Научная статья на тему 'Формирование критериев проверки интегрированной системы менеджмента'

Формирование критериев проверки интегрированной системы менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
468
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубкова К.С., Шабанова Е.Н., Малахова Ю.Г.

Описан процесс определения критериев проверки ИСМ, а также построения матрицы формирования проверяемых критериев для упрощения проведения внутреннего аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование критериев проверки интегрированной системы менеджмента»

УДК 657.6

К. С. Зубкова, Е. Н. Шабанова Научный руководитель - Ю. Г. Малахова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ФОРМИРОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ПРОВЕРКИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Описан процесс определения критериев проверки ИСМ, а также построения матрицы формирования проверяемых критериев для упрощения проведения внутреннего аудита.

За последние годы многие организации все чаще внедряют интегрированные системы менеджмента (далее ИСМ) с целью активного развития на потребительском рынке и повышения уровня конкурентоспособности. Внедрение ИСМ на предприятии - перспектива для стабильного развития организации или предприятия.

ИСМ представляет собой часть системы общего менеджмента организации, отвечающую требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующую как единое целое [1]

ИСМ ООО «Пивоваренной компании «Балтика» -Балтика - Пикра» основывается на четырех международных стандартах, регламентирующих требования, предъявляемые к качеству, безопасности продукта, экологии, безопасности труда и охраны здоровья. Интеграция этих четырех направлений менеджмента обеспечивает согласованность и структурированность действий внутри организации.

Показателем эффективного внедрения и функционирования ИСМ на любом предприятии является внутренний аудит. Внутренний аудит - важный процесс для предприятия, который позволяет проверить выполнение функций подразделений в системе качества, а также позволяет оценить эффективность действующей системы качества и принять меры по ее совершенствованию [1].

Для реализации выше указанных целей внутренний аудит необходимо планировать таким образом,

чтобы каждый процесс, процедура и структурное подразделение (объекты проверки) предприятия систематически проверялись.

Критериями проверки объектов является совокупность требований внешних и внутренних нормативных документов, имеющих статус проверяемых элементов.

Проверяемый элемент - единый самостоятельный объект рассмотрения или изучения, который не указывает на необходимость проверки других элементов.

Построение матрицы формирования критериев проверки ИСМ - это составление плана проверки элементов для каждого структурного подразделения предприятия. Для построения данной матрицы выделяют самостоятельные проверяемые элементы. Например, в ISO 14001 - 2009 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» неделимым элементом является п. 4.2. «Экологическая политика», в которой закреплены общие цели, задачи и миссия всего предприятия. Делимым же пунктом в данном международном стандарте может выступать, например, п. 4.6 «Анализ со стороны руководства», так как данный пункт содержит в себе информацию об экологической политике (п. 4.2), о несоответствиях, корректирующих и предупреждающих действиях (п. 4.5.3), а также о внутреннем аудите (п. 4.5.5). (табл. 4) [2].

В табл. 1-4 приведены матрицы формирования критериев проверки ИСМ согласно ISO 9001-2011, ISO 22000-2007, IS014001-2009, OHSAS 18001-2011.

Таблица 1

Матрица формирования критериев проверки ИСМ

№ д'п В 1 11 £: 81 Проверяемые элементы требований ИСО 9001 -2011 как крптерпп проверки соответствия ИСМ

5 <ч * 4.2.4 m vi 5 vi <ч * v' № vi м № vi Р) № vi 4 vi 4S Й m 4S VS m 4S в чё Ч; 4S м м м m 7.41-2 7.4.3 м № m vj м СС м м сс m сс Ч; сс м № СС m vi сс

• Директор филиала пэ ПЭ пэ пэ пэ пэ пэ пэ пэ пэ пэ пэ

2 Пр о и з в од ств енн ая лаборатория пэ пэ пэ пэ пэ пэ пэ пэ пэ пэ пэ ПЭ пэ

3 Служба логистики пэ пэ пэ пэ пэ

4 Отдел СМК пэ пэ пэ пэ пэ пэ пэ пэ пэ пэ пэ пэ

5 Отдел по работе с персоналом пэ пэ пэ пэ пэ пэ пэ

б Отдел ннфоршннонн ЬЕ£ технологий пэ пэ пэ пэ

7 Юридический отдел пэ пэ пэ ПЭ

Секция «Метрология, стандартизация, сертификация»

Таблица 2

Матрица формирования критериев проверки ИСМ

№ п/п Структурные подразделения Проверяемые элементы требований ОИБАБ 18001-2011 как критерии проверки соответствия ИСМ

- 4.3.1 4.3.2 4.3.3 4.4.1 4.4.2 4.4.3.1-2 4.4.5 4.4.6 4.4.7 4.5.3.1 4.5.3.2 4.5.4 4.5.5

1 Директор филиала ПЭ ПЭ ПЭ

2 Техническая служба ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ

3 Энергетическая служба ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ

4 Транспортный участок ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ

5 Участок по ремонту транспорта ПЭ ПЭ ПЭ

6 Ведущий специалист по безопасности ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ

7 Ведущий специалист по инженерно-техническим средствам защиты ПЭ ПЭ ПЭ

Таблица 3

Матрица формирования критериев проверки ИСМ

№ и Й и о § Проверяемые элементы требований ПС О 22000 - 2007 как критерии проверки соответствия ИСМ

- 3 3 4.2.3 СП 3 3 1 н 3 7.3.3-4 7.3.5 7.4.2-3 7.4.4 7.(1.2-5 к 1 г* п 7.111.3-4 Г1 в к 3 Й.4.3

1 Директор филиала ПЭ ПЭ

2 Производственная лаборатория ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ

3 Главный пивовар ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ

4 Цех ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ

5 Цех розлива ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ

Таблица 4

Матрица формирования критериев проверки ИСМ

№ п/ п Структурные подразделения Проверяемые элементы требований ИСО 14001-2009 как критерии проверки соответствия ИСМ

- <ч 4.3.1 4.3.2 4.3.3 4.4.1-2 4.4.3 4.4.5 4.4.6 4.4.7 4.5.1 4.5.2 4.5.3 4.5.4 4.5.5

1 Директор филиала ПЭ ПЭ ПЭ

2 Главный инженер по вопросам экологии и энергетики ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ

3 Ведущий специалист по ОТ, ППБ и ГО ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ ПЭ

Такие матрицы могут быть разработаны на предприятиях под руководством службы качества как обязательный нормативный документ при внедрении ИСМ, а также могут служить основополагающим документом для объективного, сбалансированного и полномасштабного в службе качества периодических внутренних проверок ИСМ [3].

Библиографические ссылки

1. Свиткин М. З. Интегрированные системы менеджмента // Стандарты и качество. 2013. № 2.

2. ИСО 14001: 2009. Система экологического менеджмента. Основные требования и руководство по применению.

3. Журнал «Стандарты и качество». 2012. № 8.

© Зубкова К. С., Шабанова Е. Н., 2014

УДК 338.138

О. В. Зуева Научный руководитель - Е. А. Жирнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА КАК ЧАСТЬ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТОМ ГОСТ ISO 31000-2010

Рассмотрены понятия риск и менеджмент риска, проанализирована процедура внедрения менеджмента риска в интегрированную систему менеджмента согласно стандарту ГОСТ ISO 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и рекомендации».

Интегрированная система менеджмента (далее -ИСМ) представляет собой объединение двух и более систем менеджмента, таких как система менеджмента качества (ГОСТ ISO 9001-2011), система экологического менеджмента (ГОСТ ISO 14001-2011), система управления охраной труда (OHSAS 18001 / ГОСТ 12.0.2302007), которые функционируют как единое целое.

На предприятия всех типов и размеров так или иначе оказывают влияние внутренние и внешние факторы, которые вносят неопределенность в достижение поставленных целей. Эффект, который эта неопределенность оказывает на достижении целей и задач современного развивающегося предприятия, называется риском.

При внедрении ИСМ необходимо определить критерии оценки рисков, организовать единый принцип оценки, анализа и контроля за рисками на предприятии, то есть внедрить риск-менеджмент на предприятии. Недавно вышедший глобальный стандарт ГОСТ ISO 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и рекомендации» и его компаньоны ГОСТ ISO 310102010 «Менеджмент риска. Техники оценки риска» и ISO/IEC 73:2009 «Менеджмент риска. Терминология» описывают этот систематический и логический процесс в деталях.

Для внедрения менеджмента риска (далее - МР) в соответствии с ГОСТ ISO 31000-2010 рекомендуется предпринять пять шагов: определение понятий риска и менеджмента риска, разработка процесса менеджмента риска, системы менеджмента риска, оценка зрелости системы менеджмента риска и разработка плана для старта и сохранения развития системы.

Первое - это определение понятий риска и менеджмента риска. Так, во многих организациях часто путают понятие «риск» и «опасность», например, некоторые организации все еще представляют риск как «опасность» или «когда что-то идет не так, как надо»,

т. е. нет понимания того, что представляет собой риск, и, в итоге, невозможно осуществить эффективный МР. Согласно ГОСТ ISO 31000-2010 «риск - это влияние неопределенности на цели», а неопределенность - это состояние, заключающееся в недостаточности, даже частичной, информации, понимания или знания относительно события, его последствий или его возможности [1]. В организации необходимо донести понимание до каждого звена в целях дальнейшей эффективности всей системы.

Второй этап - это разработка процесса менеджмента риска. Согласно стандарту ГОСТ ISO 310002010, процесс представляет собой «систематическое применение политик, процедур и практик менеджмента к деятельности по обмену информацией, консультированию, установлению ситуации и идентификации, анализу, оцениванию, воздействию на риск, мониторингу и пересмотру риска». Сам процесс должен начинаться с определения цели (чего необходимо достигнуть) и факторов (как внешних, так и внутренних), которые могут влиять на успех в достижении цели. Организация должна идентифицировать риски, т. е. составить перечень возможных рисков. Анализ риска включает дальнейшее осознание риска и обеспечивает входную информацию для оценивания. Стоит отметить, что мониторинг и пересмотр должны быть планируемой частью процесса МР и включать регулярную проверку (периодическую, произвольную). Один из самых эффективных способов осуществления мониторинга является просмотр окружения людьми, в обязанность которых входит обеспечение своевременной и соответствующей оценки и обработки каждого риска. Таких людей называют «владельцами риска». Другое очень эффективное средство для мониторинга и обзора риска и средств контроля в организации это стремление учиться на успехах и неудачах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.