Научная статья на тему 'Формирование концепта «Язык» в сознании учащихся: анализ школьных учебников'

Формирование концепта «Язык» в сознании учащихся: анализ школьных учебников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
496
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / РУССКИЙ ЯЗЫК / МЕТАФОРА / ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК / ЯЗЫК – КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ / ЯЗЫК – НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН / CONCEPT / THE RUSSIAN LANGUAGE / METAPHOR / SCHOOL TEXTBOOK / LANGUAGE AS A CULTURAL VALUE / LANGUAGE AS A NATIONAL PHENOMENON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абрамова И. А.

Знания человека о мире представляют собой систему определенных концептов, а язык – это кодирование языковыми средствами картины мира. Поэтому концептуальный подход способствует формированию наиболее полной картины мира в языковом сознании и становлению индивида как личности. Таким образом, русский язык в системе образования занимает особое место. Анализ концепта «язык» в школьных учебниках выявил как положительные, так и отрицательные моменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CONCEPT LANGUAGE IN THE MINDS OF PUPILS: analysis of school textbooks

Knowledge of a person about the world make a system of concepts, while language is coding of the language world picture by language means. Conceptual approach stimulates development of a more detailed world picture in the mind of a person. The Russian language takes an important place in the system of education. Analysis of the concept “language” in school textbooks revealed both positive and negative features.

Текст научной работы на тему «Формирование концепта «Язык» в сознании учащихся: анализ школьных учебников»

УДК 415.412+075.8

ББК Ш100.4 ГСНТИ 14.25.09 КОД ВАК 13.00.02; 13.00.01

Абрамова И. А.

Екатеринбург, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТА «ЯЗЫК»

В СОЗНАНИИ УЧАЩИХСЯ: анализ школьных учебников

Аннотация. Знания человека о мире представляют собой систему определенных концептов, а язык — это кодирование языковыми средствами картины мира. Поэтому концептуальный подход способствует формированию наиболее полной картины мира в языковом сознании и становлению индивида как личности. Таким образом, русский язык в системе образования занимает особое место. Анализ концепта «язык» в школьных учебниках выявил как положительные, так и отрицательные моменты.

Ключевые слова: концепт, русский язык, метафора, школьный учебник, язык — культурная ценность, язык — национальный феномен.

Abramova I.A.

Ekaterinburg, Russia

DEVELOPMENT OF THE CONCEPT LANGUAGE IN THE MINDS OF PUPILS: analysis of school textbooks

Abstract. Knowledge of a person about the world make a system of concepts, while language is coding of the language world picture by language means. Conceptual approach stimulates development of a more detailed world picture in the mind of a person. The Russian language takes an important place in the system of education. Analysis of the concept “language ” in school textbooks revealed both positive and negative features.

Key words: concept; the Russian language; metaphor; school textbook; language as a cultural value; language as a national phenomenon.

Современная лингвистика отличается тем, что ее внимание обращено не столько к системе языка, сколько к человеку, овладевающему этой системой и реализующему ее в своей деятельности. Знания людей об объективной действительности организованы в виде концептов, абстрактных ментальных структур, отражающих различные сферы деятельности человека. Человек мыслит концептами.

Язык, как известно, является одним из компонентов культуры продуктом социальной активности человека и одновременно одной из форм созданной человеком культуры. В языке отражается весь познанный и практически освоенный человеком мир, а также сам человек как часть этого объективно существующего мира. В этом смысле языковая личность - это некое звено, соединяющее реально существующий мир и язык, отражающий этот мир.

Завершенная, однозначно воспринимаемая картина мира возможна лишь на основе установления иерархии смыслов и ценностей для отдельной языковой личности. О картине мира в голове человека позволяют судить не столько отдельные слова, сколько принципы группировки и классификации понятий, находящих формальное выражение в системе языка. Картина мира складывается из отдельных ее фрагментов. Поэтому система информации о мире представляет собой концептуальную систему, то есть систему определенных концептов, представлений человека о мире. Данная система конструируется самим человеком как членом когнитивной общности. Соотнесение языка и окружающей действительности, осуществляемое концептуальной системой, - это кодирование языковыми средствами определенных фрагментов картины мира. Выделение концепта как ментального образования - это закономерный шаг в становлении антропоцентрической парадигмы современного образования. Язык является одним из путей формирования концептов в человеческом сознании. Образование концептов возникает благодаря тому, что человек вынужден адекватно отражать факты действительности в своем сознании, без чего невозможна реальная ориентация человека в мире и познание им этого мира. Реализация концептуального подхода обеспечивает формирование наиболее полной картины мира в языковом сознании и становление индивида как личности.

Концепты - это идеальные сущности, которые формируются в сознании человека из непосредственного чувственного опыта (органы чувств); из непосредственных операций человека с предметами (предметная деятельность); из взаимодействия при помощи мыслительной деятельности с другими уже сформированными концептами; из языкового общения [Попова 2001].

В лингвокультурологии делается акцент на ценностном аспекте концептов сознания. В структуре концепта выделяются

три составляющие: понятийная, образная и значимостная [Вор-качев 2007: 236].

В системе образования русский язык занимает особое место, что обусловлено его социальной значимостью.

Будучи государственным языком Российской Федерации, русский язык входит в федеральный компонент учебного плана. Он является обязательным учебным предметом всех общеобразовательных школ. Как учебный предмет русский язык выступает средством развития логического мышления, нравственной, эстетической и коммуникативной культуры учащихся, влияя на качество усвоения других школьных предметов. Кроме того, велика роль русского языка в развитии памяти, внимания, наблюдательности и других свойств личности.

С помощью языка человек овладевает культурным наследием и культурой современного общества.

Русский язык в школе выполняет две функции: он является, во-первых, предметом изучения и обучения ему и, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов. Кроме того, русский язык - величайшая сокровищница национальной духовной культуры русского народа, хранилище его духовнонравственных представлений и идеалов.

Мы проанализировали действующие учебные комплексы по русскому языку с целью определения условий формирования концепта «язык» в сознании учащихся 5-6 классов.

Значимостная составляющая концепта определяет место, которое занимает имя концепта в лексико-грамматической системе языка. Ядерной лексемой лексико-семантического поля учебников, соответствующего концепту «язык», является лексема «язык». Ближнюю периферию составляет лексема «речь», к дальней периферии можно отнести лексему «слово», к крайней периферии - лексему «голос».

Понятийная составляющая концепта представлена в учебниках наибольшим числом вербализаций дефиниционного признака «социальная маркированность». В учебных текстах говорится, что «язык - духовное богатство народа. ...Чем глубже человек знает оттенки родного слова, тем больше подготовлен к овладению языками других народов»; что «русский язык - язык русского народа».

Дефиниционный признак - неограниченная семантическая мощность языка - представлен достаточно широко: «Русский язык необыкновенно богат», «Для всего в русском языке есть

великое множество слов»; «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать словом. .Нет таких звуков, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» и т.д.

Признак «манифестация в речи» репрезентирован употреблением имени концепта в сочетании с глаголами, обозначающими речевую деятельность в словосочетаниях типа «говорить на каком-либо языке»: «Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово - понимать разных людей и уметь с ними разговаривать»; «С огромным трудом удавалось потом научить их говорить по-человечески».

Признак эволютивности в текстах учебников представлен единичными примерами: «.язык беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно».

Образная составляющая концепта «язык» формируется когнитивными метафорами, основной из которых является «перенос имени «язык» с обозначения артикуляционного органа на обозначение знаковой системы» [Полиниченко 2004: 8]. В учебных текстах наиболее частотна пространственная метафора, имеющая источником лексему «язык». Язык представляется как пространство особого рода - хранилище: «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». Язык как хранилище характеризуется богатством: «Русский язык необыкновенно богат; для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». Говорится, что язык - это кладовая, которая хранится в языковом сознании носителей языка: «Представьте себе, что в памяти людей имеется огромная «кладовая». Эта огромная, сложно устроенная «кладовая» и есть язык».

Реиморфная метафора представлена «жидкостным» типом метафоры: «Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями»; «.ребенок еще не научился говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки - это язык».

В учебных комплексах язык представлен как орудие («обращайтесь почтительно с этим орудием»), как инструмент («язык - инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть»).

К генерализирующей метафоре можно отнести употребление метафоры «язык - собственность»: «Чем глубже человек

познает оттенки родного слова, тем больше подготовлен к овладению языками других народов».

Анализ концепта «язык» в школьных учебниках показал, что все составляющие концепта в учебных книгах представлены. Однако содержание составляющих концепта представлено скупо. Мы полагаем, что для осознания языка как культурной ценности, как концепта, в содержании курса необходимо представить наряду с общими сведениями о языке его характеристику как национального феномена (отражающего характер исторического и духовного развития народа, а также являющегося материальной и духовной ценностью общества); в методике преподавания осуществить принцип воспитывающего обучения через цель воспитания интереса и любви к родному языку посредством разнообразных методических приемов (в том числе «языковую ретроспективу как обращение к отдельным фактам, явлениям, тенденциям языка путем исторического комментария» [Теория и практика обучения русскому языку 2008: 15], обращающих внимание учащихся на национальное своеобразие фразеологизмов паремий; задания, которые помогают сравнить фразеологизмы русского языка и фразеологизмы изучаемого иностранного языка; задания, направленные на рассмотрение истории возникновения фразеологизмов и т. д.). Необходимо создавать условия для творческих работ и активной коммуникации учащихся, для дискуссионного обсуждения ими вопросов родного языка. Кроме того, необходимо привлекать внимание учащихся к языку как ценности, как элементу культуры через обращение к текстам из произведений художественной литературы, к высказываниям выдающихся русских и зарубежных писателей и педагогов о русском языке.

ЛИТЕРАТУРА

Лингвокультурный концепт: типология и области бытования [под общ. ред. проф. С. Г. Воркачева] - Волгоград: ВолГУ, 2007. 400 с.

Полиниченко Д. Ю. Естественный язык как лингвокультурный семиотический концепт: Автореф. дис... канд. филол. наук. - Волгоград, 2004. 22 с.

Попова З. Д. Лексическая система языка [З. Д. Попова, И. А. Стернин] - Воронеж: Наука, 2001. 215 с.

Теория и практика обучения русскому языку [под ред. Р. Б. Сабаткоева] - М., 2008.

© Абрамова И.А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.