Шумилина А.Б.
ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В настоящее время, по мнению многих современных исследователей, развитие корпоративного права в России достигло достаточно высокого уровня - разработано большое количество законодательных и подзаконных актов [1]. В ГК РФ было произведено упорядочение видов организационно-правовых форм юридических лиц, отношений собственности, детализация этих положений была возложена на отдельные федеральные законы. В развитии этой системы происходило становление современной системы корпоративного законодательства.
Идеал сегодняшней корпоративистской сущности взаимодействия государственных и частных интересов определяется прежде всего тем, что выработка и принятие устраивающих обе стороны решений осуществляются в ходе взаимного согласования, а принятые решения реализуются к выгоде обеих сторон [2, с. 290]. Основными целями отечественного законодателя являются создание благоприятного инвестиционного климата, минимизация корпоративных конфликтов, установление баланса интересов участников корпоративных отношений, обеспечение гибкости корпоративного законодательства. В настоящее время у коллективов корпораций имеются все предпосылки, чтобы наполнить свои правовые нормы собственным волевым содержанием. Основанием для этого является законодательное закрепление презумпции: «разрешено все, что не запрещено». Тем не менее нельзя корпоративное право напрямую связывать только с существованием производственных единиц, основанных на совместном (коллективном) труде.
Для корпоративного права в целом необходим определенный уровень общественного развития, и этот уровень достаточно высок, подтверждается тем, что они могут существовать без вмешательства государства за счет саморегуляции. Эту отрасль права традиционно связывают с интересами гражданского общества, которые в первую очередь направлены на защиту интересов частных субъектов, граждан и организаций. Наличие общественных объединений на основе норм корпоративного права - один из признаков гражданского общества, при этом эти нормы относятся практически ко всем сферам общественной жизни, разрабатываются органами управления общественных объединений и адресуются их членам.
Что касается институтов гражданского общества, то в их число традиционно включается институт собственности, предпринимательства, общественные объединения, образование, культура, свободное вероисповедание. Иначе говоря, гражданское общество, естественно, включает в себя, во-первых, самоуправляющиеся общности людей, в числе которых можно назвать семью, общественные и хозяйственные корпорации, общественные организации и иные объединения; во-вторых, совокупность негосударственных экономических, социальных, духовных, нравственных и других общественных отношений; в-третьих, производственную и частную жизнь индивидов, огражденную от прямого и непосредственного вмешательства в нее со стороны государства*.
Проблема формирования свободного гражданского общества приобретает сегодня первостепенное значение. Человек, его права и свободы в правовом государстве (каковым Россия хотя пока не является, но всячески стремится) не только объявляются высшей ценностью, но и признаются целью государственного развития. Выражением свободы личности является свобода предпринимательской и другой незапрещенной деятельности, предусмотренной ст. 34 Конституции РФ [3]. Определяющую роль в свободном развитии экономики, предпринимательства и всей правовой сфере цивилизованного общества играет категория собственности. Справедливым представляется тот факт, что ограниченность государственного вмешательства может быть обеспечена частной собственностью на средства производства, включая землю.
Для России этот вопрос не перестает быть острым и злободневным до сих пор - долгое время субъектом права собственности считалось государство, причем народ не мог быть непосредственным носителем соответствующих прав и обязанностей. Ныне действующая Конституция РФ придерживается абсолютно противоположной точки зрения: в п. 2 ст. 8 не только декларируется институт частной собственности, но и провозглашается ее равный правовой статус с государственной, муниципальной и иными формами собственности.
Для современного состояния российской государственности актуален вопрос: едино ли гражданское общество или из него можно выделить подсистемы, прежде всего экономическую и политическую?
Сторонники первой точки зрения сводят гражданское общество к свободной рыночной экономике, отождествляя гражданское и буржуазное общества и подчеркивая первостепенную роль собственности. Вторые говорят о социально ориентированной экономике или регулируемом на макроэкономическом уровне рынка. Тем не менее и те, и другие при всем различии их позиций уверены, что экономика и, соответственно, собственность являются важнейшей частью гражданского общества.
Согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Очевидно, что для нормального функционирования корпораций необходимы эти определенные условия, только при наличии которых субъекты корпоративного права могут успешно развиваться. Вышеназванные конституционные положения защищают не только индивидуального субъекта, но и коллективного, создавая условия для осуществления предпринимательской и иной общественно полезной деятельности, каковой, по сути, является деятельность корпоративных субъектов.
Гражданское общество есть важнейшая составляющая демократического государства, его социально-правовая основа. Степень же развития гражданского общества отражает уровень развития демократии, что непосредственно зависит от того, в какой мере политические и правовые институты отражают потребности гражданского общества. Так или иначе, но гражданское общество подразумевает под собой исторически сложившуюся систему социальных связей, ценностных ориентаций, норм общественного поведения, интересы всех слоев общества, которые должны быть представлены в политическом процессе и, несомненно, учитываться при принятии решений, а также вовлечении граждан в обсуждение и разработку политических, социально-экономических и культурных программ и проектов [4, с. 18].
Другими словами, неотъемлемым элементом гражданского общества должна быть развитая система общественных объединений, корпораций, с помощью которых их участники могли бы совместно удовлетворять и защищать свои потребности и интересы. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь, т.е. они отвечают всем признакам корпоративно организованных групп. Ныне действующая Конституция РФ закрепила право каждого на объединение, что в свою очередь является юридическим источником образования и деятельности этих институтов, включая профсоюзы, религиозные и иные корпорации.
Итак, в настоящее время в России существует развитая законодательная база, регулирующая правовой статус различных общественных объединений [5; 11; 12].
Согласно ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях» это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Типичными представителями таких институтов являются профсоюзы, выражающие профессиональные интересы различных профессий, квалификаций и специальностей. Опыт многих развитых стран мира показывает, что профсоюзы играют важную роль в представительстве интересов трудящихся, выступают эффективным инструментом защиты их прав в сфере трудовых отношений. Коллективные переговоры и заключение коллективных договоров и соглашений с правительством - основная форма выполнения профсоюзами своих функций представительства, отстаивания и защиты прав, социально-экономических профессиональных интересов работников перед работодателем, которым может выступать правительство, управляя и регулируя многими сферами социально-экономической деятельности.
Другими не менее важными участниками гражданского общества становятся религиозные объединения. Вплоть до недавнего времени (до принятия Конституции РФ 1993 г.) они находились под государственным контролем и руководством, официальным или неофициальным. В современных реалиях религиозные объединения, по сути, являются корпорациями, которые могут осуществлять свою деятельность при условии определенного рода поддержки (организационной, юридической и материальной) и защиты со стороны государства [6]. Значительную роль в этом процессе сыграло не только принятие Конституции РФ, согласно ст. 14 которой Российская Федерация является светским государством, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, но и Федерального закона 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» [7]. И, наконец, особое место среди общественных институтов занимает Общественная палата.
В целом же, оценивая современный политический режим в России конца 90-х годов, многие авторы отмечали его явно олигархический характер [8, с. 45], выражающийся в диспропорции системы политического представительства организованных групп, неинституционализированный характер их взаимодействия с государством, отсутствие четко фиксированных в законодательстве форм и методов лоббистской деятельности.
Деятельность групп интересов, ищущих пути влияния на процесс принятия решений и на переориентацию властных структур в соответствии со своими интересами, становится фактором
повседневной политической жизни в России переходного периода. В данной связи проблемы создания адекватного транзитивной ситуации института представительства организованных (корпоративных) интересов, а также четкого уяснения природы постсоветских корпораций, формирования принципов и норм корпоративного права в ходе становления национальной политической системы являются одними из наиболее важных.
Поэтому вместе с реформами в политическую и правовую жизнь российского общества все больше и больше входят институты и явления, объективно присущие демократическим процессам и гражданскому обществу, среди которых можно выделить лоббизм, являющийся составной частью функционирования многих корпораций в политико-правовом пространстве современной России. В общем же, лоббизм как важный институт появляется тогда, когда уже сформировались, как минимум, два необходимых условия: многообразие интересов в обществе, плюрализм идей и ценностей как следствие социальной стратификации; расширение доступа к власти на основе существования и функционирования разных политических институтов, что, конечно же, характерно для демократических режимов.
В связи с тем, что власть не в состоянии удовлетворить одновременно и в полной мере интересы всех социальных групп, возникает проблема очередности их осуществления. Отсюда закономерно и стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для себя управленческие решения.
Во времена господства принципов и институтов административной системы управления официально признавалось существование двух классов - рабочих и крестьян, что непосредственно выражалось не только в советском законодательстве, но и в провозглашении идеи бесклассового общества. Кроме того, лишь одна политическая организация - КПСС могла и должна была выражать «общенародные интересы».
В условиях же современной отечественной политико-правовой системы и несовершенства законодательной базы именно «корпоративный лоббизм» становится основной формой представительства тех или иных интересов. Еще в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2005 г. подчеркивалось: «Быть с обществом в ответственном диалоге - политически целесообразно. И поэтому современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества, языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии» [9, с. 32].
Как представляется, институт лоббизма будет способствовать реализации права граждан на личное участие или участие через представителей, имеющих место корпораций в управлении делами государствами, что предусмотренно ст. 32 Конституции РФ.
Тем не менее очевидно, что для наиболее полноценного правового регулирования института лоббизма, его политико-правовых форм необходимо наличие специального законодательного регулирования. В нем должны быть установлены разнообразные юридические средства, упорядочивающие и контролирующие лоббистские процессы. Стоит отметить, что еще в 90-х гг. XX в. обсуждался проект федерального закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти». Однако до сегодняшнего дня закона, непосредственно регулирующего институт лоббизма, нет.
Первым шагом к достижению вышеназванных целей, т.е. упорядочиванию лоббистской деятельности, следует считать Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации», ст. 1 которого определяет, что Общественная палата Российской Федерации обеспечивает взаимодействие граждан РФ с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан РФ, защиты прав и свобод граждан РФ и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления [10].
Таким образом, современный законодатель поэтапно создает все общепризнанные институты гражданского общества, что не может не отражаться на формировании и становлении российского корпоративного права. Закрепляя на высшем (конституционном) уровне частную собственность, свободу вероисповедания и различных объединений, отечественное государство, институты публичной власти тем самым создают особую сферу, пространство (о котором писал еще Гегель) для функционирования субъектов корпоративного права, определяют их конфигурацию и характер взаимодействия.
Литература
1. Шеломенцев В.Н. Соотношение корпоративного права и общественных объединений // www.lex-pravo.ru
2. Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов и Российское государство. М., 1999.
3. Конституция Российской Федерации. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1999.
4. Грудцына Л.Ю. Гражданское общество и средний класс // Адвокат. 2008. № 4.
5. ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (с изм. и доп. от 2.02.2006) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.;
6. Теле Р. Церковь и гражданское общество: Доклад на заседании «круглого стола» «Государство и Церковь», организованного Украинским центром экономических и политических исследований и представительством Фонда Конрада Аденауэра в Украине // День. 2000. 22 декабря.
7. ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
8. Аг А. Организованные группы интересов и формирование государственной политики // Государственная служба. Группы интересов. Лоббирование. (Взгляд из-за рубежа.) / Отв. ред. Г.И. Иванов. М., 1995. Вып. 4.
9. Злобина Е.А., Батяев А.А. Комментарий к Федеральному закону от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
10. ФЗ от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277; 2006. № 1. Ст. 6.
11. ФЗ от 12.01.1996 (с изм. и доп. от 9 мая 2005 г.) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
12. ФЗ от 28 июня 1995 г. (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2503.