УДК 415.412+075.8
ББК Ш100.4 ГСНТИ 14.25.09 КОД ВАК 13.00.02; 13.00.01
Абрамова И. А.
Екатеринбург, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТА «ЯЗЫК»
В СОЗНАНИИ УЧАЩИХСЯ: анализ школьных учебников
Аннотация. Знания человека о мире представляют собой систему определенных концептов, а язык — это кодирование языковыми средствами картины мира. Поэтому концептуальный подход способствует формированию наиболее полной картины мира в языковом сознании и становлению индивида как личности. Таким образом, русский язык в системе образования занимает особое место. Анализ концепта «язык» в школьных учебниках выявил как положительные, так и отрицательные моменты.
Ключевые слова: концепт, русский язык, метафора, школьный учебник, язык — культурная ценность, язык — национальный феномен.
Abramova I.A.
Ekaterinburg, Russia
DEVELOPMENT OF THE CONCEPT LANGUAGE IN THE MINDS OF PUPILS: analysis of school textbooks
Abstract. Knowledge of a person about the world make a system of concepts, while language is coding of the language world picture by language means. Conceptual approach stimulates development of a more detailed world picture in the mind of a person. The Russian language takes an important place in the system of education. Analysis of the concept “language ” in school textbooks revealed both positive and negative features.
Key words: concept; the Russian language; metaphor; school textbook; language as a cultural value; language as a national phenomenon.
Современная лингвистика отличается тем, что ее внимание обращено не столько к системе языка, сколько к человеку, овладевающему этой системой и реализующему ее в своей деятельности. Знания людей об объективной действительности организованы в виде концептов, абстрактных ментальных структур, отражающих различные сферы деятельности человека. Человек мыслит концептами.
Язык, как известно, является одним из компонентов культуры продуктом социальной активности человека и одновременно одной из форм созданной человеком культуры. В языке отражается весь познанный и практически освоенный человеком мир, а также сам человек как часть этого объективно существующего мира. В этом смысле языковая личность - это некое звено, соединяющее реально существующий мир и язык, отражающий этот мир.
Завершенная, однозначно воспринимаемая картина мира возможна лишь на основе установления иерархии смыслов и ценностей для отдельной языковой личности. О картине мира в голове человека позволяют судить не столько отдельные слова, сколько принципы группировки и классификации понятий, находящих формальное выражение в системе языка. Картина мира складывается из отдельных ее фрагментов. Поэтому система информации о мире представляет собой концептуальную систему, то есть систему определенных концептов, представлений человека о мире. Данная система конструируется самим человеком как членом когнитивной общности. Соотнесение языка и окружающей действительности, осуществляемое концептуальной системой, - это кодирование языковыми средствами определенных фрагментов картины мира. Выделение концепта как ментального образования - это закономерный шаг в становлении антропоцентрической парадигмы современного образования. Язык является одним из путей формирования концептов в человеческом сознании. Образование концептов возникает благодаря тому, что человек вынужден адекватно отражать факты действительности в своем сознании, без чего невозможна реальная ориентация человека в мире и познание им этого мира. Реализация концептуального подхода обеспечивает формирование наиболее полной картины мира в языковом сознании и становление индивида как личности.
Концепты - это идеальные сущности, которые формируются в сознании человека из непосредственного чувственного опыта (органы чувств); из непосредственных операций человека с предметами (предметная деятельность); из взаимодействия при помощи мыслительной деятельности с другими уже сформированными концептами; из языкового общения [Попова 2001].
В лингвокультурологии делается акцент на ценностном аспекте концептов сознания. В структуре концепта выделяются
три составляющие: понятийная, образная и значимостная [Вор-качев 2007: 236].
В системе образования русский язык занимает особое место, что обусловлено его социальной значимостью.
Будучи государственным языком Российской Федерации, русский язык входит в федеральный компонент учебного плана. Он является обязательным учебным предметом всех общеобразовательных школ. Как учебный предмет русский язык выступает средством развития логического мышления, нравственной, эстетической и коммуникативной культуры учащихся, влияя на качество усвоения других школьных предметов. Кроме того, велика роль русского языка в развитии памяти, внимания, наблюдательности и других свойств личности.
С помощью языка человек овладевает культурным наследием и культурой современного общества.
Русский язык в школе выполняет две функции: он является, во-первых, предметом изучения и обучения ему и, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов. Кроме того, русский язык - величайшая сокровищница национальной духовной культуры русского народа, хранилище его духовнонравственных представлений и идеалов.
Мы проанализировали действующие учебные комплексы по русскому языку с целью определения условий формирования концепта «язык» в сознании учащихся 5-6 классов.
Значимостная составляющая концепта определяет место, которое занимает имя концепта в лексико-грамматической системе языка. Ядерной лексемой лексико-семантического поля учебников, соответствующего концепту «язык», является лексема «язык». Ближнюю периферию составляет лексема «речь», к дальней периферии можно отнести лексему «слово», к крайней периферии - лексему «голос».
Понятийная составляющая концепта представлена в учебниках наибольшим числом вербализаций дефиниционного признака «социальная маркированность». В учебных текстах говорится, что «язык - духовное богатство народа. ...Чем глубже человек знает оттенки родного слова, тем больше подготовлен к овладению языками других народов»; что «русский язык - язык русского народа».
Дефиниционный признак - неограниченная семантическая мощность языка - представлен достаточно широко: «Русский язык необыкновенно богат», «Для всего в русском языке есть
великое множество слов»; «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать словом. .Нет таких звуков, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» и т.д.
Признак «манифестация в речи» репрезентирован употреблением имени концепта в сочетании с глаголами, обозначающими речевую деятельность в словосочетаниях типа «говорить на каком-либо языке»: «Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово - понимать разных людей и уметь с ними разговаривать»; «С огромным трудом удавалось потом научить их говорить по-человечески».
Признак эволютивности в текстах учебников представлен единичными примерами: «.язык беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно».
Образная составляющая концепта «язык» формируется когнитивными метафорами, основной из которых является «перенос имени «язык» с обозначения артикуляционного органа на обозначение знаковой системы» [Полиниченко 2004: 8]. В учебных текстах наиболее частотна пространственная метафора, имеющая источником лексему «язык». Язык представляется как пространство особого рода - хранилище: «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». Язык как хранилище характеризуется богатством: «Русский язык необыкновенно богат; для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». Говорится, что язык - это кладовая, которая хранится в языковом сознании носителей языка: «Представьте себе, что в памяти людей имеется огромная «кладовая». Эта огромная, сложно устроенная «кладовая» и есть язык».
Реиморфная метафора представлена «жидкостным» типом метафоры: «Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями»; «.ребенок еще не научился говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки - это язык».
В учебных комплексах язык представлен как орудие («обращайтесь почтительно с этим орудием»), как инструмент («язык - инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть»).
К генерализирующей метафоре можно отнести употребление метафоры «язык - собственность»: «Чем глубже человек
познает оттенки родного слова, тем больше подготовлен к овладению языками других народов».
Анализ концепта «язык» в школьных учебниках показал, что все составляющие концепта в учебных книгах представлены. Однако содержание составляющих концепта представлено скупо. Мы полагаем, что для осознания языка как культурной ценности, как концепта, в содержании курса необходимо представить наряду с общими сведениями о языке его характеристику как национального феномена (отражающего характер исторического и духовного развития народа, а также являющегося материальной и духовной ценностью общества); в методике преподавания осуществить принцип воспитывающего обучения через цель воспитания интереса и любви к родному языку посредством разнообразных методических приемов (в том числе «языковую ретроспективу как обращение к отдельным фактам, явлениям, тенденциям языка путем исторического комментария» [Теория и практика обучения русскому языку 2008: 15], обращающих внимание учащихся на национальное своеобразие фразеологизмов паремий; задания, которые помогают сравнить фразеологизмы русского языка и фразеологизмы изучаемого иностранного языка; задания, направленные на рассмотрение истории возникновения фразеологизмов и т. д.). Необходимо создавать условия для творческих работ и активной коммуникации учащихся, для дискуссионного обсуждения ими вопросов родного языка. Кроме того, необходимо привлекать внимание учащихся к языку как ценности, как элементу культуры через обращение к текстам из произведений художественной литературы, к высказываниям выдающихся русских и зарубежных писателей и педагогов о русском языке.
ЛИТЕРАТУРА
Лингвокультурный концепт: типология и области бытования [под общ. ред. проф. С. Г. Воркачева] - Волгоград: ВолГУ, 2007. 400 с.
Полиниченко Д. Ю. Естественный язык как лингвокультурный семиотический концепт: Автореф. дис... канд. филол. наук. - Волгоград, 2004. 22 с.
Попова З. Д. Лексическая система языка [З. Д. Попова, И. А. Стернин] - Воронеж: Наука, 2001. 215 с.
Теория и практика обучения русскому языку [под ред. Р. Б. Сабаткоева] - М., 2008.
© Абрамова И.А., 2009