Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных компетенций в процессе обучения радиожуралистике'

Формирование коммуникативных компетенций в процессе обучения радиожуралистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
143
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / РАДИОЖУРНАЛИСТИКА / УЧЕБНОЕ РАДИО / РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ / МЕДИАКОММУНИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / JOURNALISM / RADIO JOURNALISM / STUDY RADIO / SPEECH COMMUNICATION / MEDIA COMMUNICATION / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зорин Кирилл Александрович, Зорина Ольга Анатольевна

Статья описывает практический опыт кафедры журналистики Сибирского федерального университета по развитию у студентов коммуниктивных компетенций в рамках курса «Радиожурналистика» и подготовки программ для учебного подкастового «Белка-радио» (в социальной сети "ВКонтакте") в период с 2013 по 2018 годы. Актуальность этой практики объясняется тем, что сегодня важно обучать не только техническим навыкам работы с разными медийными платформами, но и непосредственному общению с живыми людьми. Именно живое речевое общение вызывает проблемы у современных студентов, о чем свидетельствуют скудность словарного запаса, стилистические и речевые ошибки, трудности с созданием длинных устных монологических высказываний, выступлений без предварительного создания письменного текста. Радио в силу своих природных свойств помогает студентам развивать коммуникативные компетенции и тренироваться в использовании устной речи, учит грамотному владению словом. Практические занятия радиожурналистикой позволяют делать свою речь более образной, грамотной. Радио мотивирует развивать навыки импровизации (диалога или монолога без длительной подготовки). Все это позволяет преодолевать те коммуникативные сложности, с которыми сталкивается современная молодежь из-за развития технологий дистанционного и непрямого общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING COMMUNICATION COMPETENCE IN A PROCCES OF STUDUING RADIO JOURNALISM

The article describes the development of communication skills practice in Siberian Federal University, which took place in study course “Radio journalism” and students podcast radio group “Belka radio” in the social net VK.ru in 20013-2018 years. This topic is important due to the fact that students should deal not only with modern technological media platforms. Journalistic is based on live oral communication with different people. Live speech communication helps face with such difficulties as poor vocabulary, stylistic and speech errors, difficulties with producing long oral texts and speeches without long preparation. So, perfect communication skills are in demand. Radio due to its nature features helps students develop communication competencies and to train in literate oral speech, using language correctly. Practical course in radio journalism helps make oral speech a bit more literate. Students are needed to include bright reflections and language figures in their speech; they are training in improvisation (monologs and dialogs without long preparation). All these practices let to overcome difficulties, that young people are faced nowadays, when hi-tech transform live communication in remote and on-line dialog.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных компетенций в процессе обучения радиожуралистике»

УДК 37.047; 070:621.396 DOI 10.17516/2311-3499-044

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РАДИОЖУРАЛИСТИКЕ

К.А. Зорин, О.А. Зорина

Статья описывает практический опыт кафедры журналистики Сибирского федерального университета по развитию у студентов коммуниктивных компетенций в рамках курса «Радиожурналистика» и подготовки программ для учебного подкастового «Белка-радио» (в социальной сети VK.ru) в период с 2013 по 2018 годы.

Актуальность этой практики объясняется тем, что сегодня важно обучать не только техническим навыкам работы с разными медийными платформами, но и непосредственному общению с живыми людьми. Именно живое речевое общение вызывает проблемы у современных студентов, о чем свидетельствуют скудность словарного запаса, стилистические и речевые ошибки, трудности с созданием длинных устных монологических высказываний, выступлений без предварительного создания письменного текста.

Радио в силу своих природных свойств помогает студентам развивать коммуникативные компетенции и тренироваться в использовании устной речи, учит грамотному владению словом. Практические занятия радиожурналистикой позволяют делать свою речь более образной, грамотной. Радио мотивирует развивать навыки импровизации (диалога или монолога без длительной подготовки). Все это позволяет преодолевать те коммуникативные сложности, с которыми сталкивается современная молодежь из-за развития технологий дистанционного и непрямого общения.

Ключевые слова и фразы: журналистика; радиожурналистика; учебное радио; речевое общение; медиакоммуникация; профессиональная подготовка.

FORMING COMMUNICATION COMPETENCE IN A PROCCES OF STUDUING RADIO JOURNALISM

K.A. Zorin, O.A. Zorina

The article describes the development of communication skills practice in Siberian Federal University, which took place in study course "Radio journalism" and students podcast radio group "Belka radio" in the social net VK.ru in 20013-2018years.

This topic is important due to the fact that students should deal not only with modern technological media platforms. Journalistic is based on live oral communication with different people.

Live speech communication helps face with such difficulties as poor vocabulary, stylistic and speech errors, difficulties with producing long oral texts and speeches without long preparation. So, perfect communication skills are in demand. Radio due to its nature features helps students develop communication competencies and to train in literate oral speech, using language correctly. Practical course in radio journalism helps make oral speech a bit more literate. Students are needed to include bright reflections and language figures in their speech; they are training in improvisation (monologs and dialogs without long preparation). All these practices let to overcome difficulties, that young people are faced nowadays, when hi-tech transform live communication in remote and on-line dialog. Keywords and phrases: journalism; radio journalism; study radio; speech communication; media communication; professional education

Сегодня большинство усилий преподавателей журналистского мастерства сосредоточено на подготовке конвергентных журналистов и освоении технических навыков работы с разнообразным оборудованием и программным обеспечением. На какой бы медиаплатформе ни работал журналист, он не может обойтись без основных коммуникативных навыков. Ведь по-прежнему значительная часть информации добывается в непосредственных контактах с ее носителями. И вне зависимости от технологии, сопровождающей интервью (микрофон, диктофон, планшет), главным квалификационным требованием для журналистов по-прежнему является умение общаться, уверенно и ярко излагать свои мысли как письменно, так и устно. Увы, но в свете развития информационных технологий именно с этими коммуникативными навыками дела обстоят не слишком хорошо.

Общение в социальных сетях, активное внедрение в практическую работу журналистов мессенджеров (Viber, WhatsApp и др.), программ для дистанционного общения (Skype, Google Hangout и др.) привело к сокращению межличностного общения. Даже работа в редакции существенно отличается от той, что была раньше. Журналисты, уткнувшись в мониторы, молча сидят спиной друг к другу. У молодежи и школьников общение вживую занимает еще меньше времени. С одной стороны, сидение в соцсетях не способствует развитию устной речи и умению понять и оценить собеседника. С другой стороны, взаимодействие с миром через экран компьютера или гаджета снижает наблюдательность, умение видеть и слышать то, что происходит в окружающем оффлайновом пространстве.

Проблемы с устной коммуникацией, восприятием живого мира сегодня характерны для студентов, обучающихся на многих направлениях. Но особенно критичны они для профессий, основанных на межличностной коммуникации: педагогов, психологов, журналистов и других. Наблюдая за студентами кафедры журналистики, мы уже много лет замечаем, что, кроме естественных в этом возрасте коммуникативных проблем (робость, стеснительность, боязнь быть смешным и т.п.), появились и другие. Например, во время ознакомительных экскурсий, встреч с журналистами-практиками ребята почти не задают никаких вопросов. Однако наибольшую тревогу вызывает неразвитость и примитивность устной речи новых поколений. Иногда даже на защите выпускных квалификационных работ студенты, успешно работающие на телевидении, могут демонстрировать проблемы не только с умением удержать внимание аудитории, но и связно излагать свои мысли в течение длительного времени. Оказалось, сегодня нет необходимости уметь импровизировать перед камерой. Стенд-ап на 30 секунд - предел появления в кадре репортера. Текст же сюжета - совместное творчество репортера и редактора. Аналогичным образом создаются и видеотексты для социальных сетей. Так в Instagram распространены короткие видео хронометражом до 15 («сториз») или до 60 секунд («вайны»). А на более долгое видео на каналах портала YouTube блогеры записывают по частям, меняя разные планы для того, чтобы зрителю не было скучно смотреть этот монолог. А потому тренироваться в умении создавать яркое длинное монологическое высказывание просто нет необходимости. Подобный текст создается позже с помощью монтажа.

Однако кафедра журналистики понимала необходимость развития не только технических компетенций, но и речевых навыков, навыков межличностного общения. И своеобразной экспериментальной площадкой стали занятия в рамках курса по предмету «Радиожурналистика» и их продолжение - созданное в социальной сети ВКонтакте учебное «Белка-радио». Именно природные свойства радио (не самого популярного сегодня вида СМИ) способствуют развитию коммуникативных компетенций, поскольку у автора текстов нет никаких иных средств для создания образа события, человека, некоего места, кроме устной речи. Музыка, шумы и иные эффекты лишь дополняют ее. И если телезрителя можно отвлечь красивым изображением, то радиослушатель лучше улавливает фальшь в голосе журналиста и быстрее теряет интерес к его выступлению. И поскольку устная речь является основным инструментом для радиожурналиста, он должен уделять внимание не только ораторскому искусству, но и работать со словом более

тщательно, чем даже автор печатных публикаций, ведь слушатель не сможет вернуться к сложному участку, «перечитать» его, дабы понять смысл.

Результативность обучения радиожурналистике была доказана эмпирическим путем. Еще на первом курсе (то есть за год до изучения дисциплины «Радиожурналистика») студенты-журналисты выбирают для себя специализацию и один из двух тренингов: один связан с телевизионной журналистикой, второй - с печатными и сетевыми СМИ. Но уже в рамках учебной практики они сталкиваются с заданием подготовить и записать на диктофон свой монолог. В 2017 году по итогам практики был проведен опрос студентов: ребят спросили, имели ли они представление о радиожурналистике до прохождения практики. Большинство (60%) ответили категорическим «нет», 35% опрошенных отметили, что просто слушали радио, но представления о работе радиожурналиста не имеют. И только два человека ответили «Да». Тем не менее по сложности задания практически все поставили радиоэтап на второе место после ТВ. А самым трудным оказались для большинства практикантов проблемы свободной импровизации у микрофона.

Дело в том, что по итогам радиоэтапа каждый студент должен сделать аудиомонолог на предложенные темы. И если с монтажными программами и вопросами музыкального озвучивания для большинства практикантов сложностей не возникло, то вот необходимость достаточно связно и эмоционально рассказать о чем-то перед микрофоном у многих вызвала легкую панику. Процитируем некоторые наиболее типичные ответы: «Самое трудное - это не читать, а говорить, что думаешь, мысль теряется, и ты еще должен донести ее с нужной интонацией», «Было сложно перезаписывать свою речь, так как выходило по-разному, хотелось добавить что-то или, наоборот, убрать. Еще в монологе было мало эмоций». «Не могу спонтанно говорить. Я запиналась, экала, мекала, теряла нить повествования. Импровизированная речь - пока не моя стихия».

В результате нескольких лет преподавания курса «Радиожурналистика» были найдены два основных направления, которые позволяют студентам справляться с указанными трудностями. Первое - это специфические практики и упражнения в рамках аудиторных занятий. Второе -самостоятельная работа, связанная с подготовкой материалов для учебного подкастового «Белка-радио». Рассмотрим эти направления.

Устное общение на занятиях по радиожурналистике

Идея одного из постоянных тренингов, которыми занимаются наши студенты на занятиях курса «Радиожурналистика» когда-то родилась от отсутствия соответствующих технических средств. Но оказалась очень стоящей и результативной. Студентам-добровольцам предлагается импровизация на тему «Я своими глазами видел это». То есть, по сути, речь идет об устном рассказе, о каком-то событии из их жизни. Естественно, что при выполнении задания не допускается чтение заранее написанного текста, хотя можно пользоваться тезисами. Но главное состоит в том, что свои рассказы ребята адресуют... спинам своих однокурсников. Почему? Да просто потому, что при произнесении монолога перед аудиторией он поневоле сопровождается мимикой, жестикуляцией и т. п., то есть аудитория скорее смотрит, чем слушает. Когда же рассказчик оказывается сзади, как у нас говорят, «у стенки», его сокурсники поневоле сосредоточены на слушании. Ну а он полностью погружен в условия теле- и радиокоммуникации, не имеющей непосредственного контакта с аудиторией. Это - сложное задание, но его проходит практически каждый студент. При желании, аудитория может составлять графики слушательского интереса, отмечая пиками наиболее запомнившиеся детали, фрагменты, словесные образы. Понятно, что здесь больше превалирует радийная специфика, но подобные навыки импровизации не будут лишними и на телевидении. В принципе, также «у стенки» ребята играют в репортажи, делают комментарии, даже проводят «ток-шоу». И все эти якобы игры способствуют главному -развитию их устной речи.

В 2013-2014 учебном году была апробована и просто откровенная игра в импровизацию. Преподаватель формулировал тему, например, «Бакалавры 10 лет спустя», определял тех студентов, кто начинает и заканчивает импровизацию, а затем в произвольном порядке давал

слово остальным. Правда, перед началом импровизации ребята могли договориться об основных сюжетных поворотах. Но зато преподаватель мог вносить дополнительные вводные типа: «на кухне ресторана раздается взрыв», «с криком: "Ребята, спасайте!" в зал вбегает...» и т. п. При этом назначается и группа слушателей, которая сидит спинами к рассказчикам. И впоследствии оценивает все услышанное. Нужно отметить, что часть ребят играла в импровизацию с удовольствием. Но были и другие, причем, творческие, интересные студенты, которые просто умоляли не включать их в состав импровизаторов. Как правило, такие просьбы шли от тех, кто решил специализироваться в печатных СМИ.

Однако надо понимать, что импровизация помогает развитию просто связной речи, хотя хотелось бы, чтобы эта речь была еще и образной. Вспомните, как часто вы сегодня слышите в теле- и радиоэфире речь, богатую метафорами, эпитетами, оригинальными сравнениями, гиперболами и прочими тропами? Чтобы в какой-то степени исправить этот недостаток у студентов, мы используем «словесное рисование». Об этом методе упоминает в своей книге «Кузина Журналистика» М. Загидуллина [Загидуллина 2013]. Суть его заключается в следующем: студентам предлагается фотография или картина, которую они должны описать словами так, как если бы рассказывали о ней слепому человеку. При этом не стоит останавливаться только на пейзажах. Как показала практика, просто описывать красивые картинки ребятам быстро надоедает. Но если совместить словесное рисование с придумыванием историй, то интерес к работе повышается. Для такого задания лучше использовать жанровые фото и картины.

В 2017 году студентов выпускного курса попросили сравнить по пятибалльной системе свои способности к импровизации на 2 и на 4 курсе. И практически все опрошенные рост своих способностей за это время оценили в две единицы (от 3 до 5 и от 2 до 4). Большинство (73 %) отметили, что изучение радио действительно способствовало развитию навыков импровизации.

Очень много практических идей для развития образной устной речи подсказало и учебное пособие С.А. Муратова «Телевизионное общение в кадре и за кадром» [Муратов 2003]. Такие тренинги, как «перевод с русского на русский», «игра в ассоциации», репортаж об исчезновении бумаги и т. п. реально способствовали пополнению словесного запаса студентов, а следовательно, и развитию их речи.

Общение также предполагает умение наладить контакт с другим человеком. И потому обязательным элементом курса «Радиожурналистика» стали беседы с нашими гостями. Преподаватель выбирал двух студентов, которые готовили и впоследствии вели встречу с гостем, а желающие записывали эту встречу и впоследствии монтировали аудиопрограмму (некоторые из них размещены в социальной сети ВКонтакте по адресу: http://vk.com/ifiyakradio). Вначале гостями становились радиожурналисты. Но впоследствии мы решили отказаться от этого и приглашать людей разных профессий. А все потому, что именно общение с обычными людьми стало для сегодняшних студентов проблемным. Они просто не представляли, о чем можно спрашивать таких людей. Но ведь в практической работе им придется это делать.

Учебное «Белка-радио»

Важной частью формирования коммуникативных компетенций у студентов стало учебное подкастовое «Белка-радио» (вначале - «Радио ИФиЯК»). И своим появлением оно обязано развитию информационно-коммуникационных технологий.

Еще в начале 2010-х кафедра журналистики закупала диктофоны для записи, и уже тогда подобная «работа в звуке» стала обязательным условием допуска к экзамену по дисциплине «Радиожурналистика». И первые работы не ограничивались ни жанрами, ни темами. И потому многие из созданных тогда нашими студентами программ были своеобразными пародиями на существующие радиостанции или детективными историями. Ребята просто демонстрировали умение монтировать, озвучивать материал и веселиться. Среди учебных заданий того времени была разработка концепции молодежной радиостанции, дальше проектной «рыбы» дело не заходило.

С появлением в СФУ первого студенческого радио, созданного студентами-энтузиастами Политехнического института, появилась реальная возможность использовать эту площадку для отработки навыков ведения прямого эфира, работы ди-джея, даже производства радиопрограмм. Но участие наших студентов в работе Радио Р1-БМ, к сожалению, так и не превратилось в систему. Как оказалось, «технари», для которых это радио стало своеобразной тусовкой одной команды, не слишком приветствовали в своих рядах чужаков, хотя с готовностью демонстрировали свои возможности нашим практикантам во время учебно-ознакомительной практики.

Все эти проблемы настоятельно требовали создания своей собственной учебной площадки для радиожурналистики. Идею такой площадки подсказал сайт МГУ «Радиофакультет». В 2008-2010 годах он представлял собой интернет-хранилище учебных работ студентов факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Аудиофайлы и их анонсы размещались в произвольном порядке, без хронологии или разбивки по жанрам. Тем не менее учебная площадка «Радио ИФиЯК» появилась только в 2011 году, когда стремительное развитие социальных сетей позволило создавать в них самые разные группы без особых затрат и проблем.

Вначале наша площадка на базе социальной сети «ВКонтакте» называлась «Радио ИФиЯК» (https://vk.com/ifiyakradio) и тоже была своеобразным сборником студенческих работ разных лет. Первый администратор группы, студент-бакалавр В. Антипенко разработал дизайн площадки, график обновления контента и подобрал первые тизеры для предоставленных ему работ. Но нам хотелось превратить площадку из файлохранилища в своеобразную радиостанцию нашего института. И потому в рамках курса «Основы рекламы и PR» студенты придумывали для «Радио ИФиЯК» слоганы и аудиорекламы, а администраторы группы, кроме размещения поступающего контента, стали проводить интерактивные опросы и публиковать в группе оперативную информацию, связанную с нашими гостями или выездными занятиями. Именно благодаря наличию данной площадки в практике курса «Радиожурналистика» появились творческие экзамены, ставшие сегодня обязательным элементом учебного процесса. Превращение группы «Радио ИФиЯК» социальной сети «ВКонтакте» в своеобразную радиостанцию привело к её ребрендингу: ей на смену пришло бегучее, прыгучее и даже немного легкомысленное «Белка-радио» (название выбрали в связи с символикой СФУ).

Если рассматривать влияние «Белка-радио» на развитие комуникативных компетенций, то сами выпускники в 2017 году отметили, что именно студенческое радио позволило им развить репортерские навыки: об этом заявили 87% опрошенных. Возможно, такие ответы связаны с тем, что во время изучения этими студентами радиожурналистики нами впервые был сделан акцент именно на радиорепортаж. Однако в отличие от аудиторных занятий, самостоятельная подготовка программ заставляет не только применять на практике умение импровизировать, но и умение брать интервью, описывать события или какие-то интересные места.

На «Белка-радио» мы изначально отказались от музыкальных программ. Тем более что предложенные студентами концепции представляли собой в большинстве своем «озвучивание» интернета по теме того или иного музыкального направления. В то время как изучение радиожурналистики требует, чтобы студенты научились работать в определенных радийных жанрах, а также освоили монтаж и музыкальное оформление «разговорных» программ.

Конечно, теоретики и практики СМИ не первое десятилетие говорят об обеднении жанров. И указывают много самых объективных причин подобного явления. Но все равно не хочется мириться с тусклостью и скукой современных радиорепортажей, тем более что телевизионные аналоги благодаря техническому прогрессу порой завораживают своей яркостью и зрелищностью. Именно поэтому родился проект «Город в звуках», целью которого стало создание «радиопортрета» Красноярска с помощью целой серии репортажных радиозарисовок, подготовленных студентами. Реализация проекта началась осенью 2015 года студентами 4 курса бакалавриата. Микрорепортажи студентов об улицах Красноярска должны были создать звуковой образ нашего города, а также показать преподавателю самые уязвимые места наших репортеров.

Поскольку одной из жанровых особенностей радиорепортажа является активная роль ведущего, способного к импровизации, яркому, эмоциональному описанию увиденного, умеющего непринужденно общаться с участниками события, то традиционные тренинги-импровизации, о которых рассказали выше, претерпели некоторые изменения. Объяснив суть нового проекта, преподаватель предложил студентам-добровольцам в течение 15 минут подготовить рассказы-репортажи о разных местах и улицах города, назвав и наиболее характерные для этих мест шумы, а также предполагая, какие интервью и с кем можно было бы здесь провести. Прозвучавшие импровизации внимательно оценивались остальной аудиторией, которая иногда дополняла высказанную информацию, что-то советовала и выбирала лучшего. После первой такой пробы репортажного рассказа в аудитории студенты получали домашнее задание подготовить репортажную импровизацию о конкретных улицах. Причем на одну улицу «назначались» по двое, чтобы аудитория могла сравнить эти рассказы и опять же выбрать лучший. Давалось иногда задание подготовить репортажные рассказы с разной установкой, например, пройти по улице Мира с позитивом и сделать то же самое с резкой критикой. Однако наиболее охотно и эмоционально студенты импровизировали на тему «Улица моего детства». Рассказы на эту тему удавались даже самым упорным «молчунам», решившим для себя, что на радио им делать нечего. Тем не менее эти монологи оказали впоследствии и негативную роль, задав большинству студентов этакую модель репортажа-монолога в стиле «Что вижу, то пою».

Нужно заметить, что если проект «Город в звуках» начинали студенты четвертого курса, то потом в нем приняли участие студенты второго курса. И здесь в связи с неопытностью обучающихся проводились дополнительные тренинги. Всем курсом, например, в импровизационной манере была совершена «прогулка» по улице Ленина - одной из центральных улиц города. Преподаватель произвольно определял, кто начнет репортаж, кто поведет его дальше, предлагал на определенных точках маршрута дать дополнительные идеи для интервью или рассказа, найти интересный поворот для дальнейшего «путешествия».

Сегодня в группе «Белка радио» размещены уже более трех десятков работ из проекта «Город в звуках». Что же показали эти работы? Прежде всего, крайне низкую способность современных студентов рисовать картины увиденного словами. А ведь умение ярко и понятно описать для слушателей картину происходящего - главная профессиональная составляющая радиорепортера. Впрочем, в последнее время очередные поколения студентов в своих радиорепортажах вообще не считали нужным описывать увиденное ими. В крайнем случае ими упоминались какие-то событийные моменты. В этом смысле «показательным» стал репортаж с праздника «Солнцеворот» - зрелища яркого, как и все фольклорные праздники. Студентка добросовестно опросила организаторов про историю, ремесленников - про их товары, но ни слова не сказала про место проведения праздника (а это - традиционная красивая поляна на окраине районного центра). Студентка узнала у новичков, что они долго готовили к празднику свои костюмы, но не подумала рассказать нам об этих костюмах. В общем, при прослушивании этого репортажа мы постоянно боролись с чувством досады по поводу множества неузнанных подробностей.

Понятно, что привычка к виртуальному общению отучает от использования в «чатах» метафор, эпитетов, гипербол, обедняет синонимический запас. Ведь слова в этом виде коммуникации все чаще заменяются графическими символами. Требования к образности устной речи радиожурналистов остаются важной профессиональной константой. На наш взгляд, частичным решением этой проблемы могут стать постоянные тренинги по «словесному рисованию». Они должны быть систематическими, а не разовыми, как это получалось у нас до сих пор.

Но самым тревожным моментом при подготовке студентами их репортажей стало практически полное отсутствие в них интервью. Как у студентов четверого, так и у студентов второго курса преобладали монологи репортера на интершуме. А редкие интервью были весьма поверхностными и не очень привязанными к теме репортажа. До сих пор вспоминается страстный

ответ студентки 4 курса, без пяти минут выпускницы, когда ее упрекнули в отсутствии интервью в сдаваемой работе. В категорической манере она заявила, что ни за что не будет брать интервью «вживую», а только по «электронке» или телефону. Именно поэтому по радиожурналистике одной из первых лекций стала «Общение в работе радиожурналиста», а практическая часть дополнилась новыми тренингами.

Еще один просчет студенческих репортажей - отсутствие ярких рисующих шумов. Ребята просто не умеют их выделить из общего шума городской жизни. В лучшем случае репортаж сопровождает шум автотранспорта. И потому удачной находкой оказался прием с объявлением автобусных остановок. Не случайно этот репортаж Дарьи Дворецкой про улицу Свердловскую попал в шорт-лист фестиваля «Аргонавты-2016» в номинации «Специальный репортаж».

Тем не менее интерес к репортажной форме у студентов все-таки проявился. Уже по собственной инициативе они дополнили проект «Город в звуках» рубрикой «За горизонтом», посвятив ее репортажам о других городах Сибири. Проект «Город в звуках» продолжил проект «Примечательности» (о любимых местах и местечках города), а затем подготовка радиорепортажа стал обязательным условием для каждого студента. И, наверное, неплохим итогом всей этой работы стала победа наших студенток на Всероссийском фестивале студенческих медиаработ «РеПост» в сентябре 2017 года в г. Санкт-Петербурге. Их радиорепортаж о масленице был признан лучшим. В настоящее время студенты готовят репортажи о необычном в нашем городе. Кроме репортажа, в обязанности студентов входит подготовка интервью и экспресс-опросов для популярной у посетителей группы рубрики «Хочу спросить».

Кроме создания репортажей, цикловых программ, «Белка-радио» позволило связать с практикой аттестационную работу по курсу «Радиожурналистика». В качестве альтернативы традиционному ответу на экзаменационные вопросы появился так называемый творческий экзамен. Главная задача такого экзамена - привить студентам навыки работы в команде, а также навыки редактирования многокомпонентных радиопрограмм. И это тоже помогает развивать навыки общения, преодолевать психологические трудности, а также привлекать к оценке итоговых работ, как других преподавателей, так и журналистов-практиков. И то, насколько успешной оказалась такая форма аттестации по курсу, говорит то, что вслед за творческим экзаменом по радиожурналистике наши студенты в обязательном порядке сдают творческий экзамен и по тележурналистике, продолжая совершенствовать навыки командной работы и примеряя на себя роли продюсеров, операторов и монтажеров.

Понятно, что подкастовая модель не позволяет студентам отработать навыки работы в прямом эфире. Но так ли уж это актуально? Мы глубоко убеждены, что сегодня будущих журналистов нужно учить точности высказывания, а не непосредственной манере поведения у микрофона. Да, в годы перестройки именно прямой эфир с его «невыглаженностью» и некоторой неряшливостью стал признаком честности и открытости радиожурналиста. Но сегодня он превратился в общее место, в котором люди прежде всего обучаются той самой неряшливости и многословности, и только потом умению говорить точно и по существу. С этой точки зрения создание законченных подкастов помогает умению добиваться точности и яркости своего радиовысказывания. И модель подкастовой учебной площадки нам видится наиболее перспективной. Стоит учитывать и тот немаловажный факт, что подкастовая модель интернет-радио в отличие от онлайновой модели не требует никаких материальных и организационных затрат.

Насколько эффективна работа по развитию коммуникативных навыков студентов в рамках курса «Радиожурналистика» и учебного радио? Упомянутый ранее опрос выпускников 2017 года показал: студенты отмечают важную роль радиожурналистики в развитии умения импровизировать и улучшать образность речи. И это хороший результат, учитывая, что, кроме практических заданий по радио, наши студенты имеют большую телевизионную и газетную практику, а также в обязательном порядке работают над мультимедийными публикациями для сети Интернет.

Экология языка и коммуникативная практика. 2019 № 1. С. 13-20

Формирование коммуникативных компетенций в процессе обучениярадиожуралистике

К.А. Зорин, О.А. Зорина

Но, пожалуй, наиболее объективную оценку этой деятельности дают работодатели. В 2018 году шеф-редактор «Радио России. Красноярск» Татьяны Марченко так охарактеризовала изменения. Если раньше с выпускниками приходилось работать, доучивать специфике радиожурналистики, то сегодня они готовы к практической работе. «Ваши ребята приходят, садятся и сразу начинают работать. И им не надо ничего объяснять».

Литература

Загидуллина М.В. Кузина Журналистика. Челябинск: Издательство Игоря Рогозина, 2013.

128 с.

Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М.: Аспект-Пресс, 2003. 202 с.

References

Zagidullina M.A. Kuzina Zhurnalistika [Cousin Journalistic]. Chelyabinsk, Igor Rogozin Publ., 2013, 128 p.

Muratov S.A. Televizionnoe obchenie v kadre I za kadrom [Television communication in and off screen]. Moscow, Aspect-Press Publ., 2003, 202 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Зорин Кирилл Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры журналистики и

литературоведения

Сибирский федеральный университет

Россия, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82, стр. 1.

E-mail: kzorin@sfu-kras.ru

Зорина Ольга Анатольевна, старший преподаватель кафедры журналистики и литературоведения

Сибирский федеральный университет

Россия, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82, стр. 1.

E-mail: ozorina@sfu-kras.ru

ABOUT THE AUTHORS:

Zorin Kirill Alexandrovich, PhD, Assistant Professor at the Department of Journalism and Literary Studies

Siberian Federal University

82, str. 1, Svobodny prospect, Krasnoyarsk, 660041. Russia E-mail: kzorin@sfu-kras.ru

Olga Zorina, Senior Lecturer, Department of Journalism and Literary Studies Siberian Federal University

82, str. 1, Svobodny prospect, Krasnoyarsk, 660041. Russia E-mail: ozorina@sfu-kras.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.