5. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Издательство Московского Университета, 1984.
ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
© Пономарева Н.А/
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного дбразования детей Детская художественная школа, г. Орск
В наше время получила широкое распространение тенденция развития различных вспомогательных форм организации учебного процесса, позволяющих развить творческие задатки детей среднего и старшего возраста. Реализация задач эстетического воспитания как одного из направлений всестороннего, гармоничного развития личности требует совершенствования системы художественного воспитания учащихся. Оно должно быть направлено не только на формирование понимания и эстетической оценки произведений духовной культуры, но и на развитие практической деятельности учащихся, способствующей активному приобщению их к художественному творчеству, что является эффективным средством развития мышления школьников, позволяет им практически реализовать свои творческие замыслы.
В настоящее время дизайн является важным фактором формирования предметно-пространственной среды и образа жизни, в сфере дизайна сформировалось «новое мышление», а с техническим развитием появились новые возможности реализации идеи.
Актуальность проекта диктует время. В современных социальных условиях, где дополнительное образование играет значительную роль в подготовке личности к самовоспитанию и самообразованию, опыт творческой деятельности необходим для развития личности, ибо творчество есть высший уровень любой деятельности. Тем более с развитием технологического прогресса, созданием новых технологий возникает необходимость в разработке новых программ.
Цель художественного образования, как формирование художественной культуры учащихся, - прививать любовь к прекрасному, давать представление о единстве различных видов искусства, а также формировать и
♦ Преподаватель
186
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
развивать навыки художественной деятельности. Появляются широкие возможности не только отображать, но и преобразовывать по законам красоты окружающую человека действительность. Декоративно-прикладному искусству свойственно удовлетворять эстетические потребности подростка, оказывать огромное эмоциональное и воспитательное воздействие на ум и чувства детей. Почти полностью обойдено вниманием художественное конструирование из бумаги. Именно работа с бумагой способствует, наряду с развитием технических навыков, формированию структурной целостности восприятия и конструктивного мышления школьников. Создание моделей из бумаги развивает предметную ориентацию детей, направляет их внимание не только на функциональную сторону предметной среды, но и на ее эстетические качества. Художественное конструирование из бумаги включает в себя элементы лепки, рисунка и конструкции, тем самым предоставляя учащимся разнообразие способов практической реализации художественного образа. Наконец, бумага как художественный материал, является наиболее доступным средством для освоения языка объемно-пластического пространства.
Чем разнообразнее будут по своим свойствам материалы, чем больше их обработка будет развивать органы восприятия ребенка, воспитывать в нем ряд технических навыков, тем совершеннее будет его общее образование, тем полнее и разнообразнее будет протекать процесс его художественного воспитания [1, С. 83].
Художественно-конструктивная деятельность продуктивна: процесс объемно-пластического воспроизведения формы всегда приводит к созданию определенного продукта - конструкции, обладающей определенными качествами. Решение практических проблем направлено на формирование «восприятия художественно организованного пространства, понимания функционального и художественного своеобразия среды, умения осознанно и заинтересованно выявить художественную сущность образа» [2, С. 4]. Специфика художественно-конструктивной деятельности предполагает прежде всего целостный подход к решению формы на основе индивидуальной выразительности натуры. Поэтому критическое и творческое руководство данным видом деятельности поможет учащимся избежать «узкоприкладного характера и набора ремесленно-профессиональных умений, играющих часто вспомогательную, мелко утилитарную роль» [4, С. 105].
Развитие навыков художественного восприятия натуры неразрывно связано с развитием способности конструировать. Для развития восприятия большое значение имеет продуктивная форма деятельности, в частности, рисунок, живопись, графика, скульптура и конструирование.
В ходе овладения ими у учащихся целенаправленно формируются умения представлять в пространстве результаты своих действий и вопло-
щать их в рисунке, конструкции, модели. Чтобы сделать свободным общение между человеком и объектом художественности, надо пробуждать человека к видению, слышанию и ощущению. К приобретению этих навыков, к углублению и расширению заложенных к тому в человеке способностей ведет художественное воспитание [3, С. 62].
Для достижения наибольшей результативности обучения расширяется взаимосвязь изучаемых дисциплин за счет внедрения инновационных технологий образовательного процесса, таких как компьютеризация классов, обеспечение выхода в Интернет. Развитие мотивации учащихся проходит на примере собственной художественно-творческой деятельности, организующей основу для стремления и желания к созданию авторской работы.
Список литературы:
1. Бакушинский А.В. Изобразительное искусство в школе [Текст] / А.В. Бакушинский. - Вест. Просвещения, 1925. - № 2-3.
2. Барышникова Л.П. Художественное воспитание школьников в процессе восприятия архитектурно-художественной среды [Текст] / Л.П. Барышникова. - М., 1982.
3. Саккулина Н.П. Работа по художественному воспитанию в изобразительном искусстве [Текст] / Н.П. Сакулина // Художественное воспитание в практике современной школы. - М., 1925.
4. Щербаков А.В. Проблемы руководства изобразительным творчеством ребенка [Текст] / А.В. Щербаков // Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством. - М., 1981.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
© Попова Е.В/
Омский государственный педагогический университет, г. Омск
Основное внимание в содержании статьи уделяется рассмотрению семи моделей организации академического консультирования студентов университета. В статье дается определение академического консультирования, а также обосновывается выбор одной из моделей организации академического консультирования студентов университета, наиболее приемлемой для российских университетов.
♦ Аспирантка кафедры Педагогики