Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАРАТИСТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАРАТИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАТЭ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТРЕНИРОВКА / ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробейников Павел Владимирович, Ширинский Валерий Михайлович

В данной статье определена роль координационных способностей на занятиях каратэ кекусинкай. Были выявлены ошибки при освоении техники и ведения спаррингов, связанные с недостаточным уровнем ловкости. Разработана методика развития координационных способностей на занятиях каратэ кекусинкай. Основу методики составляли комплексы упражнений на развитие ловкости в сочетании с быстротой и скоростно-силовыми качествами. Особое внимание уделялось скорости выполнения атакующих действий, правильному подходу на ударную дистанцию и «выходу» из атаки, а также наработке коронных приемов и комбинаций. Для этого были разработаны задания на формирование правильной техники перемещения по площадке и техники ухода от ударов. Вариативность техники совершенствовалась благодаря выполнению ударов под разными углами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коробейников Павел Владимирович, Ширинский Валерий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COORDINATION ABILITIES IN THE TRAINING PROCESS OF QUALIFIED KARATEKAS

This article defines the role of coordination abilities in Kyokushin karate classes. Errors were identified in the development of techniques and sparring, associated with an insufficient level of dexterity. The methodology of development of coordination abilities at the lessons of karate Kyokushin. The basis of the method was a set of exercises for the development of dexterity in combination with speed and speed-strength qualities. Special attention was paid to the speed of attacking actions, the correct approach to the striking distance and "exit" from the attack, as well as the development of crown techniques and combinations. For this purpose, tasks were developed for the formation of the correct technique for moving around the site and techniques for avoiding blows. The variability of the technique was improved by performing punches at different angles.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАРАТИСТОВ»

или категорий для спортсменов одного уровня - 38%; увеличение PR-компании - 30%; введение «клетки» на всех соревнования - 16%; изменение правил соревнований -16%. Целью занятия респондентов смешанными единоборствами является: выступление на профессиональном уровне- 34%; выступление на любительском уровне- 28%; занятия в целях самообороны - 20%; поддержания физической формы - 18%.

ВЫВОД

Любительские смешанные единоборства, становятся одними из самых популярных видов спорта. В него приходят спортсмены из разных видов контактных единоборств, для выступлений на профессиональном и любительском уровне. Для более активного развития смешанных боевых единоборств необходимо: разработка и внедрение учебно-тренировочных программ, учитывавшие возрастные особенности занимающихся; использования новейших технических средств, увеличения количества турниров для спортсменов начального уровня; внедрение соревновательной клетки; введение обширной PR-компании любительских турниров по смешанным боевым единоборствам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев А.Ф. Моделирование тренировочных заданий в единоборствах / А.Ф. Алексеев, А.И. Клименко // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 2. - С. 3-6.

2. Анисимов М.П. Структура техники смешанного боевого единоборства / М.П. Анисимов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 10-13.

3. Коноплев В.В. Исторические аспекты развития смешанных боевых единоборств на территории Российской Федерации / В.В. Коноплев, Г.В. Сафонова, Е.В. Харченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 227-231.

4. Сороканюк О.В. Проблемы нормативной части образовательной программы в смешанных единоборствах / О.В. Сороканюк // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 250-254.

5. Филиппов С.С. Результаты изучения знаний студентами физкультурного вуза профессионального бокса / С.С. Филиппов, С.И. Микаэлян // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 105-110.

REFERENCES

1. Alekseev, A.F. and Klimenko, A.I. (2010), "Modeling of training tasks in single combats", Physical training of students, No. 2, pp. 3-6.

2. Anisimov, M.P. (2014), "The structure of the technology of mixed martial arts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 10-13.

3. Konoplev, V.V., Safonova, G.V. and Kharchenko, E.V. (2020), "Historical aspects of the development of mixed martial arts in the territory of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 181, No. 3, pp. 227-231.

4. Sorokanyuk, O.V. (2018) "The structure of the technology of mixed martial arts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 161, No. 7, pp. 250-254.

5. Filippov, S.S., and Mikaelyan, S.I. (2010), "The results of the study of knowledge by students of a physical culture university of professional boxing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 68, No. 10, pp. 105-110.

Контактная информация: kon_victor10@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.11.2020

УДК 796.853.264

ФОРМИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАРАТИСТОВ

Павел Владимирович Коробейников, кандидат педагогических наук, Валерий Михайлович Ширинский, магистрант, Московский государственный областной университет,

Мытищи

Аннотация

В данной статье определена роль координационных способностей на занятиях каратэ кеку-синкай. Были выявлены ошибки при освоении техники и ведения спаррингов, связанные с недостаточным уровнем ловкости. Разработана методика развития координационных способностей на занятиях каратэ кекусинкай. Основу методики составляли комплексы упражнений на развитие ловкости в сочетании с быстротой и скоростно-силовыми качествами. Особое внимание уделялось скорости выполнения атакующих действий, правильному подходу на ударную дистанцию и «выходу» из атаки, а также наработке коронных приемов и комбинаций. Для этого были разработаны задания на формирование правильной техники перемещения по площадке и техники ухода от ударов. Вариативность техники совершенствовалась благодаря выполнению ударов под разными углами.

Ключевые слова: каратэ, координационные способности, тренировка, задания.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p252-256

FORMATION OF COORDINATION ABILITIES IN THE TRAINING PROCESS OF

QUALIFIED KARATEKAS

Pavel Vladimirovich Korobeinikov, the candidate of pedagogical sciences, Valery Mikhay-

lovich Shirinsky, the master student, Moscow State Regional University, Mytischi

Abstract

This article defines the role of coordination abilities in Kyokushin karate classes. Errors were identified in the development of techniques and sparring, associated with an insufficient level of dexterity. The methodology of development of coordination abilities at the lessons of karate Kyokushin. The basis of the method was a set of exercises for the development of dexterity in combination with speed and speed-strength qualities. Special attention was paid to the speed of attacking actions, the correct approach to the striking distance and "exit" from the attack, as well as the development of crown techniques and combinations. For this purpose, tasks were developed for the formation of the correct technique for moving around the site and techniques for avoiding blows. The variability of the technique was improved by performing punches at different angles.

Keywords: karate, coordination abilities, training, tasks.

ВВЕДЕНИЕ

Многие специалисты отмечают, что на современном этапе развития каратэ значительно увеличился объем двигательной деятельности, осуществляемой в неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, точности и рациональности движений [1, 3, 4]. Все вышеперечисленные характеристики связаны с проявлением координационных способностей [2, 3]. Программа подготовки квалифицированных каратистов стиля кекусинкай предусматривает освоение в совершенстве ряда технических приемов - ударной техники руками, высоких и низких ударов ногами, ударов коленями, подсечек и всевозможных комбинаций. Освоение этих элементов требует высокого уровня развития ловкости у спортсменов.

В ходе анализа специальной литературы было установлено, что проблеме развития физических качеств у каратистов посвящено достаточно большое количество научных и методических работ. При этом большинство исследований достаточно подробно раскрывали развитие скоростно-силовых качеств и выносливости, практически не затрагивая формирование координации. В настоящее время вопрос взаимосвязанного развития ловкости и других физических качеств в должной степени не раскрыт. Следовательно, разработка и обоснование методики развития координационных способностей на занятиях каратэ является приоритетным направлением представленной работы.

Цель исследования: разработать методику развития координационных способностей в тренировочном процессе квалифицированных каратистов.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

При разработке методики преподавания каратэ использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, тестирование, методы математической статистики.

Исследования проводились на базе Подольской Школы Кекусинкай каратэ. В исследовании принимали участие обучающиеся возраста 12-13 лет в количестве 30 человек. В исследовании принимали участие две группы - контрольная и экспериментальная. В каждой группе было по 15 квалифицированных каратистов 7 и 6-го кю. Исследование проходило в течение года. Занятия проводились 3 раза в неделю по 90 минут. В рамках проводимого исследования была оценена физическая, а также соревновательная подготовленность занимающихся.

В контрольной группе занятия проходили по стандартной методике с акцентом на развитие силовых и скоростно-силовых качеств. Экспериментальная группа занималась по методике тренировки с акцентом на развитие координационных способностей. Методика базировалась на следующих положениях:

- упражнения на координацию должны содержать элемент новизны;

- не использовать сложнокоординационные задания при сильном утомлении, чтобы избежать возникновения травм;

- общие и специальные координационные способности должны развиваться во взаимодействии друг с другом. Например, умение ориентироваться в пространстве позволяет каратисту правильно перемещаться по татами, формирует «тайминг» (способность выбрать оптимальный момент, траекторию и дистанцию для нанесения удара), развивает «чувство дистанции», необходимое для проведения атак, контратак и защитных действий;

- координационные способности развивались в сочетании с быстротой реакции;

- формировалось умение правильно подходить на ударную дистанцию и «выходить» из атаки;

- в отличие от контрольной группы, спортсмены экспериментальной группы уде -ляли большое внимание технике перемещения по площадке и технике ухода от ударов. (Стоит отметить, что многие представители контактного каратэ предпочитают принимать удары на защитный блок, а не уходить от них, полагаясь на «набивку» корпуса и конечностей);

- для развития вариативности атакующих приемов спортсмены учились наносить удары под разными углами.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе педагогического наблюдения были выявлены следующие ошибки, связанные с недостаточным уровнем координационных способностей у юных каратистов:

недостаточная согласованность звеньев тела. Спортсмены не координировано двигаются, теряют равновесие в момент проведения атакующих, контратакующих и защитных действий, неправильно сочетая передвижения с распределением веса тела, делая себя удобной мишенью для проведения атак. Для формирования согласованности движений мы использовали имитационные упражнения, задания с резкой переменой вида и направления передвижений на специальные сигналы; передвижения с отягощениями, «бой с тенью» и упражнения со снарядами и специальные упражнения с резиной;

неправильная работа ног. Как показывает практика, ноги спортсменов зачастую недостаточно подвижны, в результате чего они могут отставать от движений рук и корпуса. Это приводит к потере равновесия, нарушению боевой стойки, в результате чего

спортсмен раскрывается и становится уязвимым для атаки соперника;

недостаточно разнообразная и вариативная техника. Стоит отметить, что для победы над соперником можно использовать достаточно простые приемы по исполнению, однако владеть ими нужно на высоком уровне. Каратист должен уметь попадать в двигающегося оппонента, что значительно труднее, нежели бить в неподвижную мишень. В данном случае играет роль не только точность движения, но и чувство дистанции.

К концу эксперимента в обеих группах произошел прирост показателей в уровне физической подготовленности. При этом в экспериментальной группе прирост оказался существенно выше, чем в контрольной группе. В челночном беге 3*10 м. в экспериментальной группе прирост составил 11%, в а контрольной группе 5%. В упражнении на точность движений испытуемые экспериментальной группы прибавили на 50%, а кон -трольной группы на 14%. Достоверный прирост произошел и в тесте на равновесие. В стойке на одной ноге с закрытыми глазами дети экспериментальной группы прибавили на 65%, а контрольной группы на 46%.

Результаты соревновательной подготовленности выявили, что каратисты экспериментальной группы стали достоверно превосходить контрольную группу. Во время контрольных соревнований, проведенных в конце эксперимента, обучающиеся экспериментальной группы сумели одержать 23 победы в 30 спаррингах. Преимущество детей экспериментальной группы было обусловлено более высокой скоростью перемещения, более разнообразной и вариативной техникой, умением выбрать оптимальное тактическое решение. Умение правильно подойти к сопернику на ударную дистанцию позволило повысить точность и эффективность нанесенных ударов. Способность уходить с линии атаки, разрывать дистанцию после проведенной серии приемов повысила эффективность защитных действий.

ВЫВОДЫ

Координационные качества каратиста проявляются в умении быстро точно, целенаправленно и экономично решать сложные двигательные задачи, возникающие на татами. К важным факторам, которые определяют уровень ловкости каратиста, относятся оперативный контроль параметров движений, выполняемых в ходе тренировочной и соревновательной деятельности.

К числу основных координационных качеств в каратэ относятся: точность движений; умение ориентироваться в пространстве; умение перестраивать движения; способность предугадывать ход изменения ситуации; способность сохранять и поддерживать равновесие.

Результаты физической и соревновательной подготовленности выявили, что каратисты экспериментальной группы стали достоверно превосходить контрольную группу (р=0,05). Преимущество детей экспериментальной группы было обусловлено более высокой скоростью перемещения, более разнообразной и вариативной техникой, умением выбрать оптимальное тактическое решение. Таким образом можно сделать вывод, что методика развития координационных способностей в тренировочном процессе квалифицированных каратистов 12-13 лет доказала свою эффективность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бокин, Ю.А. Влияние координационных способностей юных каратистов на результативность их спортивной деятельности / Ю.А. Бокин // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 12. - С. 198-201.

2. Бурцева, Е.В. Анализ арсенала атакующих ударных действий высококвалифицированных каратистов в соревновательных поединках / Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 4. - С. 106-110.

3. Коробейников, П.В. Особенности подготовки каратистов 15-17 лет в спортивных секциях к соревнованиям по контактным поединкам / П.В. Коробейников // Сборник трудов

межвузовской научно-практической конференции «Инновации и традиции в современном физкультурном образовании». - Москва, 2016. - С. 135-140.

4. Коробейников, П.В. Методика развития координационных способностей на занятиях Ашихара каратэ детей 7-9 лет / П.В. Коробейников // Перспективы науки. - 2012. - № 8. - С. 28-31.

REFERENCES

1. Bokin, Yu.A. (2013), "Influence of coordination abilities of young karatekas on the performance of their sports activities". Socio-economic phenomena and processes, No. 12, pp. 198-201.

2. Burceva, E.V. (2016), "Analysis of the Arsenal of attacking shock actions of highly qualified karate players in competitive matches", News of Tula state University. Physical Culture. Sport, No. 4, pp.106-110.

3. Korobeinikov, P.V. (2016), "Features of preparation of karatekas 15-17 years old in sports sections for competitions in contact challenges", Proceedings of the interuniversity scientific and practical conference "Innovations and traditions in modern physical education", Moscow, pp. 135-140.

4. Korobeinikov, P.V. (2012), "Methods of developing coordination abilities in Ashihara karate classes for children aged 7-9 years", Science perspective, No. 8, pp. 28-31.

Контактная информация: hedin07@bk.ru

Статья поступила в редакцию 05.11.2020

УДК 378.09:796.011.3

АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ, ПО МНЕНИЮ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, доцент, Московский государственный областной университет, г. Мытищи Московская область; Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва; Ирина Валерьевна Кулькова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет, г. Москва; Георгий Андреевич Васенин, кандидат педагогических наук, учитель физической культуры, Школа № 17, г. Москва; Арина Александровна Шевякова, студент, Московский государственный областной университет, г. Мытищи Московская

область

Аннотация

Рассматриваются особенности дистанционного обучения, по мнению студентов факультетов физической культуры. Разработана опросная анкета, оценивающая 29 различных аспектов дистанционного обучения, определенных в результате анализа публикаций по теме исследования, в биполярной ранговой шкале. Осуществлен опрос 137 студентов. Полученные оценки обрабатывались методами корреляционного и факторного анализа. Выявлены факторы и весомые аспекты дистанционного обучения. Намечены перспективы дальнейших исследований

Ключевые слова: изоляция, компетенции, онлайн курсы, практические занятия, физкультурное образование, электронное обучение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p256-262

ASPECTS OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES ACCORDING TO OPINION OF THE STUDENTS OF PHYSICAL EDUCATION FACULTIES

Alexey Nikolaevich Korolkov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Moscow State Regional University, Mytischi, Moscow Region; Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Honored Worker of Physical Culture of the Russian Federation, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.