УДК: 796.077.5
ФОРМИРОВАНИЕ
компетенции саморазвития личности студентов средствами физической культуры
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Оплетин
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь
FORMATION OF SELF-DEVELOPMENT COMPETENCE OF STUDENTS' PERSONALITY BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE A.A. Opletin, associate professor, Ph.D.
Perm national research polytechnic university, Perm
Key words: self-development, personality, models of self-development, formation of self-development competence, physical culture. Competence approach presupposes reconstruction fundamental reconstruction of the content and organization of physical education based on the system integration of educational and extracurricular activity on creating an open and heterogenous physical education and sports environment of an educational institution. One of the principal directions of the university department of physical culture is designing and introducing into a teaching process innovative and efficient recreational systems, programs and educational technologies, facilitating health promotion aiming at formation of self-development competences both in the field of physical culture and professional activity of students as prospective specialists.
The purpose of the study was to design and introduce the self-development competence into the university educational process by means of physical culture. Proceeding from the studies, formation of the students' self-development competence - "superexcellent level", can be fixed only after they graduate from the university and get a professional job in less than a year of practice. This level is more evident only in this case, as proved by the authors' two-year researches with graduates during organized seminars, conferences and meetings. In the study physical culture has been proved to be one of the leading disciplines of the integral university's educational process, being one of priority directions in training competent, physically strong and healthy specialists with the skills of self-control in nonstandard situations, striving for continuous self-development and self-improvement of their personality, conditioning personal competence development and career advancement.
Ключевые слова: саморазвитие, личность, модели саморазвития, формирование компетенции саморазвития, физическая культура.
Введение. С присоединением России к Болонскому процессу и приведением образования к Европейскому стандарту образование переходит на новую парадигму компетентностного подхода. Целью образования становится подготовка социально и профессионально компетентной, творчески активной, физически и нравственно здоровой, мобильной и толерантной, готовой к саморазвитию на любом этапе жизненного пути личности. Компетентность - объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата», «стандарта на выходе» [4].
В отечественной педагогике формирование умений и навыков учащихся, студентов часто выходили на уровни компетенций только без употребления данного термина [2, 9, 1, 7 и др.]. При разработке компетентностного подхода нужны не только опора на международный опыт, адаптированный к условиям и потребностям России, но и тщательное изучение отечественного опыта реализации личностно-деятельностного подхода в обучении и воспитании. Это согласуется с отечественной идеей личностно-деятельностного подхода, основанного на развитии и саморазвитии субъекта этой деятельности, с позиции педагога и с позиции обучающегося (В. Л. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), где личность рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и обучения. Формирование
компетенции саморазвития студентов в системе личностно ориентированного образования рассматривается нами как часть целостного развития личности, обусловленного целевой мотивацией самосовершенствования, овладением приёмами личной саморегуляции с достаточно активной позицией субъекта в области самостроения личности [6]. Компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере (В. А. Сластенин, А. К. Маркова, А. М. Новиков, Л. И. Кобышева, Н. В. Кузьмина, С. Н. Чистякова и др.). Так, компетенция есть готовность личности для осуществления разного рода деятельности. Компетентность - способность реализовать эту готовность на практике. Отбор и формирование базовых (ключевых, универсальных, переносимых) компетентностей - задача номер один для обновления содержания образования. Ключевая компетентность обладает интегратив-ной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.)
Ключевые компетенции используют три основных критерия:
• умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники;
• способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, графиками, текстами, таблицами и т. д., критически осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
• уметь работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.
Компетентностный подход предполагает основательную реконструкцию содержания и организации физического воспитания на основе системной интеграции учебной и внеучебной работы построения открытой и гетерогенной физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения [4]. Формирование компетенции - процесс, который в принципе никогда не заканчивается. Компетенции проявляются в умениях, в учебном процессе мы должны максимально уделять внимание формированию знаний, умений, вне которых компетенцию сформировать невозможно.
Компетентность (лат. competentia - сложный симптомокомплекс свойств и состояния личности,
интегрирующий в себе осведомленность в какой-либо области) не только характеризует уровень освоения знаний, умений образованности студентов в области физической культуры, но и отражает их готовность осуществлять активную физкультурно-спортивную деятельность в соответствии с заданными параметрами. Их способность глубоко анализировать и выбирать из большего числа вариантов программы двигательной активности - индивидуально ориентированный подход, являющийся наиболее целесообразным и эффективным способом решения двигательных задач. В широком смысле компетентность способствует личной самореализации, самосовершенствованию, саморазвитию, определению студентами своего места в социуме [5, с. 16]. Специфика формирования компетенции саморазвития в нашем исследовании определяется таким систематизирующим видом деятельности, как физическая культура, где наравне с физическим развитием человека и укреплением его здоровья в нашем варианте решаются вопросы воспитания ума, воли, чувств и социально-нравственных ориентаций. Такой вид компетенции саморазвития выступает как волевой процесс качественного изменения личности. Интегрируя в себе важные процессы самостроения своей личности (самопознание, самосознание, самопроектирование и самопрограмирование), саморазвитие выступает как целостный комплекс, способный при эмоционально-волевой окрашенности, личностной деятельности, активно осуществлять в процессе регуляции самоактуализацию себя в избранной профессии и в целом процессе своей жизнедеятельности в обществе [6].
Постановка проблемы: одним из основных направлений кафедр физической культуры в вузе является разработка и внедрение в учебный процесс новых эффективных оздоровительных систем, программ, педагогических технологий, способствующих улучшению здоровья, направленных на формирование компетенций саморазвития в области как ФК, так и профессиональной деятельности студентов как будущих специалистов.
Цель исследования - разработка и внедрение в учебный процесс вуза компетенции саморазвития средствами физической культуры.
Обобщены теоретические основы личностно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский,
A. Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.), Положение о структуре физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности (Г. Г. Наталов, П. Ф. Лесгафт, Н. Н. Визитей,
B. К. Бальсевич, Л. Н. Лубышева, В. С. Макеева, И. В. Манжелей и др.), а также идеи о ключевых и предметных компетенциях (Э. Ф. Зеер, А. В. Ху-
торской, И.А. Зимняя и др.). За основу взята структура образовательных физкультурных компетенций И. В. Манжелей [4 с. 13], Л. А. Титовой [4, 8] как двухуровневая конструкция, фундамент которой составляют социальная, информационная, самообразовательная и коммуникативная ключевые (сквозные) компетенции и предметные компетенции. Исследования учёных в области компетентностного подхода, наши многочисленные исследования и наблюдения в этой области дали нам основание для выделения в целостном курсе обучения физической культуре пяти моделей саморазвития личности для формирования компетентности в этой области:
оздоровительно-личностной; оздоровительно-нравственной; оздоровительно-социальной; профессионально-личностной; интерактивно-спортивной.
Все модели взаимосвязаны между собой. В условиях вузовского образования при модернизации программы физической культуры они могут реализовываться либо поэтапно, либо выборочно с учетом ранее сформированных личностных компетенций. В то же время решается сложная задача общего саморазвития личности как психологическая готовность к выполнению обязанностей в рамках будущей профессии. Для формирования компетенции в основе всех пяти моделей лежат общие педагогические принципы: гуманизации, активности, общей направленности, природо-и культуро- сообразности, в то же время каждая из пяти моделей имеет специфические отличия
Для оздоровительно-личностной модели важны принципы гармонизации физической культуры, принцип психофизических индивидуальных способностей, принцип адаптации, оптимизма, принцип доверия к самой системе физической культуры с верой в свои силы.
В модели оздоровительно-нравственного саморазвития специфическими принципами являются: личная ответственность за свои поступки и за всё, что делается при тебе, устойчивость социально-нравственных убеждений, независимость в условиях выбора, принцип нравственной устойчивости, постоянный самоконтроль, ориентация на общественные ценности.
Для модели оздоровительно-социального саморазвития важны принципы: социальной активности с соблюдением правовых норм общества, принцип культуры межнациональных отношений, принцип миролюбия, принцип свободы с ограничением социальных норм общества.
Модель профессионально-личностного саморазвития характеризуют принципы: готовность
к самовыражению и самоутверждению в области избранной профессии и постоянному самосовершенствованию в этой области, принцип развития творческого потенциала.
В модели интерактивно-спортивного характера саморазвития важное значение имеют принципы: добровольности, наличия спортивной педагогико-культурной среды, открытости, взаимодействия, предельного самовыражения, сотрудничества, патриотизма.
Представим краткую характеристику каждой педагогической модельной системы. Следует отметить, что все они в первую очередь направлены на решение оздоровительных, здоровьесох-ранных, здоровьесберегающих задач. Однако в оздоровительно-личностной модели это направление является главным и перспективным. Саморазвитие личности в этом варианте имеет оздоровительную направленность, необходимую для формирования здорового образа жизни специалиста. На первом году обучения эта модель по существу - основная. Для этого есть важные причины. Наши исследования показали, что количество студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, год от года увеличивается.
Поступающие в вуз абитуриенты имеют средний уровень физического развития, и только примерно половина обучающихся способна адаптироваться к социально-психическим и социальным нагрузкам по программе интенсивного и учебного графика вуза без вреда для своего психического и физического здоровья. На этом этапе невозможно вести речь о воспитании нравственной устойчивости, о формировании социальных компетенций. Приоритетным в профессиональной подготовке студентов в данной модели выступает личностное оздоровление студентов и формирование компетентности личного саморазвития. Занятия по первой оздоровительно-личностной модели направлены на профилирование здоровья и его укрепление, развитие физических качеств, овладение двигательными умениями и навыками. Серьёзное внимание обращено на формирование эмоциональной удовлетворённости в двигательной активности. Постепенно решаются задачи здорового образа жизни с ориентацией на будущую профессию. Всё это заставило нас разработать программу саморазвития личности средствами физической культуры, направленную на здоро-вьесбережение, здоровьеформирование. Новая программа этой модели отличается пробуждением интереса к себе и своему здоровью, воспитанием веры в свои силы, развитием личностного потенциала, введением некоторых нетрадиционных ме-
тодов стимулирования занятий физической культурой (включение в учебный процесс Универсальной системы разминки А. А. Оплетина [5]).
Одновременно с физической нагрузкой решаются задачи воспитания воли, выдержки, стремления поверить в свои силы, самоопределиться и самоутвердиться в решении своих личностных оздоровительных задач в процессе профессионального роста. На основании полученных данных формируется личностно ориентированная индивидуальная программа, направленная на укрепление и поддержание высокого уровня физического здоровья. Определение уровня физического состояния осуществляется по показателям антропометрии, функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, двигательной подготовленности и другим характеристикам. Конституционные особенности определяли по методике И. В. Михайлова, уровень физического здоровья - по методике Г. Л. Афана-сенко, уровень психоэмоционального напряжения - по методике Спилбергера-Ханина.
В Модели педагогической системы социального саморазвития средствами физической культуры решались в основном вопросы физического и нравственного развития, важно было сделать акцент на задачах воспитания не просто студента как будущего специалиста, а гражданина своей Родины. В процессе реализации этой модели на занятиях физической культурой во главу угла были поставлены принципы толерантности, миролюбия, милосердия и форм межнационального международного общения на принципах гуманности. Занятия физической культурой с условием саморазвития личности дополнялись воспитанием способности студента самостоятельно ориентироваться в сложной социальной ситуации. Стремление к саморазвитию сопряжено с выбором не только нравственных, но и социальных ценностей. Физические упражнения направлены на поиск адекватных решений для осмысления непростых социальных ситуаций, с которыми, возможно, придётся встретиться будущему специалисту, проявляя толерантность, прежде всего необходимую в физкультурно-спортивной деятельности. Уважение нравов и законов общества, в котором живёт молодой человек, - это кредо каждого гражданина, и воспитывается оно с раннего детства. В условиях занятий физической культурой с целью саморазвития данные качества имеют наиважнейшее значение для будущего специалиста и для личности в целом. В критических ситуациях, которые неизбежны в жизнедеятельности, физически и нравственно развитый человек, обладающий знаниями, умениями с приёмами фи-
зической культуры, должен вести себя адекватно общечеловеческим правилам. Это одна из серьёзных задач саморазвития личности. Для саморазвития средствами физической культуры это одна из приоритетных задач. Социальная ориентация личности в гражданском обществе - это высший уровень проявления его воспитанности, оставаясь верным своим убеждениям. Итак все спортивные достижения субъекта - это достижения общества. Профессиональная направленность формируется ценностным педагогическим процессом, организованным в вузе.
Модель профессионально-личностного саморазвития характеризуется наличием принципа готовности к самовыражению и самоутверждению в области избранной профессии при постоянном самосовершенствовании в развитии своего творческого потенциала в этой области. Ведущий принцип этой модели - дифференциация в избранной профессии. Названные задачи реализуются в процессе занятий физической культурой с акцентом на саморазвитии с учётом особенностей избранной студентом специальности.
Интерактивно-спортивная модель. В работах отечественных ученых (А. О. Бодалёв, А. А. Кабанова) и многих зарубежных авторов понятие «карьера» трактуется не как восхождение по ступеням, а как процесс реализации человека, себя и своих возможностей в условиях профессиональной деятельности (Е. В. Киселёва) [3]. Задачи этой модели - подготовка специалиста к свободной ориентации в многочисленных направлениях профессиональной жизни, исходя из собственных возможностей, в целях профессионального развития и служебного роста в области физической культуры и искусства. Интерактивная спортивная модель саморазвития личности решает в первую очередь насущные задачи саморазвития педагогической системы по дисциплине «Физическая культура» в целостном учебном процессе вуза по подготовке специалистов данного профиля (оздоровительные, социально-нравственного развития, профессиональной направленности). В то же время студенты, имеющие выдающиеся способности или желание развить их в каком-либо направлении физической культуры, занимающиеся в дополнительное время в спортивных секциях либо при вузе (если таковые есть), либо в условиях социума, совмещают их с основными занятиями в вузе для овладения выбранной специальностью. Как показал анализ теории и практики, вуз идет навстречу таким студентам, если они добиваются в спорте хороших результатов.
С одной стороны, данные модели служат примером для других моделей физической культуры,
так как студенты, занимающиеся по данной модели, очень много внимания уделяют физической культуре и являются (при условии достижения спортивных успехов) гордостью вуза и страны в целом. С другой стороны, они выступают в качестве идеала в области личностного и спортивного самосовершенствования.
Как правило, студенты, занимающие по этой модели, имеют своих тренеров и индивидуальный план тренировочных занятий, теоретический курс физической культуры изучают вместе со всеми студентами. В области физического воспитания это является ориентиром для направления саморазвития и самосовершенствования средствами физической культуры.
В процессе исследования была разработана карта педагогического наблюдения для выявления сформированности уровней компетенции саморазвития личности (А. А. Оплетин). Уровни компетенции саморазвития разделились на низкий относительный, средний достаточный, высокий, высший превосходный. В определении уровня компетенции саморазвития студентов (по карте педагогического наблюдения) принимали участие преподаватели по физической культуре, кураторы групп, ведущие тренеры по специализации, кураторы по производственной практике.
Результаты исследования. В первый год обучения основная часть студентов 71 % показали относительно низкий уровень компетенции саморазвития, 27 % - среднедостаточный и только 2 % - высокий, высшего превосходного не зафиксировано. Во второй год обучения наблюдалось преобладание относительно низкого уровня компетенции саморазвития личности - 59 %, средне-достаточный уровень был у 38% исследуемых, высокий остался на прежнем уровне - 2 %, высший превосходный показали 1 %. На третьем году обучения относительно низкий уровень сформи-рованости компетенции саморазвития наблюдали у 29 %, средний достаточный - у 59 %, высокий -у 10 %, высший превосходный - у 2 %.
Выводы
Как показали наши исследования, формирование компетенции саморазвития «высший превосходный уровень» возможно только после окончания студентами вуза, устройства их на работу по специальности и работы в должности не менее 1 года. Это подтвердили наши исследования с участием выпускников в течение двух лет в период организации семинаров, конференций, встреч.
Таким образом, в ходе нашего исследования физическая культура выступила как одна из ведущих дисциплин целостного педагогического процесса в вузе, приоритетное направление в
подготовке грамотных, физически сильных и здоровых специалистов, умеющих управлять собой в нестандартных ситуациях, имеющих установки на постоянное саморазвитие и самосовершенствование, личностный, профессиональный и компетент-ностный рост.
Литература
1. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий и понятий: дис. ... докт. пед. наук / П.Я. Гальперин. - М.: МГУ, 1965.
- 52 с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. / И..А. Зимняя. - М.: Логос, 2000. - 384 с.
3. Киселёва Е.В. Проблемы формирования готовности студентов института физической культуры к карьерному росту в профессии / Е.В. Киселёва. - М.: 12-й Международный конгресс, 2008.
4. Манжелей И.В. Физическая культура: компетентностный подход: учеб. пособие / И.В. Манжелей, Е.А. Симонова. - Тюмень: ТГУ, 2011. - 182 с.
5. Оплетин А.А. Саморазвитие личности студентов вузов с помощью универсальной системы разминки на занятиях физической культуры: монография / А.А. Оплетин. - Пермь, 2012.
- 190 с.
6. Оплетин А.А. Педагогические основы социально-нравственного саморазвития личности студента (на материале физического воспитания) / А.А. Оплетин. - Пермь, 2008.
- 224 с.
7. Талызина Н.Ф. Управление процессом управления знанием / Н.Ф. Талызина. - М.: изд-во МГУ, 1984. - 344 с.
8. Титова Л.А. Проблемы социальной адаптации студентов ПГИ-ИК, влияющие на становление личности и компетентность. Восток-Россия-Запад. Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни / Л.А. Титова // Материалы XVI Традиционного международного симпозиума.
- Красноярск, 2013.
9. Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. -М.: Педагогика, 1979. - 144 с.
References
1. Gal'perin, P.Ya. Formation of mental acts and concepts: doctoral thesis (Hab.) / P.Ya. Gal'perin. - Moscow: MSU, 1965. - 52 P. (In Russian)
2. Zimnyaya, I.A. Educational psychology: university textbook. 2nd ed., rev. and comp. / I.A. Zimnyaya. - Moscow: Logos, 2000. -384 P. (In Russian)
3. Kiseleva, E.V. The problems of readiness of students of the institute of physical culture for career advancement in their profession / E.V. Kiseleva. - Moscow: 12th International congress, 2008. (In Russian)
4. Manzheley, I.V. Physical culture: competence approach: study guide / I.V. Manzheley, E.A. Simonova. - Tyumen: TSU, 2011. -182 P. (In Russian)
5. Opletin, A.A. Personal self-development of university students using the universal warm-up set at the classes of physical culture: monograph / A.A. Opletin. - Perm, 2012. - 190 P. (In Russian)
6. Opletin, A.A. Educational basics of student's sociomoral personal development (a case study of physical education) / A.A. Opletin. -Perm, 2008. - 224 P. (In Russian)
7. Talyzina, N.F. Knowledge management process control / N.F. Talyzina. - Moscow: publ. h-se of MSU, 1984. - 344 P. (In Russian)
8. Titova, L.A. The problems of social adaptation of students of PSIAC influencing socialization and competency. East-Russia-West. Contemporary processes of development of physical culture, sport and tourism. The status and perspectives of formation of healthy way of life / L.A. Titova // Proceedings of the XVI traditional international symposium. - Krasnoyarsk, 2013. (In Russian)
9. Yakimanskaya, I.S. Developing education. / I.S. Yakimanskaya. -Moscow: Pedagogika, 1979. - 144 P. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 16.04.2013 г.