УДК 378
Зубарев Сергей Николаевич
аспирант Российской международной академии туризма Milena.555@mail. ru Sergei. N. Zubarev
Russian International Academy of Tourism Milena.555@mail. ru
Формирование коммуникативных компетенций у студентов гуманитарных вузов на основе проектного метода
The formation of communicative competence of students of humanities
university-based project method
Аннотация. В статье дается обоснование актуальности исследования формирования коммуникативных компетенций у студентов гуманитарных вузов. Определены объект, предмет, цель, а так же раскрыты результаты исследования.
Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникативная компетенция, проектный метод.
Annotation. The article gives a rationale for the relevance of the research of formation of communicative competence of students of Humanities University. Defined object, subject, purpose and disclosed the results of the study.
Key words: competence approach, communicative competence, didactic potential of the design method.
Актуальность внедрения компетентностной модели в системе высшего образования и формирования коммуникативных компетенций у студентов гуманитарных вузов обусловлена рядом факторов, важнейшим из которых является включение России в Болонский процесс, что влечет за собой необходимое согласование национальных моделей высшего образования и формирование единого европейского образовательного пространства.
В.И. Байденко, один из авторитетнейших российских специалистов по компетентностному подходу в образовании, определяет компетенции как «динамическую комбинацию знания, понимания, умений и навыков (включают в себя знание, умения, навыки, установки, мотивацию, ценности)» [2.C. 60]. В данном определении нам представляется очень важным акцент на динамичности, на постоянном развитии компетенции. Четкая и лаконичная дефиниция принадлежит А.Г. Асмолову: «Компетентность - это знания в действии» [1.C. 21]. И.А. Зимняя рассматривает исследуемые понятия в русле подхода Н. Хомского,
«разграничивая понятия "компетенция" и "компетентность" по основанию потенциальное - актуальное, когнитивное - личностное» [3]. Подобное разграничение проводят также Ю.В. Фролов и Д.А. Махотин. Авторы понимают под компетенцией «предметную область, в которой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к выполнению деятельности», компетентность же представляет «интегрированную характеристику качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях)» [6,с. 3441].
Внедрение компетентностного подхода как педагогическая проблема требует переосмысления ряда педагогических положений в области теории и практики подготовки выпускника гуманитарного вуза.
Современные студенты гуманитарных вузов реализуют себя в условиях постиндустриального глобального информационного общества, их успех на высококонкурентном рынке труда требует развития способностей к самостоятельному поиску и анализу информации, быстрому принятию решений, навыками оптимального решения межличностных конфликтов, гибкого и инновационного мышления, способности к постоянному самообразованию и повышению своей квалификации.
Среди наиболее востребованных качеств конкурентоспособного специалиста в последние годы все большее значение приобретают его профессиональные и личностные компетенции. Цели образования на современном этапе обязательно включают формирование набора ключевых компетенций, среди которых доминирует коммуникативная компетенция. Ее актуальность связана с тем, что способность к эффективному межличностному общению обеспечивает профессиональный успех и карьерный рост практически в любой сфере деятельности. Для специалистов гуманитарного профиля коммуникативная компетенция приобретает особую, первоочередную, значимость, т.к. она обеспечивает успешную интеграцию в различных сообществах и социальных стратах, позволяет налаживать связи с представителями других народов и культур, как личные, так и профессиональные. В современном контексте наиболее точным нам представляется определение коммуникативной компетенции О.В. Климовой как «содержательного обобщения теоретических и практических знаний в области коммуникации, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений и ситуаций, необходимых для успешного речевого взаимодействия» [4,с. 99].
Таким образом, проблема формирования коммуникативной компетенции студентов гуманитарных вузов является актуальной на социально-педагогическом уровне.
Проблемам коммуникации в российской науке посвящено множество работ, среди них высочайшую ценность имеют исследования М.С. Кагана, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Б.Н. Головина, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, А.С. Золотняковой. Анализ литературы показал, что
представители разных дисциплин рассматривают свойства коммуникации как феномена и как процесса с позиций своей науки, философии, психологии, лингвистики, социологии, культурологии и т.д., выделяя специфические аспекты для изучения. В сфере высшего образования таких исследований немного. Как отмечает один из современных экспертов по компетентностному подходу в высшем образовании и по формированию коммуникативных компетенций О.И. Матьяш, «в содержании подготовки и переподготовки российских специалистов человеческой направленности (учителей, врачей, медперсонала, юристов, руководителей) коммуникативный блок, куда следует отнести, в первую очередь, межличностную коммуникацию, основы публичного выступления, коммуникацию в малых группах и профессиональную коммуникацию, практически не разработан, а если и присутствует, то отдельными вкраплениями» [5,с. 336].
Исследованию компетентностного подхода посвящены работы Э.Ф.Зеера, Л.И. Анцыферовой, Ю.Н. Емельянова, Р.П. Мильруда, А.В.Хуторского, М.В. Долгих, которые уточняют определения понятий «компетенции» и «компетентности», характеризуя различные стороны исследуемого понятия. Целостный подход к выявлению состава компетенций студентов вузов характерен для воззрений В.И. Байденко и И.А. Зимней. Глубокие системные обобщения сделаны в этой сфере Э.Ф. Зеером, а основные компоненты коммуникативной компетенции применительно к системе высшего образования рассматриваются в трудах Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной. Наиболее исчерпывающий анализ структуры и содержания коммуникативной компетенции мы находим в работах Е.Ю. Никитиной, О.Ю. Афанасьевой, исследующих перспективные подходы к коммуникативному образованию студентов вузов.
Однако надо отметить, что большинство публикаций в этой сфере относятся к периоду 2004-2009 г., когда обсуждались и внедрялись на практике общеобразовательные стандарты, приближающие российское образование к общеевропейским стандартам. В современной педагогической мысли за последние годы не появилось заметных исследований, в то время как вызовы времени меняются, и коммуникативная компетенция современного студента-гуманитария должна получить актуальное рассмотрение.
Необходимо также отметить определенную лакуну в современной педагогической науке, касающуюся исследований коммуникативной компетенции у студентов неязыковых гуманитарных вузов. Большинство имеющихся исследований посвящены лингвистическим аспектам коммуникации в процессе преподавания иностранного языка в рамках подготовки специалистов по гуманитарным направлениям (О.П. Дигина; Т.В. Емельянова; Г.К. Пендюхова; Т.А. Грабой; И.Л. Плужник; О.В. Сыромясов и др.). Другие авторы акцентируют внимание на социокультурном аспекте, практически ставят знак равенства между межкультурной профессиональной
и профессиональной коммуникативной компетенциями у студентов неязыковых вузов (Н.И. Алмазова; М.Г. Евдокимова; Е.П. Желтова; Н.В. Зыкова; М.Г. Корочкина). Отсутствуют полноценные исследования коммуникативной компетенции применительно к студентам, получающим образование в области культурологии, маркетинга, менеджмента, РЯ, рекламы.
Все вышесказанное актуализирует также проблемы научно-методического обеспечения процесса формирования и развития коммуникативной компетенции студентов гуманитарных вузов. Новые стандарты в образовании требуют высокого уровня профессионализма, новаторства, готовности к эксперименту, что на фоне отсутствия единой модели развития коммуникативной компетенции студентов гуманитарных вузов предопределяет научно-методический уровень актуальности исследуемой проблемы. В образовании XXI в. теоретико-методические основы трансформируются в сторону деятельностных подходов в образовании, среди которых метод проекта приобретает особую актуальность, т.к. позволяет реализовать профессиональную модель будущего конкурентоспособного, мобильного специалиста, обладающего широким мышлением, способного общаться с представителями других культур, экстраполируя личный опыт коммуникативной компетенции в плоскость практического применения.
В этой области наиболее релевантной теме нашего исследования является монография Л.Р. Яруллиной, посвященная использованию активных методов обучения в высшей школе.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена практической значимостью проектного подхода в деятельности современного вуза. В наши дни проектный метод приходит на смену традиционной операционной деятельности, что связано с его перспективностью в реализации компетентностного подхода, основанного на доминировании практического опыта и навыков применения полученных в вузе знаний.
Таким образом, сложились противоречия:
1) между растущей потребностью рынка труда в специалистах, легко ориентирующихся в информационном пространстве, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям благодаря хорошей коммуникативной компетенции и трудностями в удовлетворении этой потребности в рамках традиционной образовательной программы, не полностью реализованными возможностями гуманитарных вузов;
2) между потребностью в глубоком детальном анализе процесса формирования коммуникативной компетенции и недостаточной научной разработанностью проблемы в современной литературе;
3) постоянно растущими требованиями к подготовке студентов гуманитарных вузов в сфере межкультурной коммуникации и объективно низким уровнем развития профессиональной коммуникативной компетенции у студентов;
4) необходимостью поиска нового методологического обеспечения формирования модели коммуникативных компетенций и отсутствием современных подходов к рассмотрению на научном уровне специфики процесса коммуникативной подготовки студентов-гуманитариев.
В качестве объекта исследования выступают коммуникативные компетенции студентов гуманитарных вузов.
Предметом исследования является формирование коммуникативных компетенций у выпускника вуза на основе проектного метода.
Цель исследования - выявление потенциала проектного метода в аспекте формирования коммуникативных компетенций у студентов гуманитарных вузов.
Поставленная цель требует решения следующих исследовательских задач:
1) на основании определения критериев определить уровни сформированности коммуникативных компетенций студентов гуманитарных вузов;
2) определить дидактический потенциал формирования коммуникативных компетенций;
3) разработать и экспериментально проверить модель формирования коммуникативных компетенций у студентов гуманитарных вузов.
Научные результаты
1. Определены критерии оценки сформированности коммуникативных компетенций.
2. На основании установленных критерий определены уровни коммуникативных компетенций.
3. Определен дидактический потенциал проектного метода в формировании коммуникативных компетенций у студентов гуманитарных вузов проектного метода в формировании коммуникативных компетенций у студентов гуманитарных вузов.
4. Сформулирована модель формирования коммуникативных компетенций у студентов гуманитарных вузов на основе проектного метода.
Практические результаты
Полученные результаты диссертационного исследования могут быть применены на практике современного высшего гуманитарного образования, а также в педагогической теории.
Разработана и успешно апробирована модель формирования коммуникативных компетенций будущих специалистов-гуманитариев в процессе обучения в вузе, предложена методика оценки ее эффективности. Модель, разработанная на основе проектного метода, обеспечивает качественно новый образовательный эффект и может быть использована в системе высшего гуманитарного образования, в системе дополнительного образования для взрослых, в других предметных сферах высшего образования.
Материалы исследования также могут найти применение в подготовке и переподготовке педагогического состава вузов, в лекциях и семинарах, при проведении практических занятий, в дипломных исследованиях.
Предусматривается внедрение результатов исследования на базе ВУЗов гуманитарного профиля.
Литература
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. - С. 21.
2. Байденко В.И. Предисловие научного редактора // Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход / Под науч. ред. В.И. Байденко. М., 2009. - С. 16.
3. Зимняя И.А. Общая культура и социалъно-профессионалъная компетентность человека // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 4 мая. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm (дата обращения: 21.12.2013)
4. Климова О.В. Коммуникативная компетенция как ядро профессиональной деятельности юриста // Вестник ЮУрГУ. 2008. № 13. -C. 99.
5. Матьяш О.И. О сущности и насущности коммуникативного образования, или Почему коммуникативное образование не внедряется эффективно в российских вузах? // Коммуникация и конструирование социальных реальностей. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции "Коммуникация -2006", Ч. 2. - СПб: Роза мира, 2006, - C. 335-345.
6. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 8.- С. 34-41.
References:
1. Asmolov A.G. System-active approach to the development standards of the new generation // Pedagogy. 2009. № 4. - Р. 21.
2. Bidenko V.I. Preface scientific editor // the Bologna process: the learning Outcomes and competence-based approach / edited scientific. Ed. VI, Bidenko. M., 2009. - Р. 16.
3. I.A. Zimnia General culture and social and professional competence of the person // Internet-journal "Eidos". 2006. on 4 may. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm.
4. Klimova O.V. communicative competence as the core of the professional activities of the lawyer // Bulletin of the South Ural state University. 2008. № 13. -P. 99.
5. Matthias O.I. The nature and relevance of communicative education, or Why communication education is not implemented effectively in Russian universities? // Communication and the construction of social realities. Collection of scientific articles of the International scientific-practical conference
"Communication -2006", Part 2. - St. Petersburg: the rose of the world, 2006, - P. 335-345.
6. Frolov J.V., Makhotin D.A. Competency model as the basis for evaluating the quality of training // Higher education today. 2004. №. 8. - P. 34-41.