Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРАВОВОЙ СФЕРЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРАВОВОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дацкая Наталья Алексеевна

В статье доказывается актуальность и обосновывается необходимость формирования у руководителей общеобразовательной организации профессиональной компетенции в правовой сфере. Предлагается определение термина «правовая компетенция руководителя общеобразовательной организации», выделяются различия в трактовке ученых. Описывается структура и содержание предлагаемой компетенции, а также подходы к ее формированию. Приводится характеристика элементов рассматриваемой компетенции и критерии профессионального соответствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дацкая Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFFESIONAL COMPETENCY IN THE LEGAL SPHERE FOR A HEAD OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

This article proves the relevance and the need for formation of professional competency in the legal sphere for heads of educational organizations. A definition of the term “legal competency of the head of the educational organization” is proposed, differences in the interpretation of the scientists are highlighted. The structure and content of the proposed competency, as well as approaches to its formation are described. The characteristics of the elements of the competency and the criteria for professional compliance are given.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРАВОВОЙ СФЕРЕ»

УДК 378.2

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ В ПРАВОВОЙ СФЕРЕ

Н.А. Дацкая

FORMATION OF PROFFESIONAL COMPETENCY IN THE LEGAL SPHERE FOR A HEAD OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

N.A. Datskaya

Аннотация. В статье доказывается актуальность и обосновывается необходимость формирования у руководителей общеобразовательной организации профессиональной компетенции в правовой сфере. Предлагается определение термина «правовая компетенция руководителя общеобразовательной организации», выделяются различия в трактовке ученых. Описывается структура и содержание предлагаемой компетенции, а также подходы к ее формированию. Приводится характеристика элементов рассматриваемой компетенции и критерии профессионального соответствия.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, компетентность, руководитель общеобразовательной организации.

Abstract: This article proves the relevance and the need for formation of professional competency in the legal sphere for heads of educational organizations. A definition of the term "legal competency of the head of the educational organization" is proposed, differences in the interpretation of the scientists are highlighted. The structure and content of the proposed competency, as well as approaches to its formation are described. The characteristics of the elements of the competency and the criteria for professional compliance are given.

Key words: professional competency, competence, a head of an educational organization.

Введение

В последнее время в нашей стране наблюдается значительный рост уровня правовой культуры и правовой грамотности населения. Граждане становятся более осведомленными в своем правовом статусе, требуют соблюдения их прав, чаще прибегают к судебным разбирательствам возникающих споров и противоречий [1, с.119]. От образовательной организации заинтересованные родители требуют четкую охрану свобод своих детей и полного выполнения надлежащих воспитательных функций.

На руководителя общеобразовательной организации ложится ответственность за создание условий для формирования правовой компетенции у себя, а также у работников и обучающихся [2]. Отсутствие либо недостаточная сформированность правовой компетенции у руководителя ведет к неэффективному управлению образовательной организацией и даже к прекращению ее деятельности.

В условиях непрерывного развития общества усиливаются требования к деятельности образовательных организаций; следовательно, изменяются и требования к профессиональной компетентности руководителей этих организаций. Неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности руководителя образовательной организации является правовая компетенция [3].

Анализ проблемы

Зачастую руководителям образовательных организаций не хватает правовых знаний для решения конкретных задач управления образовательной организацией, именно поэтому в концепции развития образования одной из поставленных целей является решение проблемы дефицита преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации [4]. В

свою очередь, такой подход обусловливает необходимость, во-первых, формирования у административно-управленческого персонала правовой компетенции еще на этапе обучения, а во-вторых, последующего ее развития непосредственно в процессе профессиональной деятельности.

Сейчас директору школы необходимо не только иметь знания в области Российского законодательства, касающейся образовательной сферы, но и быть достаточно осведомленным во всей правовой системе РФ [2]. Следовательно, существует необходимость изменения программ повышения квалификации административно-управленческих кадров и рабочих программ высшего образования, которые нацелены на формирование правовой компетенции руководителей общеобразовательной организации.

Говоря о сущности правовой компетенции руководителя, Черникова С.В. предлагает определять правовую компетенцию как результат правовой подготовки, неотъемлемой частью профессионализма руководителя, оказывающая влияние на качество его управленческой деятельности [5, с. 225]. В свою очередь Сараев В.Е. предлагает под правовой компетенцией руководителя образовательной организации считать точность и совершенство исполнения заранее определенных операций, умение ориентироваться в постоянном потоке правовой информации, искать и корректно использовать правовые знания при предоставлении образовательных услуг [6, с. 104]. Скоробогатовы А.И. и А.В. рассматривают правовую компетенцию как систему качеств, обеспечивающую эффективное функционирование руководимой организацией на основе применения нормативных правовых актов [7, с.139].

Учебный план подготовки магистров по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» (программа «Управление образованием и проектный менеджмент») предусматривает формирование ряда компетенций для дальнейшей демонстрации студентами их правовой компетентности уже в профессиональной деятельности. В соответствии с этим учебным планом, в рамках изучения дисциплины «Образовательное право» формируется компетенция «Способность осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики». По нашему мнению, эта компетенция не в полной мере обеспечивает возникновение у магистрантов комплексного представления о правовом регулировании в сфере отечественного и международного образования. Для более полного освоения правовых норм, образующих правовое пространство образовательной организации и регламентирующих управленческие, трудовые и иные отношения в сфере образования, мы предлагаем формировать дополнительную правовую компетенцию.

Взяв за основу монографию Рудинского И.Д., Давыдовой Н.А. и Петрова С.В., в которой компетенция определяется как «специфическое свойство индивида, состоящее из комплекса квалификационных характеристик и обуславливающее его способность и готовность осуществлять определенный вид деятельности в конкретной области» [3, с. 51] и приведенные выше определения, мы предлагаем определять правовую компетенцию руководителя образовательной организации как специфическое свойство индивида, характеризующего его способность и готовность обеспечить эффективное функционирование общеобразовательной организации в рамках правового поля Российской Федерации. В таблице 1 описывается структура и содержание этой компетенции.

Таблица 1 - Описание структуры и содержания правовой компетенции руководителя общеобразовательной организации.__

Элементы компетенции (квалификационные характеристики) Критерии профессионального соответствия

Когнитивный компонент

Знание законодательства РФ и субъектов РФ в области образования. Знает Федеральный закон об образовании в РФ, локальные нормативные акты,

ISSN 2413-9858

Продолжение таблицы 1

регламентирующие деятельность в сфере образования

Знание норм международного и российского права в области защиты прав детей и человека Знает нормы Конвенции о правах ребенка

Знание основных международно-правовых актов, определяющие обязательства РФ в сфере противодействия коррупции Знает о противодействии коррупции и антитеррористической деятельности

Знание профессиональных стандартов Знает набор профессиональных компетенций всех работников в руководимой организации

Знание норм СанПиН Знает санитарно-эпидемиологические правила

Знание трудового законодательства РФ Знает трудовое законодательство РФ, регламентирующее образовательную деятельность, охрану труда, безопасность жизнедеятельности, социальное обеспечение и трудоустройство

Знание законодательства РФ в сфере стратегического планирования Знает нормы законодательства РФ в сфере стратегического планирования и проектного управления образовательным процессом

Функциональный компонент

Применение законодательства РФ и субъектов РФ в области образования. Способен анализировать и использовать законодательные акты, разрабатывать локальные нормативные акты, касающиеся организации образовательного процесса

Реализация стратегических целей и задач, программ развития образовательной организации Способен учитывать требования законодательства РФ и отраслевых стандартов при организации процесса управления рисками

Основы управления персоналом общеобразовательной организации, включая основы нормирования труда, оценки и мотивации персонала, организацию оплаты и охраны труда; Способен формировать кадровую политику и укреплять корпоративную культуру, эффективно управлять кадровыми ресурсами. Способен мотивировать на повышение качества труда, разрабатывать схему стимулирования, предупреждать и разрешать конфликты, возникающие в ходе профессиональной деятельности.

Основы делопроизводства и документооборота (в том числе электронного) в общеобразовательной организации; Способен документационно правомерно обеспечить деятельность образовательной организации

Соблюдение требований о противодействии коррупции работниками и обучающимися образовательной организации Способен обеспечить соблюдение законности и правопорядка в деятельности образовательной организации, эффективно реализовать антикоррупционную и антитеррористическую политику

Управление трудовыми ресурсами Способен осуществить права и обязанности

Вестник науки и образования Северо-Запада России, 2022, Т.8, №1

http://vestnik-nauki.ru -

-Ж- .............................................1ББМ 2413-9858

Продолжение таблицы 1

работодателя в соответствии с трудовым законодательством РФ

Руководство организационно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью образовательной организации Способен обеспечить защиту прав и законных интересов образовательной организации высшего образования

Руководство воспитательной работой Способен обеспечить реализацию и защиту прав обучающихся в процессе образования

Мотивационный компонент

Наличие интереса к управлению образовательной организацией Хочет занять должность руководителя образовательной организацией и имеет предрасположенность к данному виду деятельности

Стремление к самообразованию Хочет заниматься самосовершенствованием в области руководства образовательной организацией, читает специальную литературу, юридические справочники и журналы

Личностный компонент

Гибкость Способен и готов применять современные инновационные подходы при руководстве образовательной организацией

Усидчивость Готов к непрерывному поиску и устранению проблем в руководимой организации

Мобильность Готов к решению возникающей проблемы в образовательной организации в свободное от работы время

Самокритичность Готов к самокритике для достижения поставленной задачи

Профессиональная репутация Наличие подтвержденных документально либо признаваемых авторитетными членами профессионального сообщества позитивных результатов деятельности по руководству образовательной организации

Заключение

В заключение необходимо отметить, что руководителю общеобразовательного учреждения действительно важно формировать правовую компетенцию. Именно знание законодательства РФ в сфере образования, активность и целенаправленная деятельность по разработке и утверждению локальных нормативных актов, а также умение применять действующее законодательство в текущей профессиональной деятельности предупреждают принятие нелегитимных решений по управлению образовательным учреждением. По этой причине мы считаем необходимым целенаправленно формировать правовую компетенцию будущих руководителей образовательных организаций на этапе их профессионального обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникина А.С. Правовая компетентность как актуальный результат педагогического образования // Транспрофессионализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции / под редакцией Э.Ф. Зеера, В.С. Третьяковой. Екатеринбург: РГППУ, 2019. С. 118-121.

2. Новикова М.В. Правовая грамотность руководителя как один из важнейших факторов эффективного управления образовательным учреждением в современных условиях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-gramotnost-rukovoditelya-kak-odin-iz-vazhneyshih-faktorov-effektivnogo-upravleniya-obrazovatelnym-uchrezhdeniem-v.(дата обращения: 14.03.2022)

3. Рудинский И.Д., Давыдова Н.А., Петров С.В. Компетенция. Компетентность. Компетентностный подход / Под ред. И. Д. Рудинского. М: Горячая линия - Телеком, 2019. 240 с.

4. Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования до 2035 г. (Проект РАНХиГС) [Электронный ресурс]. URL: http://edu2035.firo-nir.ru/images/klyucheviye_napravleniya_full_text.pdf (дата обращения: 09.03.22)

5. Черникова С.В. Формирование правовой компетентности в области управления качеством образования // Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. 2009. №3 С. 225-229

6. Сараев В.Е. Формирование правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения в условиях изменения российского законодательства об образовании // Образование и саморазвитие. 2009. №3(13). С. 103-107

7. Скоробогатова А.И., Скоробогатов А.В. Развитие правовой компетентности руководителя образовательной организации в процессе повышения квалификации // Педагогическое образование и наука. 2019. №3. С. 138-140

REFERENCES

1. Anikina A.S. Transprofessionalizm kak prediktor social'no-professional'noj mobil'nosti molodezhi / pod red. E.F. Zeera, V.S. Tret'yakovoj [Legal competence as an actual result of pedagogical education. Ed by E.F. Zeer, V.S. Tret'yakova] Yekaterinburg, RGPPU Publ., 2019, рp. 118-121.

2. Novikova M.V. Legal literacy of the head as one of the most important factors of effective management of educational institution in modern conditions // [Actual problems of Humanities and natural Sciences]. 2015. No. 10-5, pp. 46-48. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-gramotnost-rukovoditelya-kak-odin-iz-vazhneyshih-faktorov-effektivnogo-upravleniya-obrazovatelnym-uchrezhdeniem-v. (date accessed: 14.03.2022)

3. Rudinsky I.D., Davydova N.A., Petrov S.V. Kompetentsiya. Kompetentnost'. Kompetentnostnyy podkhod /pod. red I.D. Rudinskogo [Competency. Competence. Competence approach. Ed. by I.D.Rudinsky]. Moscow: Goryachaya linia - Telekom Publ., 2019. 240p.

4. Klyuchevye napravleniya razvitiya rossiyskogo obrazovaniya dlya dostizheniya Tseley i zadach ustoychivogo razvitiya v sisteme obrazovaniya do 2035 g. (Project RANHiGS) [Key Directions for the Development of Russian Education to Achieve the Goals and Objectives of Sustainable Development in the Education System until 2035 [Project by Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration)]. Available at: http://edu2035.firo-nir.ru/images/klyucheviye_napravleniya_full_text.pdf (date accessed: 09.03.22).

http://vestnik

;-nauki.ru

ISSN 2413-9В5В

5. Chernikova S.V. Formirovanie pravovoy kompetentnosti v oblasti upravleniya kachestvom obrazovaniya [Formation of legal competence in the field of education quality management], Akademicheskiy vestnik Instituta obrazovaniya vzroslykh Rossiyskoy akademii obrazovaniya. 2009. No. 3, pp. 225-229.

6. Saraev V.E. Formirovanie pravovoy kompetentnosti rukovoditelya obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya v usloviyakh izmeneniya rossiyskogo zakonodatel'stva ob obrazovanii [Formation of legal competence of the head of a general educational institution in the context of changes in the Russian legislation on education] Obrazovanie i samorazvitie. 2009. No. 3 (13), pp. 103-107

7. Skorobogatova A.I., Skorobogatov A.V. Razvitie pravovoy kompetentnosti rukovoditelya obrazovatel'noy organizatsii v protsesse povysheniya kvalifikatsii [Development of legal competence of the head of an educational organization in the process of advanced training] Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2019.No. 3, pp. 138-140.

Дацкая Наталья Алексеевна Балтийский Федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград, Россия, магистрант

E-mail: mrs.datskaya@gmail.com

Datskaya Natalya Alekseevna Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russia, master's student E-mail: mrs.datskaya@gmail.com

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.