Научная статья на тему 'Формирование конкурентных преимуществ продукции овощеводства'

Формирование конкурентных преимуществ продукции овощеводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гануш Геннадий Иосифович, Давидович Наталья Николаевна

Конкурентоспособность это комплекс качественных и стоимостных характеристик, которые обеспечивают удовлетворение интересов потребителей (товар высокого качества по приемлемой цене) и производителей (эффективная производственно-сбытовая деятельность). Основными задачами, которые стоят сейчас перед овощеводством республики, являются снижение себестоимости овощей и улучшение качества овощной продукции. Снижение себестоимости дает возможность некоторого понижения цен, что вместе с хорошим качеством является главной составляющей конкурентного преимущества продукта. Высокое качество овощей выступает важной предпосылкой удовлетворения потребительского спроса и позволяет эффективно реализовывать выращенную продукцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF VEGETABLE PRODUCTION OUTPUT

Competitiveness is a complex of qualitative and cost characteristics, which provide satisfaction of interests of consumers (high quality products at reasonable price) and producers (effective production-marketing activity). The current primary goals of the vegetable production sector of the Republic include reduction of vegetable production costs and improvement of quality of vegetable production output. Reduction of vegetable production costs enables some reduction of prices, which, together with high quality, is the main component of competitive advantage of a product. High quality of vegetables acts as an important precondition of satisfaction of consumers' demand, and allows to effectively sell the output.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентных преимуществ продукции овощеводства»

УДК 635.1 /.8:339.137 Г.И. Гануш,

Н.Н. Давидович

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОДУКЦИИ ОВОЩЕВОДСТВА

Конкурентоспособность можно определить как совокупность качественных и стоимостных преимуществ продукции над аналогичными товарами в условиях жесткой конкуренции. Как формируется конкурентоспособность? Рациональное сочетание всех элементов производства (средств труда, предметов труда и качество самого труда) определяет высокое качество работы сельскохозяйственного предприятия. Отличное качество работы позволяет добиться производства большого объема продукции высокого качества при минимальных издержках производства. Такое производство называют эффективным. Таким образом, эффективность сельскохозяйственного производства можно определить как «получение максимума продукции лучшего качества с каждого гектара с наименьшими затратами на производство единицы продукции».

С точки зрения покупателя и производителя, конкурентоспособность товара имеет различное содержание ввиду разных преследуемых интересов. Для покупателя важно, чтобы товар был качественным и имел доступную цену потребления. С точки зрения производителя, конкурентоспособным является тот «товар, комплекс потребительских и стоимостных свойств которого позволяет ему быть прибыльно обменным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других товаров-аналогов» [4]. Все вышесказанное позволяет предложить следующую формулировку данного понятия: конкурентоспособность

товара — это комплексное понятие, включающее в себя наличие таких качественных и стоимостных характеристик, которые обеспечивали бы удовлетворение интересов двух субъектов рынка — потребителя (товар высокого качества по приемлемой цене) и производителя (эффективная производственно-сбытовая деятельность).

Итак, мы выяснили, что для производства конкурентоспособной овощной продукции она обязана соответствовать нескольким основным условиям: во-

первых, овощи должны обладать высокими качественными показателями; во-вторых, наличие удобной для потребителя упаковки и фасовки овощной продукции; в-третьих, себестоимость должна быть на таком уровне, чтобы оптовые цены обеспечивали достаточную прибыль товаропроизводителю и приемлемые розничные цены для покупателя.

Овощеводству отводится важная социально-экономическая роль в обществе. Овощи занимают значительную часть в продовольственных ресурсах. По содержанию витаминов, минеральных солей, ферментов, пектинов и других полезных веществ, уникальной способности выводить из организма тяжелые металлы и радионуклиды они по праву относятся к незаменимым продуктам

питания, особенно в условиях радиационного загрязнения территории. Поэтому обеспечение населения высококачественной и разнообразной овощной

продукцией составляет одну из приоритетных народнохозяйственных задач. Будучи важным источником необходимых продуктов питания, отрасль овощеводства в то же время является крупным потребителем тепловой и электрической энергии, технических средств, удобрений, различных

материалов, а также финансовых и

трудовых ресурсов. Она относится к числу наиболее фондоемких и капи-тагОдмаи хижраалейных задач, которые стоят сейчас перед овощеводством республики, является снижение себестоимости овощей. Существует тесная взаимосвязь между себестоимостью и конкурентоспособностью: снижение себестоимости дает возможность некоторого понижения цен, что вместе с хорошим качеством является главной со-

ставляющей конкурентного преимущества продукта. Основным источником снижения себестоимости является использование внутрихозяйственных резервов, поиск которых является одной из актуальных тем экономических исследований. Чрезвычайно важным инструментом для выявления резервов является экономический анализ. Анализ себестоимости продукции проводится в такой последовательности:

1) характеристика уровня и динамики себестоимости в овощном производстве;

2) анализ структуры себестоимости по статьям калькуляции.

Изыскание резервов снижения себестоимости предполагает глубокий анализ каждой статьи затрат.

В структуре затрат на производство овощей основными статьями являются оплата труда, семена и посадочный материал, удобрения, затраты на содержание основных средств. На их долю приходится 60-66%. Исследования показывают, что достижение минимального уровня себестоимости 1 ц овощной продукции возможно только при условии оптимального соотношения между ростом затрат на единицу площади и урожайностью, которое устанавливается благодаря наиболее полной реализации системы агротехнических и организационно-экономических мероприятий.

В целях снижения удельных затрат энергоресурсов и себестоимости единицы производимой продукции необходимо с учетом почвенно-климатических условий выработать определенные научно обоснованные предложения по территориальному размещению сельскохозяйственного производства, которые позволят максимально задействовать адаптивные факторы его интенсификации. За счет углубления зональной специализации, формирования специализированных сырьевых зон для перерабатывающей промышленности можно достигнуть значительной экономии материальных и трудовых ресурсов [3].

Правительством Республики Беларусь уделяется особое внимание этому вопросу. В «Программе обеспечения потребностей республики овощной продукцией отечественного производства с учетом создания необходимых условий ее хранения на 2006-2010 гг.», утвер-

жденной Постановлением правительства № 1579 от 30.12.2005 г., ставится задача снижения себестоимости производства овощей в Республике Беларусь к 2010 г. на 20-25% в целях обеспечения конкурентоспособности овощей на внутреннем и внешнем рынке.

Одной из тенденций в развитии овощеводства в нашей стране является повышение требований к качеству и товарному виду продукции.

Овощи больше, чем какой-либо другой сельскохозяйственный продукт, нуждаются в улучшении качества. Под качеством овощей следует понимать определенное биологическое и физическое их состояние, которое характеризуется совокупностью химических, физиологических, морфологических и других показателей. Высокое качество овощей выступает важной предпосылкой удовлетворения потребительского спроса и позволяет эффективно реализовывать выращенную продукцию. Плохой товарный вид овощной продукции является непреодолимым барьером для выхода на рынок, влечет за собой значительное снижение цены реализации и потерю прибыли. Следует оценивать не только товарный вид овощей, но и их биохимический состав (содержание нитратов, тяжелых металлов, радионуклидов, остаточных пестицидов). Изучая параметры конкурентных преимуществ продаваемых овощей определено, что по значимости покупатели ставят параметры в следующей последовательности: свежесть, экологичность и цена. Не остаются без внимания такие характеристики, как цвет, размер и плотность, присущие каждому конкретному овощу.

Формирование качества овощей, как и любой сельскохозяйственной продукции, связано с группой факторов, оказывающих влияние на улучшение ее полезных свойств. Отрицательно влияют на качество овощей несовершенство или нарушения технологий их выращивания. Качество овощей страдает ввиду отсутствия надлежащей работы по послеуборочной доработке, сортировке, фасовке и упаковке овощной продукции, примитивного оборудования торговых предприятий. Отдельно следует выделить транспортные факторы. Это механические воздействия: ударная, вибрацион-

ная тряска; длительное время транспортировки; неудовлетворительное состояние дорог; непродуманная конструкция тары [6].

Повышение качества овощной продукции — это многогранная проблема. Мероприятия по улучшению качества можно сформулировать так: выращивание того или иного сорта овощей в оптимальных условиях; уборка без механических повреждений; товарная обработка продукции (сортировка, калибровка, упаковка); охлаждение продукции; правильное транспортирование овощей, без повреждения их в пути; обеспечение оптимального режима хранения; расфасовка и реализация [5]. Существенным вкладом в решение проблемы конкурентоспособности овощей является создание высокопродуктивных сортов и гибридов, адаптированных к местным условиям, обладающих повышенной устойчивостью к абиотическим стрессам, болезням и вредителям. Задача белорусских овощеводов состоит в том, чтобы более активно совершенствовать селекционные процессы на основе новейших достижений генетики и биотехнологии.

Подводя итог, можно отметить, что чем выше наукоемкость производства продукции, тем лучше ее качественные и стоимостные характеристики, тем выше гарантии ее выгодного сбыта. Качество овощной продукции формируется большим числом факторов, которые можно разделить на допроизводствен-ные, производственные и послепроиз-водственные. К факторам снижения себестоимости овощей относятся: разработка научно обоснованных региональных систем овощеводства, включающих

интенсивные технологии возделывания и уборки овощей; правильные севообороты; углубление специализации и развитие концентрации овощного подкомплекса; сочетание производства овощей в открытом и защищенном грунте; использование прогрессивных форм организации труда; совершенствование материального стимулирования труда.

Библиографический список

1. Аутко А.А. Современные приоритеты развития овощеводства / А.А. Аутко, Г.И. Гануш, А.Г. Белоусов // Белорусское сельское хозяйство. 2004. № 8. С. 10-13.

2. Болоболов А. Конкурентоспособ-

ность аграрного производства / А. Болоболов // Международный сельскохозяйственный журнал. 2003. № 3.

С. 25-29.

3. Гануш Г.И. Современные тенденции и приоритеты в овощеводстве Беларуси / Г.И. Гануш // Весц Нацыяналь-най Акадэмп Навук Беларуск 2005. № 1. С. 17-21.

4. Гордеев А.В. Экономика предприятий пищевой промышленности: учебник / А.В. Гордеев, О.А. Масленникова. М.: Агроконсалт, 2003. 616 с.

5. Сокол П.Ф. Основные направления улучшения качества продукции овощных культур / П.Ф. Сокол // Качество овощных и бахчевых культур / Всесо-юз. акад. с.-х. наук им. В.И. Ленина. М.: Колос, 1981. 223 с.

6. Шогенов А.М. Управление качеством сельскохозяйственной продукции / А.М. Шогенов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. № 4. С. 13-15.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.