Научная статья на тему 'Формирование компетенций в сфере безопасности жизнедеятельности средствами деловой игры'

Формирование компетенций в сфере безопасности жизнедеятельности средствами деловой игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCES / BUSINESS GAME / IMITATING GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаков Олег Анатольевич

В статье обосновывается актуальность использования активных методов обучения в рамках компетентностного подхода, рассматривается методика организации деловых имитационных игр в учреждениях среднего профессионального образования по дисциплине «Aезопасность жизнедеятельности»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author explains the relevance of the use of active educational methods in the competence approach. The methods of organization of business imitating games on the discipline Personal and social sefity in institutions of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций в сфере безопасности жизнедеятельности средствами деловой игры»

Исаков О.А.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Isakov O.A.

FORMING OF COMPETENCES IN THE SPHERE OF PERSONAL AND SOCIAL SAFETY BY THE USE OF BUSINESS GAME

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, деловая игра,

имитационная игра.

Key words: competence approach, competences, business game, imitating game.

Аннотация

В статье обосновывается актуальность использования активных методов обучения в рамках компетентностного подхода, рассматривается методика организации деловых имитационных игр в учреждениях среднего профессионального образования по дисциплине «Безопасност ь жизнедеятельности».

Abstract

The author explains the relevance of the use of active educational methods in the competence approach. The methods of organization of business imitating games on the discipline “Personal and social sefity ” in institutions of secondary vocational education.

В материалах о модернизации образования одним из важнейших концептуальных положений обновления содержания образования провозглашается компетентностный подход. Данный подход - это приоритетная ориентация на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индиви-дуальности1.

Для реализации компетентностного подхода требуется соответствующая организация образовательного процесса, изменение роли преподавателя, владеющего соответствующими педагогическими технологиями, в которых акцент ставится на методах, стимулирующих обучение посредством действия, обмена опытом, творческого решения проблем, исследования ролевых моделей.

Компетентностный подход усиливает практическую ориентированность образования, его прагматический, предметно-профессиональный аспект. Такой подход демонстрирует необходимость подтверждения знаний умениями, делая акцент на практической стороне вопроса2.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» играет большую роль в развитии личности молодого человека. Данный курс предполагает формирование компетенций студентов по реализации безопасного существования в сложной техногенной среде обитания, которой является современная окружающая человека среда. Формой воссоздания содержания данной среды и моделирования систем отношений, которые характерны для той или иной деятельности, является деловая игра.

На этапе разработки сценария деловой игры мы руководствуемся следующими принципами:

- Принцип имитационного моделирования содержания деятельности в конкретных условиях;

1 Зеер Э.Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном

образовании // Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып. 5 / Отв.ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагу-зова.- М., 2007. - С.345.

2 Матвеева Т.А. Понятийный аппарат компетентностного подхода в профессиональном образовании // Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып. 5. - М., 2007. - С. 357.

- Принцип воссоздания проблемных ситуаций через систему игровых заданий, содержащих некоторые противоречия и вызывающих у учащихся затруднения;

- Принцип совместной деятельности участников;

- Принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки согласованных решений;

- Принцип двуплановости игровой учебной деятельности1.

Деловая игра решает серьезные задачи по развитию личности специалиста. Обучаемые усваивают знания, умения, приобретают профессиональные и социальные компетенции, но эта серьезная деятельность реализуется в игровой форме, что позволяет учащимся эмоционально и интеллектуально раскрепоститься, проявить творческую инициативу. Так, например, задачами деловой игры «Действия населения в чрезвычайных ситуациях» являются: контроль знаний и умений по темам «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени» и «Первая медицинская помощь при массовых поражениях»; отработка скоростносиловой подготовки; развитие коммуникативных способностей учащихся. Игровая форма занятия создается при помощи различных приемов: включением звуковых эффектов, проведением эстафеты-эвакуации, объявлением химической опасности, созданием ситуаций подготовки поста химического наблюдения, необходимости оказания первой медицинской помощи товарищу.

Для стимулирования и побуждения к учебной деятельности используется элемент соревнования, проведения мини-олимпиады, моделируются конкретные условия, с которыми могут столкнуться учащиеся при различных чрезвычайных ситуациях.

Практика показывает, что в сценарий игры следует включить следующие элементы: вступительное слово преподавателя с пояснением целей, задач занятия, системы оценок, сигнал гражданской обороны «Внимание всем!», оповещение о чрезвычайной ситуации по трансляционной сети, эстафету-эвакуацию на время, выполнение нормативов гражданской обороны по применению средств индивидуальной защиты (одевание противогаза, одевание Л-1), ответы на теоретические вопросы, оказание первой медицинской помощи (наложение повязок и шин), подведение итогов.

Деловая имитационная игра позволяет создать систему действий, направленную на тренировку внимания, памяти, мышления. Решаются задачи, развивающие такие функции психики, как познавательная, регулятивная, коммуникативная2. Все это в целом позволяет формировать физическую и психическую готовность студентов к действиям в реальных условиях чрезвычайных ситуаций.

Библиографический список

1. Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. Вып. 5 / Отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 592 с.

2. Основы безопасности жизнедеятельности / Смирнов А.Т., Фролов М.П. и др. - М.,

1997.

3. Мигун О.Г., Ковалев А.В. Безопасность жизнедеятельности и имитационные игры.

- Серпухов, 2000.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д, 2002. -672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.