Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
209
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС ГТО / МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ НАЦИИ / РАЗВИТИЕ МАССОВОГО / ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДВИЖЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ОПРОС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сытник Г.В., Рагозина Н.А., Ашкинази С.М., Куликов В.С., Обвинцев А.А.

В статье подчёркивается важность сохранения и укрепления здоровья у молодого поколения России. Анализируется опыт Финансового университета, в котором совместно со специалистами НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, разработана и внедрена в образовательный процесс программа «Здорового образа жизни» посредством проведения лекций «Формирование компетенций здорового образа жизни у молодого поколения» и вовлечением студентов и преподавателей в массовую сдачу ВФСК ГТО. Критериями оценки эффективности инкорпорирования программы «Здорового образа жизни» в образовательный процесс в вузе, сформированности мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов послужила посещаемость занятий физической культурой, положительная динамика количества сдававших и успешно сдавших комплекс ГТО, успешное выступление на различных конференциях по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сытник Г.В., Рагозина Н.А., Ашкинази С.М., Куликов В.С., Обвинцев А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE COMPETENCIES AMONG UNIVERSITY STUDENTS

The article emphasizes the importance of preserving and strengthening the health of the younger generation of Russia. The experience of the Financial University is analyzed, in which, together with the specialists of the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, the program "Healthy Lifestyle" was developed and introduced into the educational process through lectures "Formation of healthy lifestyle competencies in the younger generation" and the involvement of students and teachers in the mass delivery of the VFSK GTO. The criteria for evaluating the effectiveness of the incorporation of the "Healthy Lifestyle" program into the educational process at the university, the formation of motivation for physical culture and sports among students were the attendance of physical culture classes, the positive dynamics of the number of those who passed and successfully passed the GTO complex, successful performance at various conferences on physical culture.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Принимая во внимание результаты экспериментальной работы, можно сделать вывод о том, что групповые занятия функциональным фитнес-тренингом являются эффективным средством повышения уровня психофизической кондиции женщин первого зрелого возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гильмундинов В.М. Состояние здоровья населения России и причины его ухудшения / В.М. Гильмундинов, Л.К. Казанцева, Т.О. Тагаева // Всероссийский экономический журнал «ЭКО». - 2009. - № 2 (416). - С. 125-143.

2. Функциональный тренинг в процессе физического воспитания студентов: методические рекомендации / Т.А. Глазина, Т.А. Анплева, Т.И. Акимова, Н.С. Бакурадзе. - Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2016. - 36 с.

3. Грец И.А Влияние физкультурно-оздоровительных занятий с применением комплексной методики йогалатеса на показатели здоровья женщин второго периода зрелого возраста / И.А. Грец, И.А. Живуцкая, Т.М. Булкова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. -№ 10 (188). - С. 106-111.

4. Савин С.В. Функциональный тренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология для лиц зрелого возраста / С.В. Савин, О.Н. Степанова // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании: материалы V межрегиональной научно-практической конференции с международным участием; Форум «Физическая культура и спорт: наука, образование, практика». - Москва : ЦСП и М, 2016. - С. 292-298.

5. Савин С.В. Методика функциональной (фитнес-) тренировки женщин зрелого возраста / С.В. Савин, О.Н. Степанова // Культура физическая и здоровье. - 2017. - № 1 (61). - С. 42-45.

6. Построение оздоровительных программ аквафитнеса на основе синергетического и ди-версификационного подходов / А.В. Шаравьева, Т.Н. Шутова, Е.О. Рыбакова, М.А. Возисова // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. - 2018. - № 2. - С. 23-25.

REFERENCES

1. Gilmundinov, V.M., Kazanceva, L.K. and Tagaeva, T.O. (2009), "The state of health of the Russian population and the causes of its deterioration", All-Russian Economic journal "ECO", No. 2 (416), pp. 125-143.

2. Glazina, T.A., Anpleva, T.A., Akimova, T.I. and Bakuradze, N.S. (2016), Functional training in the process of physical education of students, methodological recommendations, Orenburg State University, Orenburg.

3. Grets, I.A., Zhivuckaya, I.A. and Bulkova, T.M. (2020), "Effect of recreational physical culture trainings with the use of the complex yogalates method on health indicators of women of the second period of mature age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 106-111.

4. Savin, S.V. and Stepanova, O.N. (2016), "Functional training as a modern physical culture and wellness technology for adults", Innovative technologies in sports and physical education; Physical Culture and Sport: science, education, practice, Proceedings of the 5th Interregional Scientific and Practical Conference with International Participation, Moscow, pp. 292-298.

5. Savin, S.V. and Stepanova, O.N. (2017), "Methods of functional (fitness) training mature women", Physical Culture and Health, No. 1 (61), pp. 42-45.

6. Sharaveva, A.V., Shutova, T.N., Rybakova, E.O. and Vozisova M.A. (2018), "Construction of aquafitness wellness programs based on synergetic and diversification approaches", Fizicheskaya kultura: obrazovanie, vospitanie, trenirovka, No. 2, pp. 23-25.

Контактная информация: stepanova.olga.75@gmail.com, 13igmar795@gmail.com, simaanna@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 12.08.2022

УДК 796.035

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Галина Владимировна Сытник, кандидат психологических наук, заведующая сектором, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Наталья Александровна Рагозина, кандидат

юридических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербургский филиал Финуниверситета, Санкт-Петербург; Сергей Максимович Ашкинази, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Семенович Куликов, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Алексей Анатольевич Обвинцев, доктор педагогических наук, профессор, и. о. ректора, Смоленский государственный университет спорта, Смоленск

Аннотация

В статье подчёркивается важность сохранения и укрепления здоровья у молодого поколения России. Анализируется опыт Финансового университета, в котором совместно со специалистами НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, разработана и внедрена в образовательный процесс программа «Здорового образа жизни» посредством проведения лекций «Формирование компетенций здорового образа жизни у молодого поколения» и вовлечением студентов и преподавателей в массовую сдачу ВФСК ГТО. Критериями оценки эффективности инкорпорирования программы «Здорового образа жизни» в образовательный процесс в вузе, сформированности мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов послужила посещаемость занятий физической культурой, положительная динамика количества сдававших и успешно сдавших комплекс ГТО, успешное выступление на различных конференциях по физической культуре.

Ключевые слова: комплекс ГТО, мотивация, студенты, формирование компетенций здорового образа жизни, конституционно-правовые аспекты оздоровления нации, развитие массового физкультурного движения, физическая культура, спорт, тестирование, психологическая диагностика, опрос.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p350-355

FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE COMPETENCIES AMONG UNIVERSITY

STUDENTS

Galina Vladimirovna Sytnik, the candidate ofpsychological sciences, head of sector, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Natalia Alexandrovna Ragozina, the candidate of juridical sciences, docent, St. State Economic University, docent, St. Petersburg branch of Financial University; Sergey Maksimovich Ashkinazi, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vladimir Semenovich Kulikov, the candidate of technical sciences, leading research associate, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Alexey Anatolyevich Obvintsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Acting Rector of Smolensk State University of Sport, Smolensk

Abstract

The article emphasizes the importance of preserving and strengthening the health of the younger generation of Russia. The experience of the Financial University is analyzed, in which, together with the specialists of the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, the program "Healthy Lifestyle" was developed and introduced into the educational process through lectures "Formation of healthy lifestyle competencies in the younger generation" and the involvement of students and teachers in the mass delivery of the VFSK GTO. The criteria for evaluating the effectiveness of the incorporation of the "Healthy Lifestyle" program into the educational process at the university, the formation of motivation for physical culture and sports among students were the attendance of physical culture classes, the positive dynamics of the number of those who passed and successfully passed the GTO complex, successful performance at various conferences on physical culture.

Keywords: GTO complex, motivation, students, formation of healthy lifestyle competencies, constitutional and legal aspects of the nation's health improvement, development of mass physical culture movement, physical culture, sports, testing, psychological diagnostics, survey.

ВВЕДЕНИЕ

Современные социальные реалии выдвигают физическое и духовное состояние на первые позиции, мотивируя юное поколение следить за своим поведением в обществе,

особенно за крепостью здоровья, тела и духа [3].

Формирование культа здорового образа жизни среди молодежи, воспитание здорового, духовно-нравственного человека, как носителя суверенитета, базового трудового ресурса экономического развития Российского государства - комплексная и основная цель нашего государства, о чём напрямую указывается в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-Ф3 [1]. Важно укреплять в сознании молодого поколения значимость физической культуры в их жизни, осознанное личностное волевое принятие принципов здорового образа жизни [2]. В решении этой задачи большую роль, в первую очередь, играет готовность к формированию здорового образа жизни нового поколения.

Социально-гигиенические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни (ЗОЖ), который занимает примерно 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. К другим факторам, непосредственно влияющим на здоровье, относятся:

- экология (влияние внешней среды) - 20-25%;

- наследственность - 20%;

- здравоохранение - 10%.

К факторам, формирующим здоровье населения, относятся:

1) питание;

2) двигательная активность;

3) половое воспитание;

4) природные факторы экологии человека [3].

В исследовании, проведенном Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Федеральным научным центром физической культуры и спорта (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК) в 2019 году в рамках реализации федерального проекта «Спорт - норма жизни», выяснилось, что доля занимающихся спортом среди подростков 6-12 лет составляет примерно 67%. Оказалось, что с возрастом превалирует тенденция уменьшения числа занимающихся физической культурой. Так, установлено, что всего лишь 41% молодых людей в возрасте 13-29 лет занимаются физической культурой и спортом. При ответе на вопрос «В чём причина нежелания заниматься спортом?» респонденты ответили: 26% - отсутствие рядом с домом спортивных секций, 23% - нехватка времени, 29% - проблемы со здоровьем, 17% - отсутствие желания [7].

Важно отметить, что благодаря пропаганде ЗОЖ в СМИ, работе преподавателей физической культуры, число молодых людей, систематически занимающихся физической культурой, увеличилось. При этом по данным ВЦИОМ в 2021 году число молодых людей в возрасте 18-24 лет, занимающихся физической культурой или спортом, увеличилось до 71%. А на вопрос «Основная причина, по которой нет возможности заниматься спортом?», респонденты ответили: нехватка времени - 32%, ограничения по здоровью - 19%, лень - 9%» [7].

Отметим, что по сравнению с результатами опроса 2019 года, которые приведены выше, в группе тех, кто не занимается спортом, на 9% увеличились те, у кого недостаточно времени на занятия, но при этом на 10% уменьшилась группа с противопоказаниями к занятиям физической культурой, и на 8% - те, у кого нет желания. На наш взгляд, это дополнительно свидетельствует о прогрессе в решении проблемы привлечения молодежи к активным занятиям физической культурой и спортом (рисунок 1).

100

Динамика вовлечения молодого поколения в занятия физической культурой или спортом 2019-2021 гг.

2019 2021

Рисунок - Динамика вовлечения молодого поколения в занятия физической культурой или спортом 2019-2021 гг.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Следуя политике государства, с целью популяризации и пропаганды здорового образа жизни у студентов, нами был проведен опрос «Здоровье и здоровый образ жизни» у студентов Финуниверситета, в котором приняли участие 125 респондентов 17-18 лет. В результате опроса выяснилось, что только 19% респондентов ведут здоровый образ жизни [5], что привело к выводу об острой необходимости проведения со студентами просветительской работы для повышения мотивации молодых людей к ведению здорового образа жизни посредством популяризации физической культуры и спорта, в частности вовлечения студентов в сдачу норм комплекса ГТО [6].

С этой целью для нашей выборки студентов в Финуниверситете был организован курс лекций по формированию компетенций здорового образа жизни. Было выделено несколько образовательных компетенций, которые стоит формировать как у педагогического состава образовательных учреждений для повышения распространения культуры спорта среди молодежи, так и у обучающихся, которые показаны в таблице 1.

Таблица 1 - Образовательные компетенции

№ Компетенция Задачи

1 Ценностно-семантическая компетентность Сформировать мировоззрение обучающегося, направленное на укрепление и защиту своего здоровья здоровье и ЗОЖ.

2 Общекультурная компетентность Раскрыть духовно-нравственные ценности об основах жизни семьи, социальных, общественных событиях и традициях, о значении спорта и физической культуры в жизни человека и общества.

3 Образовательная и познавательная компетентность Сформировать навыки самостоятельной познавательной, логической, общеобразовательной деятельности, направленные на личную компетентность, физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональный самоконтроль и самочувствие, а также сложные качества, связанные с основными безопасными жизненными действиями, личностью, регулярным воздействием и расширением мировоззрения деконструкции.

4 Коммуникативная компетентность Сформировать навыки операционного (техника общения), мотивационного (направленность на общение), эмоционально-волевого (эмпатия и саморегуляция) общения.

5 Социально-личностная компетентность Сформировать навыки и умения духовного, интеллектуального, физического самосовершенствования с целью конструктивного использования в сферах личностного и общественного ЗОЖ, социальной и трудовой деятельности, семейных отношений,

6 Информационная компетентность Сформировать навыки самостоятельно искать, анализировать и выбирать информацию о сохранении здоровья из интернет-сетей, социальных сетей, средств массовой информации. информационных потоков, систематизировать полученную информацию с целью дальнейшего использования в учебной деятельности, с последующим её представлением на семинарах, конференциях, форумах.

Некоторые показатели деятельности кафедры «Межкультурные коммуникации и общегуманитарные науки» Санкт-Петербургского филиала Финуниверситета совместно со специалистами НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург по инкорпорированию ЗОЖ, представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты внедрения программы ЗОЖ в Финуниверситете

№ Мероприятие 2021 год 2022 год

1 Психодиагностика, опрос 125 чел. 350 чел.

2 Лекция «Формирование навыков и компетенций ЗОЖ» 125 чел. 370 чел.

3 Выполнение норм ВФСК ГТО на площадке СК им. В.И. Алексеева Выборгского центра тестирования г. Санкт-Петербурга 125 чел. 350 чел.

4 Всероссийская научно-практическая конференция «Место и роль физической культуры в современном мире» в Финуниверситете 30 чел. 62 чел.

5 Всероссийская научно-практическая конференция «Физическая культура студентов» в НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург 7 чел. 37 чел.

6 XI Международная научно-практическая конференция «Трансформация экономики и управления: новые вызовы и перспективы в Финуниверситете 48 чел. декабрь

№ Мероприятие 2021 год 2022 год

7 Методическое сопровождение Буклеты ГТО, информационные стенды с по пропаганде ЗОЖ, встреча с олимпийцами Учебно-методическое пособие «Формирование навыков и компетенций здорового образа жизни у молодого поколения» [4]

8 Спортивное волонтёрство 2 чел. 4 чел.

ВЫВОДЫ

1. Инкорпорирование программы «Здоровый образ жизни» в образовательный процесс в вузе показало положительную динамику в изменении отношения студентов к физической культуре.

2. Студенты отметили, что у них появилась устойчивая мотивация к занятиям физической культурой и спортом, в связи с чем посещаемость занятий физической культурой заметно выросла, многие приобрели абонементы в спортзал.

3. Успешная сдача в 2021 году 125 студентов и преподавателей вуза комплекса ГТО послужила катализатором для последующей сдачи в 2022 году существенно большего количества - 350 студентов и преподавателей вуза.

4. Курс занятий «Формирование навыков и компетенций ЗОЖ» повлиял на активное участие и успешное выступление студентов на конференциях «Место и роль физической культуры в современном мире» в Финуниверситете, «Физическая культура студентов» в НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург и других.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Важным условием для успешной реализации программы «Здоровый образ жизни» в образовательном процессе вуза является вовлечение студентов личным примером, в связи с чем преподавателям физической культуры, безусловно, необходимо показывать готовность к сдаче ВФСК ГТО и ведению ЗОЖ.

Также следует учитывать тот факт, что необходимо согласовать с руководством вуза дополнительные баллы, повышенные стипендии студентам, принявшим активное участие в программе «Здоровый образ жизни», поскольку такие поощрения являются отличным стимулом для дальнейшего саморазвития, повышения компетенций в формировании ЗОЖ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция). // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.11.202й).

2. Новиков А.Б. Конституционно-правовые основы оздоровления нации: аспекты медицины, физической культуры и спорта / А.Б. Новиков, Н.А. Рагозина, Г.В. Сытник // Спорт, человек, здоровье : Материалы X Международного Конгресса, посвященного 125-летию со дня создания НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург : Политех-пресс, 2021. - С. 351-354.

3. Рагозина, Н. А. О балансе здорового духа и здорового тела / Н.А. Рагозина // Спорт, человек, здоровье : Материалы X Международного Конгресса, посвященного 125-летию со дня создания НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург : Политех-Пресс, 2021. - С. 360-362.

4. Рагозина, Н.А. Формирование навыков и компетенций здорового образа жизни у молодого поколения: учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлениям подготовки УГСН 38.00.00 / Н.А. Рагозина, Г.В. Сытник. - Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2022. — 84 с.

5. Комплекс ГТО в формировании мотивации к занятиям физической культурой и здорового образа жизни у студентов вузов (к 90-летию комплекса ГТО) / Г.В. Сытник, С.М. Ашкинази,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.