Научная статья на тему 'Формирование кооперативной компетенции у школьников подросткового возраста в процессе обучения: вопросы диагностики'

Формирование кооперативной компетенции у школьников подросткового возраста в процессе обучения: вопросы диагностики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COOPERATIVE COMPETENCE / EDUCATIONAL COOPERATION WITH AGE-MATES / DIAGNOSTICS OF COOPERATIVE COMPETENCE / КООПЕРАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СО СВЕРСТНИКАМИ / ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ КООПЕРАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысенко Марк Валерьевич, Варфоломеева Зоя Семеновна

В статье представлен авторский подход к вопросам диагностики сформированности кооперативной компетенции у школьников подросткового возраста. Цель. Данный этап исследования направлен на определение критериев, показателей и уровней сформированности кооперативной компетенции у школьников подросткового возраста. Метод или методология проведения работы. В целом методологическую основу исследования составляют личностный и системно-деятельностный подходы. Исследование выполнено на основе эмпирических данных, полученных в ходе опроса школьников 6-7-х классов (n=130). Результаты. Основным результатом исследования на данном этапе выступило определение индикаторов, позволяющих дифференцировать учащихся по результатам оценки сформированности кооперативной компетенции. Область применения результатов. Полученные результаты могут найти применение в практике общеобазовательной школы в связи с разработкой и реализацией программы формирования ключевых компетенций выпускника в соответствии с федеральным образовательным стандартом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лысенко Марк Валерьевич, Варфоломеева Зоя Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING OF COOPERATIVE COMPETENCE OF TEENAGE SCHOOL STUDENTS IN THE COURSE OF TEACHING-LEARNING: ISSUE OF DIAGNOSTICS

The author’s approach to the issue of diagnostics of results of building of cooperative competence at teenage school students is presented in the article. Purpose. This stage of research is directed on defining criteria, indicators and levels of results of creation of cooperative competence at school students of teenage age. Methodology. In general the methodological basis of research is made by personal and activity approaches. Research is executed on the basis of the empirical data obtained as a result of questioning of school students of the 6-7th grade (n=130). Results. The main result of research at this stage of the research is definition of indicators, which allow to divide pupils by results of an assessment of cooperative competence. Practical implications. The received results can be used by school practice for development and introduction of programs of building of key competences of a graduate according to the federal educational standard.

Текст научной работы на тему «Формирование кооперативной компетенции у школьников подросткового возраста в процессе обучения: вопросы диагностики»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-6-31 УДК 37.031.2

ФОРМИРОВАНИЕ КООПЕРАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ:

ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ

Лысенко М.В., Варфоломеева З.С.

В статье представлен авторский подход к вопросам диагностики сформированно-сти кооперативной компетенции у школьников подросткового возраста.

Цель. Данный этап исследования направлен на определение критериев, показателей и уровней сформированности кооперативной компетенции у школьников подросткового возраста.

Метод или методология проведения работы. В целом методологическую основу исследования составляют личностный и системно-деятельностный подходы. Исследование выполнено на основе эмпирических данных, полученных в ходе опроса школьников 6-7-х классов (n=130).

Результаты. Основным результатом исследования на данном этапе выступило определение индикаторов, позволяющих дифференцировать учащихся по результатам оценки сформированности кооперативной компетенции.

Область применения результатов. Полученные результаты могут найти применение в практике общеобазовательной школы в связи с разработкой и реализацией программы формирования ключевых компетенций выпускника в соответствии с федеральным образовательным стандартом.

Ключевые слова: кооперативная компетенция; учебное сотрудничество со сверстниками; диагностика сформированности кооперативной компетенции.

BUILDING OF COOPERATIVE COMPETENCE OF TEENAGE SCHOOL STUDENTS IN THE COURSE OF TEACHING-LEARNING: ISSUE OF DIAGNOSTICS

Lysenko М.У., Varfolomeeva Z.S.

The author's approach to the issue of diagnostics of results of building of cooperative competence at teenage school students is presented in the article.

Purpose. This stage of research is directed on defining criteria, indicators and levels of results of creation of cooperative competence at school students of teenage age.

Methodology. In general the methodological basis of research is made by personal and activity approaches. Research is executed on the basis of the empirical data obtained as a result of questioning of school students of the 6-7th grade (n=130).

Results. The main result of research at this stage of the research is definition of indicators, which allow to divide pupils by results of an assessment of cooperative competence.

Practical implications. The received results can be used by school practice for development and introduction ofprograms of building of key competences of a graduate according to the federal educational standard.

Keywords: cooperative competence; educational cooperation with age-mates; diagnostics of cooperative competence.

Введение

В основе образовательных стандартов общего образования второго поколения, как известно, лежит системно-деятельностный подход, при котором системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности [9]. Такая методология в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика, а организация учебного сотрудничества выступает необходимым звеном образовательного процесса.

Обзор иностранной и отечественной литературы

Проблема организации учебного сотрудничества школьников не является новой ни для отечественной педагогики, ни для зарубежных исследователей проблем образования.

Методологической базой данного научного направления в отечественной психолого-педагогической науке принято считать работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова [3]. Начало научного анализа проблемы учебного сотрудничества в отечественной педагогике относится к 80-м годам XXв. и связано, прежде всего, с исследованиями в рамках направления «педагогика сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова и др.), а также с публикациями, посвященными проблеме организации коллективной познавательной деятельности учащихся (В.К. Дьяченко, Х.Й. Лийметс, И.Б. Первин, Г. А. Цукерман и др.).

В современной отечественной психолого-педагогической науке учебное сотрудничество рассматривается, во-первых, как особая форма учебного взаимодействия, основное отличие которой от других форм заключается в активности учащегося, и, во-вторых, как способ орга-

низации учителем взаимодействия детей в парах и в группах, выступающего в качестве фактора развития индивидуальности школьника [10], [7], его нравственного развития [2].

Важным дополнением к содержанию категории «сотрудничество» мы считаем указание А.А. Баранова и М.Ю. Зайцевой на то, что данная форма межсубъектной активности хракте-ризуется осознанием взаимодействующими сторонами единой цели и наличием склонности к ее достижению совместными усилиями, при возникновении которой условием успеха каждого является успех остальных [1, с. 48]. Кроме того, высокий уровень развития сотрудничества, как отмечает Т.А. Рунова, характеризуется значительной личностной потребностью и собственной инициативой ученика, максимальной согласованностью совместных действий, свободным владением навыками рефлексивно-содержательного анализа, развитой способностью удерживать и согласовывать несколько позиций, высокой степенью продуктивности совместной деятельности и равноправным общением, полным соответствием содержания взаимодействия общей задаче деятельности, максимальной степенью произвольности действий, развитым умением самостоятельно критически мыслить [8].

В зарубежной педагогической литературе учебное сотрудничество связывается, как правило, с организацией группового обучения («cooperative learning»), когда совместные усилия учащихся или студентов направлены на решение единой задачи [13], [15]. В исследованиях, проведенных Buchs_C. ^Butera_F., 2009; Cai Cui-yun, 2007;Klimoviene G. и Statkeviciene S., 2006; и другими зарубежными авторами, доказана эффективность использования учебного сотрудничества на всех ступенях образования, как для овладения обучающимися специальными знаниями и умениями, так и для развития у них коммуникативных и других социальных навыков [11], [12], [14]. При всем многообразии литературных данных, как показал анализ доступной нам отечественной и зарубежной педагогической литературы, вопросы формирования у обучающихся кооперативной компетенции специально не изучались. В частности, не определены критерии, показатели и уровни сформированности кооперативной компетенции у школьников подросткового возраста.

Постановка задачи

Исследование направлено на определение критериев, показателей и уровней сформирован-ности кооперативной компетенции у школьников подросткового возраста.

Описание исследования

В рамках нашего исследования формирование кооперативной компетенции рассматривается в качестве актуальной задачи педагогической теории и практики общеобразовательной школы в связи с ее переходом на федеральные государственные образовательные стандарты [4],

[6]. В рамках предыдущего этапа исследования в структуре кооперативной компетенции нами условно были выделены следующие компоненты: когнитивный (представления об учебном сотрудничестве и способах его осуществления), мотивационный (отношение к сотрудничеству как предпочитаемой модели межличностного поведения) и поведенческий (выбор способа поведения в конфликтной ситуации). С помощью отобранногодиагностического инструментария мы оценили степень сформированности отдельных компонентов кооперативной компетенции у школьников подросткового возраста и установили, что уровень их невысок [5]. На основе анализа и обобщения индивидуальных результатов оценки на данном этапе исследования нами предпринята попытка определения критериев, показателей и уровней сформированности кооперативной компетенции как интегрального качества личности подростка (табл. 1).

Таблица 1

Критерии, уровни и показатели сформированности кооперативной компетенции

Критерии

Уровни

Показатели

Полнота знаний о сущности и способах сотрудниче ства;

отношение к моделям межличностного поведения, которые способствуют эффективному взаимодействию;

предпочтение способов поведения в конфликтной ситуации

высокии

учащийся связывает сущность сотрудничества с оказанием взаимопомощи или совместной работой; имеет преимущественно высокие показатели по шкалам опросника межличностных отношений; в конфликтной ситуации предпочтение отдает сотрудничеству или компромиссу

выше среднего

учащийся связывает сущность сотрудничества с совместной работой или хорошими отношениями; имеет высокий и пограничный уровень по шкалам опросника межличностных отношений; в конфликтной ситуации предпочтение отдает сотрудничеству, компромиссу или приспособлению

средний

учащийся связывает сущность сотрудничества с хорошими отношениями; имеет преимущественно пограничный уровень по шкалам опросника межличностных отношений; в конфликтной ситуации предпочтение отдает компромиссу, избеганию или приспособлению_

ниже среднего

учащийся связывает сущность сотрудничества со списыванием и другими проявлениями «псевдосотрудничества»; имеет пограничный и низкий уровень по шкалам опросника межличностных отношений; в конфликтной ситуации предпочтение отдается приспособлению, соперничеству или избеганию

низкий

учащийся затрудняется в определении сущности сотрудничества; имеет преимущественно низкий уровень по шкалам опросника межличностных отношений; в конфликтной ситуации предпочтение отдается соперничеству или избеганию

На основании представленных критериев и показателей было произведено распределение опрошенных учащихся 6-7-х классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16 г. Череповца» (п=130) по уровням сформированности кооперативной компетенции (табл. 2).

Таблица 2

Распределение учащихся 6-7-х классов по уровням сформированности кооперативной компетенции, в %

Уровень 6-е классы (n=69) 7-е классы (n=61)

высокий 8,7 3,3

выше среднего 8,7 18,0

средний 65,2 59,0

ниже среднего 10,1 14,8

низкий 7,3 4,9

Средняя оценка сформированности кооперативной компетенции обследованных школьников представлена на рисунке 1.

■ высокий

■ выше среднего средний

■ ниже среднего низкий

Рис. 1. Распределение учащихся 6-7-х классов по уровням сформированности кооперативной компетенции, в %

Как видно из таблицы 2 и рисунка, обследованные школьники, как шестых, так и седьмых классов, достаточно симметрично распределились относительно среднего уровня сформиро-ванности кооперативной компетенции. Подобное распределение может указывать на корректное определение уровней-эталонов сформированности данного качества.

Заключение

1. В отечественной и зарубежной педагогической литературе в целом доказана эффективность использования учебного сотрудничества на всех ступенях образования и для овладения обучающимися специальными знаниями и умениями, и для развития у них коммуникативных и других социальных навыков.

2. Несмотря на разнообразие литературных данных, вопросы формирования у обучающихся кооперативной компетенции специально не изучались. В частности, не определены критерии, показатели и уровни сформированности кооперативной компетенции у школьников подросткового возраста.

3. Проведенное исследование позволило определить критерии, показатели и уровни сформированности кооперативной компетенции у школьников подросткового возраста.

4. Распределение школьников 6-7-х классов, проведенное в ходе анализа результатов констатирующего эксперимента, указывает на достаточно корректное определение уровней-эталонов сформированности кооперативной компетенции.

Список литературы

1. Баранов А.А., Зайцева М.Ю. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе спортивно-оздоровительных занятий // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. №5. С. 48-53.

2. Григорович Л.А. Проблема нравственного развития подростка. - М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. 240 с.

3. Кисова В.В., Кузнецов Ю.А., Семенов А.В. Сотрудничество как форма инновационного развивающего обучения на разных ступенях образовательной системы // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6; URL: www.science-education.ru/113-11685 (дата обращения 24.06.2015).

4. Лысенко М.В., Варфоломеева З.С. Формирование готовности к сотрудничеству у школьников подросткового возраста как проблема практики обучения физической культуре // Маteriâly IX mezinârodni vëdecko-praktickâ conference «Moderni vymozenosti vëdy». 2013. Dil 79. Tëlovychova a sport: Praha/ Publishing House «Education and Science» s.r.o., 2013. St. 31-33.

5. Лысенко М.В., Варфоломеева З.С. Формирование кооперативной компетенции у школьников подросткового возраста в процессе обучения: постановка проблемы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1; URL: www.science-education.ru/121-18382 (дата обращения 20.06.2015).

6. Лысенко М.В., Варфоломеева З.С. Особенности организации сотрудничества со сверстниками в процессе обучения физической культуре // Физическая культура и спорт - основа здоровья нации: материалы IV студенческой заочной Международной научной конференции, посвященной 85-летию образования ИрГТУ (г. Иркутск, 27-29 апреля 2015 г.), в 2-х т. / Под ред. М.М. Колокольцева. Иркутск: ФГБОУ «Иркутский национальный исследовательский технический университет», 2015. Т. 1. С. 265.

7. Оплетин А.А. Готовность личности к саморазвитию на занятиях по физической культуре // Теория и практика физической культуры. 2014. №10. С. 30-33.

8. Рунова Т.А. Развитие учебного сотрудничества младших школьников со сверстниками и учителем в условиях формального и неформального общения: автореф. дисс. ... канд. психол. наук (19.00.07). - Нижний Новгород, 2004 URL: http://www.dissercat.com/content/ razvitie-uchebnogo-sotrudnichestva-mladshikh-shkolnikov-so-sverstnikami-i-uchitelem-v-uslovi#ixzz3URip5buN

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL:http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf (дата обращения 15.03.15).

10. Шибаева С.Н. Учебное сотрудничество как фактор развития индивидуальности школьника // Мир науки, культуры, образования. 2009. №7.1. С. 207-210.

11. Buchs C., Butera F. Is a partner's competence threatening during dyadic cooperative work? It depends on resource interdependence // European Journal of Psychology of Education. 2009. Vol. 24, рp. 145-154.

12. Cai Cui-yun. IEDC method: A new approach to promote students' communicative competence // US-China Education Review. Sep. 2007. Vol. 4, no. 9 (Serial 34).

13. Kagan S. The structural approach to cooperative learning // Educational Leadership. 1989, no. 47(4): 12-15.

14. Klimoviene G., Statkeviciene S. Using Cooperative Learning to Develop Language Competence and Social Skills // Studies about languages. 2006. No. 8. Рр. 77-81.

15. Ransdell M., Moberly D.A. A Journey into Cooperative Learning with Teacher Education Students; URL:http://www.usca.edu/essays/vol62003/ransdall.pdf

References

1. Baranov A.A., Zaytsev M.Yu. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: up bringing, education, training], 2006, no. 5, pp. 48-53.

2. Grigorovich L.A. Problema nravstvennogo razvitiya podrostka [Problem of moral development of adolescent]. - Moscow, 2014. 240 p.

3. Kisova V.V, Kuznecov Ju.A., Semenov A.V. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2013, no. 6. URL: www.science-education.ru/113-11685 (accessed June 24, 2015).

4. Lysenko M.V., Varfolomeeva Z.S. Materiâly IXmezinârodni vëdecko-praktickâ conference «Mo-derni vymozenosti vëdy». 2013. Dil 79. Tëlovychova a sport [Proc. of the IX International scientific conference «Modern achievements in science»]. Prague: Publishing House «Education and Science», 2013, pp. 31-33.

5. Lysenko M.V., Varfolomeeva Z.S. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2015, no. 1; URL: www.science-education.ru/121-18382 (accessed June 20, 2015).

6. Lysenko M.V., Varfolomeeva Z.S. Fizicheskaja kul'tura i sport - osnova zdorov'ja nacii: ma-terialy IV studencheskoj zaochnoj Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Physical culture and sport - a basis of health of the nation: proc. of student's IV correspondence International scientific conference]. - Irkutsk, 2015. Vol. 1, pp. 265.

7. Opletin A.A. Teorija ipraktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2014, no. 10, pp. 30-33.

8. Runova T.A. Razvitie uchebnogo sotrudnichestva mladshih shkol'nikov so sverstnikami i uchitelem v uslovijahformal'nogo i neformal'nogo obshhenija [Development of educational cooperation of younger school students with age-mates and the teacher in the conditions of formal and informal communication]: Avtoref. dis. ... kand. ps. Tauk. - Nizhny Novgorod, 2004. http://www.disser-cat.com/content/razvitie-uchebnogo-sotmdnichestva-mladshikh-shkolnikov-so-sverstnikami-i-uchitelem-v-uslovi#ixzz3URip5buN

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija [Federal state educational standard of the comprehensive education]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/ mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf

10. Shibaeva S.N. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [The World of science, culture, education], 2009, no. 7-1, pp. 207-210.

11. Buchs C.,_Butera F. European Journal of Psychology of Education. 2009. Vol. 24, pр. 145-154.

12. Cai Cui-yun. US-China Education Review. Sep. 2007. Vol. 4, no. 9 (Serial 34).

13. Kagan S. Educational Leadership. 1989, no. 47(4):12-15.

14. Klimoviene G., Statkeviciene S. Studies about languages. 2006, no. 8, рр. 77-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ransdell M., Moberly D.A. A Journey into Cooperative Learning with Teacher Education Students. URL:http://www.usca.edu/essays/vol62003/ransdall.pdf

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Лысенко Марк Валерьевич, ассистент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, аспирант

Череповецкий государственный университет

пр. Луначарского, 5, г. Череповец, Вологодская область, 162600, Россия lysenkomark@mail.ru

Варфоломеева Зоя Семеновна, декан факультета биологии и здоровья человека, кандидат педагогических наук, доцент

Череповецкий государственный университет

пр. Луначарского, 5, Череповец, Вологодская область, 162600, Россия

varf.zoya@gmail.com

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 7872-9555

DATA ABOUT THE AUTHORS

Lysenko Mark Valeriyevich, Assistant of Department of Theory and Methods of Physical Culture and Sports, postgraduate student of Department of Psychology and PedagogyD Cherepovets State University

Lunacharsky av., 5, Cherepovets, 162600, Russia lysenkomark@mail.ru

Varfolomeeva Zoya Semenovna, Dean of the Faculty of Biology and Human Health, PhD equivalent in pedagogical sciences, associate professor

Cherepovets State University

Lunacharsky av., 5, Cherepovets, 162600, Russia

varf.zoya@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.