение культуры и искусства [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://usersmark-itt.ruwww.i-art. udm.ru/katinka.htm

6. Коуэн Т. Похвала коммерческой культуре [Электронный ресрус]: Tyler Cowen. In Praise of Commer-

cial Culture.

7. Левшина Е. А. Культурные индустрии: новые грани культурного процесса // Справочник руководи-

теля учреждения культуры. - 2005. - № 8 (август). - С. 44-49.

8. Рудич Л. И. Организационно-экономические аспекты регионального развития декоративноприкладного искусства, народных промыслов и ремесел: монография / под науч. ред. Е. Л. Кудриной. - Кемерово, 2008. - 162 с.

9. Тульчинский Г. Л. Технология менеджмента в сфере культуры. - СПб.: СПбГАК, 2003. - 192 с.

10. Утин Е. В., Веселина Т. А., Рудич Л. И. Предпринимательская деятельность в социальнокультурной сфере: учеб.-метод. пособие для слушателей системы дополнительного профессионального образования кадров социально-культурной сфер. - Кемерово: КемГУКИ, 2006. - 96 с.

11. Хангельдиева И. Г. Культура и предпринимательство в современной России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: interrun.ru/prepfpk.html

12. Экономика культуры / отв. ред. А. Я. Рубинштейн. - М.: Слово, 2006.

УДК 316

Н. С. Коргожа

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ТРАДИЦИЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ПЕТРОВСКУЮ ЭПОХУ

В статье представлены основные характеристики культурно-досуговой деятельности в России Петровской эпохи, по таким ее направлениям, как образование, музейное дело, профессиональная подготовка, государственная культурная политика, народное художественной творчество, библиотечная деятельность и др.

Ключевые слова: социокультурные учреждения, развитие сферы культуры, досуг.

N. S. Korgozha

FORMATION OF CULTURAL AND LEISURE TRADITIONS OF THE RUSSIAN SOCIETY IN PETER’S AGE

The article presents the main characteristics of cultural and leisure activities in Russia in Peter's time, in such areas as education, museum science, professional training, state cultural policy, folk art, library, etc. Keywords: socio-cultural institutions, development of culture, leisure.

В начале XVIII века в социально-культурной сфере всех слоев российского общества произошли радикальные перемены, связанные с петровскими преобразованиями, главной целью которых было создание сильной европейской державы. По обилию новых явлений в культурной жизни России первая четверть XVIII века не имеет аналогов в отечественной истории. В эпоху Петра I начала формироваться новая государственная культурная политика, направленная на усиление ее светских начал и активное проникновение западноевропейских элементов культуры. Большое влияние на развитие социальнокультурной сферы России в первой половине XVIII века оказали идеи западноевропейского Просвещения, стремление России стать равноправной страной с другими европейскими государствами, светский характер ценностных ориентаций в обществе, культурное расслоение российского общества.

Рассмотрим основные черты европеизации социально-культурной сферы: формирование государственной культурной политики, создание системы новых социальнокультурных учреждений, регламентированный характер социально-культурной деятельности, появление ассамблей, распространение европейской мифологической системы мышления, развитие новых форм и видов досуговых занятий, формирование нового праздничного календаря, углубление сословного характера культурно-досуговой деятельности.

В Петровскую эпоху была создана система социокультурных учреждений, основная задача которых состояла в приобщении к культурным ценностям различных категорий населения: светские учебные заведения, научные библиотеки, общедоступные театры, музеи, выставочные залы, типографии гражданской печати.

При Петре I создавалась система государственных светских школ, дававших практические знания, основанная на принципах государственности, сочетания профессиона-

лизма с энциклопедичностью, преобладания в учебных планах математики, навигационных и морских наук. В 1701 году в Москве по указу Петра I была открыта школа математических и навигацких наук для подготовки специалистов военного и морского дела. В школу принимались подростки в возрасте от 12 до 17 лет всех сословий, кроме детей крепостных крестьян. Школа имела три ступени обучения: российская школа, арифметическая школа, специальные классы, в которых большое внимание уделялось практическим занятиям. Для обучения детей дворян, государственных служащих, зажиточных мещан в возрасте от 10 до 15 лет по указу Петра I в 1714 году были созданы во многих губерниях России цифирные школы - начальные государственные учебные заведения. Обучали в этих школах чтению, письму, арифметике, геометрии, и учеба считалась одним из видов обязательной государственной службы.

В первой четверти XVIII века появляются школы специального профессионального обучения, в которых готовили инженеров, мореходов, кораблестроителей, гидрографов, медиков, переводчиков, канцелярских служащих. В 1707 году была открыта медицинская школа при московском военном госпитале, в 1711 году - инженерная школа, в 1721 году - школа для канцелярских служащих, при уральских заводах возникли горнозаводские училища, для подготовки духовенства открывались епархиальные школы. В сельской местности сохранялись школы грамотности, в которых обучали детей крестьян, в дворянских семьях было распространено домашнее обучение.

Создание государственной системы образования потребовало издания множества учебников, справочников, наглядных пособий, художественной литературы. В 1708 году церковнославянский шрифт был заменен более легким для чтения гражданским шрифтом, проведенная реформа алфавита, безусловно, способствовала повышению уровня грамотности населения. Как писал позже

М. В. Ломоносов, «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

До реформ Петра I музейные собрания формировались в храмах и монастырях, где хранились предметы изобразительного и декоративно-прикладного творчества, а также в резиденциях богатых князей и бояр, существовавших в форме сокровищниц. В Петровскую эпоху составление художественных коллекций стало широко внедряться в быт высших слоев общества, когда началось планомерное приобретение произведений изобразительного искусства в Западной Европе. Первая публичная картинная галерея была открыта в 1719 году в Кунсткамере. Известным коллекционером петровской эпохи был А. Д. Меншиков, в живописное собрание которого входило не менее 143 картин, изображавших пейзажи, натюрморты, батальные сцены, библейские сюжеты и портреты членов царской семьи и западноевропейских монархов [1, с. 215].

Первым музеем естественнонаучного профиля в России была Кунсткамера, открытая в 1719 году в Кикиных палатах близ Смольного Дворца. В состав экспозиций Кунсткамеры вошли Натур-кабинет, где хранились анатомические диковины, рыбы, скелеты, Кунст-кабинет и Минц-кабинет. Эти коллекции пользовались большим успехом у посетителей, однако их круг был ограничен.

В 1718 Петр I издал указ о проведении ассамблей - общественных собраний в дворянских домах, которые способствовали публичному проведению досуга, внедрению европейской модели общения, усвоению хороших манер, раскрепощению русских женщин. Термин «ассамблея» в переводе с французского означает «общее собрание какой-либо организации», «бал, общественное собрание в эпоху Петра I». В первой половине XVIII века ассамблеи проводились во многих европейских странах, идею организации ассамблей Петр I привез из Франции, где

он в 1717 году познакомился с устройством парижских общественных собраний.

Петровские ассамблеи были летними и зимними, и на них приглашались: «дворяне, гражданские чиновники, офицеры, почетные купцы, известные художники, мастеровые и корабельные плотники, и все они со своими женами и детьми» [3, с. 108]. Ассамблеи проходили в светских беседах, обсуждении последних новостей, играх, танцах, обязательной частью ассамблей была трапеза.

В 1712 году Петербург становится столицей Российской империи, в которой разместились Императорский двор, Сенат, Синод, Петровские коллегии, Адмиралтейство и Иностранные коллегии. Петербург быстро приобрел черты столицы могущественной державыз украшенной величественными правительственными зданиями, роскошными дворцами русской знати, богатыми храмами, просторными площадями и широкими улицами.

Нововведений в быту привилегированных слоев населения было так много, что потребовалось специальное пособие, в котором описывались правила хорошего тона. В 1717 году вышло в свет пособие «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», в котором содержались советы о том, как вести себя в обществе, в церкви, дома, какими должны быть отношения между родителями и детьми, как принимать гостей, какими добродетелями должны обладать молодой человек и молодая девушка. Это пособие является учебником житейской мудрости, в котором отражены нравственные принципы человека, живущего в новой петровской России: «молодой шляхтич или дворянин, если он успевает в своем обучении, а особенно в языках, конной езде, танцах, шпажной битве, если может добрый разговор поддержать, красноречив и начитан, то он при таких способностях может стать хорошим придворным человеком» [2, с. 155].

Петр I, вернувшись в Москву из заграничного путешествия по Голландии, Англии, Австрии, Германии с «великим посольством», издал указ в августе 1698 года об обязательном бритье бороды. Желающие сохранить бороду должны были отныне платить налог, освобождались от уплаты налога лишь духовные лица. Все уплатившие налог, получали медный знак, свидетельствующий о том, что ношение бороды оплачено. По мнению С. М. Соловьева, «борода стала знамением в борьбе двух сторон», т. к. «человек, прежде всего, в свой наружности, одежде и уборке волос старается выразить состояние своего духа, свои чувства, свои взгляды и стремления».

В декабре 1699 года последовал указ Петра I об обязательном ношении иноземного платья всем, кроме священников, крестьян и извозчиков, у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды: немецкой, венгерской, саксонской, французской. Пошив и продажа старой одежды запрещались, за ношение старомодной длиннополой одежды царские чиновники требовали уплаты пошлины, если денег у горожан не оказывалось, то обрезали полы старого кафтана до колен. Мужчинам предписывалось носить парики, рубашки с кружевными манжетами и воротниками с оборками, камзолы, кафтаны, сшитые из плотного шелка или бархата, короткие мужские штаны - кюлоты, белые шелковые чулки, модные туфли на невысоком каблуке с металлическими пряжками или высокие сапоги-ботфорты. Неотъемлемыми атрибутами костюма дворянина были шляпа, перчатки, карманные часы на цепочке и трость. Женская одежда состояла из нижнего, глухого платья с глубоким вырезом-декольте, зашнурованного снизу вверх корсета и верхнего платья - распашного с разрезом впереди от подола до пояса. Богатый женский костюм дополняли высокие прически, веера, дорогие украшения - серьги, броши, кольца, браслеты, колье, диадемы. Законодательная регламентация одежды была осуществлена

в 1700 году и разделила российское общество на две части - тех, чей образ жизни должен быть европейским и соответствовать европейским стандартам, и тех, кто должен был жить на основе старых патриархальных традиций.

В декабре 1699 года Петр 1 издал указ об изменении летосчисления в России. По старорусскому обычаю, принятому из Византии, годы исчислялись от мифического Сотворения мира, и Новый год в России начинался 1 сентября. Петр I предписал считать 7208 год от Сотворения мира по старому календарю 1700 годом от Рождества Христова по новому календарю как в православной Европе. С 1 января 1700 года Россия стала жить по новому юлианскому календарю, только для церкви Петр I разрешил сохранить старое летосчисление.

Указ царя содержал предписания относительно празднования Нового года: поздравлять друг друга и дарить подарки, дома украшать еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками, устраивать фейерверки и пушечную пальбу. В царствование Петра I массовым тиражом стали издавать календари, которые содержали много полезной информации по различным отраслям знаний. В помощь желающим овладеть правилами речевого этикета в 1708 году была издана книга «Приклады, как пишутся комплименты разные», в которой были представлены образцы различных поздравлений и писем разнообразного содержания.

Таким образом, главной особенностью этого исторического периода было формирование государственной культурной политики, создание системы социокультурных учреждений, развитие новых форм досугового времяпрепровождения, развитие новых видов досуговых занятий, формирование нового праздничного календаря, углубление сословного характера культурно-досуговой деятельности, дальнейшее развитие народного художественного творчества.

Литература

1. Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII века. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СПбГУКИ, 2004. - 408 с.

2. Домострой. Юности честное зерцало. - СПб.: Издат. дом «Азбука-классика», 2008. - 208 с.

3. Терещенко А. В. История культуры русского народа. - М.: Эксмо, 2006. - 736 с.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Н. М. Трусова

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

ROUND TABLE N. M. Trusova

ACTUAL PROBLEMS OF SOCIO-CULTURAL SERVICE AND TOURISM

27 сентября в Кемеровском государственном университете культуры и искусств прошел межвузовский круглый стол «Актуальные проблемы социально-культурного сервиса и туризма», посвященный Дню туризма.

В роли Ведущей круглого стола выступила заведующая кафедрой экономики социальной сферы, д. э. н., профессор кафедры мировой экономики Кемеровского института (филиала) РГТЭУ И. А. Кудряшова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.