Научная статья на тему 'Формирование компетентностной модели в профессиональной подготовке врача'

Формирование компетентностной модели в профессиональной подготовке врача Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / COMPETENCE / COMPETENCY / COMPETITIVE SPECIALIST / INNOVATIVE METHODS OF EDUCATION / MODERNIZATION OF EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романцов М. Г., Шульдяков А. А., Мельникова И. Ю., Сатарова С. А., Лиско О. Б.

Изменение целевых установок и приоритетов российского высшего образования, переход от репродуктивной формы обучения к личностно-ориентированной, включение компетентностного подхода в образовательные стандарты «третьего поколения» — все эти меры направлены на подготовку конкурентоспособных специалистов, владеющих профессиональной компетентностью. В статье охарактеризованы виды компетентности. Понятие «компетенция» раскрывается через определенные требования, овладение которыми подготовит специалиста к профессиональной деятельности. Повышение качества профессиональной подготовки студентов напрямую влияет на уровень профессиональной деятельности, а также их потенциальный вклад в специалистов, развитие науки. Модульно-компетентностный подход с соблюдением комплекса педагогических условий в образовании обеспечивает эффективность профессиональной подготовки врача, а инновационные методы способствуют обновлению, совершенствованию, активизации процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романцов М. Г., Шульдяков А. А., Мельникова И. Ю., Сатарова С. А., Лиско О. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The shift in priorities in the system of Russian education, transition from reproductive learning to learner-centered approach, incorporation of competency-based approach into the educational standards of "the third generation" require the training of a competitive specialist with professional competency. Types of competencies are characterized. The competency presenting certain requirements is studied. The mastering of the requirements will enable to train qualified specialists. The quality of education directly influences the level of professional activity through the training of specialists and the development of sciences. Competence-oriented modules approach and adherence to pedagogic requirements in education enables the efficacy of professional training. Innovative techniques and approaches to organizing educational process in their active form stimulate the process of studying.

Текст научной работы на тему «Формирование компетентностной модели в профессиональной подготовке врача»

УДК 614.23: 371.134.314: 001.894.54 (045)

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА

М. Г. Романцов — ГБОУ ВПО Северо-Западный ГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России, кафедра педиатрии и детской кардиологии, профессор, доктор медицинских наук, кандидат педагогических наук; А. А. Шульдяков — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, заведующий кафедрой инфекционных болезней, профессор, доктор медицинских наук; И. Ю. Мельникова — ГБОУ ВПО Северо-Западный ГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России, заведующая кафедрой педиатрии и детской кардиологии, профессор, доктор медицинских наук; С. А. Сатарова — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра инфекционных болезней, доцент, кандидат медицинских наук; О. Б. Лиско — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, ассистент кафедры инфекционных болезней, кандидат медицинских наук; Т. А. Перминова — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, ассистент кафедры инфекционных болезней, кандидат медицинских наук.

FORMATION OF COMPETENCY-BASED MODEL IN PROFESSIONAL TRAINING OF A DOCTOR

M. G. Romantzov — North-Western State Medical University n.a. 1.1. Mechnikov, Saint-Petersburg, the Department of Pediatrics and Children’s Cardiology, Professor, Doctor of Medical Science, Candidate of Pedadogy Science; A. A. Shuldyakov- Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky Head of the Department of Infectious Diseases, Professor, Doctor of Medical Science;

I. Yu. Melnikova — North-Western State Medical University n.a. 1.1. Mechnikov, Saint-Petersburg, Head of the Department of Pediatrics and Children’s Cardiology, Professor, Doctor of Medical Science; S. A. Satarova- Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Infectious Diseases, Assistant professor, Candidate of Medical Science; O. B. Lisko- Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Infectious Diseases, Assistant, Candidate of Medical Science; T.A. Perminova-Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Infectious Diseases, Assistant, Candidate of Medical Science.

Дата поступления — 26.12.2012 г. Дата принятия в печать — 25.11.2013 г

Романцов М.Г., Шульдяков А. А, Мельникова И.Ю., Сатарова С. А., Лиско О.Б., Перминова Т.А. Формирование компетентностной модели в профессиональной подготовке врача // Саратовский научно-медицинский журнал. 2013. Т. 9, № 4. С. 754-756.

Изменение целевых установок и приоритетов российского высшего образования, переход от репродуктивной формы обучения к личностно-ориентированной, включение компетентностного подхода в образовательные стандарты «третьего поколения» — все эти меры направлены на подготовку конкурентоспособных специалистов, владеющих профессиональной компетентностью. В статье охарактеризованы виды компетентности. Понятие «компетенция» раскрывается через определенные требования, овладение которыми подготовит специалиста к профессиональной деятельности. Повышение качества профессиональной подготовки студентов напрямую влияет на уровень профессиональной деятельности, а также их потенциальный вклад в специалистов, развитие науки. Модульно-компетентностный подход с соблюдением комплекса педагогических условий в образовании обеспечивает эффективность профессиональной подготовки врача, а инновационные методы способствуют обновлению, совершенствованию, активизации процесса обучения.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, инновационные методы обучения, профессиональная подготовка, конкурентоспособный специалист, модернизация образования.

Romantzov M. G., Shuldyakov A. A., Melnikova I. Yu., Satarova S. A., Lisko O. B, Perminova T. A. Formation of competency-based model in professional training of a doctor // Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2013. Vol. 9, № 4. P. 754-756.

The shift in priorities in the system of Russian education, transition from reproductive learning to learner-centered approach, incorporation of competency-based approach into the educational standards of “the third generation” require the training of a competitive specialist with professional competency. Types of competencies are characterized. The competency presenting certain requirements is studied. The mastering of the requirements will enable to train qualified specialists. The quality of education directly influences the level of professional activity through the training of specialists and the development of sciences. Competence-oriented modules approach and adherence to pedagogic requirements in education enables the efficacy of professional training. Innovative techniques and approaches to organizing educational process in their active form stimulate the process of studying.

Key words: competence, competency, innovative methods of education, professional training, competitive specialist, modernization of education.

Модернизация высшего профессионального образования опирается на компетентность. Принцип компетенции экстраполирован в качестве научного метода, применимого к различным сферам знания, включая педагогику. Его возникновение связывают с именем американского лингвиста Н. Хомского, который сформулировал понятие компетенции. В качестве основополагающей единицы компетентности выступает системная качественная характеристика «готовность к действию». Компетентностный подход детерминируется развитием мыслительной активности, самосовершенствованием, развитием умений и навыков, формированием готовности к самооценке, саморазвитию, сотрудничеству, самостоятельной деятельности и умению принимать решения [1-3].

Ответственный автор — Лиско Ольга Борисовна Адрес: 410000, г. Саратов, ул. Чернышевского, 141.

Тел.: +79272789607 E-mail: olga-lisko@yandex.ru

В России после опубликования «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» произошла переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность» на понятия «компетенция», «компетентность». Фактически сделана ставка на компетентностный подход в образовании: «...компетентность рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле слова. социальное поведение, способность работать в группе, инициативность, любовь к риску» [4].

Подготовка конкурентоспособного специалиста включает профессиональную компетентность преподавателей вузов, что обусловлено изменением приоритетов образовательного процесса, переходом от знаниевой компоненты и репродуктивного метода обучения к личностно-ориентированной форме, развивающей, познавательно-деятельностной направ-

ленности, основанной на принципах гуманизации [5, 6].

Под педагогической компетентностью необходимо понимать особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности [7].

Дж. Равен, основоположник психологической теории компетентности, оперирует понятием компетентности как «совокупности компетенций», подчеркивая их множественность, выделяя в структуре компетентности общую компетентность (ценности, мотивации, поведение) и компетентность для успешной самореализации в социуме вне зависимости от профессиональной деятельности, а также специальные компетенции, которые связаны с личностными особенностями индивида [8-10].

Формирование профессиональной компетенции является сложным процессом, в котором умения и навыки закладываются на различных стадиях. Не умаляя значения традиционной направленности обучения, необходимо формировать навыки с помощью личностно-ориентированных, интерактивных, проектных форм обучения. Нормативная модель требований, отражающая профессиональную педагогическую компетентность, включает базовые понятия, закономерности учебного процесса и дидактические принципы, современные теории и технологии обучения, методологии и методологические принципы обучения, методы педагогического исследования [6, 11].

Компетенция специалиста (обладание специальными профессиональными знаниями, умениями и навыками) включает методическую и социальную компетенции [11]. Методическая — способность накапливать, систематизировать и передавать опыт; социальная — способность гибко адаптироваться к меняющимся условиям социума. Степень сформиро-ванности компетенций позволяет систематизировать и оптимизировать формирование профессиональной компетентности, обеспечивая наиболее полное развитие индивидуальных способностей и личностных качеств. Компетентность определяется как мера освоения компетенции, обусловленная способностью решать предписанные задачи, включающая личностное отношение к предмету деятельности, узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способ мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

Согласно модели Дж. Равена [10], отдельные виды компетентности могут в разных ситуациях выступать в качестве компонентов определенной компетентности. Эти компоненты компетентности разделены на когнитивные (определение препятствий на пути достижения целей), аффективные (удовольствие от работы) и волевые (настойчивость, решимость, воля). Компетентность многокомпонентна, ее компоненты относительно независимы друг от друга, а сами компетентности обладают качествами куму-лятивности и взаимозаменяемости. Развитие новых навыков, умений и видов компетентности происходит в зависимости от тех целей, которые значимы для индивида в настоящее время, они могут быть развиты и проявлены в тех ситуациях, где выполняемая деятельность приобретает личностную значимость.

Информационная компетентность, являясь ключевой в системе профессиональных компетентностей, выступает основой для становления профессионала в любой сфере деятельности, служит важнейшей характеристикой специалиста с высшим

образованием. В качестве показателей сформиро-ванности информационной компетентности могут использоваться мотивационно-ценностное отношение к освоению профессиональной деятельности, знание приемов и способов решения профессиональных практических задач и умение творчески использовать их. К педагогическим условиям, способствующим формированию информационной компетентности, можно отнести усиление мотивации в профессиональной подготовке, разработку и применение дидактического комплекса информационного обеспечения, а также проведение мониторинга сформированности информационной компетентности с использованием инновационных образовательных технологий при организации работы. Сущность профессиональной компетентности заключается в интегрировании знаний, умений, опыта, личностных качеств, обеспечивающих профессиональное развитие и самореализацию специалиста, т.е. личностных возможностей, позволяющих самостоятельно и эффективно решать задачи, а профессиональная компетентность, основанная на знаниях, включает морально-нравственную, познавательно-творческую, информационно-коммуникативную и технологическую составляющие [5, 8, 12, 13].

В связи с изменениями в системе образования после принятия Болонской декларации возрастает роль разработки новых эффективных моделей обучения, целью которых является личностно-профессиональное развитие специалиста. В свете современных реалий послевузовское обучение расценивается как систематический, целенаправленный процесс воздействия на уровень профессионализма обучающегося, конечной целью которого является обеспечение эффективной деятельности учреждений здравоохранения в области повышения качества медицинской помощи. Влияние системы последипломного образования на систему обеспечения качества преломляется через личность обучающегося специалиста здравоохранения. Среди проблем, снижающих эффективность программ повышения квалификации, ведущими являются отсутствие мотивации и уверенности в применении знаний, отсутствие стимулов и поддержки руководителей для применения знаний, а также недостаточный уровень знаний для внедрения в практику [13, 14].

Качество образования влияет на качество профессиональной деятельности напрямую через подготовку кадров и развитие науки. Необходимо выделить основные принципы последипломного обучения: принцип субъективной активизации специалиста в образовательной деятельности, принцип дифференцированного обоснования индивидуального образовательного маршрута в зависимости от личностно-профессиональных качеств слушателя, принцип воздействия на мотивационную сферу специалиста, принцип адекватности содержания и форм дополнительного образования для профессионального развития специалиста, принцип обратной связи и поэтарного контроля качества образования [15].

Модульно-компетентностный подход в образовании представляет собой концепцию организации учебного процесса, целью которой является приобретение определенных компетенций. Средством их формирования (компетенций) является модуль как самостоятельная единица образовательно-профессиональной программы. В немодульной системе приоритет отдан выбору материала, а в модуле — акценту на структуру учебного плана. Модуль состоит из

учебной цели, списка смежных учебных элементов, междисциплинарных связей, собственно учебный материал представлен в виде лекционного (лекции проблемные, вводные, информационные, видеолекции и т.д.), методических указаний для усвоения навыков, умений, проведения проверочной работы, а также представляется электронный учебник [16].

Для эффективной реализации обучения в рамках модульных программ, основанных на компетенциях, внедряются инновационные методы и подходы к организации обучения, которые должны быть представлены в виде активных методов обучения (в центре — обучающийся); стимулировать обучающихся к самостоятельному обучению, создавать условия для самообучения, осваивать и внедрять современные инновационные технологии обучения. Инновационные методы обучения не отрицают использования элементов традиционного обучения, а гармонично сочетаются с ними. Это информационные ресурсы и базы данных, мультимедийные учебные пособия, ориентированные на лучшие отечественные и зарубежные образовательные программы, использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода [17].

Таким образом, ориентацию высшей школы на компетентностную модель профессиональной подготовки, обусловленную качественными преобразованиями, следует рассматривать как внутренне мотивированную деятельность. Организация образовательного процесса на основе компетентностного подхода, с соблюдением комплекса педагогических условий (формирование мотивационного отношения к работе посредством развития внутренней, внешней и процессуальной мотивации; проектирование учебных курсов как системы профессионально ориентированных задач, решение которых позволяет осуществить планомерный переход от учебной деятельности к профессиональной; методическое обеспечение учебной деятельности с использованием возможностей телекоммуникационных технологий, мониторирование процесса профессионального становления личности специалиста) обеспечивает эффективность профессиональной подготовки.

Библиографический список

1. Ахмадеева Л. Р, Мусина Ф. С., Семенова С. И. Что мешает формированию профессиональной компетенции молодого врача при обучении в университете? // Формирование профессиональной компетенции в рамках ФГОС ВПО. Уфа, 2012. С. 38-40.

2. Ермакова Н. И. Этапы становления компетентностного подхода в образовании // Проблемы компетентностного подхода в среднем и высшем образовании. Калининград, 2008. С. 60-63.

3. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия / под ред. А. А. Климова. М., 2010. 101 с.

4. «Образование: скрытое сокровище». М.: ЮНЕСКО, 1997. 31 с.

5. Попков В. И., Коржуев А. В. Содержательные проблемы дидактики высшей школы // Дидактика высшей школы. М., 2004. С. 46-139.

6. Рубин Ю. Б. Высшее образование в России: качество и конкурентноспособность. М., 2011. 448 с.

7. Холодная М. А. Психология интеллекта. СПб., 2002. 264 с.

8. Гребенюк Т. Б. Методологические подходы компетентностного подхода в образовании // Проблемы компетентностного подхода в среднем и высшем образовании. Калининград, 2008. С. 7-17.

9. Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 2002. 216 с.

10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. М., 2002. 396 с.

11. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития. Калининград, 1994. 264 с.

12. Конюшенко С. М., Голубин Д. В. Информационная компетентность педагога // Проблемы компетентностного подхода в среднем и высшем образовании. Калининград, 2008. С. 74-87.

13. Романцов М. Г., Мельникова И. Ю. Особенности современных форм образовательной деятельности // Пути совершенствования учебного процесса: материалы межвуз. на-уч.-метод. конференции. Гродно, 2012. С. 259-263.

14. Даниленкова Г. Г. Проблема профессиональной компетентности педагога в отечественной и зарубежной науке // Проблемы компетентностного подхода в среднем и высшем образовании. Калининград, 2008. С. 18-22.

15. Белалова Г. В., Валеева Л. А., Викторова Т. В. Модульная система обучения в высшей школе // Формирование профессиональной компетенции в рамках ФГОС ВПО. Уфа, 2012. С. 52-53.

16. Каюмова А. Ф., Инсарова Г. Е., Элентух А. Г. Роль модульно-компетентностного подхода в обучении для формирования и реализации нового содержания образования // Формирование профессиональной компетенции в рамках ФГОС ВПО. Уфа, 2012. С. 154-155.

17. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994. 150 с.

Translit

1. Ahmadeeva L. R., Musina F. S., Semenova S. I. Chto me-shaet formirovaniju professional'noj kompetencii molodogo vra-cha pri obuchenii v universitete? // Formirovanie professional'noj kompetencii v ramkah FGOS VPO. Ufa, 2012. S. 38-40.

2. Ermakova N. I. Jetapy stanovlenija kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii // Problemy kompetentnostnogo podhoda v srednem i vysshem obrazovanii. Kaliningrad, 2008. S. 60-63.

3. Modernizacija rossijskogo obrazovanija: vyzovy novogo desjatiletija / pod red. A.A. Klimova. M., 2010. 101 s.

4. «Obrazovanie: skrytoe sokrovishhe». M.: JuNESKO, 1997. 31 s.

5. Popkov V. I., Korzhuev A. V. Soderzhatel'nye problemy didaktiki vysshej shkoly // Didaktika vysshej shkoly. M., 2004. S. 46-139.

6. Rubin Ju. B. Vysshee obrazovanie v Rossii: kachestvo i konkurentnosposobnost'. M., 2011. 448 s.

7. Holodnaja M. A. Psihologija intellekta. SPb., 2002. 264 s.

8. Grebenjuk T. B. Metodologicheskie podhody kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii // Problemy kompetentnos-tnogo podhoda v srednem i vysshem obrazovanii. Kaliningrad, 2008. S. 7-17.

9. Grebenjuk O. S. Pedagogika individual'nosti. Kaliningrad, 2002. 216 s.

10. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obshhestve: vyjavlenie, razvitie i realizacija / per. s angl. M., 2002. 396 s.

11. Andreev V. I. Jevristika dlja tvorcheskogo samorazvitija. Kaliningrad, 1994. 264 s.

12. Konjushenko S. M., Golubin D. V. Informacionnaja kom-petentnost' pedagoga // Problemy kompetentnostnogo podhoda v srednem i vysshem obrazovanii. Kaliningrad, 2008. S. 74-87.

13. Romancov M. G., Mel'nikova I. Ju. Osobennosti sovre-mennyh form obrazovatel'noj dejatel'nosti // Puti sovershenstvo-vanija uchebnogo processa: materialy mezhvuz. nauch.-metod. konferencii. Grodno, 2012. S. 259-263.

14. Danilenkova G. G. Problema professional'noj kompetent-nosti pedagoga v otechestvennoj i zarubezhnoj nauke // Proble-my kompetentnostnogo podhoda v srednem i vysshem obrazo-vanii. Kaliningrad, 2008. S. 18-22.

15. Belalova G. V., Valeeva L.A., Viktorova T V. Modul'naja sistema obuchenija v vysshej shkole // Formirovanie profession-al'noj kompetencii v ramkah FgOS VPO. Ufa, 2012. S. 52-53.

16. Kajumova A. F., Insarova G. E., Jelentuh A. G. Rol' mod-ul'no-kompetentnostnogo podhoda v obuchenii dlja formirovani-ja i realizacii novogo soderzhanija obrazovanija // Formirovanie professional'noj kompetencii v ramkah FGOS VPO. Ufa, 2012.

S. 154-155.

17. Serikov V. V. Lichnostnyj podhod v obrazovanii: koncepci-ja i tehnologii. Volgograd, 1994. 150 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.