Научная статья на тему 'Формирование концепции маркетинга пространственного взаимодействия'

Формирование концепции маркетинга пространственного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / БОЛЬШИЕ СИСТЕМЫ / КОНЦЕПЦИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ МЕНЕДЖМЕНТ / РЕПЛИКАЦИЯ / МЕТРИКА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГА / MARKETING / BIG SYSTEMS / CONCEPT / SPATIAL ECONOMY / ECONOMIC MEASURING / INFORMATIONAL MARKETING MANAGEMENT / REPLICATION / METRICS / CRITERIA OF THE EVALUATION OF MARKETING EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багиев Георгий Леонидович

В статье рассматриваются концептуальные основы формирования новой парадигмы маркетинга в условиях пространственной экономики, показаны процесс эволюционного развития концепций маркетинга и необходимость внедрения информационного маркетинг-менеджмента в целях более эффективного использования информационного ресурса, дана характеристика процесса репликации и определены проблемы экономического измерения пространственных метрик показателей, предложены критерии эффективности экономической оценки вариантов принятия решений в системах маркетинга пространственного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Багиев Георгий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT DEFINITION FOR SPATIAL INTERACTION MARKETING

In the article the author considers conceptual framework of a new marketing paradigm definition in terms of spatial economics, the process of evolutional development of marketing concepts as well as the necessity of introduction informational marketing management in order to use informational resource more effectively are highlighted, characteristics of the replication process are given; and the problems of economic measuring of spatial metrics are defined, criteria of the efficiency of economic evaluation of decision making options in the marketing systems of spatial interaction are suggested.

Текст научной работы на тему «Формирование концепции маркетинга пространственного взаимодействия»

УДК 658.1(470.55) + 338.22(470.55)

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

И.Г. Матвеева

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Статья посвящена анализу развития малого и среднего предпринимательства в городских округах и муниципальных районах Челябинской области, который позволяет судить об экономическом потенциале региона, о развитии субъектов рынка, об эффективности применяемых государственных механизмов регулирования и управления. Государственная поддержка предпринимательства в Челябинской области и муниципальных образованиях региона, включающая софинансирование муниципальных программ из федерального и областного бюджетов, является важным инструментом развития предпринимательства региона и повышения уровня жизни населения. Малые и средние предприятия играют важную роль в экономике Челябинской области. В статье рассмотрены несколько форм поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства региона.

С целью оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса муниципалитетам предоставлено больше возможностей для оказания поддержки на местах в первую очередь предпринимателям, реализующим мероприятия по созданию и модернизации производства, а также реализующим наиболее перспективные молодежные бизнес-проекты. В связи с этим особое внимание в регионе уделяется вопросам софинансирования муниципальных программ, так как с ростом объемов софинансиро-вания растет и вклад бизнеса в экономику области.

В статье отмечены результаты работы регионального Гарантийного Фонда, созданного с целью повышения доступности предпринимателей к кредитным ресурсам, и открытых на его базе Центра субконтрактации и ЕвроИнфоЦентра. Для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе разработан и активно реализуется план мероприятий по ликвидации административных барьеров. Проанализированы результаты действия закона по оказанию имущественной поддержки предпринимателям на территории Челябинской области, который разработан в целях реализации федерального закона.

Приведены результаты рейтинговой оценки мероприятий по созданию благоприятных условий ведения бизнеса, проводимых органами власти в Челябинской области.

Ключевые слова: развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области, формы поддержки предпринимательства по приоритетным видам деятельности, софинансирование муниципальных программ в регионе.

В соответствии со статьей 131 Федерального закона поддержка малого и среднего бизнеса относится к полномочиям органов местного самоуправления. С 2006 года развитие предпринимательства в Челябинской области перенесено на уровень муниципалитетов. Программой поддержки предпринимателей в муниципалитетах предусмотрено софинансирование муниципальных программ за счет средств областного и федерального бюджетов. С каждым годом растут объемы софи-нансирования, а вместе с ними и вклад бизнеса в экономику области.

Плотность субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) на 10 тыс. чел. населения в муниципалитетах представлена на рис. 1.

По данным городских округов и муниципальных районов Челябинской области на 9 территориях (Озёрский, Трёхгорный, Магнитогорский, Кыштымский, Усть-Катавский, Южноуральский и Верхнеуральский, Кизильский и Пластовский) количество предпринимателей на 10 тыс. населения превышает 300 ед., в 14-ти муниципальных районах (Чебаркульский, Карабашский, Копей-ский, Локомотивный и Агаповский городские округа ГО, Аргаяшский, Брединский, Карталинский,

Каслинский, Кунашакский, Кусинский, Чебар-кульский, Сосновский, Увельский) этот показатель менее 200. А в остальных 20-ти - от 200 до 300 ед. (см. рис. 1).

Доля занятых в малом и среднем бизнесе Челябинской области в разрезе муниципальных образований Челябинской области представлена на рис. 2.

По данным рисунка наблюдается значительный разрыв в доле занятых в бизнесе от общей численности занятых в экономике. Если в Верхнеуральском и Еманжелинском районах этот показатель превышает 60 %, то в 8 муниципалитетах (В. Уфалейский, Локомотивный, Троицкий, Усть-Катавский и Октябрьский, Еткульский, Пластов-ский и Уйский) он составляет менее 20 %.

По данным [3] на реализацию Программы господдержки в 2013 году выделено 477 млн руб., в том числе 107 млн руб. областных и 370 млн руб. - федеральных средств. Из федерального бюджета дополнительно поступили средства на мероприятия по поддержке бизнеса в рамках областных программ по развитию инноваций и молодежного предпринимательства (35 и 6 млн руб. соответственно).

9 муниципальных образований с показателем 300 и более

20 муниципальных образований с показателем от 200 до 300

14 муниципальных образований с показателем менее 200

Рис. 1. Плотность субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Челябинской области в расчете на 10 тыс. жителей

Одним из важных вопросов, на наш взгляд, является софинансирование местных бюджетов на реализацию мероприятий по развитию бизнеса в муниципальных образованиях области. В 2013 году субсидии предоставлены 39 муниципалитетам на 75 млн руб. На софинансирование муниципальных программ на развитие предпринимательства было выделено 39 млн руб. По состоянию на 01.12.2013 г. фактически освоено 74,4 % поступивших средств, в муниципалитетах оказана адресная поддержка 138 субъектам малого и среднего предпринимательства.

По данным [1, 2] финансовая поддержка оказана около 100 предпринимателям из 23 муниципальных районов на сумму 47,4 млн рублей. Эти средства использованы для модернизации производства - приобретено новое оборудование, техника, проведена реконструкция производственных зданий и помещений.

По данным Министерства экономического развития Челябинской области [1] в 2014 году планируется направить еще более значительную сумму - 105 млн руб., в том числе из областного бюджета - 21 млн руб., из федерального бюджета - 84 млн руб., чтобы дать муниципалитетам больше возможностей оказания поддержки предпринимателям на местах. Вместе с тем, в 2014 году предусмотрены изменения некоторых условий софинансирования муниципальных программ за счет средств областного и федерального бюджетов, которые потребуют от органов местного самоуправления более детальной оценки возможностей получения этой поддержки и тщательной предварительной подготовки заявок.

По результатам 2013 года, когда средства областного бюджета были распределены по заявленным объемам, а федеральные средства частично предоставлены местным бюджетам с понижаю-

Предпринимательская деятельность

%

80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

clqclq-clq-cl'^clclOcl'^clq-cl ^Qa.^a.QQQa.a.QQ^a.a.QQa.a.0. ocl

JK * * g. .

m O

* &■

Л1 O ¡¿ Л1 q

i- и ü <u 2 ^ x

Sí та I-

a a o I- ra ü

So tP ч >

g^ i r

2 NB o

-e- m

> с m

Рис. 2. Доля занятых в малом и среднем бизнесе Челябинской области от общего числа занятых в экономике муниципалитетов (без учета внешних совместителей)

щим коэффициентом (1,7515), так как объем заявок превысил имеющиеся средства, в 2014 году введены следующие коэффициенты софинансиро-вания муниципальных программ: к = 3 для крупных городов; к = 6 для моногородов;

к = 5 для остальных городских округов и муниципальных районов.

При превышении суммы по заявкам муниципального округа объемов средств в областной или федеральный бюджет размер субсидии рассчитывается по формуле:

М х к

N =-

Р

где р - понижающий коэффициент (отношение общей суммы по заявкам муниципального округа к сумме средств в областной или федеральный бюджет.

Таким образом, выявлено, что средства из областного (федерального) бюджетов направляются в муниципалитеты только после выполнения условий софинансирования за счет средств местного бюджета.

По состоянию на 1 декабря 2013 года [2] муниципалитетами Челябинской области освоено средств областного и федерального бюджетов всего на 64,5 % (областной бюджет - 86,4 %, федеральный бюджет - 59 %), поддержка оказана 237 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 48,4 млн рублей.

По данным [1, 2] в полном объеме реализовали бюджетные средства, выполнив условия софи-

нансирования, только в 16 из 34 муниципальных округов: Верхний Уфалейский, Златоустовский, Кыштымский, Чебаркулькуский и Агаповский городские округа, Брединский, Карталинский, Ки-зильский, Красноармейский, Нязепетровский, Октябрьский, Пластовский, Саткинский, Увельский, Чебаркульский, Чесменский муниципальные районы.

Возврат средств, полученных муниципалитетами из областного и федерального бюджетов в 2011-2013 годах, составил 3,5 млн руб.

В целях оказания имущественной поддержки принят федеральный закон от 02.07.2013 № 144-ФЗ, которым предусмотрено продление срока действия федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ до 1 июля 2015 года для субъектов малого и среднего предпринимательства. По нашему мнению, закон значительно облегчает для предпринимателей возможность использования и выкупа имущества. Согласно закону, субъектам малого и среднего предпринимательства, арендующим имущество в течение 2-х и более лет, предоставлено право льготного выкупа. Законом отменены ограничения по площади выкупаемых помещений, требование первоначального взноса при оплате в рассрочку, а также в случае использования рассрочки для субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются равномерные платежи.

Исследуя действие закона по оказанию имущественной поддержки на территории Челябинской области, автором выявлено следующее:

- реализовано преимущественное право субъектами малого и среднего предпринимательства на выкуп 1,3 тыс. арендуемых муниципальных помещений. По данным органов местного самоуправления осталось еще 137 таких объектов;

- в муниципалитетах сформированы перечни для долгосрочной аренды, в которые включены 1,7 тыс. объектов. Такие Перечни отсутствуют в Верхнеуральском муниципальном районе и Локомотивном городском округе.

По состоянию на 01.07.2013 г. в рамках малой приватизации в соответствии с Федеральным /законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ выкуплено 1320 объектов недвижимости общей площадью 211 тыс. кв. м.

Все эти изменения позволят большему числу предпринимателей реализовать свое преимущественное право на более выгодных условиях, в том числе тем, кто в настоящее время получил отказ (согласно требованиям ранее действующего законодательства). В августе 2013 года принят новый областной Закон о рассрочке, сохранивший более длительный предельный срок в регионе (5 лет), чем это предусмотрено на федеральном уровне (3 года).

По результатам исследований, проведенных автором, продолжает развиваться инфраструктура поддержки бизнеса в регионе. Сейчас действуют более 240 объектов (в муниципалитетах - 225 ед.). В 2013 году завершена работа во всех муниципалитетах по созданию общественных объединений предпринимателей. В некоторых муниципалитетах созданы микрофинансовые организации.

Вместе с тем, несмотря на положительные тенденции в работе органов местного самоуправления по поддержке малого и среднего предпринимательства считаем, что недостатком в этой работе является недостаточная разъяснительная работа о возможностях регионального Гарантийного Фонда. За прошедшие 5 лет почти в половине муниципальных образований (в 19 из 43) в виду недостаточного информирования субъектов малого и среднего предпринимательства не воспользовались услугами Фонда по предоставлению поручительств.

На базе Гарантийного Фонда созданы Евро Инфо Центр, на бесплатной основе оказывающий услуги по поиску потенциальных партнеров за рубежом и в регионах России, а также оказывающий поддержку по продвижению продукции на внешний рынок, и Центр субконтрактации, занимающийся помощью по установке прямых кооперационных связей между малыми, средними и крупными производственными предприятиями регионов России.

По результатам проведенных исследований считаем, что в настоящее время наиболее острым вопросом в сфере предпринимательства является устранение административных барьеров.

В рамках реализации Федерального закона № 294-ФЗ действует механизм согласования с органами прокуратуры внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства и ежегодных планов контрольных мероприятий, уведомительный порядок о начале осуществления предпринимательской деятельности. Сводный ежегодный план проверок субъектов малого и среднего предпринимательства размещается на сайте Прокуратуры Челябинской области, в структуре которой в 2012 году создано специальное подразделение - отдел по надзору за соблюдением прав предпринимателей.

Распоряжением Правительства Челябинской области от 05.11.2013 г. № 299-рп определен единый ответственный (координирующий) орган -Министерство экономического развития Челябинской области. С 2014 года полномочия по координации работы органов местного самоуправления по муниципальному контролю переданы Минэкономразвития области. В связи с этим, под особый контроль взяты такие вопросы:

- работа по принятию муниципальных административных регламентов проведения проверок;

- сбор статистической отчетности по осуществлению муниципального контроля;

- подготовка сводного доклада о муниципальном контроле за год.

К основным видам муниципального контроля отнесены: земельный; лесной; градостроительный; жилищный; экологический; за использованием и охраной недр; в сфере благоустройства; за сохранностью автомобильных дорог местного значения; в сфере размещения рекламы (в т. ч. контроль за установкой рекламных конструкций) и т. д.

По состоянию на 01.01.2014 года (по данным органов местного самоуправления) остаются непринятыми порядка 60 административных регламентов (в 16 муниципальных образованиях). Немаловажным инструментом устранения административных ограничений является проведение общественной экспертизы и оценка регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов в сфере предпринимательства.

Все проекты принимаемых нормативно-правовых документов в сфере предпринимательства предварительно размещаются на сайте Правительства Челябинской области или непосредственного разработчика проекта для всеобщего обсуждения. Считаем необходимым отметить, что с 2010 года в Минэкономразвития Челябинской области открыта «горячая линия» по проблемам предпринимательства. В регионе создан Штаб по ликвидации административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства, возглавляемый председателем Правительства. Его основное назначение - оперативное рассмотрение и урегулирование проблем, возникающих во взаимоотношениях бизнеса и власти в муниципалитетах.

Предпринимательская деятельность

По мнению ряда специалистов [3, 4] следующим важным шагом в борьбе с коррупционными составляющими является проведение общественной экспертизы и внедрение оценки регулирующего воздействия. Проведение общественной экспертизы всех нормативно-правовых актов в сфере предпринимательства - задача общественных координационных советов, созданных во всех муниципалитетах. На областном уровне введен механизм оценки регулирующего воздействия проектов данных документов в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В целях стимулирования работы муниципалитетов ежегодно проходит областной конкурс «Лучший городской округ (муниципальный район) Челябинской области по развитию малого и среднего предпринимательства». Так, в 2013 году в конкурсе участвовало 35 территорий Челябинской области.

Оценка предпринимательского сообщества и общественности о комфортности бизнес-климата региона и г. Челябинска имеет весомое значение для развития Челябинской области. По результатам проведения такой оценки Челябинская область заняла 3 место (после Московской области, Краснодарского края), а город Челябинск - 1 место среди 11 городов-миллионников. По итогам исследования «ИНДЕКС ОПОРЫ 2012», Челябинская область поднялась за год с 3-го на 2-е место (среди 39 регионов России).

В Конкурсе «Золотой Меркурий» как на региональном, так и на федеральном уровне город Челябинск занял 1 место среди муниципалитетов с наиболее благоприятными условиями для развития предпринимательства, что говорит о достаточно высоком уровне развития предпринимательства и комфортности бизнес-среды региона.

Проведенная экспертами журнала FORBES рейтинговая оценка показала, что в 2012 году город Челябинск вошел в «тройку» лидеров (рейтинг Сочи - 0,77; Уфы и Челябинска - 0,76).

Таким образом, проведенный анализ состояния государственной поддержки субъектов малого

и среднего предпринимательства в муниципальных районах Челябинской области показал, что в регионе создан благоприятный бизнес-климат. Объемы финансирования ежегодно возрастают, особое внимание уделяется вопросам софинанси-рования муниципальных программ по поддержке предпринимательства, активно привлекаются федеральные средства, в результате чего повышается доступность предпринимателей к кредитным ресурсам.

В связи с возникающими вопросами в межбюджетных взаимоотношениях в регионе определен уполномоченный орган, призванный осуществлять контроль за деятельностью муниципалитетов и расходованием бюджетных средств на развитие малого и среднего бизнеса. Таким органом является Министерство экономического развития Челябинской области. Все мероприятия, проводимые в Челябинской области, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, являются эффективными и приносят положительные результаты.

Литература

1. Министерство экономического развития Челябинской области. - Ы1р://ч>ч>ч>.есопош-chelreg.ru/ (дата обращения 22.12.2013).

2. Малый бизнес Челябинской области. /www.chelbiznes.ru/ (дата обращения 12.12.2013).

3. Мурзина Е.В. О содействии развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Челябинской области. Доклад Министра экономического развития Челябинской области на областном совещании при Губернаторе области 19.06.2013 г. http://www.econom-chelreg.ru/news?news=2221 (дата обращения 03.02.2014).

4. Кузменко, Ю.Г. О роли логистики в вопросах социально-экономического развития региона / Ю.Г. Кузменко // Экономика и бизнес. Взгляд молодых: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых (Челябинск, 23-25 декабря 2013 г.). - Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2013.

Матвеева Ирина Геннадьевна. Аспирант кафедры «Экономика торговли», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), [email protected].

Поступила в редакцию 12 октября 2014 г.

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN THE MUNICIPAL ENTITIES OF CHELYABINSK REGION

I.G. Matveeva

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The article is devoted to the analysis of small and medium enterprises development in urban and municipal districts of Chelyabinsk region, which helps to judge about the economic potential of the region, the development of market participants, the efficiency of state regulatory and management mechanisms. State support of entrepreneurship in Chelyabinsk region and the municipal entities of the region, including co-financing of municipal programs from the Federal and regional budgets is an important tool for the development of entrepreneurship in the region and improving people's lives.

Small and medium enterprises play an important role in the economy of Chelyabinsk region. The article considers several forms of support for small and medium-sized businesses in the region. To provide financial support to small and medium enterprises the municipalities are given more opportunities for support of firstly entrepreneurs who implement measures to develop and modernize the production, as well as implement the most promising youth business projects. In this regard, special attention in the region is paid to the issues of co-financing of municipal programs, as with the increasing of amounts of co-financing, the contribution of business in the economy of the region is also growing.

The article states the results of the regional Guarantee Fund, established with the aim of increasing the availability of entrepreneurs to credit resources, and opened Center of subcontracting and EurolnfoCenter based on it. To support small and medium enterprises in the region the action plan for the elimination of administrative barriers is developed and implemented. The effects of the law on the provision of material support for entrepreneurs on the territory of Chelyabinsk region, which is designed to implement the Federal law are analyzed. The results of rating assessment of favorable conditions for business, undertaken by the authorities in Chelyabinsk region are given.

Keywords: development of small and medium enterprises in Chelyabinsk region, forms of business support for priority activities, co-financing of municipal programs in the region.

References

1. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Chelyabinskoy oblasti [Ministry of Economic Development of Chelyabinsk Region]. Available at: http://www.econom-chelreg.ru/ (accessed 22.12.2013).

2. Malyy biznes Chelyabinskoy oblasti [Small Business in Chelyabinsk Region]. Available at: /www.chelbiznes.ru/ (accessed 12.12.2013).

3. Murzina E.V. O sodeystvii razvitiyu malogo i srednego predprinimatel'stva v munitsipal'nykh obrazova-niyakh Chelyabinskoy oblasti. Doklad Ministra ekonomicheskogo razvitiya Chelyabinskoy oblasti na oblastnom soveshchanii pri Gubernatore oblasti 19.06.2013 g. [On Promoting the Development of Small and Medium Enterprises in the Municipal Entities of Chelyabinsk Region. Statement of the Minister of Economic Development of Chelyabinsk Region at the Regional Meeting with the Governor, 19.06.2013]. Available at: http://www.econom-chelreg.ru/news?news=2221 (accessed 03.02.2014).

4. Kuzmenko Yu.G. O roli logistiki v voprosakh sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [The role of logistics in terms of social and economic development of the region]. Ekonomika i biznes. Vzglyad molodykh: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. molodykh uchenykh (Chelyabinsk, 23-25 dekabrya 2013 g.) [Economy and business. Views of the youth: proceedings of Intern. science conference for young scientists (Chelyabinsk, 2325 December 2013)]. Chelyabinsk, South Ural St. Univ. Publ., 2013.

Matveeva Irina Gennadievna. Postgraduate student of Economics of Trade Department, South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected].

Received 12 October 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Матвеева, И.Г. Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Челябинской области / И.Г. Матвеева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2015. - Т. 9, № 1. - С. 140-145.

REFERENCE TO ARTICLE

Matveeva I.G. Development of Small and Medium Enterprises in the Municipal Entities of Chelyabinsk Region. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2015, vol. 9, no. 1, pp. 140-145. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.