Научная статья на тему 'Формирование креативного образа системного мышления студентов неязыковых вузов при обучении английскому языку'

Формирование креативного образа системного мышления студентов неязыковых вузов при обучении английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО ОБРАЗА СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ / CONDITIONS OF CRITICAL THINKING FORMATION / ИНТЕГРАТИВНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / INTEGRATIVE-DIFFERENTIATED APPROACH / ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ЯЗЫКОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / LANGUAGE COMPETENCE / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дигтяр О.Ю.

В данной статье рассматривается проблема формирования креативного образа системного мышления студентов неязыковых вузов при обучении английскому языку. Целью статьи является предложить механизм развития и условия формирования креативного образа системного мышления, как личностной способности студентов при обучении английскому языку, поскольку современное общество нуждается в специалистах, мыслящих нестандартно. Особое значение автор придает интегративно-дифференцированному подходу, который основывается на личностно-ориентированной парадигме. Автор отмечает, что к процессу обучения студентов может быть представлен как одновременный творческий стимул, так и практический ограничитель, а также умение вдохновлять и сдерживать активность, оценивать ситуацию масштабно и дискретно, предоставлять свободу и осуществлять латентный (скрытый) контроль. Автор выдвигает условия, при которых формирование «critical thinking» будет наиболее эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING CREATIVE IMAGE IN CRITICAL THINKING WHILE TEACHING ENGLISH LANGUAGE AT A NON-LINGUISTIC HIGHER SCHOOL

The article deals with a problem of developing creative image in critical thinking while teaching English language at a non-linguistic higher school. The objective of the paper is to propose a mechanism of development and conditions for the critical thinking, as a personal ability of students in teaching English, as a fact that modern society needs specialists who think unconventionally. The author attaches special importance to the integrative-differentiated approach, which is based on the personality-oriented paradigm. The author points out that both a creative stimulus and a practical constraint can be presented to the process of teaching students, as well as the ability to inspire and restrain activity, to assess the situation on a large scale and discretely, to provide freedom and to exercise latent (hidden) control. The author puts forward conditions, under which the formation of “critical thinking” will be most effective.

Текст научной работы на тему «Формирование креативного образа системного мышления студентов неязыковых вузов при обучении английскому языку»

особый пафос в описании воскресшего воспоминания, эстетизация происходящего.

Газдановское повествование тягуче, размеренно, музыкально, а Набоков опирается на живописную деталь. Проза Набокова характеризуется обилием существительных, прообразом ее является живопись, ее метафора - яркое и блестящее зеркало.

Разница особенно чувствуется при характеристике стиля: бесконечная цепочка прилагательных и придаточных предложений, бесконечные перечисления, ряды синонимов и придаточных предложений, повторы: все очень музыкально, можно вспомнить метафору - силу звука дрожащей пилы, которая на последней странице романа заставляет активно работать память.

В обоих произведениях очень важным приемом является сон, как форма отражения действительности. Сон характеризует персонажей, образует парадигму всего существования героев, выражает позицию писателей, т. е. интегрирует психологическую, фабульную и философские функции

Сон в представлении Набокова и Газданова является воплощением мечты, именно поэтому зачастую герои произведений во сне переносятся в свою мечту, в мир Истинный, хронотоп сна чаще всего раскрывается через игровую и мифологическую символику.

Библиографический список

Развязки романов совсем разные: герои движутся в прямо противоположных направлениях. Ганин отгоняет от себя прошлое, оставляет его позади, он устремлен в загадочное будущее, символизируемое морем: "...и с приятным волненьем подумал о том, что без всяких виз проберется через границу, - а там Франция, Прованс, а дальше - море" финал романа открытый.

Николай Соседов плывет по морю, разделяющему его с родиной, возвращается в прекрасное прошлое своей любви к Клэр и грезит о новой встрече.

Итак, оба романа о чистой, светлой и печальной любви. Но эта любовь не только и не столько к конкретной женщине, сколько к своей мечте о ней. И Клэр и Машенька - это сквозные образы. Но если Клэр - это магнит, центр той символической Вселенной, которая создана памятью и воображением повествователя, образное воплощение мифологемы Вечной Женственности, то образ Машеньки живет только в воспоминаниях. Оба романа оставляют еще много поводов для сравнений. И если учитывать, что одной из важнейших категорий для обоих писателей была категория памяти, то охарактеризовать основную мысль этих произведений можно словами Гайто Газданова: «И когда я забуду все, что я любил, я умру» [11].

1. Адамович Г.В. Одиночество и свобода: Литературные очерки. Нью-Йорк, 1955. (Книга переиздана в России. Санкт-Петербург, 1993).

2. Струве Г.П. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. Сост. и вступ. ст. К.Ю. Лап-по-Данилевского. Изд. 3-е, испр. и доп. Париж: YMCA-Press; Москва: Русский путь, 1996.

3. Осоргин М.А. В. Сирин. Камера обскура. Роман. Современные записки. Парабола. Берлин, 1934.

4. Набоков В.В. Романы. Москва, Правда. Собр. соч. в 4-х т. 1990; Т. 1.

5. Левин Ю.И. Заметки о «Машеньке» В.В. Набокова. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. Москва, 1998.

6. Газданов Г. Призрак Александра Вольфа. Москва, 1990.

7. Нечипоренко Ю.Д., Сапрыкин Д.Л. Конференции, посвященные Гайто Газданову. Известия АН. Серия литературы и языка. Москва, 1999; Т. 58; № 4.

8. Семенова С. Два полюса русского экзистенциального сознания. Проза Георгия Иванова и Владимира Набокова-Сирина. Новый мир. 1999; 9.

9. Бабич Д. Каждый может выйти из зала. Театрализация зла в произведениях Набокова. Вопросы литературы. 1999; 5.

10. Федякин С. Вечер у Клэр» Газданова. Опыт медленного чтения. Современное русское зарубежье. Москва, 1998.

11. Кадырова К.А. Автор и герой в произведениях Гайто Газданова. ВестникДГУ. 2005; Вып.6: 40 - 43.

12. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. Available at: disserCat http://www.dissercat.com/content/poetika-rannei-prozy-ggazdanova-roman-vecher-u-kler-rasskazy-20-30-kh-godov#ixzz4dXYme0Un

13. Дмитровская А. «Стрела, попавшая в цель». Телеология В. Набокова и Г. Газданова.

References

1. Adamovich G.V. Odinochestvo i svoboda: Literaturnye ocherki. N'yu-Jork, 1955. (Kniga pereizdana v Rossii. Sankt-Peterburg, 1993).

2. Struve G.P. Russkaya literatura v izgnanii: Opyt istoricheskogo obzora zarubezhnoj literatury. Sost. i vstup. st. K.Yu. Lappo-Danilevskogo. Izd. 3-e, ispr. i dop. Parizh: YMCA-Press; Moskva: Russkij put', 1996.

3. Osorgin M.A. V. Sirin. Kamera obskura. Roman. Sovremennye zapiski. Parabola. Berlin, 1934.

4. Nabokov V.V. Romany. Moskva, Pravda. Sobr. soch. v 4-h t. 1990; T. 1.

5. Levin Yu.I. Zametki o «Mashen'ke» V.V. Nabokova. Izbrannye trudy. Po'etika. Semiotika. Moskva, 1998.

6. Gazdanov G. Prizrak Aleksandra Vol'fa. Moskva, 1990.

7. Nechiporenko Yu.D., Saprykin D.L. Konferencii, posvyaschennye Gajto Gazdanovu. Izvestiya AN. Seriya literatury i yazyka. Moskva, 1999; T. 58; № 4.

8. Semenova S. Dva polyusa russkogo 'ekzistencial'nogo soznaniya. Proza Georgiya Ivanova i Vladimira Nabokova-Sirina. Novyj mir. 1999; 9.

9. Babich D. Kazhdyj mozhet vyjti iz zala. Teatralizaciya zla v proizvedeniyah Nabokova. Voprosy literatury. 1999; 5.

10. Fedyakin S. Vecher u Kl'er» Gazdanova. Opyt medlennogo chteniya. Sovremennoe russkoe zarubezh'e. Moskva, 1998.

11. Kadyrova K.A. Avtor i geroj v proizvedeniyah Gajto Gazdanova. Vestnik DGU. 2005; Vyp.6: 40 - 43.

12. Nauchnaya biblioteka dissertacij i avtoreferatov. Available at: disserCat http://www.dissercat.com/content/poetika-rannei-prozy-ggazdanova-roman-vecher-u-kler-rasskazy-20-30-kh-godov#ixzz4dXYme0Un

13. Dmitrovskaya A. «Strela, popavshaya v cel'». Teleologiya V. Nabokova i G. Gazdanova.

Статья поступила в редакцию29.03.18

УДК 81

Digtyar O.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: Digtyar@inbox.ru

DEVELOPING CREATIVE IMAGE IN CRITICAL THINKING WHILE TEACHING ENGLISH LANGUAGE AT A NON-LINGUISTIC HIGHER SCHOOL. The article deals with a problem of developing creative image in critical thinking while teaching English language at a non-linguistic higher school. The objective of the paper is to propose a mechanism of development and conditions for the critical thinking, as a personal ability of students in teaching English, as a fact that modern society needs specialists who think unconventionally. The author attaches special importance to the integrative-differentiated approach, which is based on the personality-oriented paradigm. The author points out that both a creative stimulus and a practical constraint can be presented to the process of teaching students, as well as the ability to inspire and restrain activity, to assess the situation on a large scale and discretely, to provide freedom and to exercise latent (hidden) control. The author puts forward conditions, under which the formation of "critical thinking" will be most effective.

Key words: conditions of critical thinking formation, integrative-differentiated approach, innovative educational technology, language competence, motivation.

О.Ю. Дигтяр, канд. пед. наук, доц. Финансового университета при правительстве Российской Федерации, г. Москва,

Е-mail: Digtyar@inbox.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО ОБРАЗА СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье рассматривается проблема формирования креативного образа системного мышления студентов неязыковых вузов при обучении английскому языку. Целью статьи является предложить механизм развития и условия формирования креативного образа системного мышления, как личностной способности студентов при обучении английскому языку, поскольку современное общество нуждается в специалистах, мыслящих нестандартно. Особое значение автор придает ин-тегративно-дифференцированному подходу, который основывается на личностно-ориентированной парадигме. Автор отмечает, что к процессу обучения студентов может быть представлен как одновременный творческий стимул, так и практический ограничитель, а также умение вдохновлять и сдерживать активность, оценивать ситуацию масштабно и дискретно, предоставлять свободу и осуществлять латентный (скрытый) контроль. Автор выдвигает условия, при которых формирование «critical thinking» будет наиболее эффективным.

Ключевые слова: условия формирования креативного образа системного мышления, интегративно-дифференци-рованный подход, инновационно-педагогическая технология, языковые компетенции, мотивация.

Современные условия многих видов профессиональной деятельности предъявляют высокие требования к способности принимать самостоятельные решения, разрабатывать и реали-зовывать нестандартные идеи, переносить полученные знания в другие области жизни, изменять тактики поведения при решении разнообразных задач. Все эти характеристики входят в понятие креативного образа системного мышления, которое традиционно считалась положительным, полезным качеством личности.

Поскольку в современных условиях развития общества возрастает потребность в нестандартно мыслящих специалистах, обладающих активной социальной позицией, способных к мобильному изменению своей профессиональной деятельности, разработке и внедрению новшеств, значимость ориентации высшего образования на всестороннее стимулирование креативного образа системного мышления конкурентоспособной личности не вызывает сомнений.

Развитие креативного образа системного мышления было неоднократно предметом интереса педагогов и психологов прошлого. В частности, таких ученых конца XIX - начала ХХ вв., как К. Вентцеля, Б. Гринченко, М. Корфа, Т. Лубенца, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского. Их исследования анализируются и используются современными учеными. В течение длительного времени бытовало мнение, что креативный образ системного мышления присущ только отдельным одаренным личностям [1, с. 14]. Проблемой креативного образа системного мышления интересовались еще Платон, Аристотель, Августин, Гегель и другие. Глубокое исследование особенностей креативной деятельности, условий формирования креативной личности началось во второй половине XIX и начале ХХ в. Значительный вклад в исследование проблем креативного образа системного мышления внесли А.Н. Леонтьев, К.С. Пигрова, Я.Н. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, А.Л. Тихомиров и др.

В истории отечественной педагогической мысли вопросы развития креативности, наряду с другими вопросами учебно-воспитательного процесса, занимали одно из ведущих мест в творчестве выдающихся педагогов второй половины XIX века. Педагогические и психологические взгляды К.Д. Ушинского (1824 - 1870 гг.) по развитию личности в процессе обучения сформировались во второй половине XIX в., но они актуальны и на современном этапе [2, с. 41].

В современной науке проблеме креативного образа системного мышления личности уделяют внимание философы, психологи, педагоги. Креативность может развиваться десятками различных методов, которых в процессе развития педагогической науки накоплено немало, однако есть большая разница между педагогической теорией и практикой.

Развитие креативного образа системного мышления провоцирует рождение живой фантазии, живого воображения. Творческие процессы по природе своей основаны на желании создавать нечто, еще никем ранее не созданное, либо, делать по-новому то, что ранее уже существовало, делать это лучше. Таким образом, творческое начало для человека является стремлением вперед, к улучшениям, прогрессом и совершенствованием [2, с. 49]. Актуальность данной проблемы, а именно развитие креативного образа системного мышления как личностной способности студентов неязыковых вузов при обучении английскому

языку важна, поскольку современное общество нуждается в специалистах, мыслящих нестандартно. Современный специалист должен обладать разнообразием знаний, как общих, так и специальных, позволяющих выиграть в конкурентной борьбе. Именно такой, современный специалист будет оперативно реагировать на происходящие изменения и принимать правильные решения в конкретной области.

На сегодняшний день в Российской Федерации в связи со сложившейся геополитической обстановкой огромное значение уделяется изучению английского языка, что позволяет студентам развивать свои деловые и профессиональные качества, расширить круг общения, углубить знания по своей специальности, эффективно заниматься научной деятельностью. Более того, изучение иностранного языка открывает новые перспективы в плане карьерного роста и получения дополнительного образования. Такая обстановка требует полномасштабности знаний и умений в области своей деятельности, способности применять их в разных ситуациях, постоянно обновлять их и совершенствовать, быть целеустремленными, требовательными к себе [3, с. 64].

Таким образом, современному специалисту необходимо понимать сущность возникшей ситуации, проводить ее анализ, комплексно оценивать полученный результат. Такая работа требует стремления к самосовершенствованию и самореализации, самокритичности, способности отказаться от устаревших привычек и взглядов, умения работать, все это составляет креативный образ системного мышления.

Согласно многочисленным исследованиям отечественных и зарубежных педагогов и психологов, креативный образ системного мышления поддается обучению, как и любая другая деятельность, следовательно, процесс его обучения может быть успешно интегрирован с обучением студентов неязыковых вузов английскому языку [3, с. 158].

Формирование креативного образа системного мышления студентов неязыковых вузов при обучении английскому языку возможно с использованием интегративно-дифференцированно-го подхода. Данный подход, относящийся к числу инновационно-педагогических технологий, основан на личностно-ориентиро-ванной парадигме [4, с. 68].

В процессе обучения в фокусе внимания преподавателя оказывается широкий спектр индивидуальных особенностей обучающихся, включая уровни сформированных языковых компетенций, мотивационную направленность, личные потребности и интересы обучающихся, способы восприятия и переработки информации и т. д. Преподавателю требуется интегрировать перечисленные компоненты в учебный процесс и организовать этот процесс, таким образом, при котором обучение английскому языку будет эффективным для каждого обучающегося. Таким образом, перечень задач, стоящих перед преподавателем, может выглядеть следующим образом:

• оценить уровни знаний обучающихся;

• определить возможности психологической совместимости обучающихся при работе в подгруппах, парах, минигруппах, проектах и т. д.;

• выявить персональные мотивационные ориентиры;

• учесть баланс интересов всех участников группы;

• устанавливать приоритеты общего и персонального развития обучающихся;

• осуществить своевременный контроль и оценку результатов;

• внести необходимые организационные корректировки в ход работы группы и т. д. [5, с. 191].

Следовательно, с точки зрения управления процессом обучения и группой обучающихся, преподаватель, осуществляя обучение английскому языку на основе интегративно-диффе-ренцированного подхода, фактически опирается на модель многоаспектного управления, сущность которой заключается в применение многоуровневого системного подхода. В этом случае, управленческая компетенция преподавателя выступает основой успешного сочетания различных тактик, приемов и подходов интегративно-дифференцированного обучения, вместе с тем, оставляя открытым вопрос о возможности включения дополнительных управленческих знаний в перечень организационно-управленческой компетенции преподавателя.

Очевидно, что преподавателю предстоит осуществлять дифференцированное планирование, определяя возможные формы, виды, цели и задачи работы; дифференцированный контроль; дифференцированно подходить к вопросам мотивации и координации группы; а также своевременно производить необходимую интеграции всех участников группы в процессе обучения. Как показывает практика, указанная многоаспектность управления, сопровождающая реализацию интегративно-дифференци-рованного подхода к обучению английскому языку, требует от преподавателя дополнительных знаний и умений, в числе которых, и управленческая креативность [5, с. 193].

Эффективность обучения зависит от вовлеченности личности обучающегося в учебный процесс. Задача преподавателя -подобрать оптимальные формы и методы такого вовлечения. Таким образом, преподаватель при осуществлении интегратив-но-дифференцированного подхода к обучению английскому языку находится в постоянном креативном поиске путей достижения учебных целей, позволяющих гибко моделировать учебную ситуацию, управлять мотивацией, эмоциональной вовлеченностью обучающихся, и параллельно с этими задачами, выполнять контроль, планирование, корректировку деятельности всех участников процесса обучения [6].

Иными словами, формирование креативного образа системного мышления студентов неязыковых вузов при обучении английскому языку в рамках интегративно-дифферен-

Библиографический список

цированного подхода к обучению может быть представлено как одновременный творческий стимул и практический ограничитель, как умение вдохновлять и сдерживать активность, оценивать ситуацию масштабно и дискретно, предоставлять свободу и осуществлять латентный (скрытый) контроль [7, с. 98].

Основными условиями формирования креативного образа системного мышления с применением интегративно-дифферен-цированного подхода к обучению являются:

• обеспечение возможности достижения высокой самооценки студентов, то есть создание у них достаточного уровня уверенности в своих силах, умственных возможностях;

• создание благоприятного психологического климата в группе;

• обеспечение коллективной деятельности, помогающей студентам формулировать собственную точку зрения, воспитывать доверие к собственным силам и интерес к мнению других.

На мой взгляд, педагогические условия формирования креативного образа системного мышления студентов неязыковых вузов при обучении английскому языку заключаются в следующих аспектах:

1) в проведении творческих занятий необходимо соблюдать систематичность, обеспечить активное включение студентов в учебно-исследовательскую работу, заинтересованно и плодотворно студенты работают в мини группах по предоставлению презентаций с дальнейшим выступлением на международных студенческих конгрессах;

2) занятия должны быть целенаправленными, дополненными интересным материалом, вдохновляющим студентов для проведения всевозможных дебатов, обсуждений;

3) необходимо использовать разносторонние виды творческой деятельности, доступные студентам;

4) в ходе занятий необходимо использовать методы, способствующие развитию инициативы, активности, самостоятельности, которые помогают формировать положительную мотивацию студентов к разным видам деятельности, то есть необходима интенсификация овладения способами творческой деятельности;

5) необходимо доминирование проблемного обучения, самостоятельной работы, целенаправленное создание в процессе обучения противоречий, коллизий, использование аналогий;

6) на протяжении всего процесса обучения необходимо поощрение оригинальных идей, нестандартности, гибкости мышления, творческой активности.

1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Санкт-Петербург: Питер, 2016.

2. Креативная педагогика. Методология, теория, практика. А.И. Башмаков. Под редакцией В.В. Попова, Ю.Г. Круглова. Москва: БИНОМ, 2016.

3. Мельничук М.В., Осипова В.М. Совершенствование навыков мышления высшего порядка в процессе обучения иностранному языку в нелингвистическом вузе. Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы: сборник научных работ. Москва, 2016: 157 - 162.

4. Иностранные языки в высшей школе: методики преподавания, инновации, перспективы развития: материалы международной конференции 12 декабря 2013 г. Пенза: ПГУАС, 2013.

5. Воронова Е.Н. Современные технологии и методы обучения иностранному языку в вузе. Перспективы науки и образования. 2014; Вып. 1: 189 - 194.

6. Мельничук М.В. Традиционный императив и инновационная парадигма в контексте высшего образования. Международный журнал экономики и образования. 2016; Т. 2; № 4: 5 - 17.

7. Худайберганова Э., Гулиметова Б.М. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков в высшей школе. Филология и лингвистика в современном обществе: материалы IV Международной научной конференции (г. Москва, июнь 2016 г.). Москва: Буки-Веди, 2016: 94 - 97.

References

1. Il'in E.P. Psihologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. Sankt-Peterburg: Piter, 2016.

2. Kreativnaya pedagogika. Metodologiya, teoriya, praktika. A.I. Bashmakov. Pod redakciej V.V. Popova, Yu.G. Kruglova. Moskva: BINOM, 2016.

3. Mel'nichuk M.V., Osipova V.M. Sovershenstvovanie navykov myshleniya vysshego poryadka v processe obucheniya inostrannomu yazyku v nelingvisticheskom vuze. Teoriya i praktika obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze: tradicii, innovacii, perspektivy: sbornik nauchnyh rabot. Moskva, 2016: 157 - 162.

4. Inostrannye yazyki v vysshej shkole: metodiki prepodavaniya, innovacii, perspektivy razvitiya: materialy mezhdunarodnoj konferencii 12 dekabrya 2013 g. Penza: PGUAS, 2013.

5. Voronova E.N. Sovremennye tehnologii i metody obucheniya inostrannomu yazyku v vuze. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2014; Vyp. 1: 189 - 194.

6. Mel'nichuk M.V. Tradicionnyj imperativ i innovacionnaya paradigma v kontekste vysshego obrazovaniya. Mezhdunarodnyjzhurnal'ekonomiki i obrazovaniya. 2016; T. 2; № 4: 5 - 17.

7. Hudajberganova 'E., Gulimetova B.M. Sovremennye metody i tehnologii prepodavaniya inostrannyh yazykov v vysshej shkole. Filologiya i lingvistika v sovremennom obschestve: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Moskva, iyun' 2016 g.). Moskva: Buki-Vedi, 2016: 94 - 97.

Статья поступила в редакцию 29.03.18

УДК 81

Dorzhu K.B., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: dorzhukb@mail.ru Kuzhuget Sh.Yu, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: kuzhuget-sh@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SUMMER TIME IN THE POETRY OF AILANMI HERTEK. The article describes summer time in the poetry of Ailanma Hertec. The researchers analyze the expressive means describing colorful summer time. The first collection of poetry by the young poetess Ailanma Hertek attracts the reader not only with her rare, beautiful name "Hayaa-bilzek" (A Ring at Dawn), created by the author herself, but also attracts a deep content reinterpreted by the young author in the lines of her collection. Particularly expressive are the time intervals that characterize the young age of the lyrical heroine, her reflections of life and her worldview. The main language means of expressing the summer time in the author's poems are revealed. Key words: time, summer, metaphor, lyric hero, seasons.

К.Б. Доржу, канд. филол. наук, доц. каф. тувинской филологии и общего языкознания, Тувинский государственный университет, E-mail: dorzhukb@mail.ru

Ш.Ю. Кужугет, канд. филол. наук, доц. каф. теории и методики языкового образования и логопедии, Тувинский государственный университет, E-mail: kuzhuget-sh@mail.ru

ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ В ПОЭЗИИ АЙЛАНМЫ ХЕРТЕК

В статье описывается летнее время в поэзии Айланмы Хертек. Нами проанализированы выразительные средства, описывающие красочное, разноцветное летнее время. Первый сборник стихов молодой поэтессы Айланмы Хертек притягивает читателя не только своим редким, красивым названием «Хаяа-билзек» (Зоревое кольцо), созданным самим автором, но притягивает также и глубоким содержанием, переосмысленным молодым автором на строках своего сборника. Особенно выразительны временные отрезки, характеризующие юный возраст лирической героини, её размышления о жизни, её мировоззрения. Выявлены основные языковые средства выражения летнего времени в стихотворениях автора. Ключевые слова: время, лето, метафора, лирический герой, времена года.

Актуальность исследования определяется все возрастающим интересом к месту и роли пространственных и временных идей в формировании национальной лингвокультуры.

Проблема исследования связана с необходимостью изучения темпоральных аспектов действительности в творчестве писателей, как элементов языковой картины мира тувинцев, которые наиболее полно представлены в эпических произведениях. Значение времени в тувинском языке выражается наречиями, именными формами косвенных падежей, деепричастными оборотами, придаточными предложениями, а также фразеологическими оборотами.

Время является важнейшей частью ментального пространства автора, а анализ языковых средств его выражения позволяет глубже проникнуть в концептуальную систему писателя, понять его индивидуальную картину мира.

Лето - одно из самых долгожданных времен года тувинцев. Летнее время у тувинцев считается самой молочной порой, данное время года отличается изобилием молочных продуктов, что является главным в жизни кочевника-скотовода [1; 2; 3].

Поэты Тувы в своих строках восторженно воспевают лето, летнее время. В статье «Мотив времен года в тувинской лирике: генезис и контекст русской классической поэзии» говорится, что «Пейзажная лирика тувинских поэтов наполнена сочными реалистическими зарисовками разных времён года. Но в реалистические краски органично вплетается и романтическое, и философское начало. Мир природы одухотворен, многозвучен, многокрасочен, подчас мифологизирован, индивидуален в каждое время года и един в своем циклическом бытии. Часто знакомый и привычный пейзаж доносит вечное таинство природы и человеческого восприятия. Эта черта роднит пейзажную тувинскую лирику с русской классической поэзией. Несмотря на различные вроде бы подходы, объединяет мотив времен года затаенное любование миром природы, своеобразное преклонение перед ее вечностью и величием» [4, с. 26].

Первый сборник стихов особенно дорог и любим каждому, как первенец в семье. По отзвуку этих первых стихов, по их дыханию можно проследить и дальнейший творческий, точнее поэтический путь каждого автора. Первый сборник стихов молодой поэтессы Айланмы Хертек притягивает читателя не только своим редким, красивым названием «Хаяа-билзек» «Зоревое кольцо», созданным самим автором, но притягивает также и глубоким содержанием, переосмысленным молодым автором на строках своего сборника.

Красивое и загадочное название сборника требует от автора такого же сверкающего и озаряющего содержания. Слово «Хаяа-билзек» метафорическое: билзек «кольцо» - начало новой жизни, символ любви и верности, а хаяа «заря»,

«(утренняя заря» - начало нового дня, а как парное слово олицетворяет счастье, излучающееся от любви. В послесловии к данному сборнику стихов Народного писателя Тувы Черлиг-о-ола Куулара говорится, что автор благословляет то волшебное колечко, излучающееся из глубины души автора от переполненного чувства любви лирического героя к окружающей природе [5, с. 67].

Действительно, в первом и единственном (пока) сборнике Айланмы Хертек «Хаяа-билзек», выпущенном в 2008 году собраны светлые, яркие стихи, написанные по зову молодой души, от которых излучается свет чистой, молодой души, влюбленной в свой край, в природу родной Тувы.

Многие строки этого сборника были написаны автором в школьные годы, и восторгаешься тому, какие «взрослые», богатые жизненным опытом строки; философские размышления о жизни природы написаны школьницей из далёкой Бай-Тайги, название которой переводится «Богатая тайга». Удивительны и использованные ею богатые выразительные средства, созвучные её душе, окрылённой первой любовью, утренним заревом её творчества.

Богатое использование разнообразных средств перцептивного времени характеризует глубину мировоззрения лирического героя, особо хочется отметить обилие метафорических зарисовок времени. В этом индивидуальность автора.

На данной статье нами анализированы выразительные средства, описывающие красочное, разноцветное летнее время. Особенно выразительны временные отрезки, характеризующие юный возраст лирической героини, её размышления о жизни, её мировоззрения. Недаром душе лирического героя созвучно летнее время, живое, разноцветное, сверкающее, разноголосое время.

Хотя многозвучность и разноцвет летнего времени не являются объектами восхваления в тувинской поэзии. Встречаются строки, в которых лето противопоставляется зиме.

А в сборнике стихов Айланмы Хертек «Хаяа-билзек» зарисовки летнего пейзажа, разноцветье летнего времени, его многоликие краски свидетельствуют о богатстве души, о разностороннем таланте автора.

Айланма Хертек использует чаще всего лексические средства, в особенности метафорические изображения летней картины. Особой ценностью является их первозданность, создание их самим автором.

Можно сгруппировать:

1) эпитеты, обозначающие красочность, разноцветное лицо лета:

- Уран холдуг тывызык чай «загадочное лето-искусница» [букв. «загадочное лето с умелыми руками»];

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.