Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупова Роза Ярагиевна, Ажиев Магомед Вахаевич, Мейриева Айшат Султановна

В статье рассмотрены особенности процесса формирования критического мышления у младших школьников в процессе обучения. Социально-экономические и правовые преобразования в России приводят к более совершенным образовательным стандартам и формам взаимодействия с подрастающим поколением. В то же время возникновение новых идеалов молодежи требует формирование основ критического мышления, способности анализировать и понимать всю специфику современных преобразований в разных сферах жизнедеятельности личности. В связи с этим обществу нужен человек не просто обладающий какими- либо знаниями и умениями, а который способен анализировать, умеет находить правильные решения, готов брать на себя ответственность за свои поступки, грамотно излагать мысли. Изучены работы таких авторов как: Н.И. Гузеевой, Е.В. Калмыковой, Л.В. Левицкой и др., в которых определены синонимы к понятию «критическое мышление» употребляют термины: творческое мышление, самостоятельное мышление, эвристическое, креативное мышление, латеральное мышление, дивергентное мышление. Концепция формирования критического мышления школьников учеными рассматривается с двух сторон: концепции, в которых сам процесс мыслительной активности связан с подражанием учителю, как основному транслятору объективных данных; концепция, в основе которой лежит взаимодействие и содействие учителя и обучающихся через решение заданных противоречий ситуации, и задания. Парадигма становления критического мышления школьников состоит в осознании проблематики обучения, как существенно важного и значимого для них, что отмечается при сравнении взглядов как отечественными, так и зарубежных авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юсупова Роза Ярагиевна, Ажиев Магомед Вахаевич, Мейриева Айшат Султановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CRITICAL THINKING IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE LEARNING PROCESS

The article discusses the features of the process of formation of critical thinking in younger schoolchildren in the learning process. Socio-economic and legal transformations in Russia lead to better educational standards and forms of interaction with the younger generation. At the same time, the emergence of new ideals of youth requires the formation of the foundations of critical thinking, the ability to analyze and understand all the specifics of modern transformations in various spheres of personal life. In this regard, society needs a person who does not just have any knowledge and skills, but who is able to analyze, is able to find the right solutions, is ready to take responsibility for his actions, to express his thoughts competently. The works of such authors as N.I. Guzeeva, E.V. Kalmykova, L.V. Levitskaya and others have been studied, in which synonyms for the concept of "critical thinking" are defined using the terms: creative thinking, independent thinking, heuristic, creative thinking, lateral thinking, divergent thinking. The concept of the formation of critical thinking of schoolchildren is considered by scientists from two sides: concepts in which the process of mental activity itself is associated with imitation of the teacher as the main translator of objective data; a concept based on the interaction and assistance of the teacher and students through the solution of given contradictions of the situation, and tasks. The paradigm of the formation of critical thinking of schoolchildren consists in the awareness of the problems of learning as essential and significant for them, which is noted when comparing the views of both domestic and foreign authors.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

Педагогика

УДК 37.012

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Юсупова Роза Ярагиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Ажиев Магомед Вахаевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Мейриева Айшат Султановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности процесса формирования критического мышления у младших школьников в процессе обучения. Социально-экономические и правовые преобразования в России приводят к более совершенным образовательным стандартам и формам взаимодействия с подрастающим поколением. В то же время возникновение новых идеалов молодежи требует формирование основ критического мышления, способности анализировать и понимать всю специфику современных преобразований в разных сферах жизнедеятельности личности. В связи с этим обществу нужен человек не просто обладающий какими- либо знаниями и умениями, а который способен анализировать, умеет находить правильные решения, готов брать на себя ответственность за свои поступки, грамотно излагать мысли. Изучены работы таких авторов как: Н.И. Гузеевой, Е.В. Калмыковой, Л.В. Левицкой и др., в которых определены синонимы к понятию «критическое мышление» употребляют термины: творческое мышление, самостоятельное мышление, эвристическое, креативное мышление, латеральное мышление, дивергентное мышление. Концепция формирования критического мышления школьников учеными рассматривается с двух сторон: концепции, в которых сам процесс мыслительной активности связан с подражанием учителю, как основному транслятору объективных данных; концепция, в основе которой лежит взаимодействие и содействие учителя и обучающихся через решение заданных противоречий ситуации, и задания. Парадигма становления критического мышления школьников состоит в осознании проблематики обучения, как существенно важного и значимого для них, что отмечается при сравнении взглядов как отечественными, так и зарубежных авторов.

Ключевые слова: особенности, формирование, критическое мышление, младший школьник, процесс, обучение.

Annotation. The article discusses the features of the process of formation of critical thinking in younger schoolchildren in the learning process. Socio-economic and legal transformations in Russia lead to better educational standards and forms of interaction with the younger generation. At the same time, the emergence of new ideals of youth requires the formation of the foundations of critical thinking, the ability to analyze and understand all the specifics of modern transformations in various spheres of personal life. In this regard, society needs a person who does not just have any knowledge and skills, but who is able to analyze, is able to find the right solutions, is ready to take responsibility for his actions, to express his thoughts competently. The works of such authors as N.I. Guzeeva, E.V. Kalmykova, L.V. Levitskaya and others have been studied, in which synonyms for the concept of "critical thinking" are defined using the terms: creative thinking, independent thinking, heuristic, creative thinking, lateral thinking, divergent thinking. The concept of the formation of critical thinking of schoolchildren is considered by scientists from two sides: concepts in which the process of mental activity itself is associated with imitation of the teacher as the main translator of objective data; a concept based on the interaction and assistance of the teacher and students through the solution of given contradictions of the situation, and tasks. The paradigm of the formation of critical thinking of schoolchildren consists in the awareness of the problems of learning as essential and significant for them, which is noted when comparing the views of both domestic and foreign authors.

Keywords: features, formation, critical thinking, junior student, process, learning.

Введение. Социально-экономические и правовые преобразования в России приводят к более совершенным образовательным стандартам и формам взаимодействия с подрастающим поколением. В то же время возникновение новых идеалов молодежи требует формирование основ критического мышления, способности анализировать и понимать всю специфику современных преобразований в разных сферах жизнедеятельности личности. В связи с этим обществу нужен человек не просто обладающий какими- либо знаниями и умениями, а который способен анализировать, умеет находить правильные решения, готов брать на себя ответственность за свои поступки, грамотно излагать мысли. Человек, умеющий мыслить, чувствует себя уверенно в любой сфере жизни. Он с малых лет пробует сравнивать, делать выводы: что делать хорошо, а что плохо, что вкусно, а что не вкусно, что можно трогать или делать, а что нельзя. Будучи еще ребенком, сам того не замечая, человек овладевает способностью мыслить.

Все жизненно важные психологические и социальные новообразования формируются в школе. В социально-образовательной среде начальной школы дети начинают усваивать многообразие видов и стилей деятельности, которые закладывают становление всей личностной и познавательной сферы обучающихся. Начальное образование непрерывно претерпевает процессы модернизации. Перед школой ставятся задачи не только научить ребенка чему- либо, но и воспитать личность в ребенке, выявить его способности, сформировать коммуникативные особенности. Начальное образование является фундаментом всего последующего образования, поэтому необходимо заложить знания, умения и навыки для их дальнейшего успешного применения, а чтобы процесс обучения стал более эффективным, необходимо уделять внимание развитию критического мышления. Данный вид мышления напрямую связан с мыслительным процессом учащихся.

Одним из первых навыков ребенка - это попытки произносить первые слова, разговаривать. В этой связи развивать критическое мышление необходимо на уроках русского языка, так как данный вид учебной деятельности тесно связан с развитием речи, с воображением, рассуждением, с правильной последовательностью мыслей. Перед учителем стоит задача не только научить ребенка грамотно писать, но и правильно выражать свою даже простую мысль.

Следовательно, весь процесс формирования личности в школе должен соответствовать условиям гармоничного развития мыслительной сферы ребенка, а средства и методы родного русского языка, являются тем неотъемлемым способом, который лучше всего оказывает благотворное влияние на развитие мыслительного творчества, высокой критической переработки действительности, что является актуальным для данной проблематики.

Начиная с XX столетия вопросы психологии мышления связаны с его основными характеристиками в теории и практики разных подходов и направлений.

Идею о творческом характере мыслительной активности человека разрабатывали в своих трудах Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, М.В. Кларин и многие другие отечественные психологи [2, С. 368].

Среди работ, посвященных развитию критического и творческого мышления у младших школьников, следует отметить работы А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, А.В. Зака, Л.М. Фридмана, Дж. Гилфорда, Е.Е. Кравцовой, Л.Ф. Обуховой, В.А. Шамис и др.

В контексте современного компетентностного подхода становится важным применение термина «критическое мышление», данный вид мышления определяется как высокая способность индивида к осуществлению саморефлексии своих действий, основных событий и противоречий, которая позволяет применять оценку и анализ событиям, их интерпретации, оценивая данную ситуацию в контексте деятельностного и объективного подходов.

С точки зрения анализа терминологии, по мнению М.В. Кларина «критическое мышление» имеет несколько основных аспектов значения:

- процесс, выражающийся в компетентностном анализе и продуктивном преобразовании, что проявляется в индивидуальной познавательной активности личности, которая мотивируется средой, значимыми другими (преподавателями, сверстниками, коллегами);

- взаимосвязь «самооценки и критичности личности», умение оперировать «доказательством и опровержением», формулируя объективные суждения; «Критический анализ событий», применяемых в контексте культурно-этического убедительного доказательства поступков и явления, анализируемых автором, с этой точки зрения говорят о культуре мировоззрения в аспекте критического мышления личности [2, С. 369].

Изложение основного материала статьи. Подход к определению термина и компонентов «критического мышления» связан с работами Дэвида Вуд Джуди Браус, в основе которого лежит рефлексивная составляющая «Я», как умение преломлять суждения других через их адекватную оценку и вырабатывать творческие новые идеи, довольствоваться не только чужими мнениями, но и активно икать свои доводы и доказательства.

Характерно, что в работах таких авторов как: Н.И. Гузеевой, Е.В. Калмыковой, Л.В. Левицкой и др. определены синонимы к понятию «критическое мышление» употребляют термины: творческое мышление, самостоятельное мышление, эвристическое, креативное мышление, латеральное мышление, дивергентное мышление.

В качестве творческого, как особо продуктивного вида мышления, А.В. Брушлинский выделял те индивидуально-психологические качества и основные свойства мыслительной деятельности, которые помогают дифференцировать качество и быстроту, легкость и полноту овладения способами выполнения этих действий, а значит, формируют успех и творческую личность.

Основной характер протекания творческого мышления связан с максимальной личностной свободой выбора при решении конкретных задач в деятельности, что обеспечивает максимальный синтез всех переживаний и всех познавательных процессов человека, с другой стороны, именно данный субъективизм и отвечает за свободу творчества, без которой не может идти гибкость суждений личности. Отметим здесь, что подобное определение творческого мышления не соответствует определениям дивергентного мышления, с которым оно ассоциируется, например, в западной психологической мысли с тех пор, как Дж. Гилфорд разделил мышление на дивергентное и конвергентное.

Современное представление и подходы к анализу глубины «критического мышления» позволяют рассматривать его основные этапы формирования и значимые характеристики.

Изложим эти составляющие более подробно. В современной отечественной и зарубежной психологической науке термин «критическое мышление» принято рассматривать:

• оценочное-рефлексивное, связанное с возникновением нового и преломлением этого нового через универсальный и индивидуальный стиль и темп своей деятельности (С.И. Заир-Бек);

• активное рефлексивное когнитивное преобразование, обосновывающее во что именно верить и что и как именно делать (Д.А. Браус, Д. Вуд);

• применение логичных и взвешенных приемов целенаправленных действий, позволяющих прогнозировать и добиваться лучшего результата своей собственной деятельности (Д. Халперн);

• самоконтроль субъекта познания своей деятельности и ее логичная обоснованность и самостоятельность в целенаправленном принятии решений и осуществлении значимых задач (М.Л. Варлакова).

Отметим, что С.Л. Рубинштейн выделял: «Свойство критичности- существенный признак рационального, зрелого ума. Некритический, а значит наивный ум, довольно легко принимает любое удачливое совпадение за нужное и выгодное ему объяснение. Критический ум все взвешивает: все доводы обосновывает и подвергает свои гипотезы всесторонней перепроверке» [4, С. 417-431].

Особенность структуры компонентов критического мышления изложена в работах зарубежных авторов, по их мнению, это и есть особая форма творческой деятельности личности, проходящая все стадии: подготовка и ознакомление с задачей, выработка и проработка решения, его принятие и осуществление, оценка выполнения и инкубация. Кроме того, в работе С.А. Терно указывается, что это самостоятельный действенный компонент принятия решений на основе контекста и самокритичности выполненных действий личностью.

Обобщая опыт исследования отечественных и зарубежных авторов, можно прийти к выводу о том, что критическое мышление-свободный вид мыслительной деятельности, которому присуще практическая деятельность и в данном смысле оно может быть связано с рациональным действенным компонентом познания.

Кроме того, в способах осуществления критического мышления важным становится процесс выполнения этапности в решении заданий, с учетом активного мыслительного «переваривания» и интерпретации информации.

Подчеркнем, что доминирующей особенностью критического мышления младших школьников является его взаимосвязь с творческим мышлением обучающихся. В процессе осуществления деятельности критическое мышление и чувства человека, его стремление вдохновленно выполнять задание, мотивированность в ожидании результативности, взаимодополняют друг друга и помогают прийти к верным умозаключениям. Несомненно, для лучшей результативности критического мышления необходим постоянный способ взаимодействия с потоком знаний, которые личность будет сама переосмысливать, продуцировать и применять в практической действительности, решая все больше и больше круг представленных задач.

В настоящее время концепция формирования критического мышления школьников учеными рассматривается с двух сторон: концепции, в которых сам процесс мыслительной активности связан с подражанием учителю, как основному транслятору объективных данных; концепция, в основе которой лежит взаимодействие и содействие учителя и обучающихся через решение заданных противоречий ситуации, и задания.

В опоре на формирование культуры и основ критического мышления школьников разумно, по-нашему мнению, опираться на вторую концепцию, в рамках которой и будет выполнено исследование в практической части работы.

Отметим, что необходимо с самого раннего детства системно создавать среду для формирования основ критического и творческого мышления ребенка. Именно развивающая и стимулирующая предметная среда будет способствовать равновесию в формировании двух взаимосвязанных видов мышления и их отдельных операции, создавая основу творческой личности с максимальной отдачей и пользой для социального ее становления на дальнейших этапах взросления расширяясь и обогащаясь.

Важнейшей особенностью младшего школьного возраста является получение навыков поведения в обществе, формирование межличностных отношений и формирования манеры общения, связанными с освоением новой деятельности

- учебной. В данный период для детей характерна, с одной стороны, высокая впечатлительность, а с другой - определенная степень сдерживания эмоций. В этом возрасте происходит более активное общение со своими сверстниками, формируются новые правила поведения [5, С. 43] У младших школьников психологическое благополучие связано со стилями общения и воспитания, которые используют взрослые (учителя, родители) и сверстники (одноклассники) во взаимоотношениях с ними.

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста изучались в работах Л.С. Выготского (1930), В.С. Мухиной (1989), А.Н. Леонтьева (1987), Н.Ф. Талызиной (1984), Д.Б. Эльконина (197б) , Ж. Пиаже (1968), Э. Эриксона (1978) и других авторов. Исходя из основных моментов концепции психологии развития в теории Ж. Пиаже отмечается, что ребенок и взрослый осваивают схемы действий, что позволяет им решать разнообразие задач и в этом разнообразии формировать представления о мире, характерно, что к 14-15 годам создаются наилучшие ситуации для формирования критического мышления личности, но это не значит, что развивать раньше его не надо, наоборот, в каждом из нас заложены разные предпосылки для становления критического мышления с детства [3, С. 45] Согласно концепции развития Д.Б. Эльконина сам ход социализации ребенка в познавательной деятельности состоит из двух взаимосвязанных событий: усвоение мотивационно-деятельностной компоненты личности (мир коммуникаций и взаимодействия) и усвоение операционно-деятельностной компоненты (предметный мир и его сущность во взаимосвязи с действительностью) [6, С. 25].

На определенных этапах индивидуального развития ребенка между этими двумя типами деятельности возникают противоречия, приводящие к кризису. Кризис становится основным стимулом к дальнейшему развитию личности ребенка.

Психическое развитие необходимо рассматривать в единстве процессов умственного развития и развития личности.

С вступлением в силу нового ФГОС Основного Общего Образования постановка вопроса о формировании структуры и компонентов критического мышления школьников вновь актуализировалась: требования стандарта связаны с формированием качественного отношения к результативности обучения и воспитания через развитие критического мышления в процессе разнообразных метапредметных действий в результате освоения предметов начальной школы. Основываясь на новых требованиях стандарта и учитывая все виды деятельности обучающихся, выделим основные признаки критического мышления школьника.

Критическое мышление позволяет осуществить выбор между несколькими гипотезами и за счет этого определить дальнейшее направление мысли школьника. Оно обуславливает возникновение вопросов, способствующих определению рационального выбора. Для критического мышления характерно построение логических умозаключений и принятие обоснованных решений. Критическое мышление характеризуется оценкой результатов деятельности, тем, насколько безошибочно принятое решение [1, С. 6].

Выводы. Таким образом, парадигма становления критического мышления школьников состоит в осознании проблематики обучения, как существенно важного и значимого для них, что отмечается при сравнении взглядов как отечественными, так и зарубежных авторов. Все перечисленное выше требует от младших школьников самостоятельного умения по переносу знаний в контекст его переработки и нового использования. Именно в младшем школьном возрасте формируются основные психологические компоненты личности, особенности познавательных процессов и непосредственно опыт этой личности по приобретению и закреплению всех компонентов критического мышления.

Литература:

1. Волков, Е.Н. Тесты критического мышления: вводный обзор / Е.Н. Волков // Психологическая диагностика. - 2015.

- № 3. - С. 5-23

2. Кларин, М.В. Развитие критического и творческого мышления / М.В. Кларин // Школьные технологии. - 2004. -№3. - 368 с.

3. Пиаже, Ж. Теория, эксперименты, дискуссии / Ж. Пиаже под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. - М.: Гардарики, 2001. - 625 с.

4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2019. - С. 417-431

5. Талызина, Н.Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина. - М.: Юрайт, 2020. - 172 с.

6. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С. 24-29.

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Яндиева Амина Исраиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас); кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Программирование и инфокоммуникационные технологии» Гамидов Лазер Шафтаридинович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); старший преподаватель кафедры «Пропедевтика внутренних болезней» Борлакова Фатима Аубекировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия» (г. Черкесск)

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ КАК КОМПОНЕНТА ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Аннотация. В статье пути формирования личностных качеств обучающихся как компонента общекультурных компетенций в информационном пространстве вуза. Успешная деятельность в профессиональной области будущему специалисту будет обеспечена только при условии сформированности различных компетенций. В статье автор ссылается на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО), где в качестве требований к результатам освоения образовательных программ бакалавриата относят формирование у обучающихся общекультурных, связанных с важными личностными качествами современного человека. Выделены компоненты учебного и воспитательного процессов, образующие информационное пространство педагогического вуза. Ключевую роль в гармонических отношениях человека и социума, определяет возможность человека адаптироваться, грамотно ориентироваться как в профессиональных, так и в социальных сферах играет развитие и формирование общекультурных компетенций.

Ключевые слова: формирование, личностные качества, обучающиеся, общекультурные компетенции, информационное пространство, вуз.

Annotation. The article describes the ways of formation of personal qualities of students as a component of general cultural competencies in the information space of the university. Successful activity in the professional field will be provided to the future specialist only if various competencies are formed. In the article, the author refers to the Federal State Educational Standard of Higher Education (FGOS HE), where the requirements for the results of mastering bachelor's degree programs include the formation of students' general cultural, related to important personal qualities of a modern person. The components of the educational and educational processes that form the information space of a pedagogical university are highlighted. The key role in the harmonious relations of man and society, determines the ability of a person to adapt, competently navigate both professional and social spheres is played by the development and formation of general cultural competencies.

Keywords: formation, personal qualities, students, general cultural competencies, information space, university.

Введение. В основе современного образовательного процесса вуза лежит компетентностный подход, при реализации которого особую роль приобретает развитие личностных качеств обучающихся. Успешная деятельность в профессиональной области будущему специалисту будет обеспечена только при условии сформированности различных компетенций. Как отмечается в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО), в качестве требований к результатам освоения образовательных программ бакалавриата следует отнести формирование у обучающихся не только общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-прикладных компетенций, но и общекультурных, связанных с важными личностными качествами современного человека.

Изложение основного материала статьи. Обеспечение общекультурной подготовки в общеобразовательной школе носит закономерный характер и обусловлено изменениями социально-экономической, политической и культурной жизни в Российской Федерации и мире в целом. Задача, стоящая перед учителем, состоит в пробуждении и формировании потребности в культуре, желании действовать, способности понимать и оценивать мир, культуру, себя, стремления к достижению целей и реализации своей личной позиции. Такая постановка задачи приводит к тому, что каждый индивидуум все чаще становится создателем автономного толкования того, что изучено, и создателем новых культурных моделей, и это право все менее ограничивается традиционными запретами. В этих условиях общая культурная подготовка становится всеобъемлющим качеством и отличительной личностной чертой, которая приобретается через образование, личное духовное и интеллектуальное развитие и не имеет ничего общего с происхождением или принадлежностью к социальной, конфессиональной или этнической группе. В современных условиях необходимо усилить роль образования в культурной области путем создания модели людей с общими принципами культурной подготовки. Эта модель должна способствовать активному жизненному статусу людей и расширять их возможности в социальной и профессиональной областях.

Проблеме исследования уделяется большое внимание в современной науке. К примеру, проблема формирования общекультурных компетенций была предметом исследования таких отечественных ученых, как Э.Ф. Зеер (2000 г.),

A.М. Новиков (1998 г.), В.И. Байденко (2004 г.), Ю.Г. Татур (2004 г.), А.А. Вербицкий, О.Г. Ларинова (2011 г.),

B.А. Анисимова, Л.А. Драговоз (2014 г.).

В основе современного образовательного процесса вуза лежит компетентностный подход, при реализации которого особую роль приобретает развитие личностных качеств обучающихся. Успешная деятельность в профессиональной области будущему специалисту будет обеспечена только при условии сформированности различных компетенций.

Анализ научно-педагогической литературы позволяет предположить, что общекультурная компетенция состоит из трех компонентов. Например, Д.Е. Любина выделяет следующие три составляющие: когнитивную, содержащую объединенную совокупность знаний о различных субъектах культуры; операционно- деятельностную, представляющую собой систему общекультурных умений и навыков; ценностно-ориентированную в виде системы общечеловеческих гуманистических ценностей.

Кандидатом педагогических наук С.Л. Троянской в статье «Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования» выделяются коммуникативно-деятельностная, когнитивная и ценностно-ориентированная части. Когнитивный элемент расшифровывается ею как комплекс знаний о культуре». Ценностно-ориентированный элемент подразумевает ознакомление с культурой в процессе «духовного общения» [7, С. 20].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.