Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПРИИЗУЧЕНИИ "ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ"'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПРИИЗУЧЕНИИ "ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕРЕС / ЗАДАЧА / ЖЕЛАНИЕ / НАМЕРЕНИЕ / АКТИВНОСТЬ / АКТИВИЗАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеев Геннадий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПРИИЗУЧЕНИИ "ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ"»

2014. - С.78 - 86.

8. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 584с.

9. Платонов В.Н. Плавание / [под ред. В. Н. Платонова]. — К.: Олимпийская литература, 2000. — 496 с.

10. Спортивное плавание: путь к успеху: в 2 кн. / под общ. ред. В. Н. Платонова. - К.: Олимпийская литература,

2012. - Кн. 1.- 480 с., Кн. 2.- 544 с.

11. Структура соревнова-тельной деятельности пловца / В. А. Парфенов, А. В. Парфенов, Л. В. Парфенова, В. А. Щербина // Основа тренировочного процесса : [учеб. пособие.] — К., 1992. — 132 с.

12. Шустин Б. Н. Современная система спортивной подготовки / Б. Н. Шустин. - М: СААМ, 1995. - С. 50-73.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ «ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ»

Сергеев Геннадий Геннадьевич,

Химкинский техникум межотраслевого взаимодействия, директор, кандидат педагогических наук

Ключевые слова: мотив, мотивация, профессиональная компетентность, интерес, задача, желание, намерение, активность, активизация

При анализе научных первоисточников по педагогике и психологии выявлено, что к освоению социальных и бытовых навыков, как и различных учебных предметов, большинство детей относится безразлично, и это не является для них самоцелью. Они воспринимаются ими через личность человека передающего информацию и трудовые приёмы, а так же свой личный успех в освоении нового навыка или изучаемой дисциплины. Проведённые исследования показали, что в настоящее время около 80% поступающих в профессиональные образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования, к сожалению, не изучали в школе черчение, плохо знают геометрию, а в детские годы имели слабую практику по развитию моторики [1].

Техническое черчение одна из немногих учебных дисциплин, которая составляет основу профессионального образования, формирующего базовые знания, необходимые для изучения специальных дисциплин и приобретения умений по техническим профессиям и специальностям.

С точки зрения психологии личностно-мотивацион-ный аспект при изучении студентом учебной дисциплины «Техническое черчение» играет значительную роль, выступая одним из ключевых факторов направленных на строгое и точное освоение ими стандартов по ЕСКД ( Единая система конструкторской документации ) и эффективную исследовательскую деятельности.

Каждый опытный педагог знает, что самым сложным является подготовка и проведение учебной дисциплины в реальном учебном процесс, спланировать и запустить механизм - мотивов, вызывающих активность и определяющий направление, содержание и поведение студента в его учебно - познавательной деятельности. Установление границ мотива и рассмотрение стадий его формирования позволяют обозначить те психологические компоненты, которые могут входить в структуру мотива. Она формируется на основе исторических условий, социального опыта, ранее усвоенных знаний и приобретённых навыков в учебной деятельности, эстетического развития, имеющих важное для студента значение в жизни или профессиональной деятельности. В ходе исследования установлено,

что для сильных студентов характерна внутренняя мотивация - освоение профессии на высоком уровне и ориентация на получение прочных ЗУН (аббревиатура, образованная из первых букв педагогических понятий «знание», «умение», «навыки»), а для слабых студентов - внешняя мотивация - возможность избежать осуждения и наказания за плохую учёбу.

В связи с тем что, каждому мотиву, который обладает количественными и качественными характеристиками соответствует определенная потребность, то для её удовлетворения преподаватель обязан найти для каждого студента конкретный предмет деятельности.

Одна из важнейших особенностей человека заключается в том, что любая его деятельность является полимотивированной, т. е. в её основе лежит не один какой-то мотив, а определенное множество, совокупность мотивов, находящихся в определенном соотношении друг с другом. Для обозначения влияния всех мотивов на действия человека используют понятие мотивация. В связи с этим можно сказать, что мотив является основной единицей анализа мотивации[7].

Мотивация - это система внешних условий, запускающих внутреннюю энергию и активность личности на достижение высокого результата в её деятельности. Мотивация - это награда, ради которой студент готов не только реализовывать свой деятельностный подход в рамках своих функциональных обязанностей, но и решать новые дополнительные задачи. Мотивированный студент, как правило испытывает истинное удовольствие от своей деятельности в учебном процессе, у студента образно говоря «горят глаза», он каждый день с нетерпением ждёт наступление нового учебного дня и на учёбу идёт «как на праздник», а профессиональная образовательная организация становится для него «вторым домом». Как показывает практика такой студент много и эффективно трудиться, получает высокие результаты в обучении, проявляет стремление, вдохновение в учёбе и самообразовании, активно реализует себя в учебной исследовательской деятельности [5].

Способы, определяющие целенаправленное и разумное воздействие на студента через понимание мотивов его

деятельности и развития творческой инициативы, сегодня являются одной из сложнейших задач в методике организации преподавания дисциплины «Техническое черчение».

На основе проведённых исследований можно сделать вывод о том, что мотивы функционируют в процессе учения, а их доминирование, зависит от многих причин. Среди них - характер индивидуально-личностных особенностей студента. В проведённых экспериментах с использованием поэтапной методики формирования умственных и практических действий при освоении дисциплины «Техническое черчение», было выявлено, что студенты с преобладанием образного компонента мышления над вер-бально-логическим усваивали учебный материал гораздо более успешно, если к мотиву собственно усвоения присоединялся мотив исследовательского плана.

В настоящее время речь идёт о создании действенной модели мотивации, которая способствует выполнению студентами ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт ) и освоению ими в полном объёме установленных программой учебной дисциплины компетенций, через интерес познания нового.

Интересы, задачи, желания и намерения играют инструментальную роль в мотивационном процессе, то есть они отвечают за стиль поведения человека.

Интерес - вечный двигатель мотивации. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении студента к объекту познания [ 6].

По мнению Л.С. Выготского: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы нас предмет заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем - либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он остаётся безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать студента, возбудить его интерес к какому-либо предмету или явлению». Следовательно, чтобы приступить к изучению дисциплины «Техническое черчение» необходимо сделать её изучение личным делом студента, связав изучаемую дисцисплину сквозными прочными межпредметными связями, тогда успех от решения задачи связанной с эффективностью обучения становится реальным [3].

Существенным фактором возникновения у студентов интереса к учебному материалу и его поддержания является его эмоциональная окраска, живое слово преподавателя, его улыбка, доброжелательное выражение лица.

В следствии этого можно обозначить некоторые закономерности развития интереса:

1. Зависимость интереса от уровня и качества знаний, приобретённых навыков, от сформированности способов умственной и практической деятельности.

2. Зависимость интереса студента, от его отношения к преподавателю технического черчения. Такой студент учится с интересом у тех педагогов, которых он уважает и ставит себе в пример, которые являются для него авторитетом.

Бесспорно, в структуре мотивационной сферы важное место занимают желания и намерения. Желание представ-

ляет собой отражающее потребность переживание, переходящее в действенную мысль о реальной возможности удовлетворения этой потребности, возможности, что то знать или уметь, а так же чем-то обладать или что-либо осуществить. Это в полной мере относится и к овладению знаниями и приобретению практическими навыками, необходимыми для осуществления поставленных целей. Намерения является следующей за желанием ступенью в развитии мотивационной сферы и представляет собой сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. В данном случае можно в полной мере согласиться с тем что, желание и намерение - это ситуативно возникающие и быстро сменяющие друг друга субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действий.

Задача как структурный элемент мотивации выступает в качестве частного ситуационно-мотивационного фактора, возникающего тогда, когда в процессе выполнения действий, направленных на достижение определенной цели, возникает трудность или иное препятствие, которые необходимо преодолеть посредством постановки и решения конкретной задачи.

Личность по природе постоянно нуждается в профессиональном росте, развитии своих профессиональных компетенций в процессе любой деятельности. При этом, студент в процессе выполнения учебной деятельности стремится и к общественному признанию своих знаний, умений и достижений. Стремление студента к повышению своего уровня по учебной дисциплине активизирует его учебную деятельность, основой которой становиться осмысленная, продуктивная и исследовательская деятельность, как индивидуальная, так и в коллективе. При расширении ответственности и автономии студент с большим интересом реагирует на творческие задания, нежели на бездумное переписывание текста или дублирование иллюстраций учебника, мультимедийной презентации [2].

На наш взгляд, с активностью непосредственно сопряжена ещё одна сторона мотивации учения - самостоятельность (деятельность, которую реализуется студентом без прямой помощи вторых лиц). В педагогической науке выявлена закономерность в том, что познавательная активность и самостоятельность неотделимы: активные студенты - более самостоятельные, недостаточная активность лишает самостоятельности студента.

Управление активностью студентов традиционно называют активизацией. Активизация - это постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Без спорно, все новые технологии самостоятельного обучения обеспечивают повышение активности студентов, что предполагает получение ими более высокого положительного результата в освоении графических навыков в следствии собственного напряжения сенсорных органов и умственных сил. Большие возможности на этом пути открывает внедрение, в учебный процесс и взвешен-

ное сочетание традиционных методов обучения техническому черчению с интерактивными учебными пособиями нового поколения и электронными ресурсами. Данный подход позволяет студенту постоянно отвечать на возникающие в процессе обучения вопросы, поддерживать обратную связь с преподавателем, взаимодействовать со специализированными компьютерными программами, мультимедийными обучающими системами, использовать текущий тестовый контроль, иметь доступ к широкому перечню учебной литературы [4].

Бесспорно, преподавателю сложно добиться педагогического мастерства в стимулировании студентов без знания современных общетеоретических подходов, концепций, практических способов и механизмов мотивации личности - студента и ученического коллектива. На наш взгляд, для того чтобы повысить уровень мотивации студента, преподавателю необходимо комплексно, последовательно и творчески использовать систему научно - педагогических, организационных, моральных и материальных способов организации учебного процесса и поощрения студентов, одобренных к применению законодательством Российской Федерации и положениями профессиональной образовательной организации.

Литература

1. Аюпов Р. Г. Развитие профессиональной компетентности как фактор повышения уровня моти-вации персонала [Текст] / Р. Г. Аюпов // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 85-87.

2. Виханский О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Вихан-ский, А. И. Наумов.- 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономиста, 2006. — 670 с.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давы-дова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996 С.84-89, 86

4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы : учеб. пособие / И.П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 400 с.

5. Самоухина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах - М.: ЭКСМО, 2011.

6. Сластенин В.А. Каширин В.П. Педагогика и психология DOC. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с

7. www.elitarium.ru/2008/06/14/motivacija_jeffektivnosti. html.

ИМИДЖ УЧРЕЖДЕНИЯ КУАЬТУРНО-ДОСУГОВОИ СФЕРЫ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ

И ПРАКТИКИ.

Симонова Ирина Феликсовна

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

г. Санкт-Петербург

IMAGE OF INSTITUTIONS OF CULTURAL AND LEISURE SPHERE: THEORY AND PRACTICE PROBLEMS.

Simonova Irina Feliksovna, PHD, Sen. teacher, St. Petersburg State Institute of Culture, St. Petersburg

АННОТАЦИЯ

В статье обоснована актуальность активизации теоретического и практического изучения имиджа учреждения культурно-досуговой сферы, с учетом отраслевой специфики, обозначены перспективные направления дальнейших исследований.

ABSTRACT

In the article it is grounded the actuality of activating of theoretical and practical study of image of institutions of cultural and leisure sphere, taking into account branch specificity and it is indicated perspective directions of further research.

Ключевые слова: имидж, теория, практика, технологии, социально-культурная деятельность, учреждение культур-но-досуговой сферы.

Keywords: image, theory, practice, technologies, social and cultural activities, the institutions of cultural and leisure sphere.

Система учреждений культурно-досуговой сферы является крупнейшей сетью по организации свободного времени и досуга населения в России. В 2014 году в стране насчитывалось примерно 41400 учреждений куль-турно-досугового типа, [4, 157] к которым традиционно относят клубы, дома и дворцы культуры, многофункциональные культурные центры и другие.

Целевой характер деятельности подобных учреждений связан с удовлетворением культурно-досуговых запросов населения, с вовлечением в культуру широких слоев населения (в демографическом смысле). Системный потенциал деятельности, в том числе, организационный, творческий, интеллектуальный, материально-технический, информационно-методический морально-этический ресурс, обеспечивает исключительные условия для того, чтобы

учреждение культурно-досуговой сферы могло стать центром притяжения, соединения культурной и частной жизни, формирования общественных, культурных инициатив и новаций.

Динамика показателей деятельности подобных учреждений в последние годы выглядит положительно, демонстрируя хорошие количественные показатели в отчетах. По крайней мере, в части увеличения количество любительских объединений, кружков, новых программ, участников, посетителей культурно-досуговых мероприятий. В официальных документах фиксируются позитивные тенденции в сфере социально-культурной деятельности, свидетельствующие о наращивании творческого и инновационного потенциала учреждений, укреплении благоприятных условий для организации досуга, занятий лю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.