Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1702
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОНТЕНТ / МУЛЬТИМЕДИА / ОНЛАЙНКИНОТЕАТР / РИСК / СИСТЕМА / СТРИМИНГОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Акопян А. Р., Аракелян А. М., Воронцова Ю. В., Крысов В. В.

Развитие Интернета вызвало у потребителей видеоконтента стремление к нетрадиционным способам просмотра, что вскоре привело к развитию сервисов «видео по запросу». Затраты на контент являются стратегическим ресурсом стриминговых сервисов в борьбе за привлечение пользователей, так как с каждым годом конкуренция в сфере стриминговых платформ становится все более острой. В этих условиях формирование оригинального контента позволяет повысить конкурентное преимущество, меняя положение основных игроков на рынке при завоевании и удерживании аудитории. В статье исследованы факторы, формирующие конкурентные преимущества онлайн-кинотеатров. На основе статистических данных проанализирован пользовательский опыт по выделенным факторам, в результате которого выбраны лидеры стримингового сервиса и выявлено активное участие эксклюзивного контента в дифференциации стриминговых сервисов. По результатам исследования по сформированным факторам сделан вывод, что почти все платформы имеют схожие параметры, поэтому выбор платформы будет зависеть от уровня качества собственного контента, что позволит платформе обеспечить себе дополнительное конкурентное преимущество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE CINEMAS COMPETITIVE ADVANTAGES FORMATION

With the development of the Internet, consumers began to strive for unconventional ways of viewing content, which soon led to the development of video-on-demand services. Content costs are a strategic streaming services resource in the struggle to attract users, as competition in the field of streaming platforms becomes more and more acute every year. Under these conditions, the formation of original content makes it possible to increase the competitive advantage by changing the position of the main players in the market while winning and retaining the audience. The article investigated the factors that form the competitive advantages of online cinemas. Based on statistical data, the user experience was analysed according to the selected factors, because of which the leaders of the streaming service were selected and the active participation of exclusive content in the streaming services differentiation was revealed. Based on the results of the study on the factors generated, the authors concluded that almost all platforms have similar parameters, so the platform selection will depend on the quality level of its own content, which will allow the platform to provide itself with an additional competitive advantage.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРОВ»

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЦЕССЫ

УДК 005.336:791.45-028.27

Акопян Анна Рубеновна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-8887-4671 e-mail: akopyan-ar@mail.ru

Аракелян Артур Мовсесович

д-р экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-8328-7219 e-mail: artur.arakelyan@mail.ru

Воронцова Юлия Владимировна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-7995-6395 e-mail: jvms2008@yandex.ru

Крысов Виктор Владимирович

канд. географ. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-3794-92 71 e-mail: viktor. krysov@gmail.com

Anna R. Akopyan

Cand. Sci. (Econ.), State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-8887-4671 e-mail: akopyan-ar@mail.ru

Artur M. Arakelyan

Dr. Sci. (Econ.), State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-8328-7219 e-mail: artur.arakelyan@mail.ru

Yulia V. Vorontsova

Cand. Sci. (Econ.) (PhD), State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-7995-6395 e-mail: jvms2008@yandex.ru

Viktor V. Krysov

Cand. Sci. (Geogr.), State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-3794-92 71 e-mail: viktor. krysov@gmail.com

JEL О14 DOI 10.26425/1816-4277-2022-1-146-156

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРОВ

Аннотация. Развитие Интернета вызвало у потребителей видеоконтента стремление к нетрадиционным способам просмотра, что вскоре привело к развитию сервисов «видео по запросу». Затраты на контент являются стратегическим ресурсом стриминговых сервисов в борьбе за привлечение пользователей, так как с каждым годом конкуренция в сфере стриминговых платформ становится все более острой. В этих условиях формирование оригинального контента позволяет повысить конкурентное преимущество, меняя положение основных игроков на рынке при завоевании и удерживании аудитории. В статье исследованы факторы, формирующие конкурентные преимущества онлайн-кинотеатров. На основе статистических данных проанализирован пользовательский опыт по выделенным факторам, в результате которого выбраны лидеры стримингового сервиса и выявлено активное участие эксклюзивного контента в дифференциации стриминговых сервисов. По результатам исследования по сформированным факторам сделан вывод, что почти все платформы имеют схожие параметры, поэтому выбор платформы будет зависеть от уровня качества собственного контента, что позволит платформе обеспечить себе дополнительное конкурентное преимущество.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, контент, мультимедиа, онлайн-кинотеатр, риск, система, стриминговые платформы, факторы

Для цитирования: Акопян А.Р., Аракелян А.М., Воронцова Ю.В., Крысов В.В. Формирование конкурентных преимуществ онлайн-кинотеатров//Вестник университета. 2022. № 1. С. 146-156.

ONLINE CINEMAS COMPETITIVE ADVANTAGES FORMATION

Abstract. With the development of the Internet, consumers began to strive for unconventional ways of viewing content, which soon led to the development of video-on-demand services. Content costs are a strategic streaming services resource in the struggle to attract users, as competition in the field of streaming platforms becomes more and more acute every year. Under these conditions, the formation of original content makes it possible to increase the competitive advantage by changing the position of the main players in the market while winning and retaining the audience. The article investigated the factors that form the competitive advantages of online cinemas. Based on statistical data, the user experience was analysed according to the selected factors, because of which the leaders of the streaming service were selected and the active participation of exclusive content in the streaming services differentiation was revealed. Based on the results of the study on the factors generated, the authors concluded that almost all platforms have similar parameters, so the platform selection will depend on the quality level of its own content, which will allow the platform to provide itself with an additional competitive advantage. Keywords: competitive advantages, content, multimedia, online cinema, risk, system, streaming platforms, factors

For citation: Akopyan O.V., Arakelyan A.M., Vorontsova Yu.V., Krysov V.V. (2022) Online cinemas competitive advantages formation. Vestnik universiteta, no. 1, pp. 146-156. DOI: 10.26425/1816-42772022-1-146-156

© Акопян А.Р., Аракелян А.М., Воронцова Ю.В., Крысов В.В., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). © Akopyan O.V., Arakelyan A.M., Vorontsova Yu.V., Krysov V.V., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Введение

С каждым годом конкуренция в сфере стриминговых платформ становится все более острой. В данных условиях формирование оригинального контента позволяет повысить конкурентное преимущество, привлекая к себе новую и удерживая «верную» аудиторию. В связи с увеличением информационного потока появилась необходимость определения влияния собственного контента на повышение вовлеченности пользователей. Для этого необходимо определиться с составом факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности стриминговых платформ, а также степенью их влияния на привлекаемую ими аудиторию.

Теория и методы

Согласно Cambridge Dictionary, стриминг (англ. streaming - потоковый) - это сервис, который дает мгновенный доступ к видео, музыке, книгам через интернет без предварительной загрузки контента на устройство [6]. В исследовании авторами понятие стриминговый видеосервис будет трактоваться в значении мультимедиа, как формы коммуникации, объединяющей звук, анимированную компьютерную графику, видеоряд.

С развитием Интернета потребители стали стремиться к нетрадиционным способам просмотра контента, что вскоре привело к развитию сервисов «видео по запросу» [8]. Netflix - первая стриминговая платформа по подписке: "video on demand" сервис или «видео по запросу» была запущена в 2006 г. Принцип работы заключался в том, что сервис предоставляет фильмы и сериалы в режиме онлайн через Интернет [2].

Принцип работы всех платформ «видео по запросу» одинаков. У ресурса должны быть настроены поисковая строка, которая позволяет пользователю найти определенный кинопродукт; библиотека контента - ви-деотека; медиаплеер, который будет удобно использовать. Для этого каждые разделы должны быть разделены в зависимости от типа медиафайла, жанра, страны производства или по тематическим блокам; меню с тарифными планами подписки; а также виджет, позволяющий оплатить подписку [4]. Помимо этого, на стримин-говых платформах на основной странице представлена подборка различных фильмов и сериалов, расположенных в особом порядке. Такой порядок создается благодаря рекомендательной системе сервисов. Смысл рекомендательной системы сервисов заключается в том, чтобы увеличить доход путем определения предпочтений зрителя максимально точно, то есть онлайн-платформы создают личную персонализацию контента для каждого пользователя платформы [3].

В качестве примера авторами рассматривается принцип работы рекомендательной системы на платформе Netflix. Всякий раз, когда пользователь получает доступ к сервису Netflix, система рекомендаций стремится помочь найти шоу или фильм, которым можно насладиться с минимальными усилиями. При этом оценивается вероятность того, что аудитория увидит тот или иной заголовок в каталоге, исходя из ряда факторов, в числе которых [1]:

- взаимодействие с сервисом (например, история просмотров и оценка других заголовков);

- другие участники с аналогичными вкусами и предпочтениями на сервисе;

- информация о кинопродукте (жанр, категории, актеры, год выпуска и т. д.).

В дополнение к информации о том, что пользователь просмотрел контент на Netflix, для совершенствования персонализированных рекомендаций, также анализируются следующие факторы:

- время суток, в которое пользователь просматривает контент;

- устройства, на котором просматривается контент;

- длительность просмотра.

Все эти фрагменты данных используются в качестве входных данных, которые обрабатываются в алгоритмах. При этом система рекомендаций не включает демографическую информацию (например, возраст или пол) в процесс принятия решений.

При создании учетной записи платформа предлагает выбрать несколько кинопродуктов, которые могут заинтересовать пользователя. Система использует их названия, чтобы «запустить» рекомендации. Как только пользователь начинает смотреть контент на сервисе, с точки зрения управления системой рекомендаций о любых предпочтениях информация об этом замещает информацию, которая была предоставлена ранее, и по мере того, как пользователь продолжает просматривать конкретный контент, с течением времени он будет «перевешивать» названия, на которые обращали внимание в прошлом.

Помимо выбора названий для включения в строку на домашней странице Netflix, система также ранжирует в ней каждое название, а затем ранжирует сами строки, используя алгоритмы и сложные системы для обеспечения персонализированного контента. Иными словами, когда пользователь смотрит на свою домашнюю страницу Netflix, система ранжируют названия кинопродуктов таким образом, чтобы представить наилучший возможный порядок названий, которые могут понравиться потребителю.

В каждом ряду есть три уровня персонализации:

- выбор ряда (например, продолжить просмотр, сейчас в тренде, отмеченные наградами комедии и т. д.);

- названия, появляющиеся в строке;

- рейтинг этих названий: настоятельно рекомендуемые ряды идут наверх, а настоятельно рекомендуемые названия начинаются слева от каждой.

Основной целью персонализированного контента является облегчение поиска нового контента для пользователя. Данная система дает понимание платформе, какой именно контент необходимо предоставлять пользователю. Это позволяет видеосервисам производить собственный оригинальный контент, тем самым минимизируя риски, связанные с незаинтересованностью и/или «провалом» производимого кинопродукта.

Таким образом, система персонализации, анализируя предпочтения аудитории, дает возможность создавать собственный эксклюзивный кинопродукт, наиболее точно соответствующий запросам и интересам аудитории. Собственный (оригинальный) контент - контент, который создается стриминговым сервисом.

Со времени появления стриминговых сервисов значительно упростился поиск подходящего контента, а также предоставления доступа к нему без территориальных или временных ограничений. Пандемия повлияла на ускоренное развитие стриминговых сервисов, которые в свою очередь активно продолжают наращивать библиотеку оригинального контента.

Согласно отчету VOD, catalog insaights за 2021 г. компания Netflix лидирует количеством производимого контента: на 2021 г. производство собственного контента занимает 39 %, по сравнению с 25 % прошлого года [7].

Инвестируя в закупку и производство собственного контента стриминговые видеосервисы решают различные бизнес-задачи, среди которых:

- привлечение и дифференциация аудитории. Пересечение аудитории характерно для всех онлайн-ки-нотеатров, как на глобальном, так и на локальном уровнях;

- выход на локальные рынки. Одно из главных направлений развития заключается в производстве контента для локальной аудитории. Это позволяет укрепить собственный бренд видеосервиса;

- использование аналитики.

Даже при условии создания контента высокого качества с участием лучших актеров, остается риск того, что контент будет не востребован аудиторией, либо станет «нишевым». В связи с этим, перед онлайн-ки-нотеатрами встает задача эффективного продвижения своей продукции, которую они успешно выполняют. Важно выпускать контент в «правильное время». Бренды могут уделять больше внимания срокам и планированию выпусков контента таким образом, чтобы они были привязаны к определенным праздникам или специальным событиям. Важно, чтобы бренды обращали внимание на то, что происходит по всему миру, чтобы была возможность синхронизировать выпуски контента с релевантными текущими событиями. Это помогает повысить актуальность и своевременность контента, чтобы он лучше резонировал с потребителями [10].

Оригинальность контента имеет решающее значение в любой контентной стратегии. Создание качественного оригинального контента может укрепить доверие к онлайн-платформе и повысить ее имидж. Видеосервису помогает выделиться в мировом море контента его уникальность/оригинальность.

Основные результаты

В данном исследовании было выделено 5 факторов, влияющих на привлечение зрителей к использованию стриминговых сервисов.

1. Удобство. Одним из важнейших факторов для пользователей является удобный и понятный интерфейс сервиса. В исследовании фактор удобства анализируется по следующим критериям: возможность загружать контент для просмотра офлайн в любое время, с любого устройства, возможность получения высокого качества звука и видео, наличие рекламы.

2. Полезность. Внедрение искусственного интеллекта в стриминговые сервисы становится повсеместным. Современные поисковые алгоритмы и рекомендательные системы предлагают удобные решения как для бизнеса, так и для конечных потребителей. Компании инвестируют значительные средства в расширение объема библиотеки контента для привлечения потребителей, и благодаря достигнутому прогрессу в сфере поиска, зрителям становится гораздо легче найти в ней то, что им интересно. А в том случае, когда пользователи не знают, что именно хотят посмотреть, современные технологии поиска помогут им с выбором. На сегодняшний день видеосервис Netflix является одним из самых ярких примеров, которые внедряют системы рекомендаций. В данном исследовании фактор полезности анализируется по следующим критериям: приобретение новых знаний, система рекомендаций и подборок, дизайн платформы, наличие субтитров и промокодов. Наличие у сервиса развитой экосистемы с дополнительными возможностями (наличие дополнительных материалов о фильме/сериале, интересных фактов, форумов; возможность чтения книг; подключение ТВ-каналов и т. д.)

3. Цена. Большинство онлайн-платформ предлагают попробовать свой сервис бесплатно в течение определенного времени. Бесплатный период позволяет оказывать непосредственное влияние на поведение потребителей, так как учет личного опыта является одним из этапов для продления подписки. Пробный период дает пользователю возможность протестировать функционал сервиса и оценить преимущества. Безусловно, важным аспектом для пользователя является стоимость подписки, но также важную роль играет ценовая прозрачность. Считается, что чем выше прозрачность цен (чем больше информации потребители имеют о ценах продавца), тем выше будет их восприятие справедливости цен. Справедливость цены, в свою очередь, приводит к более благоприятным оценкам восприятия удовлетворенности и увеличивает поведенческие намерения клиентов оформлять подписку и рекомендовать сервис [5]. Прозрачность цены определяется и отсутствием дополнительных платных функций: при платной подписке на многие онлайн-кинотеатры пользователь вынужден столкнуться с отдельными кинопродуктами, которые не входят в стоимость подписки. Изначально это приносит дополнительную прибыль сервису, однако скрытые покупки в долгосрочной перспективе вызывают отток потребителей, когда они узнают реальную цену [9].

4. Библиотека контента. Контент на стриминговых видеосервисах является одним из ключевых аспектов при выборе онлайн-платформы. Критерии анализа могут выступать: объем доступного контента на сервисе (количество фильмов, сериалов, видео и т. д.), наличие телеканалов, аудиокниг, подкастов и т. д., сотрудничество с известными студиями.

5. Эксклюзивный контент. Стриминговые видеосервисы активно вкладывают средства в производство собственного контента, благодаря чему увеличивается разнообразие контента, создается продукт на основе предпочтений целевой аудитории. Кроме того, есть эксклюзивный контент, который предоставляют студии, и который транслируется исключительно на данной платформе. Этот фактор анализировался через исследование наличия собственного и эксклюзивного контентов у платформы.

В таблице 1 представлен сравнительный анализ зарубежных и мировых видеосервисов, целью которого является выявление общих и отличительных черт российских и мировых стриминговых сервисов. Основываясь на теоретической базе исследования анализ проводился по 5 выявленным факторам.

Фактор цены включают такие аспекты, как наличие и продолжительность бесплатного периода, а также стоимость подписки. В ходе сравнительного анализа оптимальный вариант бесплатного периода из российских видеосервисов предлагает «КиноПоиск» - 30 дней бесплатного пробного периода. У некоторых российских видеосервисов отличается стоимость пробного периода в зависимости от использования сайта или приложения. Окко предлагает бесплатный 14-дневный период стоимостью 1 руб. при оформлении подписки через сайт, через приложение же пробная подписка на такой же срок - бесплатная. Megogo предлагает 7-дневный бесплатный период через приложение и 30-дневный период за 1 руб. через сайт. Сумма в 1 руб. является несущественной, но все равно может не так активно воздействовать на привлечение зрителей. Мировые видеосервисы, в свою очередь, предлагают 30-дневный период, что влияет на превращение посетителей в покупателей. Слишком короткий пробный период может спровоцировать нежелание у зрителя заниматься оформлением подписки ради нескольких дней. Мировые стриминговые сервисы предлагают также максимальный пакет подписки в пробный период, российские же видеосервисы зачастую предлагают стандартный или минимальный пакет.

Таблица 1

Сравнительная характеристика зарубежных и мировых видеосервисов

Факторы Критерии VOD-сервисы

Ivi О К КО START TNT Premier КиноПоиск Megogo Amediateka Netflix Amazon Prime Video Hulu

Удобство Возможность загружать контент оффлайн Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Отсутствует

Качество звука Dolby Vision, Dolby Atmos Dolby Atmos, Dolby Digital Plus - - Звук 5.1, Dolby Digital Звук 5.1, Dolby Digital Dolby Atmos HDR 10+ и Dolby Vision, Dolby Atmos Звук 5.1, Dolby Atmos Стереозвук

Качество видео HD, 4K, HDR, FHD Füll HD 720 и 1080, 3D Ultra HD 4K Full HD 1080 и Ultra HD 4K HD Full HD 1080 и Ultra HD 4K Full HD 1080 и Ultra HD 4K HD и Full HD 1080 HD, Füll HD 1080 и Ultra HD 4K HD, Full HD 1080 и Ultra HD 4K HD, Full HD 1080 и Ultra HD 4K

Устройства, подходящие для использования ПК, iOS и Android, Smart TV, Apple TV, PlayStation 4, Xbox One ПК, iOS и Android, Smart TV, Apple TV, PlayStation 4, Xbox One, Apple TV и NVIDIA Shield ПК, iOS и Android, Smart TV, kartina.tv ПК, iOS и Android, Smart TV, Apple TV, Android TV ПК, iOS и Android, Smart TV, Apple TV, Android TV, с «Яндекс. Станции» и «Яндекс. Модуля» ПК, iOS и Android, Smart TV, Apple TV, Android TV ПК, iOS и Android, Smart TV, Apple TV, Android TV ПК, iOS, Android и Windows 10, Smart TV, на Playstation, Apple TV, Xbox One, Chromecast, Blu-Ray плеерах ПК, iOS и Android Smart TV. ПК, iOS и Android, Apple TV, Xbox One

Количество устройств 5 устройств 5 устройств 5 устройств 5 устройств 5 устройств 5 устройств 5 устройств До 4 устройств ДоЗ устройств Неограниченное число устройств

Продолжение табл. 1

VOD-сервисы

Факторы Критерии М О К КО START TNT Premier КиноПоиск Megogo Ате(Ла1ека Netflix Amazon Prime Video Ни1и

Рекла-

Удобство Наличие рекламы При подписке отсутствует При подписке отсутствует При подписке отсутствует При подписке отсутствует При подписке отсутствует При подписке отсутствует При подписке отсутствует При подписке отсутствует При подписке отсутству- ма отсутствует не во всех та-

ет рифах подписки

Субтитры, ори-

гинальное оз- Есть Есть Есть Нет Есть Есть Есть Есть Есть Есть

вучивание

Промокоды Есть Есть Есть Есть Есть Есть Нет Нет Нет Есть

Детский контент Есть Есть Есть Есть Есть (отдельный раздел от- Есть Нет Есть Есть Есть

сутствует)

Современный

|—1 дизайн плат- Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть

о Й формы

а> и> К о о н № Наличие сертификатов, использование бонусов «Спасибо» при оплате, он-лайн-чат на сайте со службой поддержки Использование бонусов «Спасибо» при Функция «ОссрЭпус». кнопки «Пропустить заставку» Функция «Родительский контроль». Первые серии большинства Функция Быстрые обновления новых эпизодов через день после выхода в эфир

Дополнительные возможности оплате, он-лайн-чат на платформе Календарь премьер Раздел «до премьеры» и «Пропустить титры». Рейтинг КиноПо-иска, график премьер и раз- поддержка сурдоперевода, тифлоком-ментарии. сериалов доступны без оформления платной Netflix Party, система персонали-зации Функция «X-Ray»

со службой поддержки личные новости и статьи о кино Календарь премьер. подписки

Продолжение табл. 1

bo

о

3 я

я «

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V; я я

05

О Я

Kj

о

Kj Kj

Факторы

Критерии

VOD-сервисы

Ivi

О К КО

START

TNT Premier

КиноПоиск

Megogo

Amediateka

Netflix

Amazon Prime Video

Hulu

Стоимость подписки в месяц

399 p.

От 199 р. До 799 р. В зависимости от подписки

299 р.

199 р.

«Кино Поиск ЕГО» - 299 р. «Кино Поиск ЬГО+АтссШиска» - 649 р.

От 107 до 749 р. В зависимости от подписки и устройства просмотра

Стоимость подписки - 599 р.

От 7,99 до 15,99 евро в месяц в зависимости от подписки

Стоимость подписки - 5,99 евро

От 5,99 до 64,99 евро в месяц в зависимости от подписки

С

а> К а:

Пробный период

ю

14 дней за 1 р. через сайт, через приложение 14 дней -бесплатно

14 дней за 1 р. -подписка «Оп-тиум», 7 дней за 1 р. - «Пре-миум»

7 дней -бесплатно

3 дня бесплатно через сайт, через приложение пробный период отсутствует

30 дней бес-платно+ подарочный бесплатный период при покупке Яндекс колонки

30 дней за 1 р. через сайт, через приложение 7 дней за 1 Р-

7 дней -бесплатно

30 дней -бесплатно

30 дней - бесплатно

От 7 до 30 дней в зависимости от выбранной подписки

Дополнительный платный контент

есть

есть

отсутствует

есть

есть

есть

есть

отсутствует

отсутствует

отсутствует

Окончание табл. 1

Факторы Критерии VOD-сервисы

Ivi О К КО START TNT Premier КиноПоиск Megogo Amediateka Amazon Prime Video Hulu

Библиотека контента Каталог продукции, сотрудничество со знаменитыми студиями 80 ООО фильмов и сериалов 70+ телеканалов сотрудничество - Warner Brothers, Paramount Pictures, 20th Century Fox, Sony Pictures и т. д. 700 000 фильмов и сериалов сотрудничество - Warner Brothers, Paramount Pictures, 20th Century Fox, Sony Pictures, Universal Studios, Walt Disney Pictures 10 000 фильмов и сериалов Доступ к телепродукции ТНТ, ТВ-3, «Пятница!», ТНТ42х2 и «Супер». Популярные российские и зарубежные фильмы. 7000+ фильмов и сериалов. По одному из вариантов подписок есть доступ к каталогу контента Amediateka 77 000 фильмов и сериалов 240+ телеканалов 9 000+ ау-диокниг 4 000+ фильмов и сериалов сотрудничество - НВО, CBS, Starz, ABC, ВВС 4 000 фильмов и сериалов 2 500 фильмов и сериалов 14 000 фильмов и сериалов сотрудничество - Walt Disney Pictures

Эксклюзивный контент Эксклюзивный контент зарубежных платформ Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть

Собственный контент Есть Есть Есть Есть Есть Есть В стадии разработки Есть Есть Есть

Составлено авторами по материалам исследования

Обсуждение результатов

Отличительной особенностью российских и мировых онлайн-платформ стало наличие дополнительного платного контента: на российских видеосервисах некоторые позиции зачастую не включены в стоимость подписки на мировых видеосервисах все входит в подписку. Также на большинстве стриминговых видеосервисов, в особенности на российских, доступна опция аренды видеоконтента.

Фактор удобства является схожим для платформ. Большинство платформ предлагают подключение 5 профилей к одному аккаунту, подписка позволяет смотреть кинопродукцию без рекламы, загрузку видеоконтента на устройство для просмотра офлайн, качество в зависимости от подписки, добавление контента в избранное. Преимуществом является наличие функции «продолжить просмотр», которая позволяет продолжить просмотр контента в случае, если приложение было закрыто.

Фактор полезности тесно связан с фактором удобства, но полезность имеет ключевые отличия при сравнении платформ. Помимо стандартных функций - наличия субтитров, дубляжа, возможности активации про-мокодов, разделения контента на тематические и жанровые подборки, наличия функций, которые являются преимуществом при выборе платформы, «КиноПоиск» является лидером в факторе полезности, предлагая статьи о кино, а также рецензии на контент. У него есть функция просмотра информации об актерах/актрисах по стоп-кадру. Зарубежная платформа Netflix опережает конкурентов наличием системы персонализа-ции, которая предлагает наиболее подходящий контент пользователю.

Большинство российских платформ предлагают схожий контент, как мировой, так и российский, в зависимости от цены подписки. Выделяются платформы, создающие собственный контент. Start и ТНТ-Premier активно производят оригинальные фильмы и сериалы, которые пользуются популярностью не только в России, но и за рубежом. Платформа Amediateka сотрудничает с видеосервисом HBO и предлагает эксклюзивный контент одновременно с показом в США. Мировые видеосервисы Netflix, Amazon Prime Video, Hulu помимо выкупаемых прав на эксклюзивный контент производят огромное количество собственного контента. Кроме того, на большинстве стриминговых видеосервисов, в особенности на российских, доступна опция аренды видеоконтента.

Исследуемые факторы - удобство, полезность, цена, библиотека контента - схожи у всех рассматриваемых стриминговых сервисов. Для выделения платформы среди конкурентов необходимо предлагать эксклюзивную продукцию, тем самым создавать индивидуальное конкурентное преимущество. Контент - это то, на что в первую очередь обращает внимание пользователь. Дальнейшее внимание пользователь фокусирует на удобстве, цене, полезности. Для успешного развития онлайн-кинотеатра необходимо постоянно усовершенствовать факторы повышения вовлеченности пользователей.

Привлечение и удержание пользователей во многом формируется за счет удобства и полезности сервиса. Эти факторы важнее, чем программы лояльности, сезонные скидки и бесплатный пробный период.

Объем контента, который предлагают платформы, огромный, однако значительную роль играет поиск подходящего контента, который интересен пользователю. Система персонализации помогает наиболее эффективно создавать подборки для пользователей, также необходимо предоставлять удобные инструменты для поиска. Система рекомендаций позволяет платформе выявить предпочтения пользователей, соответственно, создавать контент под запросы своей целевой аудитории. Эксклюзивный контент играет важнейшую роль в дифференциации стриминговых сервисов.

Исходя из результатов исследования можно сделать вывод: оригинальный контент значительно влияет на вовлеченность аудитории. Тенденция увеличения инвестиций в собственный контент с каждым годом только усиливается как у российских, так и у мировых онлайн-платформ. Оригинальный контент влияет на вовлеченность следующим образом.

1. Система персонализации позволяет выявить предпочтения (любимые актеры, жанры, тематика) целевой аудитории и создавать контент согласно ожиданиям зрителя.

2. Номинирование и завоевание различных премий и наград на международных фестивалях позволяет дать платформе огласку, тем самым расширяя географию пользователей, а также позволяя сотрудничать с именитыми режиссерами, давая возможность для увеличения количества пользователей.

3. Увеличение географии пользователей в результате производства контента, ориентированного на определенную страну.

4. Отсутствие строгой цензуры позволяет стриминговым сервисам производить актуальную и смелую кинопродукцию, затрагивающую «запрещенные» темы, тем самым привлекая разную аудиторию. В сериалах и фильмах, помещенных на платформу, режиссеры и сценаристы имеют возможность затронуть самые тревожащие темы современного общества.

5. Дистрибуция собственного контента позволяет получить не только дополнительный доход, но также способствует продвижению бренда в других странах через оригинальный контент.

6. Позитивная оценка пользователей собственного контента приводит к пониманию того, что в него были вложены большие средства, что стимулирует переход на платную подписку сервиса для увеличения в дальнейшем количества оригинального контента, так как оригинальный контент увеличивает аудиторию платформы.

Влияние на рост и удержание пользователей достигается посредством правильно выстроенной системы персонализации, номинировании и завоевании наград на фестивалях международного уровня, расширении географии пользователей с помощью локального контента и дистрибуции. Это, в свою очередь, позволяет стриминговым сервисам выделиться среди конкурентов и увеличить доход.

Заключение

На основе статистических данных проанализирован пользовательский опыт по выделенным факторам, в результате которого выделены лидеры при выборе стримингового сервиса. В результате выявлено активное участие эксклюзивного контента в дифференциации стриминговых сервисов. При исследовании по сформированным факторам сделан вывод о том, что почти все платформы имеют схожие параметры, поэтому выбор платформы будет зависеть от уровня качества собственного контента, что позволит платформе обеспечить себе дополнительное конкурентное преимущество.

Библиографический список

1. Васильева, Е. В., Крысов, В. В. Собственный контент стриминговых платформ как фактор повышения вовлеченности пользователей // Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные направления повышения доходности социальных и бизнес-проектов - 2021», Москва, 22 мая, 2021 г. - М.: ГУУ 2021. - С. 68-71.

2. Старченко, М. Ю. Стриминговые видеосервисы с услугой «видео по запросу» (VOD-платформы) как развивающаяся форма кинопроката // Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные направления повышения доходности социальных и бизнес-проектов - 2021», Москва, 22 мая, 2021 г. - М.: ГУУ, 2021. - С. 111-114.

3. МакКорд, П. Сильнейшие. Бизнес по правилам Netflix / пер. с англ. И. В. Савиной. - М.: Эксмо, 2019. - 192 с.

4. Мусиенко, Ю. Как создать свой стриминговый сервис или платформу // Merehead [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://merehead.com/ru/blog/build-a-live-video-streaming-website/ (дата обращения: 10.11.2021).

5. Ayres, I., Nalebuff, B. In praise of honest pricing // MIT Sloan Management Review. - 2003. - V. 45, No. 1. - Pp. 24-28.

6. Cambridge Dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english7s (дата обращения: 07.11.2021).

7. Clark, T. How Netflix, Disney Plus, HBO Max, and more compare in the amount of 'exclusives' and 'originals' they offer // Insider [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.businessinsider.com/top-streaming-services-for-exclusives-originals-netflix-disney-plus-2021-2/ (дата обращения: 07.11.2021)

8. Jenner, M. Netflix and the re-invention of television. - Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan, 2018. - 299 p.

9. Perren, R., Grauerholz, L. Collaborative Consumption // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences by James Wright (ed.). - 2nd Edition. - Chapter 24. - Pergamon, 2015. - С.19-21. https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.64143-0

10. Inside Netflix's Content Strategy // 8traordinary.com [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://8traordinary.com/ inside-netflix-content-strategy/ (дата обращения: 22.11.2021).

References:

1. Vasil'eva E. V, Krysov V V Own content of streaming platforms as a factor of increasing user engagement, Proceeding ofthe All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation "Current of directions of increasing the profitability ofsocial and business projects - 2021", Moscow, May 22, 2021, Moscow, State University of Management, 2021, pp. 68-71. (In Russian).

2. Starchenko M. Yu. Streaming video services with "video on demand" service (VOD platforms) as a developing form of film distribution, Proceeding of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation "Current of directions of increasing the profitability of social and business projects -2021", Moscow, May 22, 2021, Moscow, State University of Management, 2021, pp. 111-114. (In Russian).

3. McCord P. Powerful. Building a culture of freedom and responsibility, transl. from Eng. I. V. Savina, Moscow, Eksmo, 2019, 192 p. (In Russian).

4. Musienko Yu. How to create your own streaming service or platform, Merehead. Available at: https://merehead.com/ru/blog/ build-a-live-video-streaming-website/ (accessed 10.11.2021).

5. Ayres I., Nalebuff B. In praise of honest pricing, MIT Sloan Management Review, 2003, vol. 45, no. 1, pp. 24-28.

6. Cambridge Dictionary. Available at: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/s (accessed 07.11.2021).

7. Jenner M. Netflix and the re-invention of television, Cham, Switzerland, Palgrave Macmillan, 2018, 299 p.

8. Clark T. How Netflix, Disney Plus, HBO Max, and more compare in the amount of 'exclusives' and 'originals' they offer, Insider. Available at: https://www.businessinsider.com/top-streaming-services-for-exclusives-originals-netflix-disney-plus-2021-2/ (accessed 07.11.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Perren R., Grauerholz L. Collaborative Consumption, International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences by James Wright (ed.), 2nd edition, Chapter 24, Pergamon, 2015, pp. 19-21. https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.64143-0

10. Inside Netflix's Content Strategy, 8traordinary.com. Available at: https://8traordinary.com/inside-netflix-content-strategy/ (accessed 22.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.