Научная статья на тему 'Формирование конкурентных преимуществ предприятия на основе мониторинга его конкурентоспособности'

Формирование конкурентных преимуществ предприятия на основе мониторинга его конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
763
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОЧНАЯ ДОЛЯ / МНОГОУГОЛЬНИК КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ФРАНЧАЙЗИНГ / РЫНОЧНАЯ НИША / КОНКУРЕНТНАЯ КАРТА / СOMPETITIVENESS / MARKET SHARE / COMPETITIVE POLYGON / FRANCHISING / NICHE MARKET / THE COMPETITIVE MAP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козел Ирина Васильевна

В статье рассмотрены методы анализа конкурентоспособности организации, обоснована необходимость регулярного исследования конкурентного положения организации на рынке, а также предложены направления конкурентной стратегии торговой организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of competitive advantages based on the monitoring of its competitiveness

The article describes the methods of analysis of the competitiveness of the organization, the necessity of regular research organization's competitive position in the market, and suggests areas of competitive strategy Trade Organization

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентных преимуществ предприятия на основе мониторинга его конкурентоспособности»

86

Использование программы позволит добиться доминирующей привязанности покупателя к магазинам, его вовлеченности и регулярности совершения покупок, привлечь новых заказчиков, создать дополнительные поводы напоминания потребителям о своей продукции или услугах и др. Иными словами, добиться искренних долгосрочных отношений, которые нельзя купить купонами, скидками и пластиковыми картами. Таким образом, все это позволит повысить возможность усовершенствования организации торгово-технологического процес-

са в магазинах ООО "Гранд", а также результативность его деятельности.

Литература:

1. Алешина И.В. Поведение потребителей: учебник. - М.: Экономисту 2006.- 525 с.

2. Козел И.В. Особенности анализа конкурентоспособности предприятия сферы услуг // НаукаПарк. - 2012. - № 4(9). - С. 31-39.

3. Масленникова Н.В., Козел И.В. Торговый менеджмент: учебное пособие. - Ставрополь: СКИ БУПК, 2010. - 179 с.

4. Шадрина С.В. Оценка удовлетворенности потребителей услуг общественного питания методом Кано // Маркетинг в России и за рубежом.-2011.-№1.-С. 19-27.

FORMATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES BASED ON THE MONITORING OF ITS COMPETITIVENESS

Kozel Irina Vasilyevna, PhD of Economics, Associate Professor,

Chair of Entrepreneurship and World Economics, Stavropol State Agrarian University, Stavropol E-mail: kozel.iv@yandex.ru

The article describes the methods of analysis of the competitiveness of the organization, the necessity of regular research organization's competitive position in the market, and suggests areas of competitive strategy Trade Organization.

Keywords: competitiveness; market share; competitive polygon; franchising; niche market; the competitive map.

УДК334.012 ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

© Козел И.В., 2012 В статье рассмотрены методы анализа конкурентоспособности

организации, обоснована необходимость регулярного исследования конкурентного положения организации на рынке, а также предложены направления конкурентной стратегии торговой организации.

Ключевые слова: конкурентоспособность; рыночная доля; многоугольник конкурентоспособности; франчайзинг; рыночная ниша; конкурентная карта.

КОЗЕЛ Ирина Васильевна,

кандидат

экономических наук, доцент, кафедра Предпринимательства и мировой экономики Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь kozel. i v@yandex. ru

Любая компания в условиях современной, весьма суровой рыночной конкуренции нуждается в различных маркетинговых исследованиях. При этом маркетинговые исследования необходимо проводить регулярно, поскольку конкурентоспособность - понятие относительное. В различные периоды времени, а также на различных рыночных сегментах, уровень конкурентоспособности предприятий может в значительной степени варьироваться. В этой связи считаем целесообразным регулярно измерять уровень конкурентоспособности организации, что будет способствовать адекватному восприятию положения предприятий относительно конкурентов. Нами была использована методика измерения конкурентоспособности на примере розничной торговой организации ООО "Enter". Основными конкурентами данной компании являются ООО "НБС-Сервис", сеть магазинов SNR, и ООО "Computer Grand".

Выделяют различные методы оценки конкурентоспособности торговых организаций. Из наиболее известных методов оценки конкурентоспособности предприятий заслуживает внимание метод оценки на основе рыночной доли. Рыночная доля - это основной экономикостатистический показатель, характеризующий конкурентоспособность предприятия. По характеру распределения долей рынка определяют позиции субъектов конкуренции. Другим удобным инструментом сравнения возможностей предприятия и главных конкурентов является

построение многоугольников конкурентоспособности, которые представляют собой графическое соединение оценок положения предприятия и главных конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности, представленным в виде векторов-осей.

По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов экспертным путем определяется масштаб изменений, в виде балльных оценок. Накладывая друг на друга многоугольники конкурентоспособности разных предприятий, можно выявить сильные и слабые стороны одного предприятия по отношению к другому [1,

С. 95-99].

Нами была использована методика оценки конкурентоспособности фирмы на основе анализа причин и следствий конкурентной позиции фирмы. Причиной определенного уровня конку-рентоспособностиявляется ресурсный потенциал фирм и действия их руководства, направленные на извлечение выгод из его использования (ключевые факторы успеха - КФУ). Для выявления уровня конкурентоспособности компаний необходим ещё один параметр - оценка деятельности компании её потенциальными клиентами. Он отражает эффективность действий фирмы по использованию своего потенциала для лучшего удовлетворения потребностей потенциальных покупателей.

Конкурентоспособность компаний оценивалась экспертами и потенциальными клиентами по 5-балльной шкале.

В качестве экспертов в нашем исследовании выступили генеральный директор ООО "Enter" и главный бухгалтер. [2] По результатам проведенной экспертной оценки наглядно видно, что наибольшую совокупную сумму баллов по ключевым факторам успеха набрала компания ООО "SNR", наименьшую сумму баллов по оцениваемым параметрам, согласно экспертной оценки, набрала компания ООО "Enter" (рис.1).

Для получения информации о конкурентоспособности со стороны потенциальных клиентов, нами было проведено исследование группой из 10 человек, которые оценивали компании по следующим критериям: известность; ассор-

тимент; качество товара; оформление торгового зала; удобство совершения покупки; удобный подъезд на автомобиле; режим работы; качество обслуживания; уровень цен; наличие и обновление Интернет-страницы.

Рейтинг компаний по КФУ

■ 000«Computer Grand» ■OOOaSNR»

Рисунок 1 - Рейтинг компаний по показателям ключевых факторов успеха

По результатам исследования было обнаружено, что потенциальные покупатели сочли явным лидером по вышеназванным критериям компанию SNR, на втором месте - ООО "Computer Grand", на третьем - ООО "Enter" и на четвертом - ООО "НБС-Сервис" (рис. 2).

Согласно проведенной оценке, наибольшую сумму баллов и, соответственно, первое место в рейтинге заняла компания ООО "SNR". Суммарная оценка факторов конкурентоспособности потребителями составила 47 баллов. На втором месте расположилась компания ООО "Computer Grand" - 35 баллов. На третьем месте - ООО "Enter" (27 баллов) и на четвертом месте - компания ООО "НБС-Сервис", набравшая 26 баллов.

По итогам проведенного исследования оценки конкурентоспособности экспертами и потребителями было выявлено, что лидирующее по-ложениезанимает ООО SNR-124 баллов, затем - ООО "ComputerGrand"-104 балла, далее ООО

■ ООО «Enter» ■ ООО « НБС-Сервис»

1000 «SNR»

I ООО «Computer Grand» ООО «Enter»

ООО «НБС-Сервис»

суммарная оценка

Рисунок 2 - Рейтинг привлекательности предприятий для потребителей

ГЧ

о

ГЧ

0

сС

87

88

"НБС-Сервис"- 74 балла, и последнее место осталось за ООО "Enter"- 73 балла.

Для того чтобы определиться с конкурентной стратегией, можно воспользоваться методом построения карты конкуренции. Рассчитанные показатели являются основными для построения карты конкуренции, на которой можно выделить типовые стратегические положения фирмы (рис. 3). Положение фирмы на карте определяется соответствующими координатами, рассчитанными нами ранее. Фирма на карте изображается в виде круга, радиус которого соответствует значению показателя её конкурен-

Рисунок 3 - Конкурентная карта рынка для ООО "Enter"

Таким образом, конкурентная карта рынка, построенная по результатам проведенной оценки важнейших параметров деятельности предприятия покупателями и продавцами, наглядно продемонстрировала наиболее оптимальную конкурентную стратегию для ООО "Enter". Конкурентная карта рынка показывает, что ООО "SNR" и ООО "Computer Grand" обладают достаточно высокими преимущественными позициями, что нельзя сказать об исследуемой фирме.

Для повышения конкурентоспособности предприятия мы считаем целесообразным применение франчайзинга в деятельности ООО "Enter".

Франчайзинг можно рассматривать как один из способов решения проблемы устойчивости

малых предприятий. Сегодня франчайзинг является эффективным способом ведения бизнеса. Для франчайзеров - это возможность расширения бизнеса, а для франчайзи - способ стать владельцем. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время является одним из самых действенных инструментов, позволяющих повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Предприятия, получая передовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными [4].

В последнее время все больший интерес у производителей и торговых компаний вызывает франчайзинг как способ создания стабильной и гибкой сети розничных магазинов. В этой связи мы предлагаем руководству ООО "Enter" создать запоминающийся образ торговой организации, внедрить передовые технологии работы с клиентами, а затем передавать накопленный потенциал на платных условиях франчайзи, осуществляя сопроводительную поддержку их деятельности. Применение франчайзинга будет способствовать дальнейшему росту конкурентоспособности торговой организации.

Литература:

1. Козел И.В. Методы оценки конкурентоспособности производственных предприятий потребительской кооперации // Совершенствование системы и методологии управления как важное условие повышения эффективности деятельности потребительской кооперации : материалы докладов и выступлений на 10-й Межрегиональной научно-практической конференции. - Ставрополь : СКИ БУПК, 2010. - С. 95-99.

2. Морозов Ю.В. Основы маркетинга: учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К0,2011 г. -148 с.

3. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник/ А.П. Панкрухин. - 6-е изд. -М.: Омега-Ш, 2009.-656 с.

4. Черемных М.Б. Франчайзинг какстратегия развития малого предпринимательства // Управлениеэкономическимисистемами.-2012. - № 6(42).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.