Научная статья на тему 'Формирование компетенций преподавателя высшей школы: компетентностная парадигма образования'

Формирование компетенций преподавателя высшей школы: компетентностная парадигма образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCY-BASED EDUCATION PARADIGM / HIGHER EDUCATION SYSTEM / TEACHER / HIGHER SCHOOL / EDUCATION / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондин Виктор Иванович, Латышева Анна Трофимовна, Самыгин Сергей Иванович

В связи с переходом на новые образовательные стандарты и применение компетентностной парадигмы в системе образования, исследовательский интерес направлен на изучение процесса формирования компетенций современного преподавателя высшей школы. Применяя компетентностную парадигму к формированию профессиональных компетенций преподавателя, авторы данной статьи выделяют знаниевый подход, деятельностный подход, моделирование педагогических компетенций, психологию педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондин Виктор Иванович, Латышева Анна Трофимовна, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPETENCE OF A HIGHER SCHOOL TEACHER: COMPETENCE OF EDUCATION PARADIGM

In connection with the transition to new educational standards and the application of the competence paradigm in the educational system, research interest is directed towards studying the process of forming the competencies of a modern teacher of higher education. Applying the competence paradigm to the formation of professional competencies of a teacher, the authors of this article highlight the knowledge-based approach, the activity-based approach, the modeling of pedagogical competencies, and the psychology of teacher education.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций преподавателя высшей школы: компетентностная парадигма образования»

УДК 316

Бондин Виктор Иванович

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретические основы физического воспитания и спорта, Южный федеральный университет centrepav@mail. ru Латышева Анна Трофимовна

кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики и социокультурного развития личности, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета 89281115155@mail.ru Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом, Ростовский государственный экономический университет darya.maksimovich@gmail.com Viktor I. Bondin

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department "Theoretical Foundations of Physical Education and Sports", of the "Southern Federal University" centrepav@mail .ru Anna T. Latysheva

candidate of sociological sciences, the associate professor of pedagogics and sociocultural development of the identity of the Taganrog institute of A. P. Chekhov - branch of the Rostov state economic university. 89281115155@mail.ru Sergey I. Samygin

Doctor of Sociology, Professor of department ofjudicial examination and criminalistics of the Rostov state economic university darya.maksimovich@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ

FORMATION OF COMPETENCE OF A HIGHER SCHOOL TEACHER: COMPETENCE OF EDUCATION PARADIGM

Аннотация. В связи с переходом на новые образовательные стандарты и применение компетентностной парадигмы в системе образования, исследовательский интерес направлен на изучение процесса формирования компетенций современного преподавателя высшей школы. Применяя компетентностью парадигму к формированию профессиональных компетенций преподавателя, авторы данной статьи

выделяют знаниевый подход, деятельностный подход, моделирование педагогических компетенций, психологию педагогического образования.

Ключевые слова: компетентностная парадигма образования, система высшего образования, преподаватель, высшая школа, образование, компетенция, компетентность.

Abstract. In connection with the transition to new educational standards and the application of the competence paradigm in the educational system, research interest is directed towards studying the process of forming the competencies of a modern teacher of higher education. Applying the competence paradigm to the formation of professional competencies of a teacher, the authors of this article highlight the knowledge-based approach, the activity-based approach, the modeling ofpedagogical competencies, and the psychology of teacher education.

Keywords: competency-based education paradigm, higher education system, teacher, higher school, education, competence, competence.

Образование выступает в качестве базового элемента развития любого государства, развития человеческого потенциала, снижения социального неравенства. Система современного высшего образования в России находится в процессе технологического и технического обновления, что обусловлено растущей ролью организационных и информационных технологий [1, 2].

В связи с изменениями в системе российского образования, связанным с расширением «знаниевой» парадигмы и дополнением данной парадигмы «компетентностной» (деятельностной) составляющей, российская высшая школа ощущает острую потребность в квалифицированных педагогических кадрах и предъявляет особые требования к преподавателю, к его компетенциям. Новые образовательные стандарты диктуют свои правила, в которых обозначено, что современный преподаватель должен быть не только интересным лектором, но и обладать компетенциями менеджера, тренера, организатора самостоятельной работы студентов.

Одним из направлений в социологии образования являются работы, касающиеся качества образовательного процесса, где важную роль играет профессорско-преподавательский состав высшей школы [3]. В рамках данных работ рассматривается образ преподавателя в системе высшего образования, его профессиональные качества [4, 5].

Анализ содержания федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) по различным направлениям подготовки и специальностям свидетельствует о том, что в компонентном составе представленных компетенций ключевыми элементами являются понятия «способность» и «готовность» [6].

Прежде чем приступить к компетентностной парадигме в области формирования компетенций преподавателя высшей школы, остановим взор на категориях «компетентность» и «компетенция» применительно к социально-педагогической деятельности преподавателя.

По мнению С.Д. Резник и О.А. Вдовиной, профессиональная компетентность преподавателя высшей школы представляет собой «целостную совокупность компетенций, необходимых для реализации основных направлений его деятельности: учебной, методической, научной, воспитательной, участия в управлении кафедрой, факультетом, вузом». Компетентность - это «совокупность свойств личности, позволяющих ей качественно выполнять деятельность, направленную на разрешение проблем» в той или иной области образования. При этом указанные выше ученые, дифференцируя понятие «компетентность» и «компетенция», подчеркивают, что компетенция - это «характеристика места, а не лица, т.е. параметр социальной роли человека»; кроме того «это то, на что претендует личность, это круг вопросов», по которым она хорошо осведомлена, «обладает познаниями и опытом» [7, с. 53].

Основные положения, принципы и роль компетентностного подхода в современном российском образовании в своей работе приводит И.А. Зимняя. Автор обозначает, что компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях [8].

В данной работе мы будем опираться на определение компетентности, предложенной Л.В. Лонской, рассматривающей компетентность в области профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы как особую систему, совокупность знаний, умений и навыков организации образовательного процесса «и опыта проектирования методических подходов, оценивания учебных достижений обучающихся и формирования профессиональной коммуникации» [9].

Компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность [10].

Действительно, если преподаватель соответствует этой социальной роли, то можно полагать, что он обладает компетентностью по данному кругу вопросов.

Существует две основных парадигмы образования: знаниевая и компетентностная. Поскольку формирование компетентности преподавателя высшей школы представляет собой, прежде всего формирование знаний, то знаниевая парадигма обладает большой значимостью при формировании компетентности преподавателя высшей школы. В рамках данной парадигмы преподаватель сам рассматривается в качестве ресурса, средства, которое позволит найти решение важнейших задач, стоящих перед государством. При помощи данной парадигмы человек получает знания в готовом виде - так как основа данного подхода - это дать знания. На основе данной парадигмы личность обучается: знания, которые она получает, обучают ее решать поставленные задачи, отвечать правильным образом на вопросы, стоящие перед ней. Также в рамках данной парадигмы происходит обучение в области

усвоения формулировок, доказательств и воспроизведения информации. То есть, преподаватель обучает описывать позицию других, но при этом не выражает собственное мнение. Организация учебного процесса в рамках знаниевой парадигмы протекает по схеме: представление информации -восприятие - закрепление - контроль. Если же мы посмотрим на кометентностный подход к обучению, то здесь человек рассматривается как главная цель образования. Используя компетентностную парадигму в образовании, человек может научиться анализировать, изучая прошлый опыт. В рамках данной парадигмы он самостоятельно учится добывать, выстраивать личностные знания на основе разнородной, разноплановой информации, учится ставить задачи, интегрировать идеи, учится усваивать способ мышления, приводящий к открытию новых знаний, работать с информацией, производя ее классификацию. Он использует в профессиональной деятельности педагогические технологии и новые информационные технологии для добывания необходимой информации.

На наш взгляд, данные парадигмы, в виде симбиоза знаниевого и компетентностного подходов, служат наиболее полному формированию компетенций преподавателя высшей школы и его продуктивному выполнению профессиональной деятельности.

Исходя из обобщенных компетенций к преподавателю высшей школы и разработанного профессионального стандарта к преподавателю высшей школы, и формируется компетентность преподавателя высшей школы.

Рассматривая вопрос формирования компетенций преподавателя высшей школы, мы представляем некий набор компетенций преподавателя -определенную модель. То есть, преподаватель высшей школы обладает совокупностью необходимых для педагогической деятельности компетенций: в рамках области знаний, в которых осуществляет свою трудовую деятельность преподаватель, и формируется модель компетенций преподавателя высшей школы. При моделировании системы педагогических компетенций целесообразно использовать структуру компетенции, предложенную в работе М.М. Спенсер и С.М. Спенсера [11]. То есть, в рамках модельного подхода выстраивается система, которая помогает преподавателю осуществлять свою профессиональную деятельность: Мотивы - Психофизиологические особенности (свойства) - Я-концепция -Знания - Умения и навыки [12]. Мотивы направляют и дают возможность сделать выбор стратегий поведения. Психофизиологические характеристики позволяют выработать соответствующие реакции на ситуации или информацию. Установки, ценности или образ-Я человека определяют действия преподавателя. Умения и навыки - это способность преподавателю выполнять определенную физическую или умственную задачу на основе полученных ранее знаний.

Поскольку мы видим, что в профессиональной деятельности важны психофизиологические характеристики, то актуально прибегнуть к психологии профессионального образования [13]. На основе данного подхода выделяются этапы организации обучения для формирования компетентности

преподавателя высшей школы. Сначала идет когнитивно-ориентированное обучение. На данном этапе происходит работа с психолого-педагогической информацией: получение, осмысление, структурирование и трансляция аудитории. В процессе деятельностно-ориентированного обучения выполняются практико-ориентированные задания. Затем идет личностно-ориентированное обучение - анализ хода и результатов выполненной работы, осмысление полученного опыта, рефлексия по поводу личностных изменений, определение стратегии собственной профессионально-педагогической деятельности.

Итак, резюмируя, скажем, что в области социологии образования выделены две основные парадигмы образования: знаниевая и компетентностная. Изменения в системе российского образования связаны с расширением «знаниевой» парадигмы и дополнением данной парадигмы «компетентностной» (деятельностной) составляющей.

Таким образом, профессиональная готовность преподавателя высшей школы к своей деятельности не исчерпывается приобретением фундаментальных теоретических знаний. Требуются особые педагогические умения, стремление развивать творческий потенциал свой собственный и студенческий, настрой на соответствующую деятельность, умение использовать свои личностные возможности в решении педагогических задач в конкретных условиях.

Литература:

1. Gafiatulina N.Kh., Makadei L.I., Gluzman I.V., et al. (2019). Integration of health-saving technologies in the process of educational and professional socialization of the Russian student-age population. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. Т. 8. № 2.1. С. 293 - 300.

2. Gafiatulina N.Kh., Rachipa A.V., Vorobyev G.A., et al. Socio-political changes as a socio-cultural trauma for the social health of russian youth // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018.V. 8. No. 5. Pp. 602-609.

3. Фадеева И.М. Социальные и психологические аспекты имиджа преподавателя исследовательского университета // Интеграция образования. 2012. № 4 (69). - С. 92-97.

4. Боровкова Т.И., Зачиняева Е.Ф. Ключевые компетенции педагога в эпоху постмодерна // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1 // URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27392/

5. Бондин В.И., Толстокора О.Н. Педагогическая диагностика компетенций в образовательных программах подготовки бакалавров по физической культуре // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018. №4. С. 52-54.

6. Бондин В.И., Марченко М.В. К вопросу о терминологии в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования // Интернет-журнал Мир науки. 2017. Т.5, №1.

7. Резник С.Д., Вдовина О.А. Преподаватели вузов России: формирование и развитие профессиональных компетенций: монография. М., 2020. 140 с.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: ПКПС, 2004.

9. Лонская Л.В. Теоретико-методические подходы к формированию компетентности преподавателя высшей школы в области профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.

10. Сергеев Г.А. Компетентность и компетенции в образовании: монография. Владимир, 2010.107 с.

11. Спенсер Л., Спенсер С.М. Компетенции на работе. М., 2005. 384

с.

12. Петровичев В.М., Коннова З.И. Методологические подходы к моделированию педагогических компетенций преподавателя вуза // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-modelirovaniyu-pedagogicheskih-kompetentsiy-prepodavatelya-vuza.

13. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М., «Академия», 2013. 416 с.

Literature:

1. Gafiatulina N.Kh., Makadei L.I., Gluzman I.V., et al. (2019). Integration of health-saving technologies in the process of educational and professional socialization of the Russian student-age population. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. Т. 8. № 2.1. С. 293 - 300.

2. Gafiatulina N.Kh., Rachipa A.V., Vorobyev G.A., Kasyanov V.V., Chapurko T.M., Pavlenko I.I., Samygin S.I. Socio-political changes as a socio-cultural trauma for the social health of russian youth // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018.V. 8. No. 5. Pp. 602-609.

3. Fadeeva I.M. Social and psychological aspects of the image of a teacher at a research university // Integration of education. 2012. No.4. P. 92-97.

4. Borovkova T.I., Zachinyaeva E.F. Key competencies of the teacher in the postmodern era // Modern problems of science and education. 2018. No. 1 // URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27392.

5. Bondin V.I., Tolstokora O.N. Pedagogical diagnosis of competencies in educational programs for the preparation of bachelors in physical education // Physical Culture: education, training, training. 2018. No4. Р. 52-54.

6. Bondin V.I., Marchenko M.V. To the question of terminology in the federal state educational standards of higher education // Internet magazine World of Science. 2017. V. 5, No. 1.

7. Reznik S.D., Vdovina O.A. Teachers of Russian universities: the formation and development of professional competencies: a monograph. M., 2020.140 р.

8. Zimnya I.A. Key competencies as an effective and targeted basis for a competency-based approach to education. M.: PKPS, 2004.

9. Lonskaya L.V. Theoretical and methodological approaches to the formation of the competence of a teacher of a higher school in the field of

professional pedagogical activity. Abstract dis. ... candidate of pedagogical sciences. M., 2013.

10. Sergeev G.A. Competency and competencies in education: a monograph. Vladimir, 2010.107p.

11. Spencer L., Spencer S.M. Competencies at work / M., 2005. 338 p.

12. Petrovichev V.M., Konnova Z.I. Methodological approaches to modeling the pedagogical competencies of a university teacher // Izvestiya TulGU. Humanitarian sciences. 2014. No. 4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-modelirovaniyu-pedagogicheskih-kompetentsiy-prepodavatelya-vuza.

13. Zeer E.F. Psychology of vocational education: a textbook for students. institutions of higher prof. education. M., "Academy", 2013. 416 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.