Киреев М.Н., канд. пед. наук, доц., Киреева Н.В., канд. пед. наук, доц. проф., Бараниченко Н.В., зав. каф.
Белгородский государственный институт искусств и культуры
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ФЕНОМЕНА И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается многообразие подходов к трактовке понятия «креативность» и динамика их модификации и эволюционного преобразования в ходе исторического развития общества; креативность представлена в тесной взаимосвязи с понятием «творчество». Авторы раскрывают специфические особенности процесса формирования креативной личности специалиста социокультурной сферы, которая характеризуется своеобразием и целостной совокупностью личностных особенностей, таких как: творческий потенциал, творческая активность, творческая направленность, творческая индивидуальность, инициативность.
Ключевые слова: креативность, социальная активность, творчество, инновации, педагогические условия, воспитательное пространство._
Актуальность формирования креативных качеств личности средствами социально-культурных технологий заключается, прежде всего, в том, что в основе креативности лежит принцип жизненной обусловленности, которая выражается в потребности общества в творческих, нестандартно мыслящих личностях, с ярко выраженной индивидуальностью и эмоциональной гибкостью, развитой мотивированностью и потребностью в преобразовании действительности, способностью не только генерировать идею, но и превращать ее в продукт своей деятельности.
Креативные навыки специалиста социокультурной деятельности имеют в структуре его личности особое значение, расширяют его профессиональные возможности в работе с различными слоями населения.
Ряд исследователей пришли к выводу, что люди, будучи потенциально творческими, подавляют свои действия, потому что они противоречат принятым или традиционным представлениям. Ликвидация факторов, препятствующих креативности, и поощрение творческих начинаний может превратить в креативную личность практически каждого, для чего необходима целесообразная система воздействия на личность и грамотное использование технологий социально-культурной деятельности.
Креативность - это, с одной стороны, творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении и характеризовать как личность в целом, так и продукт деятельности этой личности; с другой - это процесс преодоления косности в мышлении, чувствах, общении. Креативные качества личности присущи каждому человеку но, как правило, теряются большинством под воздействием среды, в
случае отсутствия целенаправленного воздействия, способствующего их развитию.
В условиях информационного общества синтез творчества и креативности стал не только возможен, но и неизбежен, так как актуальным и необходимым становится развитие в человеке особого рода способностей порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.
В педагогической, психологической и социологической теории креативность рассматривается с различных точек зрения: как особый вид способностей, проявляемых в успешности творческой деятельности» [1, с. 101]; как сотворение, создание [3, с. 251]; как творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении и деятельности; как процесс дивергентного мышления [5];. как один из показателей развития творчества и др.
В Большой энциклопедии Кирилла и Ме-фодия «творчество» определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности» [4, с.754].
Понятие «творчество» не просто характеризует более многочисленный массив людей, занятых профессиональным творческим трудом, но и служит своего рода пропуском в современную культуру. Специфика творчества и творческой деятельности как особого вида человеческой деятельности такова, что далеко не все и даже не основная часть населения сможет быть приобщена к той новой культуре» [7, с.20].
Формирование культуры, основанной на творчестве, означает, что в обновляющемся обществе свободная самореализация ее членов становится важнейшим ресурсом производства и залогом прогресса, необходимым условием которых является информация и знания. Такая постановка вопроса приводит к выводу, что творчество на любом этапе развития общества представляет собой глобальный вызов существующему на тот момент социально-экономическому и культурологическому устройству.
Таким образом, именно творчество может рассматриваться как системообразующий элемент общей культуры. Оно как бы намечает основные направления развития будущей цивилизации и указывает на необходимость развития креативных качеств личности уже сейчас.
Существует два подхода к определению понятия «креативность». Представители первого подхода ставят его в один ряд с понятием «творчество», другие - полностью отрицают это утверждение. Их отрицание строится на том, что творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым он следует. Главной же составляющей креативного процесса является прагматический элемент, то есть изначальное понимание сути и предназначения креативного продукта.
Креативность вне творчества просто невозможна, так как она является технологией организации творческого процесса, которая бесплодна сама по себе, какие бы задачи перед ней не ставились. Она рассматривается как личностная характеристика, в нашем случае, специалиста творческой профессии.
Поэтому ряд исследователей, как отечественных, так и зарубежных, определяют креативность, как способность или свойство личности. Так, Л.С. Выготский считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата.
Существует как минимум три основных подхода к отношению интеллекта и креативности. Представители первого подхода утверждают, что как таковой креативности нет, а есть интеллектуальная одаренность, которая выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация ценности, личностные черты (О.Б. Богоявленская, А. Дж. Танненбаум, А. Маслоу и др.). Другой подход предполагает характеристику креативности, как творческой способности, которая является самостоятельным
фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, Я.А. Пономарев, К. Тейлор). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция, т. е. связь [5, с. 57]. Третий подход строится на связи уровня развития интеллекта и уровня творческих способностей, где, интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому, «чем выше коэффициент интеллекта, тем выше творческая способность» [2, с. 47].
Многие отечественные исследователи обращались к определению критериев креативности в связи с изучением творческих проявлений человека в различных видах деятельности. Для большинства авторов характерно выделение среди критериев оригинальности, вариативности, гибкости и многих других, что объединяет исследователей (Н.А. Витлугина, Р.Г. Казакова и др.).
Зарубежные исследователи также пытались охарактеризовать критерии креативности. Так, Дж. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности, таких как: оригинальность -способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; семантическая гибкость - способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование; образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; семантическая спонтанная гибкость -способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности [5, с. 58].
Позже им же выделяются шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановки проблем; способность к генерированию большого числа идей; гибкость - способность к продуцированию различных идей; оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу [5, с. 62]. Автор делает акцент на связи креативности как с интеллектом, так и личностью.
Мы придерживаемся мнения И.А. Малахова о том, что креативность есть совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих проявлению и становлению творчества как субъективного, индивидуально окрашенного стиля деятельности личности [6, с.79]. По его мнению, креативность включает способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем, нестандартно разрешать
проблемные ситуации находить оригинальные решения возникающих проблем. Креативность является уникальным качеством личности, которое проявляется и реализуется в творческой деятельности человек, охватывая при этом некую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющих способность к творчеству.
К.Г. Юнг связывает креативность с пониманием коллективного бессознательного и теми архетипами, которые, по его мнению, заложены в каждом из нас, определяют наши способности и поведение. По утверждению автора, доступ к этому неисчерпаемому фонду есть у всех людей, но активируется в жизни каждого весьма ограниченный набор архетипов. Креативность как раз и является творческим потенциалом человека, способностью обнаружить в себе «пусковые механизмы» все новых «программ», позволяющих нестандартно и эффективно решать личностные и профессиональные задачи [8, с.163].
Немного иную трактовку креативности дает А. Маслоу, который называет креативных людей самоактуализированными, а креативность рассматривает как фундаментальнейшую характеристику человеческой природы, потенциал, данный каждому человеку от рождения. По мере социализации большинство из нас утрачивает способность к невинному и наивному восприятию жизни, очень немногие люди выносят ее из детства или, уже повзрослев, вновь обретают ее [70, с. 75].
Таким образом, креативность - творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении и характеризовать как личность в целом, так и продукт деятельности этой личности.
Так, М. Чикжентмихалий выделил ряд особенностей креативной личности, которые при первом прочтении как бы исключают друг друга, тем не менее, такое понимание имеет право быть. По утверждению автора, креативные люди (творческие) обладают большой физической энергией, но одновременно находятся часто в состоянии покоя и отдыха. Они суровы и наивны, скромны и горды одновременно. В них чудесным образом сочетаются игривость и дисциплина, ответственность и безответственность; перемежаются представления, фантазии и чувство реальности. Креативные люди проявляют особенности, как экстравертов, так и интровертов, избегают стереотипов в области половых ролей. В них сочетается бунтарский дух и консерватизм. Многие из креативных людей демонстрируют страсть к своей работе, могут объективно оценивать свой труд. Открытость и чувственность креативных людей часто приводят к
переживанию ими страдания и боли. Но также они очень любят удовольствия.
Однако, существуют совершенно иные подходы к определению портрета креативной личности. Так, Т. Амабайл и М. Коллинз к основным характеристикам креативности личности относят самодисциплину, независимость суждений, терпимость к неопределенности, высокую степень автономности, отсутствие половых стереотипов, склонность к риску, высокий уровень самоинициации и стремление выполнять задания наилучшим образом.
Джон Гауэн рассматривает творческое развитие личности в связи с проблемой одаренности личности, исходя из того, что одной из сфер одаренности является креативность.
Показателем креативности личности является сплав компонентов творческого потенциала человека. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Так Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям, свойственно так называемое дивергентное мышление [5, с. 55].
Исходя из идентичности понятий «креативность» и «творчество», под творческим развитием личности понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной [94, с. 227].
Многие исследователи придерживаются мнения, что перечисленные выше и другие личностные качества креативного человека могут быть как наследственно обусловленными, так и пожизненно формируемыми. Большинство из них твердо уверены, что креативность поддается развитию. Последнее утверждение раскрывает потенциальную возможность развития креативных способностей в определенной среде. Такая позиция, безусловно, лежит в основе исследования влияния социальной среды на формирование креативности, роли обучения в этом процессе, роли социально-культурной деятельности и других факторов.
Мы придерживаемся мнения, что креативность является универсальным качеством личности, которое проявляется и реализуется в творческой деятельности человека. Поэтому приобщение к творческой деятельности есть
важнейшее условие креативной реализации личности.
Таким образом, анализ взглядов различных исследователей на проблему формирования креативности личности позволил нам выяснить, что креативность - это способность к творчеству, так необходимая специалисту творческой профессии, к которым относятся выпускники вузов искусств и культуры. Креативная личность такого специалиста характеризуется своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, способствующих в процессе самоактуализации формированию творческой зрелости различных слоев населения в процессе своей профессиональной деятельности.
В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют быстрому нахождению решения творческой задачи студентами вуза.
1. Бесспорно, необходимо осознание педагогическим коллективом необходимости и целесообразности развития креативных качеств личности будущего специалиста сферы культуры и искусств, исходя из того, что креативность является ярким показателем социализации личности.
2. Не менее важным является создание креативного воспитательно-образовательного пространства вуза, а также подготовка работников образовательного учреждения для реализации индивидуального подхода в процессе формирования и развития креативных качеств студента.
3. Научить студентов распознавать собственные эмоции, владеть ими, понимать эмо-
ции других людей, выражать свои эмоции в общении с людьми, мотивировать себя, проявлять успешность приспособления к среде и возможность творческого ее изменения - все это заложено в потенциале социально-культурной деятельности, реализация которого есть святая обязанность специалиста социально-культурной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Акимова, М.К. Психологическая диагностика (основные понятия); как уровень творческой одаренности, способности к творчеству (Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л.А. Карпенко, под общ. ред. А.В. Петровского. М. :ПЕР СЭ, 2006. 176 с.
2. Ананьев Б.Г Человек как предмет познания - СПб. : Питер, 2001. 288 с.
3. Большая энциклопедия Кирилла и Ме-фодия. М. : Издательский центр «Академия», 2003. 1034 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве искусство творчества. - М. : Наука; Смысл, 2000. С. 186 - 197.
5. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М. : Новая школа, 1996. 40 с.
6. Малахов И.А. Развитие личности: способность к творчеству, одаренность, талант. Мн. 2002.157 с.
7. Сухарев, В.А. Глобализация и культурная трансформация в современном мире: авто-реф. дис... д-ра филос. наук. М., 2001. 27 с.
8. Юнг, К.Г. Очерки по психологии бессознательного. М.: Когито-Центр, 2010. 352 с.