Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
688
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
Речь / общение / коммуникативные универсальные учебные действия / учащиеся младших классов / уроки окружающего мира. / Speech / communication / communicative universal educational activities / primary school students / lessons from the world around them.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панеш Б.Х., Багова Л.Л.

В статье авторами актуализируется проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира в начальной школе. Одним из методов, побуждающим и мотивирующим учащихся к обсуждению возникших сложностей, ставящим их в необходимость формулировать вопросы, договариваться друг с другом, оценивать промежуточные и представлять итоговые результаты работы, предполагающим различные виды самостоятельной деятельности детей, является проектный метод. Приводятся примеры использования разных видов проектов в практике работы учителей начальных классов с целью развития коммуникативных навыков учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панеш Б.Х., Багова Л.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE EDUCATIONAL ACTIONS OF YOUNGER PUPILS IN THE LESSONS OF THE WORLD

In the article, the authors actualize the problem of the formation of communicative universal educational actions of primary schoolchildren in the lessons of the surrounding world in primary school. One of the methods that induces and motivates students to discuss the difficulties that have arisen, making them necessary to formulate questions, negotiate with each other, evaluate intermediate and present the final results of the work, involving various types of independent activities of children, is the project method. Examples of the use of different types of projects in the practice of primary school teachers in order to develop the communication skills of students are given.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Панеш Б.Х.,

доцент, кандидат педагогических наук доцент кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания в системе

дошкольного и начального образования Адыгейского государственного университета

Багова Л.Л.

доцент, кандидат педагогических наук доцент кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания в системе

дошкольного и начального образования Адыгейского государственного университета

FORMATION OF COMMUNICATIVE EDUCATIONAL ACTIONS OF YOUNGER PUPILS IN THE

LESSONS OF THE WORLD

Panesh B.,

Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor of the Department of Natural and Mathematical Disciplines and Methods of Their

Teaching in the System of Preschool and Primary Education

Adyghe State University Bagova L.

Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor of the Department of Natural and Mathematical Disciplines and Methods of Their

Teaching in the System of Preschool and Primary Education

Adyghe State University

Аннотация

В статье авторами актуализируется проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира в начальной школе. Одним из методов, побуждающим и мотивирующим учащихся к обсуждению возникших сложностей, ставящим их в необходимость формулировать вопросы, договариваться друг с другом, оценивать промежуточные и представлять итоговые результаты работы, предполагающим различные виды самостоятельной деятельности детей, является проектный метод. Приводятся примеры использования разных видов проектов в практике работы учителей начальных классов с целью развития коммуникативных навыков учащихся.

Abstract

In the article, the authors actualize the problem of the formation of communicative universal educational actions of primary schoolchildren in the lessons of the surrounding world in primary school. One of the methods that induces and motivates students to discuss the difficulties that have arisen, making them necessary to formulate questions, negotiate with each other, evaluate intermediate and present the final results of the work, involving various types of independent activities of children, is the project method. Examples of the use of different types of projects in the practice of primary school teachers in order to develop the communication skills of students are given.

Ключевые слова: Речь, общение, коммуникативные универсальные учебные действия, учащиеся младших классов, уроки окружающего мира.

Keywords: Speech, communication, communicative universal educational activities, primary school students, lessons from the world around them.

Одним из основных условий формирования и развития личности ребенка, как считает ряд известных ученых (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), является общение [2]. Это один из важных факторов в познании и оценке самого себя через других людей. Такие ученые, как Т.В. Драгунова, А.А. Леонтьев и М.И. Лисина рассматривают общение как особую деятельность [4].

Современный образовательный процесс основан на системно-деятельностном подходе. Это

означает необходимость перестройки передачи знаний ученику от учителя. Задача учителя на современном этапе заключается в том, чтобы включить ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения учащимися новых знаний, научить применять полученные знания при решении познавательных, учебно-практических и жизненных ситуаций.

Основным фактором психического развития младшего школьника в период его обучения является развитие общения как со взрослыми, так и со

сверстниками. Этот период считается наиболее эффективным для воздействия на личность ребенка со стороны взрослых с целью развития.

Отметим, что речь выполняет важные функции в жизни ребенка. Основной является именно коммуникативная функция, ведь назначение речи -быть средством общения. Цель общения может сводиться и к поддержанию социальных контактов, к обмену информацией. Эти аспекты коммуникативной функции речи определяют поведение ребенка младшего школьного возраста, активно осваиваются им. Именно поэтому в речевой деятельности младшего школьника выделяется такая область коммуникации, как способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимать и осознавать себя. Формирование многочисленных функций речи подталкивает ребенка к овладению языком, фонетикой родного языка, его грамматическим строем, лексикой, освоением диалогической речи. Важно отметить, что диалогическая речь выступает в виде основной формы речевого общения. Успешное формирование и развитие коммуникативной функции речи проходит в ведущем виде деятельности детей, а для младшего школьника таковой является учебная деятельность.

Развитие речи и общение взаимосвязаны между собой. Это выражается в том, что, стремясь удовлетворить свою потребность в общении, ребенок обращается именно к речи, как основному способу его осуществления. Такая двусторонняя связь является основой параллельного развития у детей речи и коммуникативной деятельности. Психолингвист И.А. Зимняя в своих работах по изучению порождения речи выделяла «3 основных уровня:

- побуждающий (характеризуется возникновением мотивации);

- формирующий (происходит формирование конкретных мыслей посредством языка, в нем достаточно четко отличают одновременно происходящие 2 фазы: формирующую и смыслообразую-щую);

- реализующий (характеризуется лексическим наполнением грамматической схемы)» [3].

Общение в младшем школьном возрасте -сложная и многообразная деятельность, требующая специфических знаний и умений, которыми субъект овладевает при усвоении социального опыта. Общение при этом выступает в виде одного из важнейших условий в развитии ребенка и формирования его личности в целом. Однако не все дети способны самостоятельно научиться общению, ведь часть школьников могут испытывать трудности при взаимодействии как со взрослыми, так и со сверстниками. Эти дети в совместной деятельности могут не учитывать интересов партнера, могут иметь невысокий социальный статус в группе сверстников. Низкий уровень по овладению коммуникативными умениями во многом связан с тем, что сейчас в связи с сильной занятостью родителей наблюдается недостаток в общении с детьми, а также неумение организовывать совместную с ними деятельность. Подобные затруднения не исчезают у таких детей с возрастом при отсутствии

специально организованной работы по формированию коммуникативно-речевых умений. Таким образом, для нашего исследования особенную актуальность имеет изучение коммуникативных УУД в психологическом аспекте, в свете общепринятого положения о том, что психическое развитие ребенка начинается с общения.

Исследователи Г.М. Андреева, А. Г. Асмолов, Т.И. Ильина, В.А. Канн-Калик, Л.А. Петровская и др. в своих трудах изложили различные подходы к решению проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) у обучающихся. Их исследования стали базой для разработки других аспектов изучаемой проблемы [1]. Важным для нашего исследования является позиция А. Г. Асмолова, который считает, что «коммуникативные действия способствуют обеспечению социальной компетентности и осознанной ориентации детей на позиции других участников коммуникации» [1].

Формирование коммуникативных УУД осуществляется на каждом уроке, что в целом способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Выбор способов развития учебных действий осуществляет сам учитель, учитывая тему урока и специфику изучаемого предмета, психо-физиологические особенности обучаемых. Важность формирования данной группы универсальных учебных действий обусловило большое количество научных исследований этой проблемы.

Коммуникативные УУД характеризуются как действия, с помощью которых осуществляются различные контакты между участниками совместной деятельности путем использования речевой деятельности, дополненной невербальным общением. Младший школьный возраст считается периодом активного развития у детей разговорной речи, периодом становления, а также развития всех сторон речи, а именно лексической, фонетической, грамматической. Уже к семи годам ребенок овладевает необходимыми умственными операциями для конкретно-действенных умений: устанавливать причинно-следственные связи, излагать мысли последовательно, пользоваться лексически, грамматически и фонетически правильной речью [5].

Одним из методов, применяемых в начальном образовании, обеспечивающим возможность участникам осуществлять совместную работу, активно выстраивать систему общественных отношений, является метод проектов. Этот метод дает возможность формировать новую социальную позицию, позволяет овладеть навыками планирования и организации собственной деятельности. При планировании и выполнении проектов реализуется возможность открыть свои творческие способности, развить личностные индивидуальные качества. Метод проектов имеет давние исторические корни, возникнув еще в 1919 году в Америке. В России проектное обучение стало практиковаться с 1925 года.

Рассмотрим существующие типы и формы проектной деятельности при обучении младших школьников в начальной школе для определения

наиболее подходящих для работы по развитию коммуникативных УУД в 3 классе. В соответствии с методом, который доминирует в том или ином проекте, выделяют такие типы творческих проектов в школе:

1) Исследовательские проекты. Данные проекты требуют от педагога хорошо продуманной структуры, намеченных целей, определения актуальности предмета исследования в равной степени для всех участников, социальной значимости исследования, методов, соответствующих возрасту, опыту, учебной программе, в том числе экспериментальных работ, а также методов обработки результатов. Зачастую такие проекты полностью подчиняются логике исследования и содержат структуру, наиболее приближенную, а иногда и полностью совпадающую с настоящим научным исследованием. Исследовательские проекты предполагают аргументацию актуальности темы, взятой для исследования, формулирования проблемы исследования, его объекта и предмета, описание задач исследования в логичной последовательности, подбор методов исследования, выдвижение учащимися гипотез для решения представленной проблемы, разработку путей решения этой проблемы, в том числе опытных, экспериментальных, анализ полученных результатов, формулировку выводов, оформление определенным образом результатов исследования, а также прогнозирование новых проблем, которые могут возникнуть в будущем, для дальнейшего развития исследования. Примером такого рода проектов могут быть проекты «Земля -наш дом родной», по итогу которого детьми будет создана Красная книга своего края, «Волшебные правила здоровья», «Лес и человек» и т.д.

2) Ролевые и игровые проекты. В подобных проектах структура намечается по аналогии с исследовательскими проектами и остается открытой до самого завершения работы. Распределение ролей среди учащихся происходит с учетом характера и содержания данного проекта. Литературные персонажи, выдуманные герои, сюжеты из жизни, повторение деловых или социальных отношений, осложненных ситуациями, придуманными самими участниками - все это делает каждый проект индивидуальным и неповторимым с элементами настоящего творчества. Результаты ролевых проектов не всегда определяются в начале их планирования, иногда лишь в самом конце вырисовывается продукт проекта. В таких проектах уровень творчества находится очень высоко, но все равно доминирующим видом деятельности остается ролевая игра. Обычно в такого рода проектах участники имитируют социальные и деловые отношения и приобретают определенный социальный опыт. Примерами ролево-игровых проектов по предмету «Окружающий мир» в начальной школе могут быть проекты «Вредные и полезные продукты», «Навыки здорового образа жизни», «Зеленая аптека» и др.

3) Творческие проекты. Как уже отмечалось, любой проект требует творческого подхода, но все же есть такие проекты, в которых творчество явля-

ется доминирующим аспектом. Творческие проекты предполагают особое оформление полученных результатов. Особенность творческих проектов заключается в том, что они не имеют тщательно разработанной структуры организации совместной деятельности учащихся. В начале работы над проектом структура только намечается, и только в процессе работы развивается в зависимости от конечного результата. Результатом творческого проекта могут быть: совместно выполненная газета, журнал, брошюра; сочинение; видеофильм или видеоряд; игра; спектакль, сценка; праздник или иное организованное совместное мероприятие; экспедиция и т.д.

Важно отметить, что даже в творческом проекте результаты должны быть оформлены в зависимости от четко продуманной структуры в форме сценария видеофильма, спектакля, плана сочинения, программы праздника, статьи, альманаха, альбома, репортажа и т. д.

Подавляющее большинство заданий, предложенных в учебнике, направлены на репродуктивную деятельность (ответить на вопросы по учебнику, найти в тексте ответ и т.д.). Такие задания больше направлены на обработку прочитанного материала, нежели на формирование и развитие коммуникативной стороны учащегося. Каждый ученик может высказать свою точку зрения, однако учителю надо акцентировать внимание на развитии у обучаемых умения обсуждать и оценивать высказывания друг друга, аргументированно отстаивать свою точку зрения, слушать друг друга. Так же в учебниках представлены задания, где учащемуся необходимо найти информацию и представить ее классу. Такие задания направлены на развитие умения слушать, передавать информацию своим одноклассникам, но при условии, что представление результатов работы будет осуществляться в устной форме. В противном случае, представленные выше умения не будут сформированы.

Резюмируя, можем сделать вывод, что в настоящее время в учебниках окружающего мира из представленных заданий лишь малая часть направлена на развитие коммуникативных умений, что подтверждает актуальность выбранной темы и необходимость внедрять в уроки такие задания, которые будут направлены на развитие речи обучающихся и умений общаться.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. 6-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 159с.

2. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Л.С. Выготский. Полное собрание сочинений. М.: Эксмо, Т. 3, 2012. - 1136 с.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании. Педагогика. Автор-

ская версия. - М.: Исследовательский центр про- 5. Лоскутова А.А., Демиденко П.Э. Психо-

блем качества подготовки специалистов, 2014. - лого-педагогические характеристики детей млад-

256с. шего школьного возраста// А.А. Лоскутова, П.Э.

4. Лисина М.И. Формирование личности ре- Демиденко / Технологии образования и воспитания

бенка в общении / М.И. Лисина. - С-Пб.: Питер, в современной России. Сборник статей, 2013. - С.

2009. - 320 а 29-38.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ронь И.Н.

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, доцент, кандидат педагогических наук Колотое И. С.

Кубанский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма Багаутдинов М.А.

Кубанский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма

PEDAGOGICAL ASPECTS OF DANCING ACTIVITIES OF YOUNG SCHOOL CHILDREN

Ron I.,

PhD in Pedagogy

Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Kolotov I.,

Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Bagautdinov M.

Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Аннотация

В данной работе рассматривается вопрос о педагогических аспектах и особенностях танцевальной деятельности детей возраста 8-9 лет. Особенно важно учитывать развитие ребенка младшего школьного возраста согласно биологическому и психологическому возрасту. Необходимо обратить внимание на адаптацию десткого организма к разным процессам его жизнедеятельности.

Abstract

This paper discusses the question of the pedagogical aspects and features of the dance activity of children aged 8-9 years. It is especially important to take into account the development of a child of primary school age according to biological and psychological age. It is necessary to pay attention to the adaptation of the child's organism to different processes of its life.

Ключевые слова: танцевальный спорт, двигательные способности, танец, спорт, развитие, двигательная система.

Keywords: dance sport, motor abilities, dance, sport, development, motor system, coach, child.

В современном мире спорт является важным социальным явлением, которое активно влияет на развитие общества. Ведущие политики разных стран предпочитают считать спорт важной национальной идеей и объединяющей силой, которая способствует развитию здорового общества и сильного государства. Если раньше танцы считались видом искусства, то теперь танцевальный спорт относится к художественным видам спорта, наряду со спортивной аэробикой, художественной гимнастикой и акробатикой. Это неудивительно, ведь танцоры, исполнившие один танец продолжительностью полторы - две минуты, демонстрируют такое же мышечное напряжение и частоту дыхания, как и велосипедисты, пловцы или бегуны за те же две минуты. Гибкость, выносливость и физическая сила

необходима как танцорам, так и спортсменам других направлений. За красотой соревновательного танца стоят тяжелые часы тренировок.

Физическая подготовка необходима каждому танцору спортсмену, который стремится достичь максимальных результатов, так как чем лучше тело спортсмена развито, тем выше понимание того же движения, а выносливость позволяет выполнять движения свободно, и без лишних энергетических затрат. Основной целью занятий физической культурой по танцевальному спорту является развитие организма для достижения высокого качества танца.

Анализируя научную и методическую литературу как отечественных так и зарубежных источников психологии и педагогики, а так же проведя ана-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.