Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ ИНДУСТРИИ 4.0: РЕКОМЕНДАЦИИ К ДЕЙСТВИЮ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ ИНДУСТРИИ 4.0: РЕКОМЕНДАЦИИ К ДЕЙСТВИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ 4.0 / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПАНИИ / ПАНДЕМИЯ / КАЗАХСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевякова Анна Леонидовна, Петренко Елена Степановна, Набиев Ербоз Набиевич, Мамбетова Сагыныш Шубаевна, Ескерова Замира Аубакировна

В статье раскрываются возможные рекомендации к действию по формированию компетенций (с акцентом на цифровых компетенциях), которые вызваны возрастающими требованиями Индустрии 4.0 и стремительным ростом цифровизации в экономике. В этом контексте важно подготовить персонал путем повышения осведомленности о происходящих изменениях и возникающих новых требованиях к квалификации и компетенциям. В статье обсуждаются и анализируются необходимые компетенции для успешной интеграции казахстанских предприятий в Индустрию 4.0. В статье предложено разделение казахстанских субъектов экономики на три контактные аудитории: непосредственно компании, провайдеры образования и государственные институты, также предложен проект чек-листа для компаний по развитию компетенций для Индустрии 4.0, включающий в себя рекомендации и описание возможных угроз и препятствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шевякова Анна Леонидовна, Петренко Елена Степановна, Набиев Ербоз Набиевич, Мамбетова Сагыныш Шубаевна, Ескерова Замира Аубакировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING COMPETENCIES FOR INDUSTRY 4.0: RECOMMENDATIONS FOR ACTION

The author of the article reveal possible recommendations for action on the competencies formation (with an emphasis on digital competencies), which are caused by the increasing requirements of Industry 4.0 and the rapid growth of digitalization in the economy. In this context, it is important to train staff by raising awareness of the ongoing changes and emerging new requirements for qualifications and competencies. The authors of the article discuss and analyze the necessary competencies for the successful integration of Kazakhstani enterprises into Industry 4.0. The division of Kazakhstan's economic entities into three contact audiences is suggested. They are as follows: directly companies, education providers and state institutions. A Draft Checklist for companies to develop competencies for Industry 4.0, which includes recommendations and a description of possible threats and obstacles, is developed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ ИНДУСТРИИ 4.0: РЕКОМЕНДАЦИИ К ДЕЙСТВИЮ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 11 • Номер 3 • Март 2021 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

Формирование компетенций

для Индустрии 4.0: рекомендации к действию

Шевякова А.Л. 1, Петренко Е.С. 2, Набиев Е.Н. 3, Мамбетова С.Ш. 3, Ескерова З.А. 3

1 ЧУ «Академия «Bolashaq», Караганда, Казахстан

2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

3 Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, Караганда, Казахстан

АННОТАЦИЯ:_

В статье раскрываются возможные рекомендации к действию по формированию компетенций (с акцентом на цифровых компетенциях), которые вызваны возрастающими требованиями Индустрии 4.0 и стремительным ростом цифровизации в экономике. В этом контексте важно подготовить персонал путем повышения осведомленности о происходящих изменениях и возникающих новых требованиях к квалификации и компетенциям. В статье обсуждаются и анализируются необходимые компетенции для успешной интеграции казахстанских предприятий в Индустрию 4.0. В статье предложено разделение казахстанских субъектов экономики на три контактные аудитории: непосредственно компании, провайдеры образования и государственные институты, также предложен проект чек-листа для компаний по развитию компетенций для Индустрии 4.0, включающий в себя рекомендации и описание возможных угроз и препятствий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Индустрия 4.0, цифровизация, цифровые компетенции, дистанционное обучение, интернет, цифровые технологии, компании, пандемия, Казахстан.

Building competencies for Industry 4.0: recommendations for action

Shevyakova A.L.1, Petrenko E.S.2, NabievE.N.3, Mambetova S.Sh.3, Eskerova Z.A.3

1 Bolashaq Academy, Kazakhstan

2 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

3 Academician Y.A. Buketov Karaganda State University, Kazakhstan

Введение

Индустрия 4.0 влияет на изменение экономической парадигмы, предоставляя возможности для повышения эффективности социально-экономических процессов (например, увеличение количества сотрудников работающих на удаленном доступе), а также появляется потенциал для развития и трансформации бизнес-моделей не только для компаний, но и регионов (например, высокоскоростной и безлимитный доступ в Интернет, а также бесперебойное электроснабжение как основной фактор инвестиционной привлекательности). Цифровые

преобразования все больше изменяют сложившиеся жесткие производственно-сбытовые взаимосвязи. На их месте появляются очень гибкие сети создания стоимости, рынки платформ и инновационные интеллектуальные услуги. Круглосуточный доступ к сетям продуктов, процессов, институтов (например электронное правительство) и инфраструктурным составляющим (возможность оплаты через Е-банкинг) в реальном времени открывает четвертую промышленную революцию, производство, техническое обслуживание и поставка, а также обслуживание клиентов реализуются все чаще через Интернет. Повышение эффективности технологических процессов в результате развития Индустрии 4.0, а также разработка и внедрение новых бизнес-моделей под влиянием усиливающейся цифровизации требуют новых компетенции в области управления и у непосредственно персонала.

Основной фокус исследования сосредоточен, в частности, на тех компетенциях, которые позволяют более эффективно разрабатывать процессы и преобразовывать «классические» отрасли посредством Интернета.

Казахстан имеет все возможности для того, чтобы стать ведущим рынком для инновационных решений в области интернет-технологий. Страна обладает не только достаточно развитым промышленным сектором, но и существенными преимущест-

ABSTRACT:_

The author of the article reveal possible recommendations for action on the competencies formation (with an emphasis on digital competencies), which are caused by the increasing requirements of Industry 4.0 and the rapid growth of digitalization in the economy. In this context, it is important to train staff by raising awareness of the ongoing changes and emerging new requirements for qualifications and competencies. The authors of the article discuss and analyze the necessary competencies for the successful integration of Kazakhstani enterprises into Industry 4.0. The division of Kazakhstan's economic entities into three contact audiences is suggested. They are as follows: directly companies, education providers and state institutions. A Draft Checklist for companies to develop competencies for Industry 4.0, which includes recommendations and a description of possible threats and obstacles, is developed.

KEYWORDS: Industry 4.0, digitalization, digital competencies, e-learning, Internet, digital technologies, companies, pandemic, Kazakhstan

JEL Classification: D83, I26, J24, M10, M15 Received: 22.01.2021 / Published: 28.02.2021

015, 030

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Shevyakova A.L. (shevyakova.anna@gmai1.com)

CITATION:_

Shevyakova A.L., Petrenko E.S., Nabiev E.N., Mambetova S.Sh., Eskerova Z.A. (2021) Formirovanie kompetentsiy dlya Industrii 4.0: rekomendatsii k deystviyu [Building competencies for Industry 4.0: recommendations for action]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 1 1. (3). - 715-734. doi: 10.18334/epp.11.3.111815

вами в виде развитых ^-технологий в бизнесе, доступности Интернета и мобильной связи и готовности принимать и развивать соответствующие ключевые технологии. Таким образом, Индустрия 4.0 может поддерживать и создавать высококачественные рабочие места и генерировать стабильный экономический рост. Также в целях социально-демографических изменений Индустрия 4.0 открывает новые перспективы, например, снижая физическую нагрузку на персонал, высвобождая дополнительное время (из-за возможности работы не только в офисе и, как следствие, пиковой нагрузки на общественный транспорт). В целом Индустрия 4.0 предлагает значительные преимущества не только для крупных компаний, но и для малых и средних предприятий.

Четвертая промышленная революция также ведет к длительному изменению в мире труда. Новая степень гибкости и цифровые сети требуют инновационных квалификационных решений и системного поведения автономно действующих кибер-физических систем, которые должны обладать интуитивно понятным интерфейсом освоения и управления пользователем. Первоначальный анализ, проведенный в рамках данного исследования, определил необходимость в дальнейшем обучении на трех уровнях действия в компании:

• необходимость повышения информированности у потенциальных пользователей о преимуществах Индустрии 4.0 и функционировании киберфизических систем для управления, особенно у лиц, принимающих решения;

• углубленное понимание возможных режимов дистанционной работы для тех, кто участвует в планировании деятельности субъектов бизнеса с целью более объективной оценки преимуществ и недостатков новых систем;

• формирование и развитие новых компетенций с упором на цифровые, чтобы подготовить сотрудников к удаленному взаимодействию [1].

ОБ АВТОРАХ:_

Шевякова Анна Леонидовна, доцент кафедры «Финансы», кандидат экономических наук (вЬеууакоуа. anna0gmai1.com)

Петренко Елена Степановна, профессор кафедры теории управления и технологий бизнеса, доктор экономических наук (petrenko_ye1ena0bk.ru)

Набиев Ербоз Набиевич, профессор кафедры «Экономика и международный бизнес», кандидат экономических наук (n.erboz@bk.ru)

Мамбетова Сагыныш Шубаевна, доцент кафедры «Менеджмент», кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Менеджмент» (sagynysh.2O120mai1.ru)

Ескерова Замира Аубакировна, старший преподаватель кафедры «Менеджмент», магистр экономических наук (zamirra_e0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Шевякова А.Л., Петренко Е.С., Набиев Е.Н., Мамбетова С.Ш., Ескерова З.А. Формирование компетенций для Индустрии 4.0: рекомендации к действию // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. -Том 11. - № 3. - С. 715-734. Сог 10.18334^.11.3.111815

Таким образом, изменение и гибкость управленческих, производственных и логистических процессов также обусловливают необходимость повышения квалификации в области цифровых технологий. В настоящее время все еще не хватает систематических опросов о требованиях к компетентности персонала компаний. В частности, мало что известно о потребностях малого и среднего бизнеса. Кроме того, существует недостаток подходящих квалифицированных предложений на образовательном рынке, ориентированных на формирование цифровых пользовательских компетенций.

Цель этой статьи состоит в том, чтобы показать, что ключевой фактор успеха для перехода на Индустрию 4.0 заключается в повышении осведомленности всех заинтересованных сторон, особенно среди субъектов МСБ, о требованиях, потенциале и преимуществах четвертой промышленной революции и нарастающей цифровизации.

Научная новизна: разработка проекта чек-листа для компаний по развитию компетенций для Индустрии 4.0, включающего в себя рекомендации и описание возможных угроз и препятствий, а также учитывающего общие аспекты в формировании цифровых компетенций. Также предложена классификация казахстанских субъектов экономики на три контактные аудитории: непосредственно компании, провайдеры образования и государственные институты (Казахстан относится к странам с активным вмешательством государства в экономику).

Авторская гипотеза. Индустрия 4.0 основывается на фундаментальном предположении, что на казахстанских предприятиях существует значительная потребность в развитии компетенций, в том числе и цифровых. Но при этом малые и средние предприятия имеют различные приоритеты в развитии необходимых компетенций персонала в зависимости от специфики бизнеса. Тем не менее целенаправленные меры по повышению цифровых компетенций сотрудников являются ключом к более успешному функционированию и степени адаптивности компаний к изменяющимся условиям внешней среды.

Методологический подход. Для рассмотрения поднятого вопроса о формировании компетенций для Индустрии 4.0 и разработки рекомендаций к действию была выбрана взаимосвязанная методическая процедура, состоящая из литературных и эмпирических компонентов. В данной статье нами представлены основные рекомендации к действию для непосредственно компаний, провайдеров образования и государственных институтов Казахстана, которые могут способствовать более эффективному формированию компетенций персонала.

Рекомендации к действию и предложения

Проведенное исследование подтверждает, что в казахстанских компаниях существует значительная потребность в интенсификации развития компетенций для Индустрии 4.0. Кроме того, существуют конкретные потребности и приоритеты малых и средних предприятий по обеспечению представленности в Интернете, доступности интерфейсов сайтов организации и логистических процессов. Например, для кли-

ента важно не только иметь возможность найти, сравнить и выбрать предложения по интересующему вопросу, но и наличие круглосуточной поддержки, а также возможность выбора способа и времени доставки (в условиях пандемии наблюдается все большее смещение покупателей в виртуальную реальность). Также важно продвигать необходимость повышения квалификации сотрудников в области информационных технологий как ключ к формированию цифровой трансформации бизнеса [2] (Abele, Chryssolouris, Sihn, Metternich, 2017).

Важнейшая цель развития компетенций для Индустрии 4.0 в казахстанских компаниях и повышение квалификации рабочей силы должны помочь избежать так называемого цифрового разрыва, поскольку цифровизация является фундаментальной опорой Индустрии 4.0. Например, анализ больших объемов данных позволяет исследовать тренды и тенденции рынка, отслеживать изменения с высокой скоростью, что может обеспечить конкурентное преимущество, использовать моделирование системы создания стоимости и вероятностных сценариев развития для предвидения даже сложных систем в действии (онлайн-симуляция). Успешное использование таких сложных цифровых технологий, конечно, возможно путем делегирования части задач на аутсорсинг консалтинговым и маркетинговым компаниям, использующим современные инструменты (например, Data Scientists или EPAM [6, 21]), но все равно требует всестороннего понимания методов и концепций со стороны пользователей. Этот запас знаний и опыта является сложным в зависимости от целевой группы, особенно в случае появления ранее неизвестных контекстов (функционирование мировой экономики с марта 2020 года в условиях нестабильной пандемии и вызванные этим ограничения бизнеса).

В связи с большой важностью цифровизации необходимо сокращать возможный разрыв между крупными компаниями, которые являются пионерами в реализации Индустрии 4.0, и субъектами МСБ, которые все еще имеют значительное отставание (например, отсутствие сайтов в Интернете или представленности в социальных сетях) [11, 16] (Vasilchikov, Gagarinskaya, Obushchenko, 2018).

Для достижения этой цели компании должны быть сначала ознакомлены с потенциалом и проблемами Индустрии 4.0. Это касается как руководства, так и персонала (не стоит забывать о встроенном сопротивлении инновациям и инерционности мышления, тем более что пандемия усилила чувство неуверенности в людях). В дополнение к функциональности Индустрии 4.0 преимущества и конкретные стратегии осуществления преобразования производства должны демонстрироваться примерами успешного применения цифровых технологий (например, прорывной рост в секторе доставки еды). Это полезно для объяснения преимуществ, вариантов реализации и (или) инвестиционных рисков (например, удовлетворенность и лояльность клиентов к сервисам доставки еды зависят не только от вкуса как субъективной категории оценки качества, но и оптимального функционирования логистических систем - скорости доставки, наличия обратной связи и т.д.).

Кроме того, важно также понимать, что цифровизация имеет в определенном смысле разрушительный характер для предприятий, надеющихся вести бизнес только по модели F2F, то есть «вживую». Индустрия 4.0 является именно платформой для разработки инновационных бизнес-моделей.

По нашему мнению, важную роль по-прежнему будут продолжать играть традиционные способы образования и подготовки кадров. Но вместе с ними цифровые методы развития компетенций, с помощью которых компании могут привлечь внимание потребителей, должны также привлекаться, и обучение должно быть целенаправленно для решения специфических потребностей и (или) целевых проблем [3, 5, 7] (Bloom, Engelhart, Furst, Hill, Krathwohl, 1956; Kagermann, Wahlster, Helbig, 2013). Такие инструменты имеют широкий радиус охвата и могут обеспечить индивидуальное развитие компетенций. Консалтинговые и (или) обучающие центры, профессиональные ассоциации и Центры развития компетенций на предприятиях (актуально для крупного бизнеса) могут быстрее реагировать на новое содержание или требования Индустрии 4.0 с помощью цифровых технологий, вебинаров, онлайн-семинаров и т.п. Учитывая динамику развития экономики в условиях пандемии, представляется необходимым внедрять новые и инновационные решения для расширения существующего ассортимента и поощрять компании к тому, чтобы они находили свои собственные индивидуальные пути.

В целях содействия развитию компетенций для Отрасли 4.0, по нашему мнению, укрупненно требуются три контактные аудитории: непосредственно компании, провайдеры образования и государственные институты (Казахстан относится к странам с активным вмешательством государства в экономику). Ниже приведены рекомендации к действию для каждой группы. Они являются результатом проведенного исследования по развитию компетенций для Индустрии 4.0 и могут служить основой для дальнейшего обсуждения темы.

1.Рекомендации для компаний

Текущее состояние исследований и опыт внедрения технологий Индустрии 4.0 на примере ведущих стран показывает, какие возможности и риски несет для компаний цифровизация [4, 9, 10]. Крупными компаниями и отраслевыми ассоциациями разработаны и предлагаются практические руководства по их внедрению. Однако когда дело доходит до введения новых технологий, многие компании сталкиваются с трудностями. Учитывая это, разработанные нами наиболее важные рекомендации для действий приведены ниже.

Разработка рамочных условий и формирование (повышение) осведомленности

Хотя подавляющее большинство крупных компаний видят Индустрию 4.0 как возможность для развития и диверсификации, субъекты МСБ рассматривают эту тему

амбивалентно. Например, продвижением в социальных сетях субъекты МСБ занялись только после введения режима чрезвычайной ситуации и закрытия привычных торговых площадок (торговые центры, магазины, выставки и т.п.). Не говоря об опережающем развитии, а только для преодоления инерционности мышления необходимо понимание причин и революционной идеи о том, что Индустрия 4.0 и цифровиза-ция бизнеса уже есть и функционируют. Желаемое децентрализованное управление процессами и персоналом является не самоцелью, а скорее гарантирует, что даже в сложных системах и условиях будущего бизнес сохранится и будет функционировать.

В то же время важно обратить внимание на различные уровни (домены) Индустрии 4.0 с точки зрения цифровизации: продукция, процессы, бизнес-модели и управленческая работа. Системное проектирование может быть важным междоменным инструментом коммуникации. Для крупных компаний может быть целесообразно двигаться вперед в качестве пионера Индустрии 4.0 для получения конкурентных и имиджевых преимуществ. Например, внедрение программного обеспечения для цифровизации офисных и административных процессов может привести к быстрому успеху: росту производительности, сокращению времени на принятие и согласование управленческих решений, повышению безопасности данных, более строгому и прозрачному соблюдению руководящих принципов и повышению степени удовлетворенности клиентов. Также это применимо к средним компаниям. Рекомендуется продолжать пошаговый и целенаправленный подход к переходу на модель Е-бизнеса. Компаниям следует учитывать, что эти расходы должны рассматриваться как инвестиции и оценивать их следует как минимум в среднесрочной перспективе (3-5 лет).

Дальнейшее развитие бизнес-моделей

Понимание преобразующего характера Индустрии 4.0 ведет непосредственно к критическому пересмотру текущих бизнес-моделей. Например, цифровизация облегчает контакт с клиентом и позволяет при необходимости продавать продукцию напрямую. Технологии для производства отдельных изделий, например 3D-печать, изменят ландшафт поставок и приведут ожидания и запросы клиентов к большей индивидуальности.

В ходе обследований отмечается высокая потребность в автоматизации управленческих процессов, а также в области взаимоотношений с клиентами. Компании не должны игнорировать технологические разработки и программные продукты, но должны знакомиться с ними в целях повышения осведомленности и возможного применения в действующих бизнес-моделях или для их своевременного изменения. Малые и средние предприятия, которые более подвижны, чем крупные компании, могут иметь больше возможности для изменения (например, CLO 3D или Marvelous Designer, первыми представившие виртуальную одежду [8]).

В случае изменения бизнес-модели и, таким образом, технологического процесса в компании необходимо обеспечить подготовку и ознакомление поставщиков и других

партнеров с новыми требованиями. В дальнейшем развитии бизнес-моделей задейст-вуются не только менеджеры, принимающие стратегические решения в компании, но и другие, выполняющие консультативные или сопровождающие функции.

Повышение квалификации сотрудников

Для успешного внедрения Индустрии 4.0 сотрудники должны иметь соответствующую квалификацию. Это касается всех областей квалификации на предприятиях: обучение информационным технологиям, программным продуктам и (или) работе с контентом очень важно и должно быть актуальным для всех форм дальнейшего образования и формирования необходимых цифровых компетенций. Наиболее важные квалификационные темы должны включать:

• оценку и анализ данных;

• анализ и управление процессами;

• управление взаимоотношениями с клиентами.

Важно довести до сведения персонала необходимость и неизбежность принятия мер во время постепенного внедрения требований Индустрии 4.0 и «взять их с собой», чтобы не рисковать сопротивлением нововведениям. Для этого важно повышение осведомленности сотрудников, повышение квалификации и формирование необходимых компетенций сделать ключевой управленческой задачей. Для передачи образовательного контента рекомендуется использовать цифровые технологии, дистанционное обучение, формат онлайн-конференций и семинаров. Они позволяют демонстрировать взаимосвязи цифровизации, программных продуктов и повышать компетентность сотрудников.

Целевое управление изменениями

Цифровизация и внедрение Индустрии 4.0 обычно инициируют изменение организационной структуры (например, в форме сокращения иерархии в пользу индивидуальной ответственности) и кадровой структуры (например, в смысле сокращения персонала путем оптимизации и сокращения рабочего времени при применении соответствующих программных продуктов), а также отчасти могут привести к совершенно другому пониманию бизнеса (перенос торговых площадок в социальные сети). По этой причине управление изменениями должно проходить в рамках развития компетенций персонала в компаниях, особенно для руководителей, которые должны принимать быстрые решения об интеграции в нестабильную внешнюю среду. Субъекты МСБ часто нуждаются во внешней поддержке для осуществления процессов управления изменениями.

Разработка стратегии цифровизации

Использование новых и инновационных технологий является важным аспектом Индустрии 4.0. Широкомасштабное использование цифровых технологий - от интел-

лектуальных мобильных устройств для сотрудников, облачных сервисов до автономных транспортных систем без водителя - захватывает новые отрасли, даже те, которые считались «традиционными» [15, 20] (Batova, 2019; Omelchenko, Zabelina, Mirzabalaeva, 2019).

Главное преимущество для персонала при встраиваемости в требования Индустрии 4.0 - оставаться открытым новым знаниям, гибким и стрессоустойчивым (по нашему мнению, мобильность в условиях пандемии как позиция сейчас не настолько актуальна). Цифровизация делает данные и процессы более доступными, полными, быстрыми и точными, что гарантирует верификацию и легитимность деятельности компании.

Стратегическое предвидение может быть использовано для выявления возможностей и рисков для компании за счет идентификации на ранней стадии и возможности делать более быстрые выводы для коррекции или переориентации корпоративной стратегии. Малые и средние предприятия, несмотря на обычно краткосрочный горизонт планирования (по сравнению с крупными компаниями), должны регулярно пользоваться сведениями о развитии Индустрии 4.0, возможных стратегиях ее реализации и требованиях к компетенции персонала. Консалтинговые и (или) обучающие центры, профессиональные ассоциации и центры развития компетенций для субъектов МСБ могли бы играть важную роль в качестве контактных лиц и мультипликаторов.

Чек-лист для компаний

Рекомендации по действиям, вытекающие из исследования по развитию компетенций для Индустрии 4.0, и другие источники для компаний (в частности, для малых и средних предприятий) резюмируются в таблице 1.

2. Рекомендации для государственных институтов

Рамки для успешного осуществления Индустрии 4.0, в том числе требования к соответствующей квалификации рабочей силы, обеспечивают не только государственные институты, а также профессиональные и отраслевые ассоциации, а также другие учреждения, которые дают импульс к изменениям [13, 14]. Важно, чтобы существующие инструменты, инициативы и ресурсы действовали в рамках общей концепции и не противоречили друг другу.

Обследование в области образования и уровни компетентности

Содержание образовательных программ начальной и непрерывной профессиональной подготовки должно быть адаптировано к требованиям Индустрии 4.0. Отправной точкой может быть систематическое обследование уровня образования в знаниях о цифровизации в школах, университетах и других образовательных учреждениях. Система уровней компетентности может развиваться аналогично уровням в изучении иностранных языков и могла бы способствовать сопоставимости компе-

Таблица 1

Чек-лист для компаний по развитию компетенций для Индустрии 4.0 (проект)

Рекомендации (1) Возможные угрозы и препятствия (2)

1. Рамочные условия

1.1.1. Признание и понимание деструктивного характера Индустрии 4.0 1.1.2. Необходимость компании взять на себя роль первопроходца и укрепить свой собственный профиль 1.1.3. Обращение ко всем уровням Индустрии 4.0: продукты, процессы, бизнес-модели, а также организация труда и процессов 1.1.4. Использование возможностей для (само)анализа предприятия 1.1.5. Создание культуры позитивных ошибок для содействия инновациям 1.2.1 Поспешные и необдуманные изменения, а также недостаточное использование и интеграция существующих подходов и ресурсов 1.2.2. Боязнь внедрения технологий 4.0 промышленности в качестве инвестиций в будущее

2. Бизнес-модель и отношения

2.1.1. Обзор бизнес-моделей на фоне новых возможностей и ожиданий 2.1.2. Постоянное участие и интенсивный обмен информацией с клиентами, поставщиками и партнерами 2.1.3. Создание большей индивидуальности в продуктах и услугах 2.2.1. Игнорирование новых разработок, технологий и бизнес-моделей 2.2.2. Недостаточное понимание потребностей клиентов или конкурентных требований (ситуации на рынке)

3. Квалификация

3.1.1. Мотивация сотрудников через повышение квалификации и целевую подготовку к изменениям 3.1.2. Обучение и повышение квалификации в качестве задачи управления 3.1.3. Укрепление личной ответственности сотрудников, мотивация и поддержка персонала 3.2.1.3амена сотрудников вместо повышения квалификации 3.2.2. Недостаточное использование возможностей 1Т-технологий для целенаправленного обучения и повышения квалификации в области цифровизации и Индустрии 4.0

4. Управление преобразованиями

4.1.1. Вовлечение сотрудников в процесс изменений 4.1.2. Адаптация структур принятия решений к требованиям и динамике цифровизации 4.1.3. Восприятие организационного развития как управленческой задачи 4.1.4. Усиление знаний о процессах и создание пространства для экспериментов 4.2.1. Приверженность традиционным корпоративным структурам и иерархии 4.2.2. Решения без участия сотрудников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Технология

5.1.1. Создание прозрачного обзора всех систем компании 5.1.2. Объединение персонала и оборудования в единую сеть; передача управления производством для того, чтобы оставаться конкурентоспособными 5.1.3. Усиление оперативности и гибкости 5.2.1. Отсутствие разработки стратегии цифровизации для предприятия

Источник: разработано авторами.

тенций в области цифровых компетенций. Следует отметить, что предыдущие измерения компетенции на основе стандартного программного обеспечения являются неадекватными в современном контексте и что информатика как предмет, связанный с IT-навыками, преподаваемый в рамках профессионального обучения, больше ориентирован, например, на изучение языков программирования, а не на осваивание пользовательского интерфейса основных программных продуктов.

Для того чтобы малые и средние предприятия могли разрабатывать решения и стратегии внедрения для Индустрии 4.0, они должны, прежде всего, осознать важность и необходимость предстоящих изменений, а также невозможность отказа от реагирования на них без потери бизнеса и (или) снижения его доходности. По нашему мнению, именно при помощи государственной поддержки желательно повысить осведомленность бизнесменов и заинтересованных лиц в этой области, например, может быть полезным обмен опытом с другими компаниями аналогичного профиля и похожего размера. Для субъектов МСБ возможно создание интерактивной платформы, на которой они могут найти базовую и отраслевую (при развитии и необходимости) информацию о требованиях и опыте функционирования Индустрии 4.0, также платформа может дать им возможность обмениваться опытом с другими участниками - например, в форме социального обучения в тематических обучающих пространствах (Zoom, Moodle и др.). Тема IT-безопасности особенно важна для внедрения Индустрии 4.0. Поэтому, по нашему мнению, требуется создание концепции, чтобы информировать компании о применимых решениях и о предоставлении компетентной технической экспертизы для увеличения передачи готовых решений компаниям с целью повышения IT-безопасности. В долгосрочной перспективе укрепление темы IT-безопасности в профессиональном и академическом образовании также является одним из центральных регуляторов повышения цифровых компетенций.

Создание системы повышения квалификации и формирования компетенций

Институционализированная система непрерывного образования могла бы создать организационно-правовую базу для индивидуализированных, актуальных и открытых путей обучения. На первом этапе рекомендуется осуществлять образцовые пилотные проекты и инициативы по внедрению теоретико-практического содержания, касающегося требований Индустрии 4.0 к персоналу компаний. Важно привлекать персонал к обучению на ранней стадии, чтобы подготовить его к цифровому преобразованию и к изменению требований к квалификации в рабочем процессе (например, обучение на рабочем месте / обучение рядом с работой или инструктажем, и здесь возрастает роль именно дистанционных технологий обучения).

В среднесрочной перспективе система сертификации поставщиков услуг и предложений в области подготовки кадров, провайдеров образования и учебных курсов могла бы обеспечить качество содержания, методы и методики, а также установить требования к получению (онлайн) сертификатов. Таким образом, могут быть созданы

предварительные условия и основы для внедрения изменений в трудовое законодательство, а также дальнейшие меры и программы по подготовке кадров для Индустрии 4.0.

Определение потребностей в непрерывном обучении в повседневной трудовой деятельности должно основываться на уже имеющемся опыте, полученном в результате применения новых подходов и (или) связанных с управленческими, логистическими и производственными процессами. Здесь важно, чтобы система непрерывного обучения не понималась как некий «универсальный» подход, а должно быть понимание, что компаниям предоставляется свобода поиска индивидуальных и при необходимости также экспериментальных путей обучения и повышения квалификации.

Адаптация академической подготовки

Решающие импульсы для развития компетенций для Индустрии 4.0 формируются именно на практике и с определенным временным разрывом начинают влиять на содержание образовательных программ в колледжах и университетах, что требует их адаптации и корректировки. Например, необходимо включать анализ и оценку данных, трендов и тенденций в социальных сетях, БММ, использование облачных хранилищ, разработку инновационных бизнес-моделей или системного инжиниринга. В смысле междисциплинарного мышления и действия это, прежде всего, вопрос развития решающих компетенций для Индустрии 4.0, например, предоставляя инженеров и управленцев завтрашнего дня с дополнительными навыками.

Интеграция всех заинтересованных сторон и предконкурентное сотрудничество

Для разработки новых квалификационных предложений и содержания как внутрифирменного обучения, так и дальнейшего обучения существующего персонала, обмен информацией со всеми заинтересованными сторонами - это необходимый и допустимый шаг. На национальном, региональном и корпоративном уровнях соответствующие игроки - компании, профсоюзы, профессиональные и отраслевые ассоциации, НПО, палаты предпринимателей, учебные заведения, торгово-промышленные палаты - должны быть задействованы и вовлечены в процесс создания концепции формирования компетенций для Индустрии 4.0.

Предконкурентное сотрудничество компаний также может обеспечить эффективные импульсы для передачи знаний и технологий, а также дальнейшее развитие специфичных компетенций для персонала компании.

Рекомендации к действию

Исследование конфликтных и методологических проблем в области образования и непрерывного образования в связи с развитием Индустрии 4.0 должно быть продолжено как на фундаментальном, так и на прикладном уровне. Наука может сделать важ-

ным вклад в оценку воздействия на управление персоналом, чтобы разработать инновационные решения для (высшего) образования. Дальнейшие исследования могут содействовать, в частности, успешному внедрению цифровых технологий на практике.

Чтобы сделать молодых людей, студентов и рабочую силу пригодными для цифрового преобразования, важно совершенствовать образовательные программы не только в школах, колледжах и университетах на междисциплинарном, но и дуальном обучении и повышении квалификации.

3. Рекомендации для провайдеров образования

Среди центральных игроков в развитии Индустрии 4.0 выделяются поставщики услуг образования по подготовке кадров, которые работают в пределах определенной группы специалистов или на отраслевом рынке. Но также и классические учреждения образования: школы, колледжи и университеты также призваны обеспечить подготовку кадров для Индустрии 4.0 [17, 18] (Gorelov, Litun, 2018; Groshev, Grosheva, Bezuevskaya, 2019). В этом контексте важно иметь (разработать) инструменты измерения удовлетворенности работодателей квалификацией персонала, что позволит проводить сравнение и анализ эффективности и поможет повысить объективность оценки качества работы провайдеров образования.

Разработка новых бизнес-моделей

Независимые поставщики услуг по обучению должны на начальном этапе расширить свой портфель услуг и включать в себя консалтинговые услуги для компаний, охватывающие все социально-технические потребности предприятий с учетом развития Индустрии 4.0. Возможная новая бизнес-модель для независимых образовательных учреждений - это ситуативное, индивидуальное обучение на рабочем месте, а также «по требованию». Требуется инновационный и гибкий подход, а также предложения, которые могут быть интегрированы в рабочий процесс и которые обеспечивают и предоставляют кейсовый и (или) личностный аспект получаемой информации и учебных материалов, специфичных для конкретного человека. Предпосылкой для этого является система повышения квалификации, связанная с производственным процессом, которая может быть аналогична системе подготовки ИТ-специалистов. Уже сегодня предложения в других областях (например, PLM Professional для управления жизненным циклом продукта) показывают, как знания могут быть эффективными и любой пользователь может получить доступ на соответствующем сайте.

Дальнейший вариант развития для независимых провайдеров обучения - это организация специфического обучения персонала компаний работе с программными продуктами для Индустрии 4.0, возможно, в сотрудничестве с производителем. Измеряя уровень компетентности и недостаток квалификации сотрудников, успешность обучения сотрудников может быть определена, оценена, и в дальнейшем на этой основе необходимо разработать целенаправленные индивидуальные стратегии улучшения и развития.

Медиация цифрового преобразования

Ключевые элементы цифрового преобразования включают совместную работу, желание экспериментировать, использование интерактивных платформ и мобильных приложений, а также скорость и доступность Интернета. Эти аспекты должны быть интегрированы в форматы обучения и осязаемы для сотрудников в форматах и методах обучения. Квалификация все больше становится стратегической задачей. Любая компания должна быть осведомлена о стратегической важности дальнейшего обучения персонала в связи с увеличивающейся цифровизацией всех процессов под влиянием Индустрии 4.0. В связи с этим должны быть рассмотрены и приведены в действие организационные изменения с помощью новых концепций, ориентированных на спрос, самоуправляемые и неформальные меры, в частности квалификация в рабочем процессе («обучение на рабочем месте» и «обучение рядом с работой»).

Важно понимать взаимосвязь между будущими технологическими разработками в перспективных технологических разработках Индустрии 4.0 и связанными с этим техническими и организационными возможностями как компаний, так и сотрудников (например, применение BIM-технологий в проектировании и строительстве).

Инновационные решения в области преподавания и обучения

Концепции обучения-дидактики, разработанные в рамках онлайн-обучения, могут быть использованы в качестве отправной точки для инновационных решений в области преподавания-обучения. Массовые открытые онлайновые курсы также предоставляют лицам, принимающим решения в области управления и планирования, важные импульсы для развития компетенций. Целостное развитие компетенций для Индустрии 4.0 требует взаимодействия всех участников на различных этапах, таких как введение, разработка, внедрение, эксплуатация и устойчивое развитие.

Со стороны компании ключевую роль играет корпоративный менеджмент или руководство компании. Другими действующими лицами являются университеты, государственные и частные учебные заведения, профсоюзы, профессиональные и отраслевые ассоциации, НПО, палаты предпринимателей, учебные заведения, торгово-промышленные палаты. Тем не менее на практике, как правило, невозможно точно разграничить различные виды квалификации [1, 2, с. 803-826, 7, 9, 10] (Abele, Chryssolouris, Sihn, Metternich, 2017, р. 803-826; Kagermann, Wahlster, Helbig, 2013).

Резюме и выводы

Цифровизация и возрастающие требования Индустрии 4.0 являются компонентами развития экономики, которые затрагивают всех. Цифровая реальность также ставит новые и беспрецедентные задачи перед всеми участниками, которые нами разделены в данной статье на три контактные аудитории: непосредственно компании, провайдеры образования и государственные институты (Казахстан относится

к странам с активным вмешательством государства в экономику). Для эффективной и современной работы крайне важно предлагать соответствующие механизмы взаимодействия. Также на первый план выходит проблема формирования и повышения необходимых цифровых компетенций для успешной интеграции казахстанских предприятий в Индустрию 4.0. Также нами предложен проект чек-листа для компаний по развитию компетенций для Индустрии 4.0, включающий в себя рекомендации и описание возможных угроз и препятствий.

Становится также ясно, что государственный, образовательный и частный секторы не так отличаются друг от друга, как это часто изображается. Структурно ожидается, что ИТ-персонал будет обладать очень похожими навыками. Различия становятся очевидными только тогда, когда изучается компетентность в отношении конкретных систем или руководящих принципов, особенно в том, что касается специальных правил и обращения с определенным программным обеспечением. С одной стороны, корпоративный менеджмент может готовиться заранее к новым вызовам посредством повышения квалификации и обучения как персонала, так и непосредственно руководства. С другой стороны, могут быть приняты на работу квалифицированные работники, способные работать на свободном рынке труда и имеющие только специфические потребности в обучении.

Настоящее исследование дает основы для ориентации при создании новых или адаптированных предложений в области формирования компетенций для Индустрии 4.0 и непрерывного образования. Последовательное обновление квалификационных профилей персонала, а также необходимых цифровых компетенций является (в соответствии с мерами по развитию Индустрии 4.0) неизбежным для поддержания актуальности и конкурентоспособности компаний на рынке, в том числе и в условиях пандемии.

На основе полученных результатов можно выработать следующие рекомендации в отношении действий:

1. Институционализация. Для последовательного и устойчивого осуществления мер, описанных в результатах настоящего исследования, необходима институционализация соответствующей деятельности. Здесь необходим междисциплинарный взгляд на образовательный и административный ландшафт. Даже если сосредоточиться на цифровых компетенциях для Индустрии 4.0, очевидно, что социальные компетенции и черты личности не менее важны и должны быть включены.

2. Повышение осведомленности. Результаты проведенного исследования показывают, что, несмотря на то, что уже существуют предложения по непрерывному образованию и обучению в области цифровизации, которые подходят для определенных категорий персонала, число участников в некоторых случаях очень мало, поскольку корпоративный менеджмент неохотно освобождает соответствующих сотрудников для продолжения образования и обучения.

3. Смешанное обучение или сочетание различных методов обучения. Опыт школ и университетов показывает, что подход ориентации на компетентность требует новых

форм преподавания и обучения. Поскольку до настоящего времени среди государственных провайдеров образования было мало предложений в области электронного обучения, соответствующие предложения от частных провайдеров используются чаще. Из-за отсутствия опыта здесь часто возникает большая неопределенность, поэтому предлагается провести независимую сертификацию этих частных учебных заведений. Можно предположить, что провайдеры дополнительного образования и подготовки разрабатывают свои учебные мероприятия с методологической поддержкой конкретных целевых групп. Тем не менее указанные разработанные роли и компетенции могут служить для того, чтобы поставщики услуг могли оценить и при необходимости адаптировать свои предложения и, прежде всего, более целенаправленно координировать их в диалоге с корпоративным менеджментом по вопросам спроса. В ходе растущей цифровизации многие сотрудники хорошо знакомы с технологиями, разработанными специально для рынка конечных потребителей, и используют их в своей личной жизни.

ИСТОЧНИКИ:

1. Abele E., Metternich J., Tisch M., Chryssolouris G., Sihn W., ElMaraghy H., Hummel V., Ranz F. [Электронный ресурс]. URL: Learning factories for research, education, and training, Procedia CIRP (дата обращения: 06.12.2020).

2. Abele E., Chryssolouris G., Sihn, Metternich W. Learning factories for future oriented research and education in manufacturing // CIRP annals. - 2017. - № 66. - p. 803-826.

3. Baumgartner Peter Taxonomie von Unterrichtsmethoden. Ein Plädoyer für di-daktische Vielfalt. [Электронный ресурс]. URL: Waxmann Verlag (дата обращения: 06.12.2020).

4. Bauernhansl T., Krüger, G. Reinhart J., Schuh G. 2016. WGP-Standpunkt Industrie 4.0, Wissenschaftliche Gesellschaft für Produktionstechnik. [Электронный ресурс]. (дата обращения 06.12.2020)

5. Bloom Benjamin S., Engelhart Max D., Furst Edward J., Hill Walker H., Krathwohl David R. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educa-tional Goal. [Электронный ресурс]. URL: Handbook II: The Cognitive Domain, Longman, New York (дата обращения: 06.12.2020).

6. EPAM Reports Results for Fourth Quarter and Full Year 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://investors.epam.com/news-releases/news-release-details/epam-reports-results-fourth-quarter-and-full-year-2019 (дата обращения: 06.12.2020).

7. Kagermann H., Wahlster W., Helbig J. Umsetzungsempfehlungen für das Zukunftsprojekt Industrie 4.0: Abschlussbericht des Arbeitskreises Industrie 4.0. [Электронный ресурс]. URL: Forschungsunion (дата обращения: 06.12.2020).

8. KMWorld 100 Companies That Matter in Knowledge Management 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kmworld.com/Articles/Editorial/Features/KMWorld-100-Companies-That-Matter-in-Knowledge-Management-2019-129903.aspx (дата обращения: 06.12.2020).

9. Liker J.K. The Toyota way: 14 management principles from the world's greatest manufacturer. [Электронный ресурс]. URL: McGraw-Hill, New York u.a. (дата обращения: 06.12.2020).

10. Metternich J., Adolph S., Hambach J., Hertle C. Lean 4.0: Durch Digitalisierung die nächste Stufe der Exzellenz erreichen - der Darmstädter Ansatz, Praxishandbuch Industrie 4.0. [Электронный ресурс]. URL: Branchen - Unternehmen - M&A (дата обращения: 06.12.2020).

11. Shevyakova, A., Petrenko E. Features and Perspectives of Digitization in Kazakhstan. Ubiquitous Computing and the Internet of Things: Prerequisites for the Development of ICT. Studies in Computational Intelligence. [Электронный ресурс]. URL: doi: https:// doi.org/10.1007/978-3-030-13397-9_91 (дата обращения: 06.12.2020).

12. Tisch M., Cachay J., Abele E., Metternich J. A Systematic Approach on Developing Action-oriented, Competency-based Learning Factories // Procedia CIRP. - 2013. -№ 7. - p. 580-585.

13. WIPO, (2015), France. Law #2004-575 dated 21.06.2004 "On building confidence in the digital economy" (as of August 6, 2015) // wipo.int/. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=15802 (дата обращения: 06.12.2020).

14. World bank (2016), "Digital Dividends" From: Business & Information Technology 2017 / Issue # 03 (66) // World Bank, World Development Report 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://bit.samag.ru/archive/article/1826/ (дата обращения: 06.12.2020).

15. Батова М.М. Формирование цифровых компетенций в системе // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - № 4. - c. 1573-1584. - doi: 10.18334/vinec.9.4.41467.

16. Васильчиков А.В., Гагаринская Г.П., Обущенко Т.Н. Модель компетенций рекруте-ра в эпоху технологичности и цифровой экономики // Экономика труда. - 2018.-№ 4. - c. 959-974. - doi: 10.18334/et.5.4.39652.

17. Горелов Н.А., Литун В.В. Зарубежный опыт обучения населения цифровой грамотности // Экономика труда. - 2018. - № 2. - c. 343-350. - doi: 10.18334/et.5.2.39177.

18. Грошев А.Р., Грошева Т.А., Безуевская В.А. Нечетко-множественный прогноз образовательных результатов на основе показателей использования цифровых образовательных ресурсов // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - № 3. - c. 1025-1036. - doi: 10.18334/vinec.9.3.40985.

19. Масыч М.А. Технологии использования интеллектуальных ресурсов в контексте необходимости повышения производительности труда в условиях цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - № 4. - c. 1443-1458. - doi: 10.18334/vinec.9.4.41196.

20. Омельченко И.Б., Забелина О.В., Мирзабалаева Ф.И. Самооценка работающим населением своих навыков в условиях цифровизации экономики // Экономика труда. - 2019. - № 1. - c. 63-76. - doi: 10.18334/et.6.1.39785.

21. Платформа EPAM TelescopeAI удостоена награды BIG INNOVATION AWARD 2019. EPAM. [Электронный ресурс]. URL: https://www.epam-group.ru/about/

newsroom/press-releases/2019/epam-wins-2019-big-innovation-award-for-telescopeai (дата обращения: 06.12.2020).

REFERENCES:

Abele E., Chryssolouris G., Sihn, Metternich W. (2017). Learning factories for future oriented research and education in manufacturing Abele E., Chryssolouris G., Sihn, Metternich W., et al. 2017. Learning factories for future oriented research and education in manufacturing, CIRP annals 66, 803-826. (66). 803-826. Abele E., Metternich J., Tisch M., Chryssolouris G., Sihn W., ElMaraghy H., Hummel V., Ranz F. (in Russian). Retrieved December 06, 2020, from Learning factories for research, education, and training, Procedia CIRP Batova M.M. (2019). Formirovanie tsifrovyh kompetentsiy v sisteme [Formation of digital competencies in the system "education - science - production"]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 1573-1584. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.4.41467. Baumgartner Peter Taxonomie von Unterrichtsmethoden. Ein Plädoyer für di-dak-

tische Vielfalt. Retrieved December 06, 2020, from Waxmann Verlag Bloom Benjamin S., Engelhart Max D., Furst Edward J., Hill Walker H., Krathwohl David R. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educa-tional Goal. Retrieved December 06, 2020, from Handbook II: The Cognitive Domain, Longman, New York

EPAM Reports Results for Fourth Quarter and Full Year 2019. Retrieved December 06, 2020, from https://investors.epam.com/news-releases/news-release-details/epam-reports-results-fourth-quarter-and-full-year-2019 Gorelov N.A., Litun V.V. (2018). Zarubezhnyy opyt obucheniya naseleniya tsifrovoy gramotnosti [Foreign experience in teaching digital literacy]. Russian Journal of Labor Economics. (2). 343-350. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.2.39177. Groshev A.R., Grosheva T.A., Bezuevskaya V.A. (2019). Nechetko-mnozhestvennyy prognoz obrazovatelnyh rezultatov na osnove pokazateley ispolzovaniya tsifrovyh obrazovatelnyh resursov [Fuzzy-multiple forecast of educational results based on indicators of the use of digital educational resources]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 1025-1036. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.3.40985. KMWorld 100 Companies That Matter in Knowledge Management 2019. Retrieved December 06, 2020, from https://www.kmworld.com/Articles/ Editorial/Features/KMWorld-100-Companies-That-Matter-in-Knowledge-Management-2019-129903.aspx Kagermann H., Wahlster W., Helbig J. Umsetzungsempfehlungen für das Zukunftsprojekt Industrie 4.0: Abschlussbericht des Arbeitskreises Industrie 4.0. Retrieved December 06, 2020, from Forschungsunion Liker J.K. The Toyota way: 14 management principles from the world's greatest manufacturer. Retrieved December 06, 2020, from McGraw-Hill, New York u.a.

Masych M.A. (2019). Tekhnologii ispolzovaniya intellektualnyh resursov v kontekste neobkhodimosti povysheniya proizvoditelnosti truda v usloviyakh tsifrovoy eko-nomiki [The technologies of the intellectual resources application in the context of the necessity of labour productivity enhancement in the digital economy]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 1443-1458. (in Russian). doi: 10.18334/ vinec.9.4.41196.

Metternich J., Adolph S., Hambach J., Hertle C. Lean 4.0: Durch Digitalisierung die nächste Stufe der Exzellenz erreichen - der Darmstädter Ansatz, Praxishandbuch Industrie 4.0. Retrieved December 06, 2020, from Branchen - Unternehmen - M&A Omelchenko I.B., Zabelina O.V., Mirzabalaeva F.I. (2019). Samootsenka rabotayush-chim naseleniem svoikh navykov v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Self-working population evaluation of their skills in terms of economy digitalization]. Russian Journal of Labor Economics. (1). 63-76. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.1.39785. Shevyakova, A., Petrenko E. Features and Perspectives of Digitization in KazakhstanUbiquitous Computing and the Internet of Things: Prerequisites for the Development of ICT. Studies in Computational Intelligence. Retrieved December 06, 2020, from doi: https://doi.org/10.1007/978-3-030-13397-9_91 Tisch M., Cachay J., Abele E., Metternich J. (2013). A Systematic Approach on Developing Action-oriented, Competency-based Learning Factories Procedia CIRP. (7). 580-585. Vasilchikov A.V., Gagarinskaya G.P., Obuschenko T.N. (2018). Model kompetentsiy rekrutera v epokhu tekhnologichnosti i tsifrovoy ekonomiki [The model of competencies of a recruiter in the age of technology and digital economy]. Russian Journal of Labor Economics. (4). 959-974. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.4.39652. WIPO, (2015), France. Law #2004-575 dated 21.06.2004 "On building confidence in the digital economy" (as of August 6, 2015) // wipo.int/. Retrieved December 06, 2020, from http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=15802 World bank (2016), "Digital Dividends" From: Business & Information Technology 2017 / Issue # 03 (66) // World Bank, World Development Report 2017. Retrieved December 06, 2020, from http://bit.samag.ru/archive/article/1826/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.