Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости в урочной деятельности'

Формирование коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости в урочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / УПРАЖНЕНИЯ / УРОК / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / СТЕПЕНЬ / ЛЕГКАЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMMUNICATION / EXERCISES / LESSON / PRIMARY SCHOOL AGE / MENTAL RETARDATION / DEGREE / EASY / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кембель Светлана Николаевна

Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями. Среди данной категории особое место занимают дети с легкой степенью умственной отсталости. В статье рассматривается комплекс упражнений, направленный на повышения уровня сформированности коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Данные упражнения рассчитаны на проведение во время урочной деятельности. Изучение коммуникативных умений у умственно отсталых детей позволяет наиболее грамотно построить процесс их обучения, воспитания и развития, делает более успешной социализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кембель Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE WITH EASY DEGREE OF MENTAL DEVICE IN LESSON ACTIVITY

One of the main tasks of modern society is the social adaptation of children with special educational needs. Among this category, children with a mild degree of mental retardation occupy a special place. The article discusses a set of exercises aimed at increasing the level of formation of communicative skills of children of primary school age with a slight degree of mental retardation. These exercises are designed to be carried out during class activities. The study of communicative skills in mentally retarded children allows the most competent construction of the process of their training, education and development, makes socialization more successful.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости в урочной деятельности»

STUD NET

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

FORMATION OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE WITH EASY DEGREE OF MENTAL DEVICE IN

LESSON ACTIVITY

УДК 1174

Кембель Светлана Николаевна,

студент, Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.

Kembel S.N sverlankakembel@mail.ru

Аннотация. Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями. Среди данной категории особое место занимают дети с легкой степенью умственной отсталости.

В статье рассматривается комплекс упражнений, направленный на повышения уровня сформированности коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Данные упражнения рассчитаны на проведение во время урочной деятельности.

Изучение коммуникативных умений у умственно отсталых детей позволяет наиболее грамотно построить процесс их обучения, воспитания и развития, делает более успешной социализацию.

Annotation. One of the main tasks of modern society is the social adaptation of children with special educational needs. Among this category, children with a mild degree of mental retardation occupy a special place.

The article discusses a set of exercises aimed at increasing the level of formation of communicative skills of children of primary school age with a slight degree of mental retardation. These exercises are designed to be carried out during class activities.

The study of communicative skills in mentally retarded children allows the most competent construction of the process of their training, education and development, makes socialization more successful.

Ключевые слова: коммуникация, упражнения, урок, младший школьный возраст, умственная отсталость, степень, легкая, деятельность.

Keywords: communication, exercises, lesson, primary school age, mental retardation, degree, easy, activity

Важной социальной потребностью человека является общение, коммуникация. Общение и коммуникация позволяют ребенку познавать окружающую действительность, людей. Формирование и развитие коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью, обучающихся в школе, на сегодняшний день являются весьма актуальными процессами.

Коммуникативные умения - это способности, проявляющиеся в адекватной коммуникации с учетом всех ее специфических характеристик. С другой стороны, коммуникативные умения можно определить и как некоторые фиксированные образования в психике, позволяющие адекватно решать коммуникативные задачи [1].

Развитость коммуникативных умений говорит о развитости коммуникативной культуры человека. Между тем коммуникативные умения являются универсальными учебными действиями коммуникативного плана [1]. Их развитие - задача педагогики и дидактики начальной школы.

В настоящей статье приведен комплекс упражнений по развитию уровня сформированности коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. Эти упражнения следует применять на уроках по предметам, которые входят в учебный план коррекционных школ, где обучаются исследуемые дети.

1. Чтение и речевая практика. Упражнение 1.1. Выполняется в парах. Учитель зачитывает отрывок сказки или рассказа (небольшой, не более пяти предложений). Один школьник должен рассказать коммуниканту (по паре) о том, что услышал из зачитываемого учителем. Затем роли меняются, учитель читает другой отрывок.

2. Русский язык. Упражнение 2.1. Выполняется в мини-группах. На доске выписаны слоги, из которых учащимся надо собрать слова: нос, бар, кош, ка, ок, пол, ток, мок, ра, па, лам, за, ан, мис, кап, он, кан. В каждой команде учащиеся собирают слова из слогов. Какая команда первой дойдет до финиша (больше всего слов собрано, та и победитель).

3. Математика. Упражнение 3.1. Выполняется в мини-группах. В каждой мини-группе придумывается какой-то вычислительный пример. Можно использовать какие-либо предметы (с учетом техники безопасности). В другой группе должны найти ответ и озвучить его. Если в данной мини-группе не

нашлось правильного ответа, то право на решение переходит к другой мини-группе.

4. Мир природы и человека. 4.1. Выполняется в парах. В паре один ребенок изображает животное (звуками или как-нибудь по-другому, например, с помощью не завершенной зарисовки). Другой ребенок в паре должен угадать, что это за животное. Затем дети меняются ролями. В упражнении важно, чтобы оба ребенка были привлечены к коммуникации. Животное можно не называть, но необходимо демонстрировать картинки (должны быть у педагога в запасе).

5. Рисование. Упражнение 5.1. Выполняется в мини-группах. Каждой мини-группе дается задание - нарисовать что-нибудь, что понравилось всей мини-группе совместно. Отводится время на общение детей (педагог внимательно следит за тем, чтобы общение было тематическим, связанным с рисунком). Затем обучающиеся мини-групп выполняют групповой изобразительный проект. Один из обучающихся выступает с защитой проекта - рассказывает о том, что изображено на рисунке. Другие мини-группы могут дополнять проект своими мыслями и идеями.

6. Музыка. Упражнение 6.1. Выполняется классом.

Педагог дает установку на урок. Дети входят в класс под песню «Доброе утро».

Песня в записи.

Речь учителя: - Здравствуйте, ребята!

Дети (хором): - Здравствуйте!

Речь учителя: - Какие вы сегодня бодрые, красивые! И готовы к нашему интересному занятию. Сегодня нам предстоит о многом узнать, многое услышать и о многом спеть...

Та же песня в исполнении учителя. Затем дети берутся за руки, образуя хоровод и поют ту же песню под музыку в исполнении учителя. Обязательно смотрят друг на друга и шевелят руками.

7. Физическая культура. Упражнение 7.1. Выполняется классом. Дети выстраиваются в две шеренги напротив друг друга. Затем кидают «веселый мяч» тому, кому хотят, при этом выкрикивая пожелания.

8. Труд. Упражнение 8.1. Выполняется в парах. Обязательно нужно прочитать парам технику безопасности при работе с ножницами. В парах дети вырезают из бумаги какие-либо предметы, затем делают из этих предметов конструкцию. На каждую пару дается задание. Перед выполнением задания ребята консультируются друг у друга по поводу будущей поделки.

Упражнение 8.2. Выполняется в мини-группах. Каждая мини-группа получает трудовое задание: выполнить какой-нибудь несложный проект. Обязательно нужно прочитать мини-группам технику безопасности при работе с ножницами.

После выполнения организуется обсуждение в мини-группах. Обсуждение организуется таким образом, чтобы все дети могли по возможности высказаться, построить свои рассуждения и пр.

Коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью заключается в разработке комплекса коммуникативных ориентирующих упражнений, способствующих формированию коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости в урочной деятельности. При правильном подходе такие упражнения можно применять при изучении всех предметных областей в начальной школе.

Библиографический список

1. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников / Л. Н. Булыгина / Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С. 149.

2. Васильева, И.В. Формирование коммуникативных умений в начальной школе / И.В. Васильева // Эксперимент и инновации в школе. -2011. - № 4. - С. 19-22.

3. Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе / Н.И. Дереклеева. - М.: [б.и.], 2005. - С. 124-135.

4. Емельянова, И.А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта / И.А. Емельянова // Образование и наука. - 2008. - № 1. - С. 8794.

5. Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности / И.М. Михайлова. - М., Псков: Изд-во ПГПУ, 2005. - 188 с.

6. Сытенко, Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности / Т.В. Сытенко // Школьные технологии. - 2006. - № 7. - С. 3257.

Bibliographic list

1. Bulygin, L.N. On the formation of communicative competence of schoolchildren / L. N. Bulygina / Psychology issues. - 2010. - No. 2. - S. 149.

2. Vasiliev, I.V. The formation of communicative skills in elementary school / I.V. Vasilyeva // Experiment and innovation in school. - 2011. - No. 4. - S. 19-22.

3. Derekleev, N.I. The development of the communicative culture of students in the classroom and in extracurricular activities / N.I. Derekleev. - M.: [B.i.], 2005. - S. 124-135.

4. Emelyanova, I.A. Features of communicative abilities and skills and ways of their formation in elementary school students with impaired intelligence / I.A. Emelyanova // Education and science. - 2008. - No. 1. - S. 87-94.

5. Mikhailova, I.M. The formation of communicative skills of primary schoolchildren using visual aids / I.M. Mikhailova. - M., Pskov: Publishing House of the PSPU, 2005 .-- 188 p.

6. Sytenko, T.V. The role of communicative competence for the formation of the personality of a younger student by means of a lesson and extracurricular activities / T.V. Sytenko // School technologies. - 2006. - No. 7. - S. 32-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.