Научная статья на тему 'Формирование концепции личности в философском наследии Д. И. Писарева'

Формирование концепции личности в философском наследии Д. И. Писарева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
797
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Савельева И. Ю.

Труды Д.И. Писарева, как и сочинения других русских мыслителей, принадлежащих к направлению, выраженному в журналах «Современник» и «Русское слово», явились значительным этапом в разработке проблемы личности. Философы этого направления утверждали материалистический подход к выявлению сущности личности, форм ее функционирования и развития. Личность рассматривалась как «служительница времени и исторической необходимости», она характеризовалась в связи с социальной средой. Методологически важным явилось применение ими системы «личность - среда» к объяснению многообразных явлений общественной жизни. Такая система позволила отвергнуть чисто биологические построения френологии, психофизический параллелизм - дуализм души и тела, найти подлинные естественнонаучные и социальные основания развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование концепции личности в философском наследии Д. И. Писарева»

Формирование концепции личности в философском наследии Д.И. Писарева

И.Ю. Савельева

Гуманитарный факультет МГТУ, кафедра психологии и педагогики

Аннотация. Труды Д.И. Писарева, как и сочинения других русских мыслителей, принадлежащих к направлению, выраженному в журналах "Современник" и "Русское слово", явились значительным этапом в разработке проблемы личности. Философы этого направления утверждали материалистический подход к выявлению сущности личности, форм ее функционирования и развития. Личность рассматривалась как "служительница времени и исторической необходимости", она характеризовалась в связи с социальной средой. Методологически важным явилось применение ими системы "личность -среда" к объяснению многообразных явлений общественной жизни. Такая система позволила отвергнуть чисто биологические построения френологии, психофизический параллелизм - дуализм души и тела, найти подлинные естественнонаучные и социальные основания развития личности.

Abstract. Pisarev as well as some other Russian thinkers made much in working out the problem of personality. The philosophers of that school used the materialistic approach to researching personality essence, forms of its functioning and development. They also used the system "personality - social environment" to explain various phenomena of social life. This system allowed to find real scientific and social bases of the personality development.

1. Введение

Теоретическое значение вопроса состояло в том, как понимать социальную обусловленность личности и ее деятельности. Просветители считали, что личность формируется в определенных условиях и, стало быть, чтобы изменить личность, надо изменить социальные условия. Но, рассматривая личность как продукт общественных условий, мыслители русского Просвещения отнюдь не подходили к этому вопросу механически. И здесь они существенно отличались от западноевропейских социалистов-утопистов, для которых человек являлся пассивным продуктом среды и воспитания. Русские мыслители признавали наличие в личности активного, в определенной степени автономного фактора - сознания. Придавая сознанию, а вместе с ним - сознательному отношению к жизни весьма большое значение, они высоко ценили роль воспитания и обучения, призванного воздействовать на сознание человека. В своей трактовке воспитания они приближались к пониманию воспитания как процесса воздействия одних людей на других, имеющего определенные задачи. Так, Чернышевский писал: "Воспитание главною своею целью должно иметь приготовление к тому, чтобы в жизни быть человеком развитым, благородным и честным" (Чернышевский, 1941). Исходя из этих позиций, существующая система воспитания ими жестоко критиковалась.

2. Антропологическая концепция личности

Можно полностью согласиться с А.И. Володиным, который заметил, что "за многочисленными прокламациями Писарева о разумном эгоизме, индивидуализме, утилитаризме и т.п. пора бы уже увидеть его бескомпромиссную борьбу против того, что все привычнее ныне называется "отчуждением человека..." (Володин, 1989).

Писарев отстаивал подлинную свободу личности от политического и духовного деспотизма, от всех форм идеологического, религиозного, морального давления на человека. Антропологический монизм Писарева диктовал понимание человека как единой сущности, соединяющей материальные и духовные стороны жизни. В основе такого понимания - естественнонаучные идеи единства человеческого организма. Обращение к истории позволило оценить деятельность выдающихся исторических личностей, что является одной из главных проблем философии и истории.

При осмыслении воззрений Писарева следует полностью отказаться от традиционных историко-философских стереотипов прошлых десятилетий, негативного отношения к антропологизму. За последние годы преодоление стереотипов проявилось применительно к оценке Герцена и Чернышевского. Необходимо продолжить эти тенденции и в отношении Писарева, тем более, что его антропологическая концепция, в том числе теория "разумного эгоизма", подчас трактуется как утилитаризм и индивидуализм. Но здесь, как и во

всех случаях при обращении к текстам Писарева, форма смешивается с содержанием, явление - с сущностью. Интересы народа, прежде всего мыслящей его части - разночинной массы, стояли для Писарева на первом месте. Именно в этом проявлялся подлинный демократизм Писарева.

3. Социальная активность личности

Антропологический принцип вел к пониманию личности и как объекта и как субъекта социально-политической деятельности. Такая концепция в творчестве Писарева содержала в себе ценнейшее ядро - идею социальной активности. Человек превращается в личность не автоматически, а лишь в процессе борьбы против сил, стремящихся сохранить незыблемые нравы и представления, противодействующие прогрессу. Такое формирование личности осуществляется, по Писареву, в ходе борьбы с нравственным рабством, самодурством, а также с пустой мечтательностью, иллюзионизмом.

Отсюда следовала подлинная программа Писарева, отраженная во многих его сочинениях -необходимость борьбы против всякого "опекунства" над человеческой личностью, в каких бы формах оно ни выражалось. Освобождение же личности, по Писареву, предполагает в качестве главного условия - развитие самостоятельности и чувства собственного достоинства, что позволит человеку обходиться без любых "надзирателей", "надсмотрщиков".

Вместе с тем отрицание самоограничения личности, самопожертвования, звучание которого усиливалось публицистической активностью Писарева, объективно могло вести к известной недооценке нравственных стимулов, внутреннего мира личности, к упрощению сложной системы человеческих отношений. Если абсолютизировать эту возможность и оперировать словесной фразеологической оболочкой суждений Писарева, то можно придти к упрекам его в утилитаризме и индивидуализме, что и лежало в основании несправедливой, односторонней интерпретации философии Писарева.

4. Нравственная основа личности

"Разумный эгоизм" Писарева утверждался как единство нравственного сознания и поведения, как антитеза не только индивидуальному эгоизму, но и лицемерию и фальши официальной морали. Писарев противопоставил им обоснованную теорию реализма.

Теория реализма Д.И. Писарева явилась закономерным результатом его напряженных поисков научно обоснованной теории, которая бы не только позволяла дать объяснение окружающего мира, но и была основой самопознания личности, более того, основой деятельности личности. Не нигилизм, не однозначное отрицание, а позитивная теория реализма определила мировоззрение и творчество Писарева в самый зрелый и плодотворный период его деятельности.

5. Эволюция концепции личности

Следует заметить, что с самого начала формирования идей Писарева и его единомышленников в их воззрениях были элементы конструктивные. В том-то и состояла клевета недругов Писарева, утверждавших, будто "нигилизм" означает сплошное отрицание существующего без каких-либо позитивных мнений. На деле позитивные элементы существовали и ранее, но они не получили значительного развития. Причиной тому было, во-первых, то что накануне 1861 и вплоть до 1863 г., т.е. в условиях реального общественного подъема, на первый план выдвигались идеи отрицания. Реформа 1861 г., последовавшие за ней другие реформы, а также репрессии, связанные с подавлением демократического движения и польского восстания, привели к снижению тонуса открытой борьбы. Во-вторых, после 1863 г. стало очевидно, что нечего ждать нового подъема борьбы крестьянских масс и городской интеллигенции в ближайшее время. Естественно, встал вопрос о том, что делать демократическим силам в этих новых условиях. Писарев поставил этот вопрос в заключительной части статьи "Базаров".

Переходя от одной ступени своего теоретического развития к другой, Писарев не отбрасывал бесследно то, что было ценного на предшествующей ступени. Это создает определенные затруднения, когда приходится выявлять качественные особенности во взглядах Писарева на том или ином этапе его эволюции. Особое значение в процессе становления концепции личности имели идеи реализма, как высшего этапа в эволюции мировоззрения Писарева.

6. Теория реализма

В 1864 г. Писарев опубликовал статью "Реалисты", которая положила начало новому этапу в развитии его мировоззрения. С этой статьей связано формирование "реализма" Писарева. "Реализм" действительно составил новую специфическую ступень в развитии мировоззрения публициста. Новое состояло в том, что к отрицанию всего устаревшего, что определяло характер более ранних работ

мыслителя, прибавилось стремление создать положительную программу, что было вызвано не случайными субъективными пожеланиями, а объективными потребностями.

Арест всех наиболее видных революционных деятелей и пассивное отношение к этому не только забитых крепостничеством трудящихся масс, но и "образованного общества" - все это не могло не навести на размышления, не могло не заставить оглянуться, задуматься - целесообразна ли была та открытая и полная радужных надежд проповедь, с которой революционеры обращались к массе. "Что делать?" - этот вопрос не мог не волновать тех, кто готов был жизнь отдать за счастье людей, и не только готов был, но и действительно отдавал ее.

"Реалисты" явились своеобразным откликом Писарева на работу Чернышевского, а, с другой стороны, - попыткой самостоятельно решить вопрос о том, что следует и что возможно сделать в сложившихся условиях, какова должна быть позиция личности.

Статья "Реалисты" дала повод к утверждению, будто Писарев в 1864 г. отошел от революционного демократизма. Дело в том, что в ней: 1) приводилась своеобразная программа-минимум; 2) эта программа была адресована к предпринимателям; 3) пафос программы был сосредоточен на самоусовершенствовании личности.

7. Идейная основа реализма

Писарев рассматривал "реализм как новое и оригинальное, самобытное идейное направление". В статье "Реалисты" он писал: "Мне кажется, что в русском обществе начинает вырабатываться в настоящее время совершенно самостоятельное направление мысли... Но самостоятельность этого возникающего направления заключается в том, что оно находится в самой неразрывной связи с действительными потребностями нашего общества. Это направление создано этими потребностями и только благодаря им существует и понемногу развивается" (Писарев, 1956).

Свою положительную программу Писарев назвал "реализмом". Термин "реализм" употреблялся и до Писарева. Так, Добролюбов обозначал им метод художественного творчества, позволяющий правдиво отражать жизнь. Писарев расширил смысл этого термина. Для него реализм - это, во-первых, система взглядов, позволяющая составить себе истинную картину действительности (не только в области художественного творчества, но и вообще в жизни), во-вторых, - это основа оценки человеком своего отношения к природе и к другим людям, т.е. основа мировоззрения человека, которая более всего соответствует требованиям жизни.

Из такого понимания реализма вытекал новый подход и к проблеме личности. Личность выступала уже не только в качестве объекта, ради которого осуществлялось отрицание, но и как деятельное существо, как субъект отрицания. Реализм означал не только цель, но и систему взглядов и действия.

8. Экономическая основа реализма

Писарев приходит к выводу о том, что без экономического развития, основанного на росте промышленного производства, невозможно решение общественных задач. Но верный своим реалистическим убеждениям, Писарев утверждал, что мало нарисовать, а необходимо показать, "каким путем" надо идти к достижению цели. Надо указать при этом не только на отвлеченную возможность, но и на реальную осуществимость поставленных задач.

Поэтому он сосредоточивает свое внимание на том, что осуществимо. В поисках этого "осуществимого" он приходит к выводу о необходимости увеличения числа "мыслящих людей", которые, приложив "умственный капитал" к производству, смогут увеличить количество материального продукта и таким путем решить проблему "голодных и раздетых". По мнению публициста, с открытием реальных возможностей преобразования общества сложилось самостоятельное направление в общественной мысли, которое Писарев и объявляет "реализмом".

Писарев считал необходимым изложить в широком плане "теорию реализма", ее основные цели и задачи. Реалистические тенденции, проявившиеся в отдельных сторонах его взглядов, сводятся им теперь в общую теорию как программу нового идейного направления.

Носителями идей этого направления являются "мыслящие реалисты". Формирование этого слоя - магистральный путь развития личности.

9. Проблема труда

Претворение "реализма" в жизнь связано, прежде всего, с непосредственным трудом "мыслящих реалистов". Но, занимаясь скромной и полезной повседневной работой, реалисты должны постоянно держать в поле зрения основную цель - "идею общечеловеческой солидарности".

Реалист, прежде всего, работник. "Природа - мастерская и человек в ней - работник", - говорил Писарев (1956).

Для реалиста труд - не только условие существования, это любимое дело, которым он живет, это его нравственная опора. Только с помощью труда человек превращается в деятельную личность, способную принести пользу Отечеству. Писарева возмущало, что многие способные люди вместо настоящего дела занимаются игрой в карты, пьянствуют, увлекаются охотой. "Эти тюфяки будут отодвинуты в сторону только тогда, когда реализм войдет в действительную жизнь, то есть, когда реалистов будет уже очень много и когда общество, вследствие их влияния, начнет в самом деле проникаться тем сознанием, что трудиться гораздо полезнее и приятнее, чем искать сильных ощущений" (Писарев, 1956).

Поэтому молодого человека, в котором формируется личность, не нужно искусственно оберегать от трудностей жизни. Приобщение к труду необходимо, "чтобы ... закалить его нравственно, чтобы сделать его способным переносить трудности жизненной дороги" (Писарев, 1913). Вот почему весьма важно прививать любовь к труду с детства. Если это будет достигнуто, то можно будет с уверенностью сказать, что в ребенке заложены необходимые задатки будущей личности.

Вся система отношений, вся духовная среда должна поддерживать в человеке уважение к труду. И тогда это уважение станет принципом поведения личности.

Чтобы труд был эффективным, усовершенствование его должно стать достоянием всего народа. Ибо каждый работник может своей мыслью способствовать развитию производства. Но это станет возможным лишь в будущем, когда будет изменен весь общественный строй. "Мы уважаем труд, но этого мало, - говорит Писарев, - надо, чтобы труд был приятен, чтобы результаты его были обильны, чтобы они доставались самому труженику и чтобы физический труд уживался постоянно с обширным умственным развитием. Пока это не будет сделано, всякая цивилизация будет находиться в неустойчивом равновесии перевернутой пирамиды" (Писарев, 1955а).

10. Трудовое воспитание

Исходя из возможностей, заложенных в труде, Писарев считал необходимым воспитывать в человеке любовь, уважение к труду. В работах Писарева есть немало строк, посвященных трудовому воспитанию будущей личности. Писарев ставил вопрос трудового воспитания широко, он не сводил его только к школьному воспитанию. Он считал, что трудовое воспитание надо начинать в семье с самого раннего возраста.

О несостоятельности сложившихся традиций семейного воспитания Писарев писал еще в статьях, помещенных в "Рассвете". Надо заметить, что с переходом Писарева от абстрактного гуманизма к революционному демократизму взгляды его менялись. И статья "Наша университетская наука" явилась блестящим памфлетом на те каноны воспитания, которые господствовали в школе и в университете. Критика оказалась весьма действенной. Пробужденное ею общественное мнение поставило вопрос о необходимости глубоких перемен.

11. Истоки типологии личности

В социальной концепции Писарева значительное место заняла разработка проблемы типологии личности. Писарев видит деление массы трудящихся на классы. Он обращает внимание на городские трудящиеся низы, в том числе и на растущую группу фабричных мастеровых. Именно к городскому рабочему люду, считает Писарев, должны обратиться "новые люди", мыслящий пролетариат. Именно со стороны городского рабочего люда, прежде всего, ожидает он активных и сознательных действий. В статье "Школа и жизнь" Писарев говорит, что рабочий вопрос "разрешится не какими-нибудь посторонними благодетелями и покровителями, а только самими работниками, когда к их рабочей силе, практичности, сметливости и трудолюбию присоединится... умение возвышаться от единичных наблюдений к общим выводам и широким умозаключениям" (Писарев, 1903). Именно в этих людях, трудолюбивых и мыслящих, Писарев видел надежду России. Это было новое слово в русской жизни, выявление нового слоя людей, которых история России еще не знала.

12. Новый тип

Поиски нового типа людей составили один из главных мотивов творчества Писарева. Писарев держался пути, которым шли его предшественники. Живя в условиях раннего пореформенного развития, он имел возможность, прежде всего, обобщить сделанное до него. Писарев пришел к теоретическим выводам об обусловленности процесса типизации личности особенностями времени, принадлежностью к определенным общественным кругам, условиям воспитания. В то же время он мог дополнить то, что было известно его предшественникам, положениями, отражавшими новые явления, возникшие в 60-х гг.,

выделить новые типы личности, характерные для становления капитализма в России. Таким образом, Писарев понимал, что любой человек - неповторимый индивидуум. Совокупность черт каждого носит единичный характер. Это не значит, что каждый является личностью. Индивидуум является личностью тогда, когда в нем присутствуют общественно значимые черты. Общество же испокон веков развивалось так, что не стимулировало формирование у человека черт, делающих его личностью.

В статье "Идеализм Платона" Писарев об этом говорит так: "...трудно найти двух людей совершенно сходных лицом, полное же нравственное сходство двух самостоятельно развивавшихся личностей составляет такое редкое явление, какого, кажется, и не встретишь во всей истории человечества; есть много бесцветных и безличных субъектов, задавленных какими-нибудь внешними обстоятельствами, пригнанных на один образец тираническими законами моды и этикета; посмотришь на них - они все покажутся похожими между собой и лицом, и голосом, и манерами" (Писарев, 19556). Художественная литература фиксирует их в образах, имеющих определенные обобщения.

В своих работах Писарев неоднократно упоминает литературные имена и имена реальных исторических персонажей, как определенные социально-психологические типы личности. В статье "Мыслящий пролетариат" он говорит, например, о "Молчалиных и Полониях журналистики и общества". В статье "Образованная толпа" он называет "Чацких, Печориных, Онегиных, Рудиных, Бельтовых, Базаровых" как воплощение определенных общественных явлений. В статье "Борьба за жизнь" пишет о "Кеплерах и Ньютонах", в статье "Русский Дон Кихот" противопоставляет Гамлета и Дон Кихота как образцы личностей противоположного психологического склада, по-разному относящихся к жизни. Более того, в статье "Мыслящий пролетариат" и других работах Писарев прибегает даже к слову "тип" для характеристики определенного ряда лиц. Первоначальное название статьи "Мыслящий пролетариат" было "Новый тип".

13. Писарев и история идей

Исследуя проблему человека, Писарев обращался к истории идей, отмечая, в частности, роль Ж.Ж. Руссо в разработке этой проблемы. Руссо для Писарева являлся воплощением типа мыслителя, которому было много дано, который жил в условиях, благоприятствовавших его деятельности, но который в силу своего характера оказался не способен на решительные действия. На примере истории жизни Вольтера и Руссо Писарев показал, что в определенных условиях их характер - явление сугубо индивидуальное - может превратиться в явление, имеющее общественное значение, и стать одним из источников разных по существу типов личности.

Важным качеством "титана любви" Писарев считал гражданское мужество, готовность открыто пойти против устаревших представлений, умение подчинить свою судьбу воодушевляющей идее. Он мог не соглашаться с идеей, которую разделяли те или иные мыслители, но если видел целеустремленность не фанатическую, слепую, а осознанную, это вызывало у него уважение, уверенность, что такие люди способны в конце концов узреть истину. Честность мыслителя, его убежденность, готовность ценой жизни отстаивать свои идеи - все это рассматривалось Писаревым как великое достоинство. Исходя из таких убеждений, публицист с большим уважением писал о некоторых мыслителях Средневековья, которые в мрачные времена инквизиции, рискуя жизнью, пробуждали в людях живую мысль.

Высокая идейность, целеустремленность, искреннее желание помочь истине утвердиться в сознании общества, сочувствие к обездоленным - такие качества Писарев высоко ценил и в передовых мыслителях предреволюционной Франции XVIII в.: Д. Дидро, П. Гольбахе, К. Гельвеции. Он видел в них людей, подготовивших великое дело "отрицания", заслуживших этим безграничную благодарность потомков.

Мыслителями, беззаветно преданными идее, Писарев считал также Герцена, этого, как он говорил, "рыцарски честного человека" и Чернышевского, о котором отозвался как о великом ученом и писателе, как о самом видном представителе того направления в умственной жизни, "...в котором заключается наша действительная сила и на которого со всех сторон сыпятся самые ожесточенные и самые смешные нападения" (Писарев, 1956).

14. Личность и общество

Писарев от конкретного исторического материала переходил к выявлению наиболее характерных типов. А это позволяло ему затем более основательно давать характеристику конкретным людям. Такой подход публицист использовал и при выявлении типических черт ученых-естествоиспытателей. Писарев полагал, что в современном ему обществе честные, принципиальные характеры можно найти только среди народных вожаков и ученых-естествоиспытателей. Поначалу он даже противопоставлял последних философам (в том числе и философам-материалистам, склонным к схоластическому теоретизированию). Он считал, что ученый-естествоиспытатель самим характером

своей работы, поиском истины формируется как человек кристальной чистоты. Такой человек может не беспокоиться насчет того, куда и как приведет его исследование: оно, конечно же, приведет к правильному пониманию природы. С интересом читал Писарев труды Фохта, Бюхнера, Молешотта. При этом сама по себе личность этих ученых его не очень интересовала. Внимание публициста привлекали прежде всего сообщаемые ими факты, выводы, которые они предлагали обществу.

Иное отношение к ученому проявилось, когда Писарев познакомился с трудами Ч. Дарвина. Писарев написал объемную статью "Прогресс в мире животных и растений", в которой нарисовал необыкновенно живой портрет ученого. Он воспользовался тем, что было известно о Дарвине, чтобы на этой основе изобразить типичные черты настоящего деятеля науки. Подлинный ученый должен, по Писареву, быть новатором, смело отвергать устаревшие идеи и представления, проявлять при исследовании фактов величайшее трудолюбие и строгость, чувствовать потребность общества и работать во имя их удовлетворения. Все эти черты он нашел в личности Ч. Дарвина. "Когда гениальный ум соединится с таким упорством в преследовании цели и с такой требовательностью и строгостью в отношении к собственному труду, тогда действительно человек совершает чудеса в области мысли и тогда он смело может приниматься за разрешение такой задачи, которая до него оставалась "тайною тайн" (Писарев, 1984). Писарев отметил и широту подхода Дарвина к изучаемым проблемам. Благодаря этому, его труды обрели большое философское значение, способствуя выработке рационального миросозерцания. Писарев писал, что идеи Дарвина "...освежают весь строй наших дней и раздвигают во все стороны наш умственный горизонт" (Писарев, 1984).

15. Человек будущего

Писарев упорно искал тип личности, который соответствовал бы его представлениям о человеке будущего общества, и нашел подобный тип в романе Чернышевского "Что делать?". Он с восторгом писал о людях, которых отличали такие черты, как новое отношение к труду, уважение к другим людям, критический взгляд на себя и свои поступки, следование голосу совести, пренебрежение к устаревшим традициям и предрассудкам, к общественному мнению, освящавшему их. Этих людей он противопоставлял людям "ветхим" как воплощению всей мерзости старого строя. В героях романа "Что делать?" он видел людей, способных подняться на решительную борьбу за новое общество. Путь их полон геройских страданий, гонений, "...но им много помогает переносить все невзгоды то обстоятельство, что они уверены в себе и любят живою, сознательною любовью свои идеалы". "Они знают, что истина с ними, они знают, что им следует покойною и твердою поступью идти вперед по избранному пути и что рано или поздно за ними пойдут все" (Писарев, 1956). Не фанатики ли эти люди? Да, говорит Писарев, фанатики. Но ими движет трезвая мысль и стремление доставить всем людям вообще возможно большую долю простого житейского счастья.

16. Заключение

Таким образом, историография Писарева явилась одним из самих значительных его достижений, существенным вкладом в развитие отечественной социально-философской мысли. Все ее грани -перспективы общественного развития, экономики и науки, сознательное и стихийное в деятельности масс, оценка радикализма, пренебрегающего общеизвестными законами истории, наконец, место личности в историческом процессе - все эти проблемы получили глубокую разработку в трудах Д.И. Писарева и определили его достойное место в истории русской философии.

Литература

Володин А.И. И это называется нигилизмом. В кн.: Д.И. Писарев. Исторические эскизы. М.,

Просвещение, с.9, 1989. Писарев Д.И. Реалисты. Соч. В 4 т. М., Художественная литература, т.3, с.7, 26, 72, 1956. Писарев Д.И. Очерки из истории труда. Поли. собр. соч. Доп. вып. СПб, с.5, 1913. Писарев Д.И. Очерки из истории труда. Соч. В 4 т. М., Художественная литература, т.2, с.330, 1955а. Писарев Д.И. Идеализм Платона. Там же, т.1, с.84, 19556. Писарев Д.И. Мыслящий пролетариат. Там же, т.4, с.9, 8, 1956. Писарев Д.И. Школа и жизнь. Полн. собр. соч. СПб, т.4, с.172, 1903.

Писарев Д.И. Об атеизме, религии и церкви. М., Художественная литература, с.124, 122, 1984. Чернышевский Н.Г. Заметки о журналах. Полн. собр. соч. В 15 т. М., Художественная литература, т.3, с.684, 1941.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.