Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в учреждении дополнительного образования'

Формирование коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в учреждении дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Е. Л.

На современном этапе образовательного процесса актуализируются преимущества хореографических проектов как средство формирования коммуникативных умений подростков в учреждении дополнительного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в учреждении дополнительного образования»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Миронова Е.Л.*

Центр внешкольной работы «Крылатый», г. Самара

На современном этапе образовательного процесса актуализируются преимущества хореографических проектов как средство формирования коммуникативных умений подростков в учреждении дополнительного образования

Формирование коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в учреждении дополнительного образования характеризуется цельностью, системностью, креативностью и результативностью. В научных психолого-педагогических исследованиях констатируется, что для подростков стремление к коммуникации, взаимодействию, сотрудничеству является естественным процессом позитивной самореализации (Б.З. Вульфов, A.B. Мудрик, Е.И. Тихомирова, Д.И. Фельдштейн). Именно поэтому важно развивать коммуникативные умения подростков, используя для этого различные средства, в частности хореографические проекты, которые в учреждении дополнительного образования детей становятся значимым средством личностного развития [1].

Хореографические проекты способны обеспечивать продуктивную самореализацию подростков как активно, позитивно, креативно взаимодействующих субъектов [6, 7].

Известно, что коммуникативные умения подростков формируются и проявляются в процессе самореализации, которая рассматривается как важнейшая категория, неразрывно связанная с процессами самоопределения и саморазвития личности подростков [4, с. 318-322]. Самореализация выступает условием развития коммуникативных умений подростков, являясь одной из высших потребностей человека, направленной на проявление подростками своих сил, способностей, умений (Л.А. Гордеева).

Коммуникативные умения, проявляющиеся в способности к самореализации, обеспечивают стремление человека реализовать заложенные в нем творческие силы и способности [3]. Подростки активно самореализуются в различных видах деятельности, развивая и проявляя свои коммуникативные умения [2, 4, 7].

В научных публикациях констатируется, что самореализация - это реализация личности в мире, реализация ее творческих возможностей силами самой личности, что позволяет провести параллель с творческой деятельностью.

* Педагог дополнительного образования.

Исследование процесса развития коммуникативных умений подростков в хореографических проектах учреждения дополнительного образования основано на изучении креативной самореализации подростков, основанной на формировании и проявлении коммуникативных умений, проявляющихся во взаимодействии, сотрудничестве, соперничестве, поддержке, позиционировании, вдохновении.

Хореографическая деятельность подростков, воплощенная в проекте, основана на творчестве, групповом взаимодействии, самопрезентации. Исследование творческой деятельности как воплощение сущности человека осуществляли такие ученые как: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.Н. Дружинин, В.Н. Зинченко, А.Н. Леонтьев, A.B. Матюшкин, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн. В процессе специальных исследований установлены основные характеристики творческой деятельности. К ним относятся: получение нового результата, нового продукта (H.H. Поддъяков); новизна процесса (новый метод, прием, способ действования), с помощью которого этот продукт получен (С.Л. Рубинштейн); способность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему (O.K. Позднякова); наличие ярко выраженного эмоционального переживания (инсайт, озарение), предшествующего моменту нахождения решения (В.Н. Дружинин); наличие устойчивой длительной мотивации (С.Д. Смиронов).

В ходе исследований, проводимых лабораторией «Субъектной самореализации и инновационных технологий» Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, которой заведует д.п.н., профессор, академик МААН, член-корр. РАЕ Почетный работник высшего профессионального образования РФ Е.И. Тихомирова, установлено, что самореализация подростков в творческой деятельности зачастую затруднена из-за недостаточно развитых коммуникативных умений подростков, выступающих средством самопредъявления себя, самопозиционирования результатов своей деятельности. Нередко причиной такого явления является «затрудненная речь на публике» (Е.И. Тихомирова). В таком случае хореографическая деятельность компенсирует не развитые коммуникативные умения подростков «говорить с помощью слов» развитием коммуникативных умений подростков «говорить с помощью движения, жестов, поз» в хореографически проектах».

Танец как основа проекта хореографической деятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей позволяет им активно, позитивно, креативно формировать и проявлять свои коммуникативные умения в иной, но приемлемой для других людей форме, когда есть возможность выразить и проявить себя, и тебя поймут, оценят, одобрят аплодисментами, радостными возгласами, поздравлениями.

Исследование процесса развития подростков в хореографических проектах разноаспектно отражено в работах C.B. Акишева, Н.П. Базаровой,

Л.Д. Блок, А.Я. Вагановой, Л.А. Волковой, B.C. Костровицкой, H.H. Ма-ланина, Т. А. Лиманской, Н.И. Тарасова, М.А. Хазова и др.

Специфика творческой хореографической деятельности, реализуемой в проектах, определяется ее многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства [5, с. 68]. «Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, дает толчок к самосовершенствованию, кпостоянному развитию» [1, с. 120].

Коммуникативные умения подростков в хореографических проектах проявляются и развиваются в ритме, музыке, танце (Н.И. Тарасов). Основой ритмических способностей человека является ритмичность - это «умение верно согласовывать свои действия с музыкальным ритмом» [6, с. 203-208]. Каждое хореографическое произведение всегда строго следует ритму музыкального произведения, а это определяет динамику развития и характер сценического действия. Малейшее нарушение музыкального ритма всегда лишает танец действенной и художественной точности выражения, «поэтому музыкальный ритм должен восприниматься учащимися не как простой механический счет долей времени, а как выразительный компонент танца» [5, с. 79].

Ритмичность, определяющая основу ритмических способностей - это умение выразить простейшие музыкальные и хореографические ритмы (2/4 и 4/4), сложные (3/4.6/8 и т.д.), постепенно переходя от медленных темпов -к быстрым, к усилению динамики исполняемых движений; умение согласовывать с музыкой свои движения; умение воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер и понимать содержание (существуют динамические оттенки в музыке: форте, пиано, характер исполнения: легато, стаккато).

Исследование процесса развития коммуникативных умений подростков в хореографических проектах проводилось на базе МОУДОД ЦВР «Крылатый» г. Самары. В своем исследовании мы изучали закономерности формирования и проявления коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в учреждении дополнительного образования детей. Результаты проведенной работы показали: подростки, обладающие ритмическими способностями, в три раза успешнее выражают себя в танце, добиваются успеха в процессе развития коммуникативных умений в хореографических проектах, позитивны, открыты для общения, активны.

По данным включенного наблюдения и опроса это явление объясняется успешностью самореализации подростков в хореографических проектах, вниманием и одобрением зрителя, педагога, родителей, сверстников. Более 67 % подростков, из 527 обследованных подростков, отметили, что успех и похвала, полученные ими по итогам реализации хореографического проекта, усиливают потребность во взаимодействии (появляется жела-

ние «поделиться радостью достижений», «услышать одобрение в свой адрес», «обсудить новые планы» и т.д.).

Используя метод включенного наблюдения, компетентных судей, опрос родителей, педагогов-хореографов мы исследовали коммуникативные умения подростков в хореографических проектах учреждения дополнительного образования детей МОУДОД ЦВР «Крылатый» г. Самары, учреждений дополнительного образования Самарской области. Результаты проведенного исследования показали, что у 27 % подростков, из числа 527 обследованных, развиты коммуникативные умения, проявляющиеся в ритмических способностях, т.е. в умении представить музыкальный ритм произведения, донести его до зрителя, установить взаимодействие на основе взаимопонимания в процессе восприятия музыкального ритма. У 58 % обследованных подростков недостаточно развитые ритмические способности, ау 15 % подростков ритмические способности совсем не развиты.

Результаты проведенных нами исследований показывают, что у подростков недостаточно развиты коммуникативные умения, как проявление креативных способностей выражать музыкальный ритм в хореографических проектах. Это связано с недостаточной ориентацией педагогов дополнительного образования, в частности, педагогов-хореографов, при подготовке и реализации хореографических проектов, на взаимодействие подростков, сотрудничество, развитие коммуникативных умений как стремление донести до зрителя сущность музыкального произведения в ритме танца. В тоже время нередко акцент педагогами делается на музыкальном материале (ритм, темп, синкопа) при разучивании движений и комбинаций, но уделяется недостаточно внимания на смысловую наполненность музыкального материала, а именно, мало времени на занятии отводится для анализа с подростками и оценки музыкально-сюжетного, художественного образа самого музыкального произведения и объединение усилий для его выражения и представления зрителям.

Не уделяя достаточного внимания развитию креативных ритмических способностей подростков в хореографических проектах педагог-хореограф может испытывать трудности при развитии представлений подростков о музыкальном образе, обеспечивающем единство движения (танца) и музыки (образа). Формирование коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в учреждении дополнительного образования позволяет совершенствовать художественное качество танца как средства самореализации подростка, проявляющего свои коммуникативные умения [6]. Коммуникативные умения подростков в проектах творческой хореографической деятельности проявляются в музыкальности - «это умение учащихся сознательно и творчески увлеченно воспринимать тему - мелодию и художественно воплощать ее в танце» [6, с. 225].

Музыкальность подростков, выражаясь в коммуникативных умениях в проектах хореографической деятельности, проявляется: в умении эмоцио-

нально передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из содержания музыки, композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.). Это позволяет подросткам со сцены установить контакт со зрителем, заинтересовать его своим танцем, позволяет создавать атмосферу эмоционального взаимодействия в форме сопереживания; в умении выразить свои чувства в движении.

Используя метод включенного наблюдения, опрос, анализ мнений компетентных судей, персонифицированную психолого-педагогическую тестовую диагностику, мы исследовали коммуникативные способности подростков, приступающих к реализации хореографических проектов в учреждении дополнительного образования детей Центра воспитательной работы «Крылатый» г. Самары. Анализ полученных данных показал, что у 15 % подростков достаточно развиты коммуникативные умения в проектах хореографической деятельности; у 50 % обследованных подростков недостаточно развиты коммуникативные умения в хореографических проектах, а у 35 % подростков - не развиты коммуникативные способности в хореографических проектах. Полученные данные стали основанием для корректировки хореографических проектов подростков по технологии и содержанию, усиливая коммуникативную направленность проекта.

Педагог-хореограф, при проведении занятий, нередко акцентирует внимание на изучение подростками конкретных хореографических понятий и отработку хореографических движений (терминология классического, характерного, современного танца; техника выполнения различных танцевальных движений и приемов), при этом недостаточно уделяет внимание организации взаимодействия подростков, коммуникативно личностной, эмоциональной атмосфере выполнения проекта, создаваемой в проектах хореографической деятельности подростков, реализации танцевальных композиций как стремления не только показать себя, но и увидеть других подростков - участников проекта, увлечь зрителя своим позитивным, креативным действием в хореографической деятельности, раскрывая музыкальные образы, проявляя свои эмоции, коммуникативные умения. Более 70 % обследованных подростков высказали желание чаще общаться друг с другом, с другими людьми в процессе реализации хореографических проектов.

Коммуникативные умения подростков в проектах хореографической деятельности проявляются в креативных танцевальных способностях, позволяющих подросткам не только проявлять себя, показывать свои умения, но и увлекать других, сотрудничать и взаимодействовать в позитивном, эмоционально-креативном пространстве музыки, движения, радости и творчества. Танцевальность - это умение подростков внимательно вслушиваться в интонации музыкальной темы, стремясь технически верно и творчески, увлеченно воплотить их звучание в пластике танца [6, с. 251-254].

В связи с этим, танцевальность может обеспечивать формирование ком-муникатвиных умений подростков в хореографических проектах в учреж-

дении дополнительного образования и проявляется в способности подростков: импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятии движений, приглашая других посмотреть на свою импровизацию, оценить ее и принять в ней участие (приглашение к сотрудничеству); придумывать собственные оригинальные хореографические композиции, доставляя радость зрителям и реализуя свое Я.

Используя метод включенного наблюдения, опрос мы исследовали коммуникативные умения подростков в проектах творческой хореографической деятельности в учреждении дополнительного образования по окончании экспериментальной работы. Получены следующие результаты: около 40 % подростков (из числа обследованных участников эксперимента) имеют развитые коммуникативные умения; 34 % подростков имеют недостаточно развитые коммуникативные умения, ау 17 % подростков такие умения не развиты.

Результаты изучения практики создания и реализации хореографических проектов в учреждениях дополнительного образования показывают, что около 20 % педагогов дополнительного образования ориентированы на развитие коммуникатвных умений подростков в хореографических проектах; 23 % педагогов дополнительного образования ориентированы на создание позитивной, креативной атмосферы взаимодействия подростков и зрителей; более 40 % педагогов ориентированы на представление подростками танцевальных способностей, хореографических движений и комбинаций; 17 % педагогов дополнительного образования не смогли четко определить направление своей профессиональной ориентации в хореографических проектах подростков, выразив свое мнение неопределенным высказыванием «важно как можно лучше реализовать хореографические проекты».

В ходе нашего исследования, рассматривая процесс формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в учреждении дополнительного образования, было установлено, что формирование коммуникативных умений подростков в хореографической деятельности должно сопровождаться созданием специально организованных условий в учреждении дополнительного образования, в частности, создание воспитывающей среды, обеспечивающей целенаправленность, интег-рированность, системность креативного процесса личностного развития (Е.И. Тихомирова); формирование профессиональных компетенций педагогов-хореографов; расширение пространства самореализации подростков как активных деятелей, людей любознательных, творческих, стремящихся к развитию, имеющих развитые коммуникативые способности.

В связи с этим, необходимо в процессе реализации хореографических проектов подростков в учреждении дополнительного образования использовать разнообразные педагогические методы, средства, технологии, которые обеспечивают успешное формирование коммуникативных умений подростков, становясь средством успешной самореализации в социуме.

Список литературы:

1. Брусницына А.Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход: авт. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2008. - 24 с.

2. Газман О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе // Современная школа: проблема гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. - М., 1993. - Ч. 1.

3. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 208-218.

4. Самореализация молодежи в социуме. Достижения. Проблемы. Перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 19-20 ноября 2009 г. / Под ред. Е.И. Тихомировой. - Самара: ООО «Издательство АсГард», 2009. - 528 с.

5. Телегин A.A. Композиция и постановка танца: учебное пособие. -Самара: ТОО Алгоритм, 1998. - 100 с.

6. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. - М.: Лань, 2005. - 496 с.

7. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: учебно-методическое пособие. - М., 2007. - 148 с.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ПО СПОРТИВНЫМ ТАНЦАМ

© Ронь H.H.*

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Рассматриваются основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности тренера по спортивным танцам. Показаны цели, задачи, принципы и ключевые направления педагогического общения как отражения индивидуального стиля педагогической деятельности тренера по спортивным танцам.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются вро-

* Старший преподаватель кафедры Спортивной режиссуры, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.