Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КРАСНОДАРСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ВЗАИМОСВЯЗАННОСТИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ АГЛОМЕРАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КРАСНОДАРСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ВЗАИМОСВЯЗАННОСТИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ АГЛОМЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
299
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЛОМЕРАЦИЯ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ЯДРО АГЛОМЕРАЦИИ / МАЯТНИКОВАЯ МИГРАЦИЯ / КРАСНОДАРСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / ГОРОДА-СПУТНИКИ АГЛОМЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Филобок Анатолий Анатольевич, Антонов Олег Валерьевич

В статье рассматривается процесс формирования Краснодарской городской агломерации. Приведены данные о структуре агломерации, ее особенностях и населении. Оценена взаимосвязанность и степень объединенности населенных пунктов, входящих в состав агломерации. Показаны социальные и экономические проблемы агломерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Филобок Анатолий Анатольевич, Антонов Олег Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF KRASNODAR URBAN AGGLOMERATION: FEATURES OF ASSOCIATION AND INTERCONNECTEDNESS OF SETTLEMENTS OF THE AGGLOMERATION

The article discusses the process of the formation of Krasnodar urban agglomeration. Data about the structure of the agglomeration, its features and its population are given. The interconnectedness and extent of associativity of the settlements included in the agglomeration are assessed. Social and economic problems of the agglomeration are shown.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КРАСНОДАРСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ВЗАИМОСВЯЗАННОСТИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ АГЛОМЕРАЦИИ»

Научная статья Original article УДК 911.375.634

ФОРМИРОВАНИЕ КРАСНОДАРСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ВЗАИМОСВЯЗАННОСТИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

АГЛОМЕРАЦИИ

THE FORMATION OF KRASNODAR URBAN AGGLOMERATION: FEATURES OF ASSOCIATION AND INTERCONNECTEDNESS OF SETTLEMENTS OF THE AGGLOMERATION

Филобок Анатолий Анатольевич, доцент кафедры экономической, социальной и политической географии, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Антонов Олег Валерьевич, магистрант, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Filobok Anatoly Anatolievich, Associate Professor of the Department of Economic Social and Politic Geography, Kuban State University, Krasnodar

e-mail: econgeo@mail.ru

Antonov Oleg Valerievich, Graduate Student, Kuban State University, Krasnodar

e-mail: antonovoleg8888@mail.ru

3183

Аннотация

В статье рассматривается процесс формирования Краснодарской городской агломерации. Приведены данные о структуре агломерации, ее особенностях и населении. Оценена взаимосвязанность и степень объединенности населенных пунктов, входящих в состав агломерации. Показаны социальные и экономические проблемы агломерации.

Annotation

The article discusses the process of the formation of Krasnodar urban agglomeration. Data about the structure of the agglomeration, its features and its population are given. The interconnectedness and extent of associativity of the settlements included in the agglomeration are assessed. Social and economic problems of the agglomeration are shown.

Ключевые слова: агломерация, сельские территории, ядро агломерации, маятниковая миграция, Краснодарская агломерация, города-спутники агломерации

Keywords: agglomeration, rural territories, agglomeration core, pendulum migration, Krasnodar agglomeration, satellite cities of the agglomeration

Город Краснодар - административный центр Краснодарского края. Он состоит из четырех внутригородских округов - Центрального, Западного, Карасунского, Прикубанского. Также в состав входят 26 сельских населенных пунктов и пять сельских округов.

Краснодар имеет выгодное экономико -географическое положение, так как город находится на важных транспортных магистралях, которые связывают порты Черного и Азовского морей с центральной Россией. Помимо этого, на ЭГП города оказывает влияние близость курортов черноморского побережья. В Краснодаре развиты все виды транспорта, а именно: автомобильный, железнодорожный, воздушный и водный.

3184

Администрацией муниципального образования г. Краснодар было принято решение об агломерационном развитии территории. Исходя из данного решения, развитие агломерации будет происходить с учетом районирования Республики Адыгея и Краснодарского края. Это позволит отнести Краснодарскую агломерацию к центрам экономического развития России.

По типу Краснодарская городская агломерация является моноцентрической, г. Краснодар представляет собой ядро агломерации [ 3]. К отличительной черте данной агломерации относится расположение сельских территорий вокруг ядра.

Краснодарская агломерация была выделена согласно стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года. Данная агломерация состоит из муниципальных образований Краснодарского края (г. Краснодар, г. Горячий Ключ, Северский и Динской районы) и муниципальных образований Республики Адыгея (Тахтамукайский, Теучежский районы и г. Адыгейск) [5]. На рисунке 1 изображена карта Краснодарской городской агломерации.

3185

Рисунок 1. Карта Краснодарской городской агломерации [5]

Эксперты относят Краснодарскую городскую агломерацию к агломерациям с хорошо развитой городской экономикой. Примером служит Московская, Екатеринбургская, Ростовская, Санкт-Петербургская и др. [9].

Очертания агломерации выделены по аналогии с уже сложившимися ранее социально-экономическими связями между ядром и соседствующими муниципальными образованиями. Границы муниципальных образований, которые входят в состав агломерации, соотносятся с границами агломерации. Влияние Краснодарской агломерации ощущается в радиусе 90 -100 км и доходит до городов-центров 2-ого порядка: Тимашевск, Усть-Лабинск, Кореновск, Абинск, Горячий ключ (рис. 2).

3186

^ ^ первый пояс агломерации С 3 второй пояс агломерации ^ ^ опорные центры агломерацпп

О опорные подцентры агломерации

_ юна урбанпзаипи

опорный пояс агломерацпп

сельскохозяйственная юна зеленый каркас акватории

Рисунок 2. Система расселения в зоне Краснодарской городской

агломерации [6]

Ядро агломерации - город Краснодар. Первый пояс агломерации представляет собой пригородную зону, которая находится в 30-60 км от ядра. Затем следует второй пояс - это агро-промышленная зона, расположенная в 60-90 км от ядра. Второй пояс состоит из ядер второго порядка - Тимашевск, Кореновск, Усть-Лабинск, Абинск, Горячий Ключ. Они формируют вокруг себя пояса влияния. К поселениям спутникам относятся: Динская, Новотитаровская, Васюринское, Яблоновский, Северская.

Города-центры 2-ого порядка представляют собой центры районов, имеющих промышленную и агропромышленную квалификацию. При этом они расположены на главных автомобильных и железнодорожных транспортных артериях данного региона.

По данным Краснодарстата на 01.01.2022 г., численность населения города Краснодара равна - 1 062 557 человек. При этом городское население составляет - 974 319 человек и сельское население - 88 238 человек [8].

3187

По заявлению главы города Андрея Алексеенко за последние годы население города значительно выросло и приближается к 1,7 млн человек [1]. Более точные данные будут предоставлены Росстатом после подведения итогов Всероссийской переписи населения.

В таблице 1 отображена численность населения Краснодарской городской агломерации на 2022 г.

(Муниципальное образование) территория Численность населения Площадь, км2 Транспортная доступность до ядра агломерации, км

Городской округ - г. Краснодар (ядро) 1 062 557 841,4 X

Городской округ-г. Горячий ключ Район 72 726 20,77 1755,6 60

Северский район 124 888 2122,0 30

Динской район 144 497 1352,0 30

Тахтамукайский район 98 923 463,6 25

Теучежский район 20 483 698 65

Городской округ - г. Адыгейск 15 133 12,57 36

Таблица 1 - Численность населения Краснодарской городской агломерации на 2022 г. [8]

Таким образом, численность населения Краснодарской городской агломерации на 01.01.2022 по данным Краснодарстата составляет 1 539 207 человек. Около 65 % населения проживает преимущественно в ядре агломерации. Площадь агломерации составляет 726,4 тыс. га. Что занимает 9,7% территории Краснодарского края.

Рассматривая г. Краснодар и примыкающие к нему муниципальные образования можно выделить Республику Адыгею, соседство с которой имеет исторические корни. Благодаря этому, ускорение роста экономики становится

3188

очевидным. Следует заметить, что эффективное сотрудничество этих регионов в настоящий момент основано лишь на конкурентном приоритете, который обуславливается рядом особенностей, а потенциальное взаимовыгодное направление развития регионов рассматривается в меньшей степени [11].

Указывая на то, что г. Краснодар расположен на правом берегу р. Кубань, выявляется некоторая дегармонизация пространственного развития города, так как мегаполисы, расположенные у реки, и активно использующие оба берега отличаются более эффективным пространственным развитием. Одним из решений по улучшению данного вопроса является строительство нового Яблоновского моста. В настоящее время 50 % строительства уже выполнены. Сдать его в эксплуатацию должны в 2024, но эксперты предполагают окончание работ в более короткий срок [7]. Следует отметить, что, хотя в последнее время и происходит развитие сотрудничества на межрегиональном и межмуниципальном направлении, в перспективе уровень развития данных регионов более объемен, совмещает различные сферы деятельности [10].

Рассмотрим структуру передвижения населения внутри агломерации. Большой процент принадлежит маятниковой миграции. Ежедневно из спутниковых зон в ядро агломерации осуществляется движение населения с деловой, учебной и другими целями. Данные ГИБДД на 2022 г. свидетельствуют о ежедневном въезде и выезде в город и из города более 180200 тыс. автотранспортных средств [2]. Если посчитать, что вместительность автотранспорта примерно 2-3 человека, получается, что ежедневный миграционный поток составляет примерно 500 тыс. человек. Из всего этого можно сделать вывод, что почти 50 % населения спутниковой зоны агломерации ежедневно осуществляет поездки в г. Краснодар. Данный показатель выше чем показатели в других агломерациях [4].

3189

Особенность географического положения агломерации предполагает создание акцессорных причин развития территорий, к ним можно отнести создание единого транспортного комплекса агломерации; расширяющиеся ранее установленные межрегиональные и внешнеэкономические связи; реновация базы человеческих ресурсов [ 3].

Несмотря на это следует отметить, что г. Краснодар и находящиеся рядом с ним муниципальные образования развиваются как агломерация с относительным процентом условности. Можно сказать, что в регионе хоть и преобладают центростремительные процессы, но сама Краснодарская агломерация характеризуется схожестью с территориальным конгломератом. Также существуют отрицательные внешние эффекты, состоящие из перенаселенности, высокого трафика на дорогах и т.д.

Заявлять о том, что произошла полное объединение ядра агломерации с примыкающими муниципальными образованиями пока не представляется возможным. В настоящий момент населенные пункты Краснодарской агломерации недостаточно объединены по причине слабой внутренней связанности. Концентрация населения (в т.ч. маятниковая миграция) в ядре агломерации формирует высокую динамику хозяйственных процессов, что выражается в показателях удельного веса, строительства, ввода общей площади жилых помещений, оборота розничной торговли и др. Как следствие, между г. Краснодаром и входящими в состав агломерации муниципальными образованиями наблюдается высокая поляризация и перепады значений социально-экономических показателей.

Далее оценим внутренние процессы объединения в Краснодарской агломерации и обозначим возникающие проблемы в конкретных областях [Error! Reference source not found. ].

Демография. Рассматривая практически динамику прироста населения, можно сказать, что ее высокие показатели происходят за счет миграции населения в центр агломерации и соответственно имеют более высокий

3190

уровень социально-экономического развития и возможность доступа к ядру агломерации.

Транспорт. Анализируя транспортную систему в общем можно выделить несколько экономических и технических проблем развития инфраструктуры Краснодарской агломерации. Во -первых, изношена железнодорожная инфраструктура, во-вторых, нагрузка на логистическую инфраструктуру агломерации зависит от сезонности, в-третьих, преобладающая часть автомобильных дорог не соответствует ГОСТам, в-четвертых, интервалы движения на пригородных поездах имеют большие временные промежутки.

Рынок труда. Действующие центростремительные процессы в отношении миграции трудовых ресурсов двигаются к ядру агломерации. Муниципальные образования близкие к Краснодару фактически есть ареал трудовых ресурсов, большая доля населения работает или находится в поисках работы в ядре агломерации.

Жильё. Одной из главных проблем в данной области является обеспечение баланса между растущими потребностями в жилье и работе, и изменениями антропогенного характера в природном и архитектурном ландшафте, беспорядочной застройкой населенных пунктов, которые в свою очередь меняют облик и характер городской и сельской местности.

Коммунальная инфраструктура. Если оценивать процесс объединения муниципальных образований с ядром агломерации, можно заметить, что формирование стойкой системы объектов инфраструктуры и интегрированных коммунальных сетей находится на крайне низком уровне. Сюда относится стихийное строительство в некоторых населенных пунктах, это напрямую связано с высоким приростом населения, и ведет к формированию тренда псевдоурбанизации [3]. Это в свою очередь мешает развитию социально-экономической инфраструктуры, а сам уклад жизни противоречит запросам и нормам благоустройства.

3191

Таким образом, анализируя процессы объединения и взаимосвязанности Краснодарской городской агломерации проявляются несколько противоречивые тенденции. Одна сторона показывает устойчивый рост населения агломерации, увеличение объема строящегося жилья, а другая сторона указывает на возникающие проблемы в развитии транспортно-логистической инфраструктуры агломерации, а также в возникновении процесса псевдоурбанизации. Становится явной слишком лояльная градостроительная политика, которая в свою очередь должна быть более твердой и непосредственно направлена для прекращения хаотичной застройки территории г. Краснодара и ближних к нему районов.

Литература

1. Андрей Алексеенко заявил о численности населения Краснодара в 1,7 млн человек // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/5079053 (дата обращения: 15.04.2022).

2. В Краснодаре внедряют проекты по изменению структуры городской мобильности // Официальный интернет-портал администрации муниципального образования города Краснодар и городской Думы Краснодара URL: https://krd.ru/novosti/glavnyenovosti/news_12042021_17 2041/ (дата обращения: 14.04.2022).

3. Горкин А.П. Словарь-справочник. - Смоленск: Ойкумена, 2013. - 328 с.

4. Краснодарская агломерация // Безопасные и качественные дороги URL: http://bkd.rosdornii.ru/agglomeration/krasnodarskaya/ (дата обращения: 15.04.2022).

5. Материалы Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 г. // Электронный фонд правовых и нормативно - технических документов URL: https://docs.cntd.ru/documen t/571007846/titles/3T9B4MS (дата обращения: 14.04.2022).

6. Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства URL: https://niipg.com/ru/magazine/news/2019/29 (дата обращения: 14.04.2022).

7. Новый Яблоновский мост планируют достроить на год раньше срока // Кубанские новости URL: https://kubnews.ru/vlast/2021/07/29/novyy-yablonovskiy-most-planiruyut-dostroit-na-god-ranshe-sroka/ (дата обращения: 14.04.2022).

3192

8. Оценка численности населения на 1 января 2022 год по муниципальным образованиям Краснодарского края // Краснодарстат URL: https://krsdstat.gks.ru/storage/mediabank/0cenka_01.01.2022.htm (дата обращения: 14.04.2022).

9. Подходы к оценке развитости городских агломераций // Институт экономики города URL:https://urbaneconomics.ru/sites/default/files/iue_pre ss.pdf (дата обращения: 12.04.2022).

10. Родин А.В. Институциональные условия обеспечения активации межсекторного сотрудничества в развитии территории // Modern Economy Success. - 2019. - №4. - С. 15-20.

11. Родин А.В. Многоуровневые межсекторные взаимосвязи в кластерной организации экотуристического пространства региона // Экономика устойчивого развития: региональный научный журнал. - 2019. - №4. - С. 245-253.

Literature

1. Andrey Alekseenko announced the population of Krasnodar at 1.7 million people // Kommersant URL: https://www.kommersant.ru/doc/5079053 (date of access: 15.04.2022).

2. Projects to change the structure of urban mobility are being implemented in Krasnodar // Official Internet portal of the administration of the municipality of the city of Krasnodar and the City Duma of Krasnodar URL:https://krd.ru/novosti/glavnye-novosti/news_12042021_172041/ (date of access: 14.04.2022).

3. Gorkin A.P. Dictionary reference. - Smolensk: Oikumena, 2013. - 328 p

4. Krasnodar agglomeration // Safe and high-quality roads URL: http://bkd.rosdornii.ru/agglomeration/krasnodarskaya/ (date of access: 14.04.2022).

5. Materials of the Strategy for the socio-economic development of the Krasnodar Territory until 2030 // Electronic fund of legal and regulatory documents URL: https://docs.cntd.ru/document/571007846/titles/3T9B4MS (date of access: 14.04.2022).

6. Research Institute for Advanced Urban Planning URL: https://niipg.com/ru/magazine/news/2019/29 (date of access: 04/14/2022).

7. New Yablonovsky bridge is going to build a year ahead of schedule // Kuban News URL: https://kubnews.ru/vlast/2021/07/29/novyy-yablonovskiy-most-planiruyut-dostroit-na-god-ranshe-sroka/ date of access: 14.04.2022).

3193

8. Population estimate as of January 1, 2022 by municipalities of the Krasnodar Region // Krasnodarstat URL:https://krsdstat.gks.ru/storage/mediabank/Ocenc a01.01.2022.htm (date of access: 04/14/2022).

9. Approaches to assessing the development of urban agglomerations // Institute of Urban Economics URL:https://urbaneconomics.ru/sites/default/files/iue_pr ess.pdf (date of access: 12.04.2022).

10. Rodin A.V. Institutional conditions for ensuring the activation of intersectoral cooperation in the development of the territory // Modern Economy Success. -2019. - No. 4. - P. 15-20.

11. Rodin A.V. Multilevel intersectoral relationships in the cluster organization of the region's ecotourism space // Economics of sustainable development: regional scientific journal. - 2019. - No. 4. - P. 245-253.

© Филобок А.А., Антонов О.В, 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2022.

Для цитирования: Филобок А.А., Антонов О.В. ФОРМИРОВАНИЕ КРАСНОДАРСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ВЗАИМОСВЯЗАННОСТИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ АГЛОМЕРАЦИИ// Научно- образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2022.

3194

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.