Научная статья на тему 'Формирование критического мышления у студентов педагогического вуза на математических дисциплинах'

Формирование критического мышления у студентов педагогического вуза на математических дисциплинах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МАТЕМАТИКА / СТУДЕНТ / ОБУЧЕНИЕ / ЗАДАЧА / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шустова М.В., Кашлач И.Ф., Терпугова О.А.

Статья посвящена исследованию процессов формирования критического мышления у студентов педагогического вуза на математических дисциплинах. Особую актуальность в современных условиях перманентного реформирования образовательной системы приобретают компетенции педагога, которые продуцируются посредством соответствующего уровня обучения будущих педагогов. Так, автором отмечается роль критического мышления, которое формируется на математических дисциплинах, как составляющего компонента системных специфических умений студентов педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шустова М.В., Кашлач И.Ф., Терпугова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование критического мышления у студентов педагогического вуза на математических дисциплинах»

Формирование критического мышления у студентов педагогического вуза на математических дисциплинах

Шустова Марина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования, Тюменский государственный университет" Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, mari-shust@bk.ru

Кашлач Ирина Фёдоровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования, Тюменский государственный университет" Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, ira.kashlach.63@mail.ru

Терпугова Ольга Александровна,

старший преподаватель кафедры физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования, Тюменский государственный университет" Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, lapulay-08@mail.ru

Статья посвящена исследованию процессов формирования критического мышления у студентов педагогического вуза на математических дисциплинах. Особую актуальность в современных условиях перманентного реформирования образовательной системы приобретают компетенции педагога, которые продуцируются посредством соответствующего уровня обучения будущих педагогов. Так, автором отмечается роль критического мышления, которое формируется на математических дисциплинах, как составляющего компонента системных специфических умений студентов педагогических вузов. Ключевые слова: критическое мышление, математика, студент, обучение, задача, развитие.

0

(Ч *

01 г

Современный этап в развитии человечества рассматривают как эпоху возникновения и развития информационного общества. Огромные массивы разнообразной информации доступны для общественности. К тому же, современные интернет-технологии позволяют получать любую информацию в любое время.

В этих условиях особое значение приобретает умение находить нужную информацию в различных источниках и критически ее переосмысливать, что, в свою очередь, приводит к формированию базовых знаний. Соответственно, актуален данные вопрос и в процессах становления специалиста педагогического ВУЗа. Целью данной статьи является исследование формирования критического мышления у студентов педагогического вуза на математических дисциплинах, которые обладают перспективными методами в его освоении.

Критическое мышление - это способ мышления, который помогает ориентироваться в информационной среде для познания себя и окружающего мира.

Концепция критического мышления известна и разрабатывается уже много десятилетий. Термин "критическое мышление" начал применяться в середине прошлого века. Проблему развития критического мышления исследовали с философской, психологической и педагогической точек зрения. В рамках данной статьи стоит отметить наработки таких исследователей, как: Бекбаева Ж.С., Виноградова М.В., Мальчукова Н.Н., Волков Е.Н., Каме-нецкая В.В., Машкова Л.Н., Хабарова Е.В., Кле-пальченко И.А., Попова Е.П., Климанова А.В., Левченко В.В., Терно С.А. [1-8].

Рассмотрение структур или элементов критического мышления ведет к рассмотрению структур и элементов мышления: целей, задач, вопросов, предположений, понятий, эмпирических соображений, выводов, результатов и последствий, возражений со стороны альтернативных точек зрения, критериев. Критическое мышление является основой научного мышления и проявляется как математическое мышление, историческое мышление, антропологическое мышление, экономическое мышление, нравственное мышление и философская мысль [5].

Люди, которые критически мыслят, пытаются жить рационально, разумно. Они используют интеллектуальные инструменты, которые предлагает

критическое мышление: понятие и принципы, которые позволят им анализировать, оценивать и улучшать процессы мышления.

Развитие критического мышления помогает:

- формулировать вопросы и проблемы четко и понятно;

- собирать и оценивать нужную информацию, используя абстрактные идеи, интерпретировать эту информацию и эффективно доводить до обоснованных выводов и решений, проверяя их по соответствующим критериям и стандартам;

- объективно рассматривать альтернативные мнения, признания и оценки;

- эффективно взаимодействовать с другими в выяснении и решении сложных проблем [8].

Формирование критического мышления реализуется в процессе формулирования проблемы, решении проблемных ситуаций, выполнении творческих работ, проектов. Анализируя и сравнивая альтернативные точки зрения студенты находят собственное решение проблемы, подкрепляя ее глубокими доказательствами.

Формирование навыков критического мышления у студентов реализуется через такие виды деятельности, как дидактическая игра, деловая игра, "мозговой штурм", дискуссия, научно-практическая конференция, научно-исследовательская работа [3].

Формирование и развитие критического мышления происходит при обработке информации, решении задач, оценке и анализе ситуации и т.п., поэтому математические дисциплины являются лучшим инструментом достижения поставленной цели.

Существуют интерактивные методы, которые целесообразно использовать на соответствующих этапах лекции или практики с целью создания условий для формирования и развития критического мышления. Среди них: проблемно-поисковый, метод целесообразных задач, конкретно-индуктивный, абстрактно-дедуктивный, использование софизмов, метод «Кубирования», метод «Пресс» и др. Все эти виды обусловливают активный обмен информацией через диалог, который имеет познавательный и развивающий потенциал. Организация взаимодействия через диалог требует серьезной подготовки со стороны преподавателя, открытости, ухода от стереотипов, толерантности. При этом нужны методики, которые обусловливают процесс совместного поиска ответов на поставленные вопросы в условиях недостаточности первичной информации [1].

Развитие критического мышления в процессе изучения математики носит несколько инновационный характер, однако применение данной технологии в образовательном процессе способствует формированию умений и навыков принятия решений, адекватному реагированию на проблемные ситуации, влияет на стремление учащихся к саморазвитию, самосовершенствованию и творческой самореализации, учит эффективно взаимодействовать с людьми, делать собственный выбор, осознавать свое место в обществе, а, следова-

тельно, и определяет позицию будущего поколения граждан России.

Особенности учебного процесса, построенного на принципах развития критического мышления, это [6]:

— использование задач, решение которых требует мышления высшего уровня;

— учебный процесс предполагает исследование учащимися определенной темы, которое осуществляется путем интерактивного взаимодействия между ними;

— результатом обучения является не усвоение фактов и мыслей, а выработка собственных суждений по данной теме;

— осуществление оценивания результатов с использованием обратной связи «студенты - педагог»;

— учебный процесс требует от студентов достаточных навыков оперирования доказательствами;

— студенты должны быть мотивированы к обсуждению проблемы.

Изучение математики предоставляет широкие возможности для развития критического мышления учащихся путем использования ее инструментария. И наоборот, уделяя внимание специальным методам развития критического мышления учащихся, можно будет достичь лучших результатов в решении математических задач [7].

Составляя конспект занятия в традиционных технологиях, педагоги обычно четко разделяют этап изучения нового материала и этап решения задач по данной теме. Таким образом, теряется возможность построить процесс рассмотрения нового материала как процесс постепенного решения учащимися задач под руководством учителя, что приводит к открытию учащимися новых математических фактов и более глубокого их осознания. Во время рассмотрения нового материала целесообразно предложить студентам задачи: определить, является ли правильным определенное утверждение или нет. Например, утверждение, которые, на первый взгляд, кажутся студентам очевидными, но для определения их ошибочности нужно мышление более высокого уровня [4].

Решение подобных задач способствует формированию у учащихся привычки задумываться над точностью и обоснованностью использованных понятий, терминов, умения находить и оценивать возможную их замену, искать альтернативные суждения.

К примеру, формируя у учащихся представление о круге и его элементах, целесообразно задать студентам простейший вопрос о том, является ли правильным утверждение «диаметр круга -это два радиуса». Большинство студентов сразу ответят положительно, некоторые начинают сомневаться. Далее предлагается студентам продемонстрировать случай, когда это утверждение является ложным, и в довершение требуется от студентов добавить к утверждению определенное условие, которое сделало бы его правильным (диаметр - это два радиуса, что лежат на одной

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч *

01 Z

прямой). Помимо лучшего усвоения понятия «диаметр круга» решение такой задачи позволяет обратить внимание студентов на разницу между понятиями отрезок (как фигура) и длина отрезка (как величина).

Существуют три уровня задач на развитие критического мышления студентов:

— задачи первого уровня, направленные на запоминание информации (они могут начинаться словами: «почему», «как», «перечислите», «выберите», «объясните, почему» и т.п.) и на ее понимание (начинаются словами: «сравните», «перефразируйте», «какова главная идея»и т.п.);

— задачи второго уровня, направленные на развитие умения анализировать информацию (начинаются словами: «какой вывод можно сделать», «как доказать», «сформулируйте различия», «что общего» и т.п.) и находить ее применение (начинаются словами: «каким образом вы бы воспользовались», «который способ выбрали бы», «что можно изменить» и т.п.);

— задачи третьего уровня, которые способствуют развитию умения оценивать информацию (начинаются словами: «вы согласны с», «каково ваше мнение о», «каким образом вы бы доказали» и т.п.) и формированию творческих способностей студентов (начинаются словами: «каким образом улучшить», «предложите альтернативу», «спрогнозируйте последствия »и т.п.).

Рассмотрим систему задач, которые можно выполнить во время рассмотрения первой аксиомы стереометрии. Расположим их в соответствии с только что перечисленными уровнями:

О чем говорится в первой аксиоме стереометрии (какой бы ни была плоскость, существуют точки, принадлежащие ей, и точки, не принадлежащие данной плоскости, 1 уровень)?

Какую аксиому планиметрии она напоминает (какой бы ни была прямая, существуют точки, принадлежащие ей, и точки, не принадлежащие данной прямой, 2 уровень)?

Чем они отличаются (в первой речь идет о плоскости, во второй - о прямой, 2 уровень)?

Каким был бы результат, если бы не выполнялась бы первая аксиома стереометрии (мир был бы плоским, 3 уровень)?

Если бы не выполнялась аналогичная аксиома планиметрии (мир ограничивался бы одной прямой, 3 уровень)?

В чем заключается значение этих аксиом для формирования научного мироощущения человека (они позволяют выйти из одного пространства в другое, который имеет одно измерение больше, 3 уровень)?

Решение таких систем упражнений с одной стороны способствует развитию критического мышления студентов, а с другой - оптимизирует процесс изучение учебного материала, в данном случае - стереометрического [2].

Рассмотрим особенности решения математических задач с использованием элементов технологии развития критического мышления студентов

во время закрепления и использования материала, который изучается.

Решая задачу, необходимо помнить, что во время использования элементов технологии развития критического мышления главным является процесс, а не результат. Поэтому важно не в только содержание задачи, а организация процесса ее решения. Главными признаками критического мышления студентов при решении задач считаем такие умения:

— делать логические выводы;

— принимать обоснованные решения;

— давать оценку полученной информации и умственному процессу;

— быть направленным на результат.

Существуют разнообразные методы обучения

решения задач и упражнений: подражание, метод проб и ошибок, постепенного осложнения, эвристических наставлений и др. Среди них больше всего соответствуют технологии развития критического мышления метод проб и ошибок и метод эвристических наставлений. При использовании метода проб и ошибок работу следует организовать в направлении размышлений над задачей таким образом, чтобы каждый студент имел возможность выразить свое мнение, выяснить гипотезу, выбрать наиболее рациональный способ решения, составить его план, мог обратиться за помощью к педагогу или другим студентам, кстати, принципиальным является то, чтобы студенты осознавали необходимость решения каждой предложенной задачи.

Все эти методы широко применяются при изучении иностранного языка и, таким образом, способствуют не только изучению иностранного языка, но и развитию критического мышления. Это, в свою очередь, повышает профессиональный уровень будущих специалистов, поскольку развитие глобальной экономики обусловливает изменения в социальной жизни, на рынке труда. Студенты, чтобы конкурировать со своими сверстниками по всему миру за рабочие места и ресурсы, должны иметь возможность творчески мыслить. Творческий подход к решению любых проблем, предложение уникальных идей требует умения критически мыслить.

Литература

1. Бекбаева Ж.С. Критическое мышление: теоретический обзор // Наука и Мир. 2014. Т. 2. № 6 (10). С. 10-13

2. Виноградова М.В., Мальчукова Н.Н. Способность к критическому мышлению как критерий качественной подготовки будущих бакалавров // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 209-211.

3. Волков Е.Н. Научение научному (критическому) мышлению и визуальная объективизация знаний: содержание, практика, инструменты // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. № 2 (42). С. 199-203.

4. Каменецкая В.В., Машкова Л.Н., Хабарова Е.В. Критическое мышление обучающихся как фактор достижения планируемых результатов образования // Академический журнал Западной Сибири. 2014. Т. 10. № 3 (52). С. 119-120.

5. Клепальченко И.А., Попова Е.П. Обучение критическому мышлению как новая компонента в современном российском юридическом образовании // European Social Science Journal. 2016. № 1. С. 193-199.

6. Климанова А.В. Представления о критическом мышлении в сознании современной молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2016. № 180. С. 51-58.

7. Левченко В.В. Обучение критическому мышлению студентов университета: базовые структурные элементы и интеллектуальные стандарты // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 8. С. 10-17.

8. Терно С.А. Обучение критическому мышлению - "экзотические приёмы" или решение нетривиальных проблем? // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 1 (29). С. 14.

Formation of critical thinking among students of a pedagogical

university on mathematical disciplines Shustova M.V., Kashlach I.F., Terpugova O.A.

Tyumen state University

The article is devoted to the study of the formation of critical thinking in students of a pedagogical university on mathematical subjects. Special relevance in the modern conditions of permanent reforming of the educational system is acquired by the competence of the teacher, which are produced through an appropriate level of training of future teachers. Thus, the author notes the role of critical thinking, which is formed in mathematical disciplines, as a component of the system specific skills of students of pedagogical universities. Keywords: critical thinking, mathematics, student, learning, task, development.

References

1. Zh.S. Bekbayeva Critical thinking: a theoretical overview // Science and World. 2014. T. 2. № 6 (10) Pp. 10-13

2. Vinogradova M.V., Malchukova N.N. Ability to critical thinking as

a criterion for the quality of training future bachelors // World of Science, Culture, Education. 2018. No. 5 (72). Pp. 209-211.

3. Volkov E.N. Teaching scientific (critical) thinking and visual objectification of knowledge: content, practice, tools // Bulletin of Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2016. № 2 (42). Pp. 199-203.

4. Kamenetskaya V.V., Mashkova L.N., Khabarova E.V. Critical thinking of students as a factor in achieving the planned results of education // Academic Journal of Western Siberia. 2014. Vol. 10. No. 3 (52). Pp. 119-120.

5. Klepalchenko I.A., Popova E.P. Teaching critical thinking as a

new component in modern Russian legal education // European Social Science Journal. 2016. No. 1. P. 193-199.

6. Klimanova A.V. Ideas about critical thinking in the minds of modern youth // News of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen. 2016. No. 180. P. 51-58.

7. Levchenko V.V. Teaching critical thinking to university students:

basic structural elements and intellectual standards // Nauchnoe obozrenie: humanitarian studies. 2015. No. 8. P. 1017.

8. Terno S.A. Learning critical thinking - "exotic techniques" or solving non-trivial problems? // Humanitarian scientific research. 2014. № 1 (29). P. 14.

о

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

n

m

5

m

X

X

о

m

m

й

А

-i

О

X

£

m

О

X

О

m

О

01

n

А

ы

О

и

А

X

X

m

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.