Научная статья на тему 'Формирование конструктивных стратегий совладающего поведения как способ психологической поддержки подростков, находящихся в трудных жизненных ситуациях'

Формирование конструктивных стратегий совладающего поведения как способ психологической поддержки подростков, находящихся в трудных жизненных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
404
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ И КОНСТРУКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование конструктивных стратегий совладающего поведения как способ психологической поддержки подростков, находящихся в трудных жизненных ситуациях»

преобразователей осуществляется

микроконтроллером, через цифровой изолятор, используемый для обеспечения безопасности пациента во время работы устройства. Микроконтроллер аккумулирует данные АЦП и отправляет их на ПК по цифровому интерфейсу USB для дальнейшей цифровой обработки и визуализации показаний термометра с помощью специализированного программного

обеспечения (ПО).

Данное ПО позволяет производить калибровку и мониторинг состояния датчиков (поломка термодатчика), настраивать частоты измерений, число измерительных каналов, сохранять данные измерений. Результаты измерений в режиме реального времени выводятся на экран в виде температурных кривых.

Результаты исследования. Описанный программно-аппаратный комплекс был апробирован в клинике в операции по лечению кисты Бейкера. По данным ультразвукового исследования, размеры кисты Бейкера у пациента составили 30х35х25 мм. Предварительно в место предполагаемой пункции внутрикожно ввели 1,0 Лидокадин 2% и двухканальную иглу для осуществления основной манипуляции. Аспирировали внутрикистозную жидкость и заменили ее на 0,25% раствор лидокаина. Затем в четырех точках, расположенных на разных участках кисты, выполнили подкожную анестезию и ввели термопарные датчики в пункционных иглах. Концы термопар вывели на 3 мм дальше острия иглы. После производился процесс лазерного нагрева всего объема

внутрикистозной жидкости путем медленной тракции световода лазера со скоростью 1-2 мм/с по длиннику всей остаточной полости. Процесс нагревания перифокальных тканей

контролировался по данным, отображаемым на компьютере. При достижении 70°С обработка лазерным излучением продолжалась в течении 1-2 секунд до формирования необратимых изменений в тканях кисты. После завершения манипуляции игла со световодом и иглы с термопарами были удалены, на раны наложены асептические повязки. При контрольном ультразвуковом исследовании на 14 сутки также визуализировалась линейная гиперэхогенная тень. Через 1 месяц эхоплотность облученного лазером участка соответствовала окружающей соединительной ткани. Осложнений

воспалительного характера после

вмешательства не было. Пациенту рекомендован дополнительный контроль состояния коленного сустава через 3, 6, 12 месяцев. В течение периода наблюдений рецидив кисты Бейкера не диагностировался.

Выводы. Разработанный программно-аппаратный комплекс может быть использован в медицинской аппаратуре для малоинвазивного контроля температуры внутренних тканей, мониторинга температуры, выявления температурных изменений и тепловых аномалий внутренних тканей биообъекта в экспериментальных и диагностических комплексах, а также как термометрический комплекс к термохирургическому

оборудованию, увеличивающему безопасность и эффективность его применения.

HARDWARE AND SOFTWARE COMPLEX FOR INTRATISSUAL THERMOMETRY

DURING LASER SURGICAL OPERATIONS

KULIKOVSKII A.N., LAPPA A.V., ZHILIAKOV A.V. Chelyabinsk State University, Chelyabink, Russia

Keywords: thermometry, thermocouple, Baker cyst, laser surgical operation.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ КАК СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В

ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

МАЛЫХК.С., ЛАКРЕЕВА А.В. ФГБОУВО КубГУ, Краснодар, Россия

Ключевые слова: трудные жизненные ситуации, совладающее поведение у подростков и конструктивные стратегии его формирования.

Актуальность. Трудные жизненные ситуации - элемент, следствие взаимодействия человека с окружающим миром в процессе жизнедеятельности. С целью выхода из трудной жизненной ситуации, приобретения

эмоционального и психологического комфорта, гармоничного развития личности человек вынужден использовать стратегии

совладающего поведения.

В отечественной психологии проблемы трудных жизненных ситуаций и совладающего поведения активно исследуют с конца XX века многие ученые: Л.А. Анцыферова, Е.В. Битюцкая, Б.С. Братусь, Л.Ф. Бурлачук, И.Ф. Дементьева, Т.Л. Крюкова, А.В. Либина, К. Муздыбаев, С.К. Нартова-Бочавер, Н.Г. Осухова, A.M. Прихожан, H.A. Сирота, Н.Н. Толстых, В.М. Ялтонский и др.

Восприятие трудных жизненных ситуаций в подростковом возрасте связано с нарушением устойчивости привычного образа жизни, с появлением противоречий между идеалами, ценностями, потребностями и возможностями, с изменением личностных и социальных приоритетов. Считается, что нахождение в трудной жизненной ситуации - это комплексная характеристика ребенка, жизнедеятельность которого объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, преодолеть которые он не может самостоятельно или с помощью семьи (Т.П. Палий).

Среди причин, детерминирующих возникновение и развитие трудных жизненных ситуаций у подростков, часто называют: семейное неблагополучие (низкая материальная обеспеченность; аддиктивное поведение родителей; насилие); конфликтные

межличностные отношения (с родителями, друзьями, учителями, администрацией образовательного учреждения); неуспеваемость в процессе обучения или одаренность подростка; социально-психологические

особенности личности (А.В. Лакреева, М.В. Хомутова и др.).

Т.П. Палий выделяет психолого-педагогические особенности подростков, находящихся в трудных жизненных ситуациях: нарушение ценностных ориентаций по отношению к ребенку со стороны взрослых; ослабление социальных связей подростка и нарушение способов общения с людьми;

изменение представлений о способах жизнедеятельности людей; развитие у подростка дезадаптивного и деструктивного поведения.

Сталкиваясь с трудной жизненной ситуацией, подросток субъективно оценивает ее и выбирает определенную модель поведения, с целью адаптации к ситуации или ее изменения. Адаптация или дезадаптация личности к ситуации и окружающему миру во многом зависит от наличия конструктивных стратегий совладания.

Вслед за Т.Л. Крюковой, мы будем придерживаться следующего определения совладающего поведения (производное от "совладание"): поведение, позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией.

Основное развитие совладающего поведения приходит на подростковый и юношеский возраст, который характеризуется активным взаимодействием с родителями и сверстниками. Семья выполняет одну из главных ролей в развитии совладающего поведения подростка, здесь происходит процесс интериоризации первого социального опыта и определенных норм поведения. Подросток с точностью не проецирует родительский опыт совладающего поведения, что связано с наличием собственных установок, ценностей, потребностей и влиянием референтных групп. На выбор подростком формы совладающего поведения оказывают влияние внешние (социокультурные, ситуативные) и внутренние (индивидуально-психологические особенности личности) факторы.

Формирование конструктивных стратегий совладающего поведения мы рассматриваем как способ психологической помощи подросткам, находящимся в трудных жизненных ситуациях, как вид активного совладания, направленного на преодоление трудностей и соотносящегося с возможностями подростков. Мы считаем, что формирование конструктивных стратегий совладающего поведения у подростков необходимо производить комплексно, путем формирования навыков жизнестойкости и критического мышления, с учетом

индивидуальных особенностей

психофизиологического реагирования на стресс.

В науке жизнестойкость понимается как интегральная характеристика личности, позволяющая сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития. Жизнестойкость включает в себя следующие компоненты: оптимальную смысловую регуляцию личности, адекватную самооценку, развитые волевые качества, развитые коммуникативные способности и умения, высокий уровень социальной компетентности. Критическое мышление - это мышление, формирующееся и развивающееся в процессе обучения и воспитания, приобретения и обмена опыта; это развитие когнитивной сферы подростков путем повышения знаний о феномене "трудная жизненная ситуация", его факторах и особенностях; моделирования сложных, кризисных ситуаций и обстоятельств; критико-рефлексивного анализа.

Трудная жизненная ситуация, вызывающая стрессовую реакцию, зачастую не предполагает наличие готовой программы совладающего поведения. Подросток реагирует и удовлетворяет потребности с помощью определенного типа поведения. Д.А. Жуков выделил два типа: А - борьба или бегство

(возврат к прежним условиям); Б - затаивание (приспособление к изменениям). Типу А характерны такие черты личности, как: агрессивность, амбициозность, активность; типу Б свойственны противоположные. Наиболее эффективно неконтролируемое воздействие стресса переносят подростки с типом поведения Б, которое проявляется в адаптации к трудной жизненной ситуации. Тип поведения А приводит к развитию агедонии, выученной беспомощности, депрессии, к ухудшению успеваемости в процессе обучения, к девиантному поведению.

Формирование конструктивных стратегий совладающего поведения у подростков, находящихся в трудных жизненных ситуациях, должно иметь комплексный характер, отвечать заранее выделенным целям и критериям эффективности, учитывать риски

запланированных мероприятий, сочетать индивидуальную и групповую форму работ с различными приемами и методами. Использование подростками конструктивных стратегий совладания детерминирует специфику его адаптации к окружающему миру и социуму, эмоциональную и волевую стабильность, что минимизирует развитие депрессивных состояний, девиантного поведения, эскапизма.

CONSTRUCTIVE STRATEGIES OF COPING BEHAVIOR AS A MEANS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF ADOLESCENTS IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

MALYH, K.S., LAKEEVA A.V. KubSU, Krasnodar, Russia

Keywords: difficult life situations, coping behavior in adolescents and constructive strategies of its formation.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА РАДИОФАРМПРЕПАРАТОВ (РФП)

МАРИНКИН К.Б. ГБУЗ ЧОКЦОиЯМ, Челябинск, Россия

Актуальность. Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) является актуальным и интенсивно внедряющимся в медицину методом диагностики. Существующие производства РФП позволяют производить препараты для онкологических, неврологических,

кардиологических и других типов исследований. При этом само производство

РФП является высокотехнологичным процессом и объединяет в себе специфику как фармацевтического, так и радионуклидного производства.

Первой стадией производства является наработка радиоактивных изотопов на специализированном ускорителе циклотроне. Второй стадией является проведение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.