Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ФАКТОРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ФАКТОРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корпоративная социальная ответственность / руководители / дошкольная образовательная организация / управление / формы и практики КСО / программа / онлайн-семинар / corporate social responsibility / managers / preschool educational organization / management / forms and practices of CSR / program / online seminar

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Г. Богославец, Н.П. Сазонова

Статья посвящена использованию основных подходов к концепции корпоративной социальной ответственности (далее – КСО) в системе деятельности дошкольной образовательной организации (далее – ДОО); анализируются характеристики и показатели уровней КСО в системе управленческой деятельности руководителя. В статье уточняются задачи каждого из этапов реализации практик КСО; определяются приоритетные направления этой работы в дошкольном учреждении. Авторами статьи приводятся результаты проведенного исследования по применению практик КСО, представлена тематика обучающих модулей разработанной Программы онлайн-семинаров для руководителей ДОО. Авторами проанализирована степень затруднений руководителей при реализации концепции КСО, характеризуются уровни готовности заведующих ДОО к внедрению принципов КСО. Намечены перспективы дальнейших исследований поставленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article is observes the use of basic approaches to the concept of corporate social responsibility (hereinafter CSR) in the system of activities of a preschool educational organization. Characteristics and indicators of CSR levels in the system of managerial activity of the head are analyzed. The article clarifies tasks of each of the stages of the implementation of CSR practices and identifies the priority areas of this work in a preschool institution. The authors of the article present the results of the conducted research on the application of CSR practices, the topics of the training modules of the developed Program of online seminars for heads of pre-school educational institutions. The article analyzes the degree of difficulties of managers in implementing the CSR concept, characterizes the levels of readiness of heads of preschool educational institutions to implement the CSR principles. The prospects for further research of the problem are outlined.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ФАКТОРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

12. Passov E.I., Kuzovleva N.E. Osnovy kommunikativnojteoriii tehnologiiinoyazychnogo obrazovaniya. Moskva, 2010.

13. Wallwork A. English for Presentations at International Conferences. Springer, 2010.

14. Pascal M. Learning a language? Speak it like you're playing a video game. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=Ge7c7otG2mk

15. Efromovich S. 5 techniques to speak any language. Available at: https://www.youtube.com/watchft-WLHr1_EVtQ

16. Doner T. Breaking the language barrier. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=xNmf-G81Irs

Статья поступила в редакцию 01.04.24

УДК 378

Bogoslavets L.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: gera1905@yandex.ru

Sazonova N.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: natik46@ yandex.ru

CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION. The

article is observes the use of basic approaches to the concept of corporate social responsibility (hereinafter CSR) in the system of activities of a preschool educational organization. Characteristics and indicators of CSR levels in the system of managerial activity of the head are analyzed. The article clarifies tasks of each of the stages of the implementation of CSR practices and identifies the priority areas of this work in a preschool institution. The authors of the article present the results of the conducted research on the application of CSR practices, the topics of the training modules of the developed Program of online seminars for heads of pre-school educational institutions. The article analyzes the degree of difficulties of managers in implementing the CSR concept, characterizes the levels of readiness of heads of preschool educational institutions to implement the CSR principles. The prospects for further research of the problem are outlined.

Key words: corporate social responsibility, managers, preschool educational organization, management, forms and practices of CSR, program, online seminar

Л.Г. Богославец, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: gera1905@yandex.ru

Н.П. Сазонова, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: natik46@ yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ФАКТОРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена использованию основных подходов к концепции корпоративной социальной ответственности (далее - КСО) в системе деятельности дошкольной образовательной организации (далее - ДОО); анализируются характеристики и показатели уровней КСО в системе управленческой деятельности руководителя. В статье уточняются задачи каждого из этапов реализации практик КСО; определяются приоритетные направления этой работы в дошкольном учреждении. Авторами статьи приводятся результаты проведенного исследования по применению практик КСО, представлена тематика обучающих модулей разработанной Программы онлайн-семинаров для руководителей ДОО. Авторами проанализирована степень затруднений руководителей при реализации концепции КСО, характеризуются уровни готовности заведующих ДОО к внедрению принципов КСО. Намечены перспективы дальнейших исследований поставленной проблемы.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, руководители, дошкольная образовательная организация, управление, формы и практики КСО, программа, онлайн-семинар

Актуальность темы определяется тем, что в настоящий период модернизации дошкольного образования значимым вопросом реализации стратегического менеджмента выступает процесс интеграции основных подходов КСО в организационную структуру деятельности ДОО. Реализация Положений концепции КСО создает основу качества того управленческого механизма, который позволяет реализовывать этот процесс интеграции и проявления меры и типов ответственности, педагогической культуры, демократического стиля управления в организации. Одним из важных факторов актуализации данной проблемы выступает повышение качества деятельности ДОО, формирование ее конкурентных преимуществ в социуме, стабильное функционирование на основе использования практик КСО в стратегии ее развития.

Анализируя теоретическую литературу и фактическое состояние управленческой деятельности заведующих ДОО по данной проблеме, следует отметить, что в период динамических изменений в сфере дошкольного образования актуализировались тенденции в стратегическом управлении ДОО, направленные на социально-коллективную роль, составляющие корпоративную основу деятельности учреждения, его ответственность перед социальными заказчиками [1; 7; 9].

Целью проведенного авторами статьи исследования выступает поиск приоритетных направлений внедрения и использования ответственных практик КСО в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций.

Достижению обозначенной цели способствовало решение следующих задач:

- уточнить содержание понятия КСО, основные уровни ее проявления в образовательной организации;

- выявить уровень готовности к реализации практик КСО у руководителей дошкольных образовательных организаций;

- провести оценку использования практик КСО в экспериментальной

ДОО;

- определить эффективный управленческий инструментарий, способствующий формированию практик корпоративной социальной ответственности и ее приоритетные направления в условиях ДОО;

- разработать и внедрить программу онлайн-семинаров для руководителей ДОО по использованию практик КСО;

- определить перспективы дальнейшего исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе полученных результатов обоснованы составляющие показатели устойчивого развития

ДОО, интегративно сочетающие регулятивы использования концепции КСО в системе дошкольного образования, предложена методика оценки влияния практик КСО в отношении персонала ДОО, включающая совокупность способов и эффектов управления рисками в деятельности руководителя как на уровне стабильного функционирования, так и перевода учреждения в режим развития. В статье представлен инструментарий исследования на основе анкетного опроса педагогов по выявлению и оценке практик КСО в коллективе; обозначено содержание модулей Программы онлайн-семинаров для руководителей ДОО по изучаемой тематике.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнено содержание направлений, принципов, уровней внедрения форм и практик КСО; теоретически обоснованы подходы КСО в системе управленческой деятельности руководителя на этапах планирования и развития социально ответственной организации.

Актуальность темы, раскрываемой в данной статье, ее практическая значимость определяется возможностью применения практик КСО, проведения оценки степени их влияния на уровень конкурентоспособности организации, ее устойчивого развития, что формирует информационно-аналитический базис для принятия эффективных управленческих решений по выработке стратегий и тактик дальнейшего развития ДОО.

Теоретическо-практические аспекты внедрения КСО, анализ нормативных документов, положений концепции социально ориентированного и стратегического управления, способствующих устойчивому развитию деятельности учреждений, представлены в исследованиях С.П Божука, В.Я. Горфинкеля, В.В. Кули-бановой, Э.М. Короткова, В. Муруговой и др. [2-6].

Э.М. Коротков отмечает, что «руководитель и сотрудники социально ориентированной организации озабочены тем, какое воздействие она окажет на социальное окружение, на общественное мнение различной целевой аудитории, например, забота администрации о комфортных рабочих местах для сотрудников, персонала, об их здоровье и образовании, организации совместных корпоративных мероприятий различной тематической направленности, что способствует формированию приверженности сотрудников к своей организации, позволяет повысить качество ее деятельности» [5, с. 58].

Л.М. Никитина, Д.В. Борзаков под КСО понимают «концепцию, согласно которой «организация, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта или услуги, добровольно принимает на себя дополнительные обязательства перед обществом и своими работниками следовать высоким

стандартам поведения в соответствии с этическими нормами, инвестировать в устойчивое развитие общества в местах его оперирования» [8, с. 68]. Такое понимание корпоративно-социальной ответственности в рамках определений исследователей предполагает признание общественной роли любой организации как морального агента, способного не только воспринимать и учитывать ценности общества и педагогической профессии, но и активно принимать участие в их формировании. В системе деятельности ДОО - это успешная социализация подрастающего поколения, трансляция положительного имиджа и деловой репутации в разных целевых аудиториях; социальная ответственность за результаты деятельности; корпоративная этика и поведение; реализация и планирование системы ответственности; профессиональное обучение персонала; создание оптимальных условий труда; внедрение инновационных проектов, обновленное содержание целостного образовательного процесса, конструктивное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников; повышение эффективности использования профессионального мастерства и ресурсов персонала. Режим устойчивого развития ДОО при применении форм и практик КСО аккумулирует два взаимосвязанных понятия:

- потребности, включающие приоритетную миссию и цель, необходимые для жизнедеятельности организации;

- ограничения, обусловленные социальным заказом общества, педагогическими инновациями, современными технологиями, предусматривающими способность организации удовлетворять существующие и возможные образовательные потребности воспитанников и их родителей (законных представителей) [5].

Формы и практики КСО представляют собой важнейший инструмент устойчивого развития деятельности ДОО и призваны способствовать:

- повышению осведомленности общества, социальных заказчиков, участников образовательных отношений в вопросах организации воспитания подрастающего поколения, трансляции традиционных культурных ценностей;

- пониманию педагогической общественностью принципов и перспектив реализации устойчивого развития, стабильного функционирования системы дошкольного образования;

- совершенствованию качества подготовки руководителей, методистов, делопроизводителей к разным аспектам управления ДОО;

- демонстрации социально ответственной деловой репутации, имиджа ДОО как организации-работодателя на рынке труда среди разных целевых аудиторий (родители, общественность, СМИ, потенциальные социальные партнеры и др.).

В структуре управленческой деятельности руководителя и реализации его стиля управления сформулируем несколько задач для обоснования и использования форм и практик КСО в ДОО:

- создавать оптимальные условия для более успешного управления и качественного развития деятельности организации;

- повышать роль корпоративной социальной ответственности педагогического коллектива и персонала учреждения;

- формировать среди членов коллектива общественно ценностную и гражданскую позицию при дессиминации социально значимых инициатив, конкурсов, проектов.

Анализ научно-теоретической литературы свидетельствует, что корпоративная социальная ответственность базируется на нескольких основополагающих принципах:

1. Открытость: КСО - это практики, которые должны быть у всех на виду в коллективе, информация о том, что именно делает организация в рамках КСО; ее публичность и распространение, открытость информации на официальном сайте учреждения.

2. Системность: действенность практик КСО в организации обеспечивают решение управленческих задач и вопросов при подготовке локальных актов, приказов, которые касаются всех участников образовательных отношений.

3. Честность: действия педагогического коллектива, персонала, ориентированные на зону социальной ответственности, должны быть максимально прозрачными, конкретными, ответственными и профессиональными.

4. Регулярность. КСО - зона ответственности организации, требующая ее целенаправленной, систематической, содержательной и комплексной образовательной работы с детьми, научно-методической деятельности с педагогами; бессистемность и хаотичность ее деятельности приводит к неудовлетворительным результатам [5; 7].

В.Я. Горфинкель отмечает, что «эволюция концепции КСО может быть реализована в условиях деятельности образовательной организации при интеграции ее уровней:

- инициатива персонала организации;

- комплекс социальных норм, правил и стандартов профессиональной этики;

- элемент управления рисками в условиях стратегического управления;

- корпоративная идентичность и часть культуры организации;

- составляющая социального партнерства и волонтерской деятельности» [3].

Рис. 1. Характеристики уровней развития концепции КСО в системе деятельности ДОО

Обозначим уровни, определяющие содержательные характеристики развития концепции КСО и ее практик с учетом специфики деятельности ДОО (рис. 1).

Изучение фактического состояния управления деятельностью ДОО с учетом перехода в режим развития в городе Барнауле Алтайского края свидетельствует, что большинство руководителей (заведующих, методистов, старших воспитателей) не владеют механизмом управления во взаимосвязи с подходами и практиками КСО. В ходе исследования нами было проведено анкетирование руководителей ДОО города Барнаула в количестве 25 человек.

Анализ анкетирования показал, что руководители не владеют основными понятиями и подходами КСО в системе деятельности учреждения - 90%; затрудняются создать корпоративную культуру при изменении организационной структуры дошкольного учреждения - 75%; при оплате труда сотрудников недостаточно разрабатывают и применяют справедливую систему стимулирующих надбавок -62%; не учитывают высокую текучесть кадров в системе управления - 45%; недостаточно делегируют полномочия членам коллектива при принятии управленческого решения - 55%; отмечают недостаточную систему коммуникаций, обратной связи в ДОО при сборе и обмене информацией в коллективе - 73%; не умеют применять ответственные практики КСО в отношении персонала, социальн ых заказчиков и партнеров - 85%; недостаточно мотивируют персонал, педагогов к участию в социально значимых проектах, наставничестве, волонтерском движении - 62%; не внедряют интерактивные технологии методического сопровождения профессионального развития и обучения персонала - 65%; показали разную степень затруднений при проведении оценки эффективности видов социальной ответственности в ДОО - 92%.

При оценке проявления и использования практик КСО в условиях деятельности ДОО нами были выделены оптимальный, достаточный и недостаточный уровни. Дадим их краткую характеристику.

Оптимальный уровень: руководитель ориентирует сотрудников на повышение эффективности работы с дошкольниками, развитие организации при использовании практик КСО, планирует систему ответственности; проявляет мобильность и адаптивность к изменениям, анализирует профессиональные ситуации, обеспечивает обратную связь в коллективе. Руководитель формирует команду единомышленников, делегирует полномочия, заботится об охране и условиях труда, грамотно использует систему оплаты в стимулировании активной деятельности сотрудников. Внутри ДОО фиксируется низкая текучесть педагогических кадров.

Достаточный уровень: руководитель оказывает спонтанное воздействие при использовании практик КСО; способен к умножению конструктивных корпоративных идей, однако затрудняется в распределении системы ответственности в коллективе, в том числе при делегировании полномочий среди сотрудников. Руководитель использует технологии командообразования, заботится об охране и условиях труда; принимает на себя некоторую долю ответственности, но недо-

Рис. 2.Уровниготовностируководителейк реализациипрактик КСОвДОО, констатирующий этап

статочно использует стимулирующий фактор в работе сотрудников. Не проявляет высокой заинтересованности в профессиональном обучении и развитии персонала. Внутри ДОО фиксируются случаи текучести кадров и увольнение сотрудников по собственному желанию.

Недостаточный уровень: руководитель не умеет использовать практики КСО в учреждении, не учитывает систему ответственности в коллективе, не ориентирует его на процессы устойчивого развития; ДОО действует в режиме функционирования. В практике управленческой деятельности не использует технологии тимбилдинга и допускает серьезные ошибки при оценке качества работы персонала, не учитывает эффективность сотрудников при использовании стимульного фонда оплаты труда. Практически отсутствует системная обратная связь во взаимодействии «администрация - педагоги - сотрудники - родители -социальные партнеры». Внутри ДОО высокая текучесть кадров.

Обозначенные уровни характеризуют готовность руководителей к внедрению практик КСО в условиях ДОО. Под уровнем готовности к данному виду деятельности мы понимаем совокупность умений в систематической управленческой деятельности, развитость личностных и деловых качеств, мотивацию к реализации конструктивных практик КСО, понимание своей рабочей роли, профессиональные знания и способности в сфере менеджмента.

На начальном (констатирующем) этапе исследования нами были проанализированы умения руководителей разрабатывать, применять, реализовывать и оценивать практики КСО в системе деятельности ДОО. Результат оценки преимущественно соответствуют недостаточному уровню готовности руководителей к реализации практик КСО в ДОО (рис. 2).

Таблица 1

Риски реализации стратегического управления ДОО на основе подхода КСО

Риск Способы управления на основе подходов КСО

Некачественное или неполное исполнение целей, инициатив деятельности ДОО Подготовка проведения процедуры самообследования деятельности и внутренней системы оценки качества дошкольного образования в ДОО. Разработка политики качества в соответствии с миссией и целью деятельности ДОО

Неполное проведение ресурсного анализа (кадровый, финансовый, материально-технический, научно-методический) Ежегодный анализ реализации миссии и целей ДОО, проведение проблемного анализа деятельности дошкольного учреждения. Четкая регламентация процедуры внутренней системы оценки качества дошкольного образования и самообследования деятельности учреждения. Усиление и обновление инфраструктуры ДОО с учетом требований ФГОС и ФОП ДО. Обеспечение научно-методического сопровождения профессиональной коллектива по всем направлениям работы. Обогащение методического кабинета, развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. Ежеквартальный анализ финансово-хозяйственной деятельности и выполнения муниципального задания ДОО

Невысокая квалификация кадрового состава в сфере использования практик КСО Обучение членов коллектива - специалистов, персонала в рамках реализации внутрифирменного повышения квалификации. Конструирование модулей онлайн-Программы обучения заведующих ДОО по внедрению практик КСО, повышающих уровень готовности к этой деятельности

Недостаточная сформированность командных ресурсов; несогласованность этических норм в структуре КСО; низкая адаптивность к изменениям; отсутствие планирования «зоны ответственности» и контроля над ее выполнением Использование технологии тимбилдинга в формировании единого рабочего коллектива в ДОО. Разработка Кодекса деловой и профессиональной этики учреждения. Формирование в коллективе эффективной команды профессионалов. Сотрудничество, осуществляемое в творческих проектных группах, направленных на инновационные изменения и внедрение концепции КСО. Создание традиций, устоев в ДОО, ценности взаимоотношений на принципах КСО

Скачкообразность, эпизодичность в использовании практик КСО Утверждение единой концепции КСО в деятельности дошкольного учреждения. Усиление корпоративных идей в коллективе, организация корпоративных мероприятий. Справедливая система оценки труда сотрудников

Объективные и субъективности сложности в привлечении социальных партнеров, инвесторов в сферу ДО Составление договоров, соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве с социальными партнерами ДОО. Проектирование на уровне государства, региона моделей социального партнерства предприятий, кампаний, учреждений и ДОО. Создание стажировочной площадки в целях апробации моделей реализации социального партнерства на основе принципов КСО

Таблица 2

Оценка проявления и использования практик корпоративной социальной ответственности, констатирующий этап

№ Утверждение / Степень согласия с утверждением практик КСО в ДОО

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 балла

1. Оплата труда в ДОО своевременная при учете справедливых стимулирующих надбавок /

2. Обучение и развитие профессиональных навыков педагогов и персонала ДОО организовано на достаточном уровне /

3. В коллективе благоприятный микроклимат /

4. Регулярно организуются корпоративные, спортивные мероприятия в коллективе сотрудников /

5. Планируется распределение системы ответственности персонала, заведующим делегируются полномочия /

6. В коллективе прослеживается командная работа, систематически используются технологии тимбилдинга /

7. Коллектив ориентирован на использование практик КСО /

8. В коллективе обеспечивается качество дошкольного образования в реализации ФПОС и ФОП ДО /

9. Высокий рейтинг учреждения /

10. В ДОО стабильный коллектив сотрудников /

Таким образом, реализация концепции КСО не может использоваться под влиянием стихийных управленческих действий при применении традиционных или инновационных регулятивов ответственности как одного из факторов и показателей устойчивого развития деятельности ДОО. Обозначим возможные риски и способы в процессе реализации управленческого цикла на основе подходов КСО (табл. 1).

Эффективность устранения обозначенных возможных рисков, внедрение стратегических инициатив в структуре усиления концепции КСО обеспечивается разработкой управленческой, оперативной тактики в перспективном и текущем планировании деятельности ДОО. В организации этого процесса следует разработать ряд локальных актов (приказов, положений, социально значимых проектов: «В коллективе ДОО - молодые педагоги», «Родительский всеобуч «Мы - вместе»», консультационный пункт «Забота» для родителей (законных представителей) воспитанников, не посещающих ДОО, «Реверсивное наставничество», «Детское волонтерство», «Мы - единая команда» и др.). Признаки социально ответственного поведения членов коллектива ДОО проявляются, прежде всего, во внешней социальной активности организации: взаимодействии с социальными партнерами, в организации творческих выставок поделок и подарков для различных слоев населения (ветеранов войны, героев СВО, приютов для животных «Бусинка», «Ласка» и др.); проведение флэшмобов «Сирень Победы», «Чистый ручеек», «Очистим территорию от мусора», «Цветочные клумбы», «Наши бабушки и дедушки», «Я - в истории моего города», «Культурный код моей малой Родины».

Используя методику В.Я. Горфинкеля [3], в коллективах МБДОУ «Детский сад № 56» и МБДОУ ЦРР «Детский сад № 16» города Барнаула была проведена оценка проявления и использования практик корпоративной социальной ответственности в системе деятельности этих ДОО. В опросе приняли участие 115 человек - руководители, педагоги ДОО. Результаты данного этапа исследования представлены в табл. 2.

Обобщая полученные результаты опроса педагогов дошкольного образования, представленных в табл. 2, следует отметить, что оценка влияния практик

Таблица 3

Оценка проявления и использования практик корпоративной социальной ответственности в экспериментальных ДОО, контрольный этап

№ Утверждение / Степень согласия с утверждением практик КСО вДОО

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 балла

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Своевременная оплата труда в ДОО при учете справедливых стимулирующих надбавок к

2. Обучение и развитие профессиональных навыков педагогов и персонауаДОО орианиуованона достаточном уровне /

3. Благоприятный микроклимат в коллективе /

4. Регулярно организуются корпоративные, спортивные мероприятия в коллективе сотрудников /

5. Планируется распределение системы ответственности персонала, завадующимделевироются полномочия /

6. В коллективе прослеживается командная работа, систематически используются нехноногиитьм-билдинга /

7. Коллектив ориентирован на использование практик КСО /

8. В коллективе обеспечивается качество дошкольного образования в реализации ФПОС и ФОП ДО /

9. Высокий рейтинг учреждения л

10. В ДОО стабильный коллектив сотрудников /

КСО на уровень развития ДОО, качества ее деятельности фиксирует низкий диапазон - от 2 до 3 баллов. Этот факт детерминирует актуальность разработки и реализации Программы онлайн-семинаров по формированию знаний, умений руководителей в сфере внедрения практик корпоративной социальной ответственности в дошкольном образовательном учреждении [10].

На формирующем этапе исследования в процессе поиска конструктивных методов и средств совершенствования профессиональных компетенций руководителей была разработана Программа онлайн-семинаров. В нее были включены содержательные модули:

Модуль 1. Индикаторы и показатели устойчивого развития деятельности ДОО в новых социокультурных условиях.

Модуль 2. Типология ответственности в структуре КСО.

Рис. З.Уровниготовностируководителейк реализациипрактик КСОвДОО, контрольный этап

Модуль 3. Основные подходы, формы и практики КСО в дошкольной образовательной организации.

Модуль 4. Кейсы для руководителей и старших воспитателей по решению задач реализации практики КСО.

Продолжительность Программы включает 10 онлайн-семинаров, которые реализовывались на базе ДОО в течение учебного года с сентября 2022 по май 2023 года. Участниками онлайн-программы выступили 25 руководителей ДОО. Проверка эффективности действия Программы онлайн-семинаров проводилась на контрольном этапе исследования. Результаты представлены на рис. 3.

Полученные результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о позитивной динамике в уровнях сформированности готовности руководителей проектировать, планировать и использовать практики КСО в управленческой деятельности. Недостаточный уровень зафиксирован у 10% руководителей; достаточный показали 55%, 35% оказались на оптимальном уровне владения компетенциями изучаемой готовности.

Также на контрольном этапе исследования в коллективах экспериментальных ДОО (МБДОУ «Детский сад №56», МБДОУ ЦРР «Детский сад №16») была проведена повторная оценка проявления и использования практик КСО после участия руководителей в Программе онлайн-семинаров. Результаты представлены в табл. 3.

Показатели оценки использования практик КСО, ориентированных на режим развития ДОО, включал диапазон от 1 до 5 баллов. Из 115 опрошенных респондентов, участвующих в педагогическом эксперименте, высоко оценили п ро-явление и использование в коллективах экспериментальных ДОО практик КСО на конец 2022-2023 гг учебного года - 68%.

Сравнительное соотношение степени затруднений руководителей ДОО в использовании практик КСО на констатирующем и контрольном этапах исследования (до и после реализации Программы онлайн-семинаров) представлена на рис. 4.

Результаты, представленные на рис. 4, свидетельствуют о том, что после проведения Программы онлайн-семинаров у 25 руководителей ДОО города Барнаула Алтайского края, включенных в экспериментальную деятельность, снизилась степень затруднений по основным показателям использования практик КСО, подлежащим оценке. На констатирующем этапе степень затруднения соответствовала в среднем 67%, на контрольном этапе зафиксирован показатель проявления затруднений руководителей в среднем 16%.

На основании результатов проведенного исследования уточнены и обоснованы приоритетные направления использования практик КСО в системе деятельности ДОО. К этим направлениям считаем необходимым отнести следующие:

- социально ответственные и добросовестные практики в отношении персонала дошкольной образовательной организации;

- социально ответственные и деловые практики во взаимодействии с родителями (законными представителями), общественностью, партнерами, СМИ;

- участие в социально значимых проектах, акциях, движении наставничества, волонтерства вне дошкольной образовательной организации;

- ответственные практики в охране окружающей среды;

- практики создания комфортных и качественных условий деятельности персонала;

Библиографический список

Сравнительное соотношение степени затруднений руководителей ДОО в использовании практик КСО

р 1 Д.Л Л

жЛЛ'-^^У

/V ч у »

20°/. 0% А А ,

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 —^—Констатирующий этап —^Контрольный этап

Рис. 4. Степень осознания затруднений руководителями ДОО использования практик КСО, констатирующий, контрольный этапы

- экономическая ответственность перед участниками образовательных отнсшений и партнерамиДОО.

Основные направления концепции КСО включают социально ответствен-ые практики в управленческой деятельности руководителей, реализация которых переводит ДОО в режим развития, позволяет быть социально ответственной органииаци ей.

Проведенное исследование подтвердило эффективность выявленных при-рдптетныо направлеаийрнпдренир ии-рользокенеа ответственныхииактик КСО в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций.

Формо-твенирквмоетенциИ р-диртдителый ДОО, ниобходимые для реализации практик КСО в управленческой деятельности, получает свои эффекты приреальоиьниПроьоаимыпнлайн-сьмипарон. Крогрстма снесоестнует совершенствованию уровня знаний и компетенций руководителей при применении принципов и практик КСО в практической управленческой деятельности.

Повышение квалификации руководителей ставит своими задачами освоение системных знаний о корпоративной социальной ответственности и ее проявлении в социуме; приобретение руководителями практических умений и готовности реализовывать и развивать известные практики КСО во взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений, широкой профессионально-педагогической общественностью, социальными партнерами, семьями воспитанников ДОО

Перспективами дальнейших исследований данной проблематики представляется разработка курсов повышения квалификации руководителей ДОО на региональном уровне, подготовка методических материалов и рекомендаций, поиск содержательных направлений формирования корпоративной идентичности ДОО, конструирование моделей КСО (корпоративная социальная добросовестность, корпоративное гражданство и др.).

1. Шварко Л.И., Богославец Л.Г Корпоративная социальная ответственность и организация социального партнерства в образовании: учебное пособие. Барнаул: АлтГПУ 2021.

2. Божук С.Г Корпоративная социальная ответственность: учебник для академического бакалавриата. Москва: Юрайт, 2016.

3. Горфинкель В.Я., Родионова Н.В. Корпоративная социальная ответственность: учебник и практикум для академического баклавариата. Москва: Юрайт, 2019.

4. Кулибанова В.В. Корпоративная социальная ответственность. учебник для академического бакалавриата. Москва: Юрайт, 2016.

5. Коротков Э.М., Александрова О.А., Антонов С.А. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров. Москва: Издательство Юрайт, 2014.

6. Муругова В. Концепция формирования социальной ответственности студенчества. Москва: Машиностроение, 2019.

7. Вацковский А.С. Корпоративная социальная ответственность как фактор конкурентоспособности вуза. Москва: Синергия, 2019.

8. Никитина Л.М., Борзаков Д.В. Корпоративная социальная ответственность. Москва: Феникс, 2015.

9. Богославец Л.Г., Майер А.А. Внутрифирменное повышение квалификации специалистов дошкольного образовательного учреждения. Детский сад: теория и практика. 2012; № 4: 85-91.

10. Вощенко Ю.С., Сазонова Н.П. Формирование у будущего руководителя дошкольной образовательной организации умений в области делопроизводства. Современные ориентиры и проблемы дошкольного и начального образования: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Барнаул - Липецк, 2022: 137-142. Available at: http://library.altspu.ru/dc/pdf/podaneva5.pdf

References

1. Shvarko L.I., Bogoslavec L.G. Korporativnaya social'naya otvetstvennost'i organizaciya social'nogo partnerstva v obrazovanii: uchebnoe posobie. Barnaul: AltGPU, 2021.

2. Bozhuk S.G. Korporativnaya social'naya otvetstvennost': uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Yurajt, 2016.

3. Gorfinkel' V.Ya., Rodionova N.V. Korporativnaya social'naya otvetstvennost': uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo baklavariata. Moskva: Yurajt, 2019.

4. Kulibanova V.V. Korporativnaya social'naya otvetstvennost'. uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Yurajt, 2016.

5. Korotkov 'E.M., Aleksandrova O.A., Antonov S.A. Korporativnaya social'naya otvetstvennost': uchebnik dlya bakalavrov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2014.

6. Murugova V. Koncepciya formirovaniya social'noj otvetstvennosti studenchestva. Moskva: Mashinostroenie, 2019.

7. Vackovskij A.S. Korporativnaya social'naya otvetstvennost' kak faktor konkurentosposobnosti vuza. Moskva: Sinergiya, 2019.

8. Nikitina L.M., Borzakov D.V. Korporativnaya social'naya otvetstvennost'. Moskva: Feniks, 2015.

9. Bogoslavec L.G., Majer A.A. Vnutrifirmennoe povyshenie kvalifikacii specialistov doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Detskijsad: teoriya ipraktika. 2012; № 4: 85-91.

10. Voschenko Yu.S., Sazonova N.P. Formirovanie u buduschego rukovoditelya doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii umenij v oblasti deloproizvodstva. Sovremennye orientiry i problemy doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya: sbornik statej III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Barnaul - Lipeck, 2022: 137-142. Available at: http://library.altspu.ru/dc/pdf/podaneva5.pdf

Статья поступила в редакцию 03.05.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.