Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособного специалиста технического профиля путем развития математической компетентности'

Формирование конкурентоспособного специалиста технического профиля путем развития математической компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Елена Михайловна

Подготовка конкурентоспособного специалиста основная задача системы среднего профессионального образования. Формирование математической компетентности является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки, способствующей развитию конкурентоспособного, мобильного специалиста. В статье автор обосновывает необходимость формирования математической компетентности у студентов НПО и СПО, описывает функциональные параметры математической компетентности, рассматривает методический аппарат процесса формирования математической компетентности будущего специалиста технического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособного специалиста технического профиля путем развития математической компетентности»

УДК. 377 031

Петрова Елена Михайловна

Заведующая отделением, Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Коммунально-строительный техникум», [email protected], Калуга

формирование конкурентоспособного специалиста ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛя путем развития математической компетентности

Подготовка конкурентоспособного специалиста - основная задача системы среднего профессионального образования. Формирование математической компетентности является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки, способствующей развитию конкурентоспособного, мобильного специалиста. В статье автор обосновывает необходимость формирования математической компетентности у студентов НПО и СПО, описывает функциональные параметры математической компетентности, рассматривает методический аппарат процесса формирования математической компетентности будущего специалиста технического профиля.

Ключевые слова: конкурентоспособный специалист, математическая компетентность, профессиональное образование, педагогические технологии, методы обучения.

Elena Mihajlovna Petrova

Head of a department, the state budgetary educational institution of secondary vocational training «Communal-building technical school», [email protected], Kalug

FORMATION OF THE COMPETITIVE ExPERT OF A TECHNICAL PROFILE BY Development OF MATHEMATICAL COMPETENCE

To train a competetive specialist is the main task of a secondary vocational training system. Forming of mathematical competence is an integral component of vocational training, contributing to the development of a competitive and mobile specialist. In this article the author proves the necessity of forming of mathematical competence of primary vocational training and secondary vocational training students, describes functional data of mathematical competence, considers methodical means of forming of mathematical competence of the future specialist of a metalcutting profile.

Keywords: a competetive specialist, mathematical competence, vocational training, pedagogical technics, the methods of training.

В условиях, когда современное российское общество находится в ситуации кризиса, остро возникает необходимость формирования в учреждениях начального и среднего профессионального образования личности, которая могла бы гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, умела самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; быть способной генерировать

новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать аргументированные выводы).

Новые требования к выпускникам НПО и СПО влекут за собой изменения в системе образования: создаются новые государственные образовательные стандарты, изменяются программы обучения, вводятся понятия компетентности, конкурентоспособности специалиста.

Понятие «конкурентоспособный специалист» является сложным междисциплинарным общеметодологическим понятием,

его характеристика, удовлетворяющая специалистов разных отраслей знаний, чрезвычайно затруднительна.

Конкурентоспособность специалиста мы понимаем как относительную и обобщенную характеристику выпускника профессионального учебного заведения, являющуюся результатом его профессиональной, социальной и личностной компетентности, обеспечивающую ему уверенность в своих силах и способность выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с выпускниками аналогичных учебных заведений.

С 2011 года введены в действие ФГОС 3-го поколения, в рамках которых реализуется образовательная программа среднего (полного) общего образования. В зависимости от профиля получаемого профессионального образования математика входит в блок базовых или профильных общеобразовательных дисциплин.

Особенностью математики, как учебного предмета, является то, что она, включена в содержание образовательных программ по любой специальности и обладает профессионально направленным потенциалом, обусловленным наличием профессионально значимых математических знаний и универсальностью математических методов как средств исследования, прогнозирования и конструирования.

Осмысление педагогического опыта и научной литературы показывает, что проблема формирования математической компетентности в начальном и среднем профессиональном образовании, значительно влияющая на качество подготовки конкурентоспособного выпускника, остается недостаточно исследованной.

В массовой практике подготовки специалистов технического профиля отсутствует целостная система целенаправленного формирования математической компетенции с учетом специфики будущей профессиональной деятельности, недостаточно акцентируется индивидуальный характер овладения математическими технологиями, применяемыми в профессиональной сфере. Из-за этого молодые специалисты технического профиля, оказавшись в реальных условиях профессиональной деятельности, нередко испытывают трудности, связанные с неумением использовать математический

аппарат для решения практических задач. Наблюдается и обратное явление: студенты, обладающие определенным практическим, производственным опытом, не всегда могут опереться на него при усвоении новых знаний по предметам теоретического цикла.

Таким образом, под математическим образованием мы будем понимать образовательный процесс, осуществляемый в ходе изучения математики на всех ступенях непрерывного образования, при котором происходит не только усвоение определенной совокупности математических знаний, умений и навыков, но и развитие мышления учащихся, формирование их нравственной и духовной культуры [1].

Учреждения начального и среднего профессионального образования технического профиля готовят рабочих широкого спектра профессий и специальностей, в их числе: слесари, станочники широкого профиля, наладчики станков, автоматов и многие другие.

Для учащихся учреждений НПО и СПО технического профиля профессионально значимыми являются знания и навыки расчетного характера, умения выполнять действия с числами разного знака, оперировать с обыкновенными и десятичными дробями, в том числе приближенными, умение оперировать процентами. В спецтехнологии изучения профессии активно используются знания, умения и навыки расчета и соотношение величин, пропорции, прямая и обратная пропорциональные зависимости, степень числа, решаются уравнения различных видов. Для расчета чисел оборотов станка, величин подач, сил при резании, скорости резания, крутящихся моментов, температур при резании и т. п. необходимо уметь вычислять значения степенных, логарифмических функций, а так же оперировать алгебраической и геометрической прогрессиями. Вычисления, связанные с геометрической прогрессией, необходимы и при выборе ряда чисел оборотов шпинделя и подач на станке.

Изучение технического устройства и принципов работы отдельных узлов механизмов (приборов, деталей), станков (токарных, шлифовальных, отрезных, гайконарезных, токарно-револьверных и др.), автоматов и полуавтоматов (одношпиндельных, многошпиндельных, многорезцовых), а также предстоящая работа на них требует хорошо

сформированных при изучении геометрического материала представлений о взаимном расположении прямых и плоскостей в пространстве, формах, размерах основных геометрических фигур и их сочетаний, умений распознавать, видеть на чертежах и схемах соответствующие геометрические тела, их сочетания, сечение геометрических тел плоскостями. Так, например, для расчетов элементов резания (ширины, толщины, усадки стружки) необходимо находить площади среды в виде треугольника, прямоугольника, ромба, параллелограмма.

Для изучения устройства и принципов работы станков (автоматов, полуавтоматов), необходимо умение пользоваться графическим материалом, схемами, диаграммами, графиками, чертежами, картами технологического процесса и т. д. Учащимся важно представлять внутреннее устройство станка (механизма) не только статично, но и в динамике, т. е. в движении и перемещении различных частей и деталей, в изменении различных частей и деталей, в изменении их пространственного взаиморасположения друг с другом. Для этого необходимо обеспечить развитие геометрических представлений учащихся на плоскости и в пространстве. Осуществление таких операций, как проверка параллельности, плоскостности, перпендикулярности и пересечения плоскостей под заданный угол требуют знания элементов геометрии. Для понимания геометрии нормального и специального режущего инструмента тоже необходимо изучение математики.

Для решения проблемы подготовки конкурентоспособного специалиста, необходимо создавать оптимальные педагогические условия, в качестве которых могут выступать содержание, формы и методы, технологии образования, организация пространства и условий (материально-технической базы, кадровых, информационных и др.) образовательного процесса, а также необходимо обеспечить будущего специалиста такой системой знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего самообразования, формирования способности применять знания в нестандартных профессиональных ситуациях.

Обоснование сущности и структуры математической компетентности специалиста

технического профиля профессионального образования базировалась на следующих подходах.

Компетентностный подход (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, А. П. Тряпи-цына, С. Е. Шишов и др.) означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием умений и навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.

Особенность компетентностного обучения заключается в том, что здесь не усваивается «готовое знание» (кем-то приготовленное к условию), а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Студент как бы сам создает необходимые для решения задачи понятия. При таком подходе учебная деятельность периодически переходит то в форму исследовательской, то в форму практико-пре-образовательной деятельности; становится сама предметом усвоения [4].

Для нашего исследования компетент-ностный подход представляет огромную ценность, т. к. компетентность изучается в системе черт, свойств и личных качеств субъекта труда. Формирование математической компетентности рассматривается как становление смыслообразующих мотивов, ценностей, профессионально важных качеств, профессионального мышления, опыта реализации знаний, эмоционально-волевая регуляция проявления компетентности в зависимости от ситуаций профессионального взаимодействия. Внедрение данного подхода обеспечивает более высокий уровень мотивации обучающихся, дает им более четкое представление о содержании будущей профессиональной деятельности и повышает качество самостоятельной работы студентов.

На основе компетентностного подхода развитие способности у студента применять математические знания в своей профессиональной деятельности сводится к трем задачам. Первая - формировать у студентов

фундаментальные знания. Вторая - в процессе обучения математике учить студентов применять математические знания, умения и навыки в будущей профессиональной деятельности, формировать соответствующие навыки математического моделирования. Третья - одновременно формировать компетенции, которые усиливают возможности применять эти навыки

Формирование математической компетентности специалиста технического профиля как личностного качества невозможно вне целенаправленной математической деятельности, что заставляет нас обращаться к личностно-деятельностному подходу (Л. С. Выгодский, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Деятельность является формой проявления активности личности, социальной мобилизации, порождаемой потребностями и направленной на познание и преобразование жизнедеятельности (В. Г. Рындак).

Личностно-деятельностный подход, как считают ведущие ученые в области педагогики: Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, В. Г. Бочарова, И. С. Якиманская, - акцентирует внимание всей образовательной системы на приоритет студента как личности в контексте его будущей профессиональной деятельности. Одной из его сторон, как считает Е. А. Климов, является «установления взаимного соответствия личных качеств, особенностей человека, с одной стороны, и требований трудового поста - с другой» [5, с. 232]. Исходя из профессиональных интересов будущего выпускника, уровня его знаний и умений, преподаватель определяет учебную цель занятия, формирует, направляет и корригирует процесс обучения в целях развития личностного потенциала выпускника. Весь образовательный процесс преломляется через призму личности будущего специалиста - его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других психологических способностей. По мнению И. С. Якиманской, профессиональное образование не есть беспристрастное познание. Это субъективно-значимое постижение мира и профессиональной деятельности, наполненное для студента личностными смыслами, ценностными отношениями, зафиксированными в его субъектном опыте. Содержание этого опыта должно

быть раскрыто, максимально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе профессиональной подготовки.

В профессиональном образовании выпускник должен быть готов «.. .к выбору индивидуального стиля профессиональной деятельности, конкретной роли для себя среди других субъектов, к выработке собственных целей трудовой деятельности и средств для их достижения.» [6, с. 26].

Проблема подготовки компетентного человека в сфере математики - важная социальная задача нашего времени. При ее решении мы используем также основные идеи системного подхода к обучению.

В трудах В. Г. Афанасьева, И. В. Блаубер-га, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина системный подход является ведущим методологическим основанием в современной педагогике, поскольку наука сталкивается, в основном, с изучением системных объектов и процессов. Под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство [7, с. 315]. К исследованию процесса формирования математической компетентности специалиста технического профиля мы подходим как к изучению определенной педагогической системы, что предполагает выделение ее компонентов и структуры, а также установление сил и факторов, обеспечивающих целостность и относительную самостоятельность данной системы.

Рассматривая вопрос о структуре процесса формирования математической компетентности специалиста технического профиля, мы исходили из положения, отмеченного М. С. Каганом: «.единственный эффективный путь решения этой задачи -подход к изучаемой системе как части некой метасистемы, т. е. извне, из среды, в которую она вписана и в которой она функционирует» [3, с. 24]. Система «процесс формирования математической компетентности специалиста технического профиля» встраивается в метасистему «образовательный процесс».

Как любое целостное образование математическая компетентность выполняет определенные функции. Осмысливание концептуальных основ математической подготовки специалистов технического профиля

позволили выявить следующие комплекс функций математической компетентности:

- мотивационно-побудительная функция (стимулирует специалиста технического профиля к применению математических технологий в профессиональной деятельности);

- гностическая функция (активизирует самообразовательную деятельность в сфере прикладной математики);

- эмоционально-волевая функция (активизирует способность к появлению выдержки, настойчивости, к мобилизации своих усилий в преодолении трудностей, возникающих в процессе профессиональной деятельности);

- технологическая функция (реализация индивидуальной системы использования математического аппарата в реальной практической деятельности);

- рефлексивная функция (состоит в систематическом самоанализе специалистом своего уровня профессиональной деятельности, разработке программ самосовершенствования в сфере дополнительного математического образования);

- прогностическая функция (помогает предвидеть конкретную ситуацию и решить ее оптимальными методами).

Главная роль в методическом аппарате процесса формирования математической компетентности специалиста технического профиля, в условиях начального и среднего профессионального образования принадлежит интегративной, проектной, проблемной, игровой и информационно-коммуникационной технологиям.

Математическая компетенция специалиста технического профиля является составной частью его профессиональной культуры. Высокий уровень математической компетентности значительно повышает конкурентоспособность специалиста технического профиля на рынке труда, способствует успешному карьерному росту.

Библиографический список

1. Аллагулова И. Н. Формирование математической компетентности старшеклассника в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2007. - 225 с.

2. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

3. Каган М. С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

4. Компетентностный подход: чему можно научиться на уроках математики // Первое сентября. - 2004. - 18 мая. - С. 3.

5. Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 270 с.

6. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1980. - 144 с.

7. Филосовский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 610 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.