Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе социализации'

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1826
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ / EDUCATION OF RISING GENERATION / ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ / DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Учурова Алтана Юрьевна

Раскрываются психолого-педагогические аспекты социализации, критерии формирования коммуникативных навыков в условиях социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are considered the psychological and pedagogical aspects of socialization, criteria of development of communicative skills in the conditions of socialization.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе социализации»

известия вгпу

Formation of a culture person in the system of ethnocultural connotation of education

There is considered the process of formation of a culture person in the system of ethnocultural connotation of education by means of development of the structural elements of the central theme of culture - the system of ethnic constants through their systematic use in everyday pedagogic experience.

Key words: a culture person, contents of education, ethnocultural connotation.

(Статья поступила в редакцию 20.01.2016)

А.Ю. УЧУРОВА (Элиста)

формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе социализации

Раскрываются психолого-педагогические аспекты социализации, критерии формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях социализации.

Ключевые слова: социализация, воспитание подрастающего поколения, формирование коммуникативных навыков.

Всё большее число исследователей уделяет пристальное внимание проблемам социализации человека, изучению механизмов «вращения» человека в социуме. Социализация (от лат. socialis - общественный) - это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества [9, с. 59]. Период дошкольного детства - один из важнейших периодов социальной жизни ребёнка.

На данном этапе развития дошкольной педагогики учёными представлено множество определений понятия «социализация». Социологи, психологи, педагоги, философы с разных точек зрения оценивают её содержание.

А.В. Мудрик условно представляет процесс социализации как совокупность четырёх

составляющих: стихийной социализации; относительно направляемой социализации; относительно социально контролируемой социализации (воспитания); более или менее сознательного самоизменения человека [6, с. 92].

Социализация - процесс непрерывный, продолжающийся в течение всей жизни, т. к. человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание же - процесс дискретный, ведь, будучи планомерным, осуществляется в определённых организациях, а следовательно, ограничен местом и временем.

Воспитание в данной логике понимается как целенаправленное управление процессом развития личности, часть процесса социализации, планомерное создание условий для относительно направленных развития и духовно-ценностной ориентации человека в процессе его социализации [9]. Названные условия создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в трёх сферах: образовании, организации социального опыта человека, индивидуальной помощи человеку.

Таким образом, социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, группами, организациями, агентами с помощью различных механизмов, которые не только дополняют друг друга, но и в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Всё это влечёт за собой определённую степень автономии человека, которая необходима для формирования полноценной личности. Одна из главных задач дошкольной педагогики - учитывая тенденции социализации на каждом этапе развития общества, использовать её позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе воспитания.

Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, группах сверстников, воспитательных организациях; по-

О Учурова А.Ю., 2016

следовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Результат социализации - социализиро-ванность. А.С. Волович выявила разные точки зрения на содержание этого понятия. Соци-ализированность в наиболее общем виде понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом» [4, с. 153]. Существует также подход к социализированности как к усвоению личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать её на следующей стадии развития. А. Инкельс назвал это «заглядыванием вперёд» - изучением того, каким ребёнок должен быть сейчас, чтобы добиться успеха, став взрослым [12, с. 87].

Отмечены свойства личности, которые обеспечивают успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ори-ентаций, умение находить баланс между своими ценностями и требованиями социума; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.

Таким образом, в дошкольной педагогике как комплексно-интегративной науке феномен социализации рассматривается с точки зрения развивающе-воспитательного процесса с опорой на философскую методологию, использование и модифицирование социально-психологических механизмов функционирования личности в социуме.

Мы исследуем процесс социализации детей раннего дошкольного возраста. Учёт возрастных особенностей является одним из главных педагогитческих принципов. Я.А. Комен-ский считал, что воспитание должно строиться по «ступеням возраста» [6, с. 135]. В рамках дошкольного детства, согласно существующей периодизации возрастного развития, выделяются младенческий возраст (от рождения до 1 года, включает этап новорожденности -от рождения до 1 мес.), ранний возраст (от 1 года до 3 лет) и собственно дошкольный возраст (от 3 лет до момента поступления в школу).

Период дошкольного детства в жизни человека характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики. Правильно ставить и разрешать воспитательные задачи возможно только тогда, когда определены и учтены возрастные психофизические особенности развития ребёнка.

кие науки -

Возрастные особенности проявляются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности. Отличительной возрастной особенностью дошкольников является также быстрое развитие и большая пластичность нервной системы, что создаёт благоприятные условия для воспитания и обучения. Многие знания, которые дети получают в дошкольном детстве, остаются у них на всю жизнь.

Педагогические и психологические исследования современных учёных А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. показали, что именно дошкольный возраст характеризуется огромными потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия, мышления, воображения. Развитие мозга и связанное с этим усложнение процессов высшей нервной деятельности определяют повышенную чувствительность к сигналам внешнего мира, возможность их анализа и синтеза; прокладываются новые связи в коре больших полушарий. И предметы ближайшего окружения, и поступки людей, и события общественной жизни по мере взросления ребёнка всё больше привлекают его внимание, призывают вглядываться, искать объяснения, будят его воображение, мысль.

Важнейшим условием и одновременно средством социализации является деятельность. Деятельность даёт возможность ребёнку усваивать знания, выражать своё отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром [10, с. 89].

В период дошкольного детства ведущей деятельностью является игровая. В игре проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни ребёнка [8]. По мере взросления игра приобретает всё более усложнённый характер. Игра становится школой социальных отношений, в которой он моделирует способы человеческого общения, наблюдаемого им в окружающей действительности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина).

Исследователи детского изобразительного творчества (Е.П. Игнатьев, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Л.В. Компанцева, Н.П. Сакули-на и др.) отмечают детерминирующую связь между социальной действительностью, в которой живёт ребёнок, и его стремлением отображать эту действительность в рисовании, лепке, аппликации.

Дошкольное детство - период жизни человека, в котором воспитание играет наибо-

известия вгпу

лее важную роль. Воспитание как процесс относительно контролируемой социализации есть относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется (С.А. Козлова, А.В. Мудрик).

В условиях детского развивающего центра «Домашняя студия индивидуального развития "ЦаЬан унЬн" ("Белый жеребенок")» большое внимание уделяется игровой деятельности. Значительное место занимают коллективные игры - длительные, устойчивые, с разнообразным сюжетом. Ребёнок учится в них умению вести себя в зависимости от игровых ситуаций. Через те роли, которые ребёнок исполняет в игре, обогащается его личность.

Не менее важными являются и другие виды деятельности - художественная деятельность, общение, предметная деятельность, труд, обучение, которые несут в себе невероятные педагогические возможности. Педагоги развивающего центра особое внимание уделяют художественно-эстетическому развитию детей и через продуктивную деятельность формируют коммуникативные навыки. В условиях доброжелательной атмосферы дети, не посещающие муниципальные дошкольные учреждения, восполняют дефицит общения со сверстниками, которое, в свою очередь, играет очень важную роль для ребёнка. Такое общение учит детей правилам поведения в социуме, формирует умение прислушиваться к чужому мнению и учитывать его, идти на компромисс. Общение ребёнка со сверстниками происходит на равных, оно очень отличается от общения со взрослыми.

Общение как деятельность несет существенную нагрузку в социализации личности ребёнка. В условиях детского центра общение объединяет воспитателя и ребёнка, помогает взрослому передавать малышу социальный опыт, а ребёнку - принимать этот опыт. Общение способно удовлетворить разнообразные потребности ребёнка: в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке, оценке, познании и др. Общение может происходить по поводу какой-либо деятельности, и тогда оно сопровождает её и уже не является самоцелью. Однако, как показывают исследования М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и др. [4, с. 122], и в дошкольном возрасте общение может быть

самостоятельной деятельностью. И в том и в другом случае оно продуктивно для социализации личности ребёнка.

Естественно, что в таких условиях нельзя говорить о том, что у ребёнка будут в достаточной степени сформированы коммуникативные качества. Именно сформированность коммуникативных качеств личности мы выделяем как один из критериев социализации дошкольника.

Творческой переработке впечатлений, которые ребёнок получает в окружающей жизни, способствует художественная деятельность. В рамках непосредственной образовательной деятельности дети, посещающие развивающий центр, воспроизводят полученный социальный опыт в своих творческих работах, делятся друг с другом впечатлениями от увиденного, услышанного, полученного опыта.

каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социализации личности в соответствии со своей спецификой и потому важен и сам по себе, и во взаимосвязи с другими видами, организованными в единый педагогический процесс. В связи с различными видами деятельности ребёнок проявляет познавательную активность, которая выражается в любознательности, интересе к окружающему: явлениям общественной жизни, предметному окружению и природе. Высокая познавательная активность, по нашему мнению, является одним из критериев социализации дошкольника, поскольку отражает стремление ребёнка к наиболее эффективному овладению социальным опытом и формирует благоприятные условия для дальнейшей социализации на следующих этапах социального становления личности.

Социализация в развивающем детском центре происходит, прежде всего, с помощью институционального механизма. Взаимодействуя с другими участниками педагогического процесса (педагоги, другие дети, родители других детей), ребёнок накапливает соответствующие знания и опыт социально одобряемого поведения. Одновременно он приобретает опыт имитации такого поведения, который помогает ему относительно бесконфликтно выполнять культивируемые в развивающем центре общественные нормы.

Задача нашего развивающего центра состоит в том, чтобы дети выросли людьми самостоятельными, нравственно уравновешенными, толерантными, воспитанными, актив-

ными гражданами своей страны, а не только воспитанниками с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, дошкольное образование должно способствовать тому, чтобы дети могли успешно адаптироваться в любом обществе, могли найти свое место в жизни в этом огромном мире.

Таким образом, формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в процессе социализации предполагает эффективную социальную адаптацию человека, а также его способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению; иными словами, необходимо определенное равновесие между идентификацией с обществом и обособлением в нем. Гармонизация отношений ребенка и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними являются одной из важных задач работы детского развивающего центра.

список литературы

1. Азаров Ю.П. 100 тайн детского развития. М.: ИВА, 1996.

2. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. М.; Воронеж, 1996.

3. Борисенков В.П., Белкин А.С., Шкабара А.С. Актуальные понятия современной педагогики: круглый стол // Педагогика. 2003. № 7. С. 44-61.

4. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия обучения и развития дошкольника: для дошк. и мл. шк. возраста. СПб., 2002.

5. Гиддингс Ф. Основания социологии. М., 1998.

6. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

7. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955.

8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Academia, 2007.

9. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Ин-т практ. психологии, 1997.

10. Мухина В.С. Педагогика дошкольника: учеб. пособие для пед. ин-тов и пед. училищ / под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1975.

11. Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. Минск, 1986.

12. Пушкарева H.A. «Учения здесь краткого внемлите...»: отношение к детям в русских семьях XVI-XVII столетий // Дошкольное воспитание. 1997. № 11. С. 74-81.

13. Социально-психологическое изучение общения в игре и их межличностные взаимоотношения // Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М., 1986.

кие науки -

14. Tумим-Aльмендиндинген H.A. История дошкольной педагогики: хрестоматия: учеб. пособие для дошк. фак. нед. вузов. M.: Учпедгиз, 1940. * * *

1. Azarov Ju.P. 100 tajn detskogo razvitija. M.: IVA, 1996.

2. Beluhin D.A. Osnovy lichnostno orientirovannoj pedagogiki. M.; Voronezh, 1996.

3. Borisenkov V.P., Belkin A.S., Shkabara A.S. Aktual'nye ponjatija sovremennoj pedagogiki: kruglyj stol // Pedagogika. 2003. № 7. S. 44-61.

4. Gerasimova A.S., Zhukova O.S., Kuznecova V.G. Jenciklopedija obuchenija i razvitija doshkol'nika: dlja doshk. i ml. shk. vozrasta. SPb., 2002.

5. Giddings F. Osnovanija sociologii. M., 1998.

6. Il'enkov Je.V. Filosofija i kul'tura. M., 1991.

7. Komenskij Ja.A. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija. M.: Uchpedgiz, 1955.

8. Leont'ev A.N. Lekcii po obshhej psihologii. M.: Academia, 2007.

9. Mudrik A.V. Vvedenie v social'nuju pedago-giku. M.: In-t prakt. psihologii, 1997.

10. Muhina V.S. Pedagogika doshkol'nika: ucheb. posobie dlja ped. in-tov i ped. uchilishh / pod red. L.A. Vengera. M.: Prosveshhenie, 1975.

11. Pan'ko E.A. Psihologija dejatel'nosti vospita-telja detskogo sada. Minsk, 1986.

12. Pushkareva N.A. «Uchenija zdes' kratkogo vnemlite...»: otnoshenie k detjam v russkih sem'jah XVI-XVII stoletij // Doshkol'noe vospitanie. 1997. № 11. S. 74-81.

13. Social'no-psihologicheskoe izuchenie obshhe-nija v igre i ih mezhlichnostnye vzaimootnoshenija // Igra i ejo rol' v razvitii rebjonka doshkol'nogo vozrasta. M., 1986.

14. Tumim-Al'mendindingen N.A. Istorija do-shkol'noj pedagogiki: hrestomatija: ucheb. posobie dlja doshk. fak. ped. vuzov. M.: Uchpedgiz, 1940.

Development of communicative skills of preschool pupils in the conditions of socialization

There are considered the psychological and pedagogical aspects of socialization, criteria of development of communicative skills in the conditions of socialization.

Key words: socialization, education of rising generation, development of communicative skills.

(Статья поступила в редакцию 20.01.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.