Научная статья на тему 'Формирование комплектов горно-транспортного оборудования на разрезе «Бородинский. Анализ преимуществ и недостатков'

Формирование комплектов горно-транспортного оборудования на разрезе «Бородинский. Анализ преимуществ и недостатков Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
219
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНАЯ ТЕХНИКА / БУРСТАНОК / ИНВЕНТАРНЫЙ ПАРК / РОТОРНЫЙ ЭКСКАВАТОР

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Фёдоров Андрей Витальевич

Приведен анализ формирования и изменения комплектов горно-транспортного оборудования на разрезе «Бородинский» и анализ эффективности работы сформированного комплекта на основе применения метода «формирования структуры парков карьерной техники» (разработчик НТЦ «Горное дело» под руководством Анистратова К.Ю.). Предлагается практическое применение данного метода для управления изменениями парка горно-выемочной техники разреза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Фёдоров Андрей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование комплектов горно-транспортного оборудования на разрезе «Бородинский. Анализ преимуществ и недостатков»

© A.B. Фёдоров, 2012

УДК 622.002.5:656.13:625:621.879 А.В. Фёдоров

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКТОВ ГОРНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА РАЗРЕЗЕ «БОРОДИНСКИЙ. АНАЛИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ

Приведен анализ формирования и изменения комплектов горно-транспортного оборудования на разрезе «Бородинский» и анализ эффективности работы сформированного комплекта на основе применения метода «формирования структуры парков карьерной техники» (разработчик НТЦ «Горное дело» под руководством Анистратова К.Ю.). Предлагается практическое применение данного метода для управления изменениями парка горно-выемочной техники разреза. Ключевые слова: карьерная техника, бурстанок, инвентарный парк, роторный экскаватор, экскаваторно-железнодорожный комплекс.

Термины и определения.

НТЦ «Горное дело» под руководством К.Ю. Анистратова и специалисты ОАО «СУЭК» разработали новый метод обоснования структуры парка карьерной техники, который предусматривает формирование данной структуры для конкретных при-родно-технологических условий разработки месторождения на основе анализа и управления техническим состоянием каждой горно-транспортной машины. Данный метод можно использовать как для проектирования новых предприятий, так и для модернизации действующих, анализируя на его основе сложившуюся структуру парка и оптимизируя её.

Под «Парком карьерной техники» принимается совокупность горного оборудования одного типа на горном предприятии, обеспечивающая выпо-ление одного технологического процесса горных работ в заданных объёмах. Для разреза «Бородинский» в данном случае для процесса экскавации используется парк экскаваторов различных типов общим числом 33ед.

При этом на добыче используются роторные экскаваторы различных мо-

делей, на вскрыше карьерные мехло-паты и драглайны различных моделей. Данное сочетание и представляет собой «Структуру экскаваторного парка» разреза «Бородинский». При этом мощность парка карьерной техники за какой-то период рассчитывается как сумма мощностей всех единиц техники эксплуатируемой в этот же период.

т п,

О' =YYQt. >о',

^ папка / у / у ^з '

где О* - мощность парка за ^й

^ парка 1

год; О* - объем работ, выполняемых ]-й единицей карьерной техники 1-й модели за ^й год; - заданный

объем работ на ^й год.

Данный объём должен рассчитываться с учётом технического состояния и коэффициента технической готовности (Ктг.) каждой единицы карьерной техники.

«Комплект карьерной техники» состоит из совокупности парков карьерной техники. Для разреза «Бородинский» в данном случае он выглядит следующим образом:

• парк экскаваторов на добыче

• парк экскаваторов на вскрыше и отвалах

• парк локомотивов

• парк вагонов-самосвалов

• парк вспомогательной техники (бульдозеры, бурстанки и пр.).

В данной статье (докладе), на основе предлагаемого метода рассматривается сложившаяся структура парка карьерной техники на разрезе «Бородинский», проводится анализ оптимальности этой структуры, рассматривается возможность применения данного метода для управления структурой парка при высокой изменчивости объёмов добычи и вскрыши, связанной с колебаниями рынка потребления.

Формирование комплекта карьерной техники разреза «Бородинский». Факторы и предпосылки.

Разрез Бородинский, в силу уникальных горно-геологических условий, проектировался как одно из крупнейших угледобывающих предприятий СССР. Мощные угольные пласты (основной пласт «Бородинский-1» имеет мощность до 40 м) пологого, почти горизонтального залегания, низкий коэффициент вскрыши (0,9 - 1.1) , более 1.5 млрд т промышленных запасов угля в границах карьерного поля, обусловили использование наиболее мощной угледобывающей техники, как в период строительства разреза, так и при последующем его техническом перевооружении.

Последнее техническое перевооружение прошло на разрезе в период 80-х - 90-х годов 20-го века. Основным добычным оборудованием, как наиболее производительным в то время, были выбраны роторные экскаваторы различной мощности — ЭРШРД-5000, ЭРП-2500, ЭР-1600, ЭР-1250. При техперевооружении планировалось увеличить мощность разреза по добыче до 35 млн т в год.

Однако, если лучшие мировые практики показывают, что экскаваторы непрерывного действия (вышеуказанные роторные такими и являются) максимальной производительности достигают при работе на конвейерный транспорт, на Бородинском разрезе была использована отгрузка на ж.д транспорт (в стандартный полувагон парка МПС). Это объясняется тем, что спектр потребителей бородинского угля был широк и достаточно удалён от предприятия, вследствие чего железнодорожная транспортировка являлась наиболее удобной формой доставки. Кроме того, данная практика позволила отказаться от демпферных угольных складов, что, учитывая короткий инкубационный период возгорания бурых углей, также являлось благоприятным техническим решением в 80-х годах.

Использование не конвейерного, а железнодорожного транспорта отрицательно повлияло на месячную и годовую производительность роторной техники. Имея большую единичную мощность и техническую производительность, но невысокий коэффициент использования экскаваторов, для обеспечения производственной мощности в 35 млн. тонн пришлось количественно увеличивать инвентарный парк. Фактически сложившийся парк добычных роторных экскаваторов на 1995 год представлен в табл. 1.

Для подачи порожних составов под погрузку угля, выводу гружёных углём составов на углесборочные станции и маневровых работах по погрузке и обработке составов были приняты наиболее производительные и мощные универсальные локомотивы ТЭМ-7, ТЭМ-7А. Для вывозки угольных маршрутов от углесборочных станций до станции примыкания построена электрическая тяга (электровозы —

Показатели работы добычного оборудования с даты ввода в эксплуатацию, тыс.м3

21.01.2012

Период Марка и номер экскаватора

ЭШРД-5000 №2 3RT2500 №3 ЭРП-2500 №4 ЭРП-1600 №7 ЭРП-1600 №5 ЭР-1250 №53 ЭР-1250 №72 ЭКГ-4у №201 ЭКГ-4у №339 ЭКГ-8И, 4у №754 ЭКГ-8И, 4у №1056 ЭР-1250 №90 ЭКГ-4у, 6,3 № 19

1976 326

1977 4401 1392

1978 2363 1805

1979 757 3004 634 1734

1980 3952 2029 1127 1685 1245

1981 458 2883 2345 1168 788 1879

1982 4689 1996 3061 1261 1452 1586 980

1983 3801 1812 2738 2615 1000 615 1903 1680

1984 4887 3000 1452 1524 1835 956 435 626 1405

1985 4410 2260 4567 1034 1456 450 105 494 1121

1986 5253 3510 4360 693 1709 816 240 555 66 913

1987 5763 4059 3080 1280 2412 661 461 826 1460 1429

1988 6191 4065 4906 0 0 304 2161 666 0 339 808 1438 1146

1989 5869 3435 4637 0 0 229 2163 655 1536 723 557 1429 1477

1990 5419 4765 4574 0 864 146 1880 631 1668 536 629 1330 1260

1991 5882 4025 4436 0 3041 141 1436 663 1712 511 542 1171 1507

1992 4277 4380 3403 0 3414 203 1690 328 471 588 455 1007 933

1993 4343 2640 3513 0 2711 356 1413 404 344 398 104 946 1075

1994 4486 2808 2770 0 1594 416 410 375 580 425 18 922 1223

1995 2794 2357 3164 0 2680 495 1099 298 766 341 233 830 758

1996 4259 2549 1933 0 2020 264 1045 296 477 222 291 554

1997 1203 2306 2518 916 1990 350 820 437 509 309 533 738

1998 2889 2346 1812 1756 681 986 384 423 378 470 1000

1999 2900 3139 2461 2162 893 955 296 379 412 467 1341

2000 3195 3394 1905 2369 615 1102 669 365 331 267 1958

2001 3116 3578 2770 2099 1009 811 241 259 350 314 1715

2002 2454 3391 2260 1547 1241 1183 141 216 491 1551 311

2003 3480 3279 2971 2525 1441 1493 307 308 1 1186 377

2004 3212 3219 2816 2262 824 1039 426 425 49 997 334

2005 3384 3456 1684 1954 729 945 351 281 32 1272 470

2006 3490 3836 2468 2075 724 1165 562 285 1374 471

2007 3473 3130 2204 1905 892 1178 445 370 1398 441

2008 4134 4827 3111 2818 1341 1664 503 460 1901 392

2009 3366 3984 1957 2054 912 870 287 306 1590 375

2010 3253 3837 2248 2027 1152 1241 391 413 1647 305

2011 3447 3537 1815 630 933 1102 393 402 1938 65

Примечание: | 4380|- максимально достигнутый объем за период эксплуатации

ГШ п/п Наименование оборудования Год ввода в экспл. Коэффициент технической готовности Ктг (факт) Затраты на ремонт, тыс.руб. (факт) Состояние на 01.01.2012

2007 2008 2009 2010 2011 2007 2008 2009 2010 2011

Роторные экскаваторы

1 ЭРП-2500 №3 1982 0.76 0.77 0.77 0.72 0.76 3498 3140 3889 4029 в работе

2 ЭРП-2500 №4 1984 0.73 0.77 0.79 0.81 0.75 г 3958 3278 3163 в работе

3 ЭРП-1600 №5 1990 0.78 0.64 0.78 0.77 0.90 1169 1825 1730 2337 0 консервация с 01.04.11, п родолжает с 01.01 по 31.12.12 Приказ № 715

4 ЭРП-1600 №7 1996 0.79 0.78 0.82 0.77 0.76 1211 1638 1429 6484 3740 в работе

5 ЭР-1250 №53 1976 0.82 0.73 0.79 0.77 0.74 368 612 3611 1666 1396 в работе

6 ЭР-1250 №72 1980 0.80 0.73 0.70 0.75 0.79 1893 3249 3457 1388 5764 в работе

7 ЭР-1250 №90 1986 0.77 0.79 0.75 0.70 0.84 6760 2811 4226 8922 2006 в работе

Экскаваторы карьерные гусеничные. Мехлопаты

1 ЭКГ-15 №24 1994 0.90 0.64 0.83 0.67 0.80 0 2300 182 0 6944 в работе

2 ЭКГ-12,5 №1 1983 0.81 0.46 0.79 0.75 0.80 1949 1 1505 1284 1102 в работе

3 ЭКГ-12,5 №2 1983 1.00 0.74 0.80 0.64 0.75 0 2179 1505 1 1030 в работе

4 ЭКГ-12,5 №46К 1988 0.81 0.80 0.79 0.79 0.95 2321 2493 1324 1182 0 консервация c01.07.2011 по 31.12.12 Приказ № 715

5 ЭКГ-12,5 №87 1990 0.84 0.81 0.82 0.80 0.84 1549 2162 997 1265 878 в работе

6 ЭКГ-10 №125 1991 0.84 0.81 0.82 0.65 0.36 1126 1938 1015 6577 1 консервации с 01.07.11

7 ЭКГ-10 №167 1991 0.84 0.84 0.81 0.80 0.77 1152 1454 2481 3715 в работе

8 ЭКГ-10 №262 1993 0.87 0.77 0.74 0.78 0.74 0 2167 22598 0 307 в работе

9 ЭКГ-10 №281 1995 0.88 0.68 0.64 0.88 0.95 0 1207 3842 0 0 консервация С01.01 по31.12.12 Приказ № 715

10 ЭКГ-10 №287 1996 0.86 0.84 0.83 0.55 0.91 893 3039 2411 3467 0 консервация С01.01 по31.12.12 Приказ № 715

11 ЭКГ-8УС №21 1992 0.78 0.80 0.84 0.72 0.80 2407 650 1877 25712 744 в работе

12 ЭКГ-8УС №22 1992 0.82 0.80 0.84 0.79 0.24 1322 16954 4273 2611 100 консервация c01.07.2011 по 31.12.12 Приказ № 715

13 ЭКГ-8УС №28 1996 0.61 0.83 0.80 0.82 0.78 5970 1666 2582 1480 3937 в работе

14 ЭКГ-8И №775 1977 0.91 0.87 0.81 0.82 0.80 0 0 0 1088 715 консервации с 01.07.2011

15 ЭКГ-8И №2237 1989 0.87 0.82 0.80 0.85 0.78 819 1187 1103 0 1645 в работе

16 ЭКГ-6.3УС №13 1980 0.86 0.88 0.89 0.84 1.00 926 0 0 549 0 консервация С01.01 по31.12.12 Приказ № 715

17 ЭКГ-6.3УС №21 1982 0.65 0.83 0.61 0.75 1.00 0 622 14795 0 0 консервация С01.01 по31.12.12 Приказ № 715

18 ЭКГ-6.3УС №42 1987 0.91 0.81 0.72 0.75 0.78 6166 3353 699 1411 0 консервация С01.01 по31.12.12 Приказ № 715

19 ЭКГ-5А№ 11190 1989 0.86 0.84 0.89 0.84 0.83 473 1872 0 389 166 в работе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 ЭКГ-4У №19 1980 0.89 0.89 0.75 0.80 0.90 0 0 1404 1086 0 в работе

21 ЭКГ-4У №201 1979 1.00 1.00 1.00 0.98 0.87 0 0 0 307 210 в работе

22 ЭКГ-4У №339 1989 0.91 0.85 0.89 0.86 0.80 0 1562 0 206 711 в работе

23 ЭКГ-4У №754 1976 0.89 0.87 0.74 0.76 0.77 0 0 2289 600 186 в работе

Драглайны

1 ЭШ-10/70 №307 1983 0.70 0.81 0.52 0.86 0.81 1501 1192 1293 522 в работе

2 ЭШ-11/70 №51 1991 0.53 0.80 0.81 0.76 0.67 4509 2090 2010 5035 750 в работе

3 ЭШ-13/50 №18 1989 0.83 0.85 0.79 0.87 0.89 1578 1286 2470 0 0 консервация С01.01 по31.12.12 Приказ № 715

-4 -4

№ п/п Тип экскаватора № экскаватора Коэффициент использования Кпсп (факт)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

1 ЭРП-2500 3 0,62 0,63 0,65 0,70 0,64 0,66 0,69

2 ЭРП-2500 4 0,65 0,65 0,57 0,74 0,68 0,70 0,67

Итого ЭРП-2500 0,64 0,64 0,61 0,72 0,66 0,68 0,68

3 ЭРП-1600 7 0,41 0,58 0,56 0,70 0,61 0,71 0,60

4 ЭРП-1600 5 0,58 0,58 0,50 0,60 0,57 0,54 0,30

Итого ЭРП-1600 0,50 0,58 0,53 0,65 0,59 0,63 0,50

5 ЭР(П)-1250 53 0,42 0,38 0,46 0,55 0,44 0,57 0,51

6 ЭР(П)-1250 72 0,36 0,42 0,47 0,60 0,38 0,50 0,46

7 ЭР(П)-1250 90 0,48 0,50 0,53 0,67 0,55 0,56 0,65

Итого ЭРП-1250 0,42 0,43 0,49 0,61 0,46 0,54 0,47

Окончание табл. 3

№ Тип экскаватора № экскава- Объём добычи, тыс. т

п/п тора 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

1 ЭРП-2500 3 4264,47 4397,40 4375,83 5208,36 4240,68 4098,65 4343,22

2 ЭРП-2500 4 4355,03 4833,23 3944,00 6082,56 5020,32 4834,24 4456,09

Итого ЭРП-2500

3 ЭРП-1600 7 2121,92 3109,93 2777,17 3919,96 2466,12 2832,10 2286,96

4 ЭРП-1600 5 2462,05 2613,87 2400,12 3550,78 2587,67 2554,40 793,653

Итого ЭРП-1600

5 ЭР(П)-1250 53 918,77 912,40 1124,50 1689,76 1149,59 1451,90 1175,29

6 ЭР(П)-1250 72 1190,86 1467,60 1483,93 2096,04 1096,26 1563,91 1388,50

7 ЭР(П)-1250 90 1653,39 1786,33 1816,83 2471,86 2067,18 2140,71 2519,78

Итого ЭРП-1250

1.00 О &5

о.ео

О 80 О 75 0,70

О ¿0

0.74 А—

I 1519 А

1 Ь

2003 2009

I ЭШ 2М)0 Злратыиа рлюнт, тыс.руб.

201(1 2011

■ ■ ' ЗРП -2500 Ьгг

Рис. 1

2007 2003 ¿ОНИ

-г ■ * ЭРП-2*>М №3 Затраты И4 реМоЧТ

■ ЭРИ-250и на з Иг —<

2010 2011

• ЭРЛ-254Ю Затраты н-1 ре Мот » ЭРП-2500 № .1 Ктг.

Рис. 2

* ЭРП -2500 № 3 Н«>а6о1Иа, 1Щ.1. - ЭРП-1500 № 3 IIИ СП,

ЭРП-2500 № 4 Наработнэ.тыс.Г -ЗРП-2500 МЙ 4 КИСЛ.

Рис. 3

ЮМ ?1МЧ

а ЭРП-^ии Н ар а!)от!а ты* .т.

ИЗО 1011

—ЗРТЬ25Й кит

Рис. 4

Транспортной технологией, которая наиболее надёжно и эффективно функционировала и обеспечивала самую высокую производительность в климатических условиях Сибири, при слабых несущих способностях пород

вскрыши Бородинского месторождения, в 80-х годах, считалась железнодорожная. Железнодорожная вскрыша традиционно была развита на Бородинском разрезе, при техническом перевооружении разреза технология была сохранена, но к эксплуатации были приняты карьерные экскаваторы с максимальными на тот период объёмами ковша и производительностью - ЭКГ-15, ЭКГ — 12.5, ЭКГ-10. Для транспортировки вскры-ши были приняты вагоны-самосвалы 2ВС-105. Тяга первоначально была принята электрическая (тяговые агрегаты ОПЭ-1), но впоследствии, в связи с высокими эксплуатационными затратами, большим количеством вспомогательных работ и сложностью организации было принято решение перейти на тепловозы марки ТЭМ-7.

Таким образом, к 1995 году сложился, действующий по настоящее время как на добыче угля, так и на вскрыше, комплект карьерной техники, который можно охарактеризовать как экскаваторно-железнодорожный ком-

плекс (ЭЖДК) разреза Бородинский. Следует отметить, что данный ЭЖДК, в существующих природно-техничес-ких условиях, позволяет обеспечить одну из самых низких в мире себе-стоимостей добычи угля.

Существующая структура добычного и вскрышного парка экскаваторной техники представлена в табл. 2.

Анализ эффективности работы ЭЖДК разреза «Бородинский»

С 2007 года производственно-технической службой компании и предприятия, с целью определения эффективности работы действующего оборудования, внедрён непрерывный мониторинг эксплуатации действующего горно-транспортного оборудования, ведётся учёт по каждой единице оборудования (с накоплением и сохранением всей базы данных) чистого времени работы оборудования, простоев всех видов (плановых, аварийных, технологических). Эта статистика позволяет рассчитывать коэффициент технической готовности Ктг., и коэффициент использования Кис. оборудования и проводить анализ эффективности его работы. Кроме того, ведётся постоянный учёт затрат на плановые ремонты оборудования (капитальные, средние, текущие), а также определение себестоимости по всем основным производственным процессам (данные по себестоимости являются конфиденциальной информацией компании, поэтому не приводятся).

Для примера приводятся диаграммы и таблицы демонстрирующие учет затрат и объемов по экскаваторам ЭРП-2500 (рис. 1-4, табл. 2-3). Аналогичный анализ проводится по всем видам оборудования

Комплексный анализ работы существующего комплекта горно-транспортного оборудования разреза «Бородинский» т.е. действующего экска-ваторно-железнодорожного комплек-

са разреза (ЭЖДК) позволяет сделать следующие выводы:

Операционные затраты по существующему комплекту горно-транспортной техники разреза «Бородинский» довольно стабильны, имеют тенденцию к росту 10-15 % в год, позволяют поддерживать приемлемое техническое состояние техники в довольно значительным периоде времени.

Существующий комплект горнотранспортной техники разреза позволяет добывать до 25 млн т угля в год. Т.е. к фактическим существующим ежегодным объёмам добычи имеется резерв 30-40 %. В этой связи в ближайшие 5-7 лет не потребуются значительные инвестиции в основное горно-транспортное оборудование.

Существующий ЭЖДК разреза имеет ряд существенных недостатков, а именно:

а) в связи с большими потерями времени при обмене железнодорожных составов на точках погрузки под экскаваторами теряется до 25 % производительного времени работы (это касается как добычных роторных экскаваторов, так и вскрышных карьерных мехлопат);

б) работы по переукладке и обслуживанию железнодорожных путей мало механизированы и требуют значительного количества низкоквалифицированного ручного труда. Внести какие-либо изменения в данный процесс на сегодня маловероятно (новые технологии переукладки и содержания временных карьерных ж.д. путей в условиях наших разрезов внедрить не представляется возможным.)

в) емкость и грузоподъёмность существующего транспортного оборудования (вагоны самосвалы - думпкары 2ВС-105 - 50 м3) не позволяет использовать на вскрышных работах мехлопаты с большей ёмкостью ковша (большей производительности).

г) железнодорожная технология вскрышных работ предполагает наличие двойного комплекта техники, т.к. необходимо иметь экскаватор в забое и экскаватор на отвале, что безусловно, ведёт к дополнительным затратам.

Возможности применения метода «формирования структуры парков карьерной техники...» для оперативного управления структурой парка.

Последнее десятилетие выявило дополнительные требования к функционированию комплекта горнотранспортного оборудования разреза «Бородинский». Специфика этих требований заключается в том, что хотя разрез и остаётся крупнейшим в РФ предприятием по добыче угля, показатели добычи угля сильно изменяются как сезонно (в осеннее - зимний период добыча почти в 2 раза превосходит весенне-летнюю), так и год от года. Пропорционально колебаниям добычи должны изменяться и объёмы вскрышных работ (диаграммы 5, 6). Соответственно структура парка карьерной техники должна быть приспособленной к этим колебаниям и иметь возможность гибко изменяться в достаточно короткий период времени. То есть практически в каждый период планирования производственной программы на год необходимо просчитывать необходимую и достаточную структуру парка карьерной техники для выполнения производственных задач на планируемый период. В данном случае предлагаемый метод обоснования структуры парка есть необходимый и полезный инструмент.

Однако использование данного метода невозможно, если не сформирован учёт всех операционных (эксплуатационных) затрат по каждой единице оборудования, не ведётся непрерывный мониторинг технического состояния каждой единицы с

определением Ктг. и Кис. Под операционными (эксплуатационными) затратами мы понимаем следующие:

а) расходные материалы, расходные запчасти, эл. энергию, затраты на персонал, услуги по обслуживанию (сервису), амортизацию;

б) затраты на ремонты (годовые, средние, капитальные), которые определяются в зависимости от типа оборудования и его технического состояния.

Внедрение на предприятиях ОАО «СУЭК» с 2009 года корпоративно-информационной системы (КИС) Парус позволяет осуществлять учёт затрат по каждой единице горнотранспортного оборудования.

Непрерывный мониторинг технического состояния оборудования выполняется силами Центра технической диагностики, созданного при ОАО «СУЭК-Красноярск» и Горно-аонтажно-наладочного управления, также являющегося предприятием входящим в систему ОАО «СУЭК -Красноярск». Мониторинг текущих коэффициентов готовности каждой единицы оборудования, а также усреднённый Ктг по типам оборудования и по паркам в целом выполняется диспетчерскими и производственно-техническими службами разрез.

Таким образом вся исходная информация для применения с целью оперативного управления структурой парка горновыемочного оборудования указанного метода существует. В этих условиях задача определения необходимого к работе парка карьерной техники решается следующим образом:

Например в 2010 году объёмы добычи по разрезу составили 19 млн т, соответственно вскрыши 16 млн м3.

Объёмы были выполнены следующим комплектом парков карьерной техники (табл. 2).

Рис. 5

Рис. 6

На 2011 год объём добычи снижа- Исходя из информации о годовых ется до 17 млн т, соответственно нагрузках (производительности) по ка-вскрыша до 13.5 млн м3. ждой единице экскаваторного обору-

дования очевидно, что можно выводить из работы один роторный экскаватор модели ЭРП-1600 или ЭР-1250 на добыче, две мехлопаты модели ЭКГ-12.5 или ЭКГ-10 на вскрыше и две мехлопаты модели ЭКГ-10 (ЭКГ-8) на железнодорожном отвале. Какое конкретно оборудование выводить определяем исходя из информации о техническом состоянии, усреднённых ежегодных операционных затратах и необходимых затратах на ремонты по каждой единице оборудования.

Именно в этой логике были приняты соответствующие решения в 2011 году, что можно видеть из табл. 2: Выведены в консервацию ЭРП-1600 №5, ЭКГ-12.5№46к, ЭКГ-10№125, ЭКГ-8УС№22, ЭКГ-8И№775.

В действенности предлагаемого метода также можно убедиться на примере из недавнего прошлого. В 1997 году, после 18 лет эксплуатации, из-за аварийного состояния основных металлоконструкций, был остановлен, списан и впоследствии демонтирован на металлолом роторный экскаватор ЭРШРД-5000. Тогда это решение выглядело очень спорным. Оценим это решение с помощью нашей методики. За недостатком информации очень ук-рупненно.

В середине 90-х годов потребность в бурых углях в целом, и в бородинских в частности, стала уменьшаться. Объёмы добычи упали с 2830 млн в год до 19-22 млн. ЭРШРД-5000 (погрузку на железнодорожный транспорт мог осуществлять только в комплексе с погрузочным устройством СКП — 5000) не достиг за весь период эксплуатации и 60 % своей проектной мощности (макс. объём добычи 7,7 млн т в год в 1988 г., при проектной 12 млн т), в среднем добывая 5.5-6 млн т в год. Экскаваторы ЭРП-2500 добывают в год

примерно столько же (табл. 1). При этом затраты на персонал выше (явочный в смену состав звена роторного комплекса ЭРШРД-5000 + СКП - 11 чел.; для сравнения звено ЭРП-2500 — 6 чел.). Энергоёмкость выше, затраты на ремонты значительно выше (вес ЭРШРД в 2 раза выше, чем ЭРП-2500). То есть даже по самой поверхностной оценке удельные затраты на 1 тн. экскави-руемого и отгружаемого угля на 4060 % выше, чем для ЭРП-2500

Возможности применения метода при принятии решений о техническом перевооружении и модернизации разреза «Бородинский».

Накопленная статистика изменения Ктг и операционных затрат по всему комплекту горно-транспортной техники разреза, позволяет сделать прогноз на будущие периоды планирования как по изменению вышеуказанных показателей, так и по изменению технического состояния горно-транспортной техники. И, главное, определить сроки, когда дальнейшая эксплуатация конкретных горных машин становиться невыгодной, т.е. машины подлежат списанию и требуют замены.

Принятие решений о техническом перевооружении и модернизации предприятия на основе анализа технического состояния каждой единицы парка карьерной техники, динамике операционных затрат по обеспечению жизнедеятельности парка и ест, применение «Метода формирования структуры парков карьерной техники...»

Начиная с середины 90-х годов для принятия решения об установке и модернизации компьютерных систем стали применять понятие «Общая стоимость владения (ОСВ)», в последние годы это понятие внедряется и в промышленных компаниях для принятия решений о приобретении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оборудования и модернизации предприятий. Собственно метод определения общей стоимости владения отличается от предлагаемого нами метода тем, что учитываются затраты на приобретение оборудования и производиться дисконтирование вложенных средств на весь период окупаемости проекта модернизации (техперевооружения).

Используя названные методики НТЦ «Горное дело» в работе «Стратегия технического перевооружения предприятий СУЭК при отработке угольных месторождений до 2030 г.» были рассмотрены 5 вариантов технического перевооружения разреза «Бородинский» и сделаны выводы о нецелесообразности кардинального технического перевооружения (модернизации) в ближайшие 8-10 лет. Это обусловлено тем, что несмотря на все недостатки ЭЖДК разреза «Бородинский», переход на другие технологии (конвейерный транспорт, экскаваторно-автомобильные комплексы, циклично-поточные технологии) приведёт к

скачкообразному росту себестоимости, либо сроки окупаемости этих проектов будут очень долгими.

Выводы

1. Применение «Метода обоснования структуры парка карьерной техники», который предусматривает формирование данной структуры карьерной техники для конкретных природно-технологических условий разработки месторождения на основе анализа и управления техническим состоянием каждой горнотранспорт-ной машины, учётом операционных затрат по каждой машине позволяет оперативно управлять структурой парка карьерной техники, что доказано на примере разреза «Бородинский».

2. Применение данного метода в совокупности с методикой определения общей стоимости владения (ОСВ) и чистого дисконтированного дохода (ЫРУ) позволяет с высокой степенью достоверности обосновывать необходимость капитальных вложений в модернизацию и техперевооружение разрезов.

1. Метод формирования структуры парка карьерной техники на действующем предприятии. М.И.Щадов, К.Ю.Анистратов, А. В. Фёдоров. «Горная промышленность» №6, 2009 год.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Стратегия технического перевооружения предприятий СУЭК при отработке угольных месторождений до 2030 г. ООО НТЦ «Горное дело», 2010. ГТТШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Фёдоров Андрей Витальевич — горный инженер, исполнительный директор ОАО «СУЭК-Красноярск», email: FedorovAV@suek.ru

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.