Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ (РКИ) / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / КВЕСТ-ИГРА / ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будаева Людмила Николаевна, Григорьева Анна Васильевна, Шмакова Лариса Витальевна

Для формирования коммуникативных компетенций у студентов, изучающих русский язык как иностранный, необходимы инновационные технологии. Методика «Квест-игра» позволяет проверить изученное и сформировать необходимые умения и навыки. Игра подразумевает интеграцию полученных знаний в практику, а задачи, решенные в результате, развивают навыки самообразования и устную речь. Таким образом, применение методики «Квест-игра» на разных этапах обучения РКИ помогает преподавателю разнообразить образовательный процесс, а иностранцу - интегрироваться в реальную практическую ситуацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Будаева Людмила Николаевна, Григорьева Анна Васильевна, Шмакова Лариса Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCIES WHEN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Innovative technologies are needed to form communicative competencies among students studying Russian as a foreign language. The "Quest-game" technique allows you to check what you have learned and form the necessary skills and abilities. The game involves the integration of the acquired knowledge into practice, and the tasks solved as a result develop self-education skills and oral speech. Thus, the application of the "Quest-game" methodology at different stages of RCT training helps the teacher to diversify the educational process, and the foreigner to integrate into a real practical situation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ»

Лингвистика и образование. 2021. Том 1 № 4 (4). C. 40-47 Linguistics & education 2021 Vol. 1, no. 4. P. 40-47

Научная статья УДК 811

https://doi.org/10.17021/2021-1-4-40-47

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Людмила Николаевна Будаева1, Анна Васильевна Григорьева2, Лариса Витальевна Шмакова3

1 3Оренбургский государственный медицинский университет, Оренбург, Россия

2 Шаньдунский гидротехнический институт, Жичжао, Китай

2a163m@mail.ru

Аннотация: Для формирования коммуникативных компетенций у студентов, изучающих русский язык как иностранный, необходимы инновационные технологии. Методика «Квест-игра» позволяет проверить изученное и сформировать необходимые умения и навыки. Игра подразумевает интеграцию полученных знаний в практику, а задачи, решенные в результате, развивают навыки самообразования и устную речь. Таким образом, применение методики «Квест-игра» на разных этапах обучения РКИ помогает преподавателю разнообразить образовательный процесс, а иностранцу - интегрироваться в реальную практическую ситуацию.

Ключевые слова: русский язык как иностранный (РКИ), инновационные методы, квест-игра, тематическое пространство, коммуникативные компетенции.

Для цитирования: Будаева Л.В., Григорьева А.В., Шмакова Л.В. Формирование коммуникативных компетенций при обучении русскому языку как иностранному // Лингвистика и образование. 2021. Том 1 № 4(4) С. 40-47. https://doi.org/10.17021/2021-1-4-40-47.

Original article

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCIES WHEN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Ludmila V. Budaeva1, Anna V. Grigorieva2, Larisa V. Shmakova3

1,3Orenburg state medical university, Orenburg, Russia 2Shandong hydraulic engineering institute, Zhizhao, China 2a163m@mail.ru

Abstract. Innovative technologies are needed to form communicative competencies among students studying Russian as a foreign language. The "Quest-game" technique allows you to check what you have learned and form the necessary skills and abilities. The game involves the integration of the acquired knowledge into practice, and the tasks solved as a result develop self-education skills and oral speech. Thus, the application of the "Quest-game" methodology at different stages of RCT training helps the teacher to diversify the educational process, and the foreigner to integrate into a real practical situation.

Keywords: Russian as a foreign language (RCT), innovative methods, quest-game, thematic space, communicative competencies.

For citation: Budaeva L.V., Grigorieva A.V., Shmakova L.V. Formation of communicative competencies when teaching Russian as a foreign language, Linguistics & education 2021;1(4):40-47. https://doi.org/10.17021/2021-1-4-40-47

Введение

Современный образовательный процесс с каждым годом требует от преподавателя совмещения традиционных форм обучения с инновационными методами. Так как сегодня в мире происходит интеграция русского языка в мировой образовательный процесс, то от преподавателя требуется максимальное и качественное использование новых образовательных технологий.

Применение этих передовых форм позволяет совместить традиционные методы с инновационными. Среди них можно выделить: игровые, мультимедийные, ассоциативные. Их целью является - формирование коммуникативной компетенции у обучающихся. Подобная структура уроков РКИ дает хороший уровень развития навыков аудирования и говорения, позволяет корректировать навыки чтения и письма, усваивать межкультурный опыт. На таких уроках учащиеся вовлечены в процесс обучения, имеют возможность понимать и рефлексировать получаемую информацию.

Проблема применения того или иного метода или формы обучения сегодня активно обсуждается специалистами по методике обучения РКИ.

Именно поэтому мы предлагаем обратить внимание на инновационную методику «Квест-игра», которая позволяет проверить, изученный материал и сформировать необходимые умения и навыки.

Методы исследования

Мы представляем только часть нашего исследования инновационной методики «Квест-игра», при проведении которого были использованы следующие методы: описательный, сопоставительный, методы контроля и измерения, методы обработки данных и внедрения результатов.

В данной статье мы обращаем внимание на инновационные методы, позволяющие сформировать коммуникативные компетенции у студентов при обучении РКИ для более активного вовлечения в процесс обучения языку.

Запоминание слов напрямую зависит от эмоций. Эту мысль высказывает Н.В. Мартиросян в статье «О некоторых инновационных технологиях в преподавании РКИ». Он говорит о том, что «инновационные подходы в преподавании РКИ базируются на эмоциональной памяти обучающихся» [7; 143-145].

Чем ярче впечатления от занятия, тем больше лексического материала будет усвоено студентами. Так, при изучении мочевыделительной системы особые эмоции у студентов-медиков из Индии вызывает слово «моча» [8], которое в переводе с хинди означает «друг». Соответственно звучание и значение этого медицинского термина, а также его однокоренных слов легко запоминается и не вызывает трудностей.

На элементарном уровне при изучении лексико-грамматической группы «Еда и напитки» [1] студентам из Индии вообще не требуется времени на запоминание и заучивание слова «чай», так как это слово также звучит на хинди « *пц». Студентам из Китая тоже не составит огромного труда запомнить это слово, потому что его звучание на китайском языке «М [cha]» почти совпадает с русским. При обучении преподавателю следует обратить внимание на подобные языковые совпадения, так как студентам не требуется огромное количество времени на «зазубривание» полученной информации, потому что включается в работу ассоциативный ряд.

С целью усиления впечатления от нового материала и для его лучшего усвоения мы обратили внимание на образовательные квест-проекты, описанные Н.В. Николаевой [9]. Нами была изучена и протестирована инновационная методика «Квест-игра», которая основывается на линейном решении (по цепочке) поставленных задач. Данная методика позволяет преподавателю проверить изученный материал и сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки.

«Квест» - это командная игра, популярная среди современной молодежи. В основе этой игры лежит достижение определенного результата, путем решения небольших ситуационных задач. Полученный ответ будет своего рода подсказкой на пути к достижению цели. Основное требование - работа «коллективного разума» при достижении цели [3].

Как и любая образовательная методика РКИ «Квест-игра» направлена не только на приобретение знаний, но и на практическое их использование [8]. Главным является отсутствие ограничения, т.е. игроки могут пользоваться книгами, пособиями, ресурсами интернета, переводчиком.

Коммуникативное пространство квест-игры должно соответствовать изучаемой теме. Например, на элементарном уровне при изучении шестого (предложного) падежа в значении места [1] тема «Университет» познакомит первокурсников со структурой вуза и позволит закрепить изученное на уроке РКИ. Группа делится на подгруппы, ставится одна общая цель, для решения которой необходимо выполнить ряд мелкий заданий. Например, в нашем случае общая цель - это структурированный доклад об университете. Задача каждой микрогруппы - выбрать корпус университета, исследовать его и подготовить мини-рассказы, на основе которых создается большой текст о вузе, содержащий полную информацию о том, на каком этаже находится библиотека, столовая, деканат, ректорат и др. В процессе работы преподаватель напоминает и повторяет со студентами окончания шестого падежа и конструкцию «Где находится что».

На базовом уровне возможна другая тема: «Город». Главным тематическим пространством здесь могут выступать глаголы движения [2], так при их изучении часто возникают трудности в понимании значений и дальнейшем употреблении.

Тематическое пространство создается в соответствии с целью. Мы поставили перед студентами цель - повторение и закрепление глаголов движения. Игра подразумевает выполнение обучающимися определенного

задания, предполагающего интеграцию полученных знаний в практику. При этом сложная задача делится на более мелкие.

Студентам было предложено задание: дойти из пункта А в пункт Б, используя подсказки. Например, «продолжите маршрут, направлением, которого будет являться антоним употребленного наречия». Например, «поверните налево». На практике студенты должны повернуть направо. Так как студенты получают установку свободного пользования всех подсказок, то также они имеют возможность задавать вопросы прохожим.

Подобный опыт описан И.А. Зимней в учебнике «Педагогическая психология». Она отмечает важность такого субъект-субъектного равно партнёрского сотрудничества [6]. В нашем случае все участники: сильные и слабые студенты, ощущают себя в равном положении, так как результатом будет итоговый коллективный рассказ.

Практические задачи, решенные в результате квест-игры, безусловно, развивают навыки самообразования и устную речь. Подобная форма закрепления материала повышает интерес и вызывает азарт, развивая устную речь. Именно коммуникативный аспект такого обучающего метода ориентирован не только на получение новых умений и навыков, но и направлен на способы усвоения материала.

Перед преподавателем стоит главная задача - смоделировать реальное многостороннее общение группы в практической ситуации, найти интересную и увлекательную тему квест-игры, составить план и задействовать всех студентов группы, проверить выполнение заданий каждым участником. Эмоциональная составляющая игры должна основываться на соревновательном духе участников. Ошибки, допущенные во время работы, исправляются коллективно.

Выполнение условий квеста проходит поэтапно. Подразумевается участие преподавателя на первом - этапе организации и на последнем этапе -проверки. Его работа в составлении заданий не только для всей группы, но и для микрогрупп и каждого студента в отдельности. При этом задания должны

быть интересны, понятны и, что не менее важно, выполнимы. Состав участников тоже имеет большое значение. Необходимо распределить состав групп так, чтобы сильные студенты работали вместе со слабыми. Задачи раздаются преподавателем каждому в отдельности в соответствие с его знаниями и умениями.

Самостоятельным для участников игры является второй этап, на котором все студенты выполняют задания и составляют отчет. Проверка проделанной работы и исправление ошибок происходит на этом же этапе.

Методика «Квест-игра» может применяться на более поздних этапах обучения РКИ, когда обучающиеся уже владеют достаточным количеством знаний. Наше исследование проводилось со студентами-медиками во время их клинической практики в России [4]. При этом задания были направлены на формирование и закрепление профессиональных умений и навыков.

Например, микрогруппа получила информацию, содержащую имя и адрес больного. Цель и задача: опросить пациента и заполнить медицинскую карту. Студенты вспоминают разделы медкарты: паспортные данные, жалобы, история настоящего заболевания [5]. В зависимости от уровня владения языком преподаватель может дать задания участникам игры по разным разделам медкарты.

Информация собирается по частям в соответствии с планом опроса. Задача преподавателя обратить внимание и проследить за последовательностью задаваемых вопросов, потому что четкость результата будет зависеть от правильности поставленных целей и задач. При этом важно напомнить об уточняющих вопросах и их важности в дальнейшем лечении. В случае простудных заболеваний такими вопросами могут быть: куда отдает боль, какой кашель: сухой или влажный и другие.

Так как задания для каждого участника распределяются преподавателем в зависимости от уровня владения языком, то наиболее сильные студенты могут производить непосредственный опрос пациента, менее сильные - фиксировать ответы, а слабые - снимать видео и т.д.

На последнем - третьем этапе каждой микрогруппой был представлен отчет о состоянии их больного. Отчет передан студентами в письменной форме. Преподавателем были проверены употребленные формы и конструкции, связность информации и грамматика, особое внимание обращено на то, как студенты «перевели» жалобы пациента в симптомы.

Таким образом, анализ результатов исследования показал, что в процессе обучения РКИ применение методики «Квест-игра» на разных этапах помогает преподавателю разнообразить образовательный процесс. Студенту-иностранцу, в свою очередь, помогает интегрироваться в реальные практические ситуации.

Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод о важности формирования у студентов определенных ассоциаций при обучении РКИ. А сформированные в процессе «Квест-игры» ассоциации помогут определить значение слова без его перевода. © Будаева Л.В., Григорьева А.В., Шмакова Л.В., 2021

Список источников

1. Антонова В.Е., Набахина М.М., Толстых А.А. Дорога в Россию: учебник русского языка (элементарный уровень). - 4-е изд. - М.: ЦМО МГУ им. М.В. Ломоносова; СПб.: Златоуст, 2009. - 306 с.

2. Антонова В.Е., Набахина М.М., Толстых А.А. Дорога в Россию: учебник русского языка (базовый уровень). - 4-е изд. - М.: ЦМО МГУ им. М.В. Ломоносова; СПб.: Златоуст, 2009. - 256 с.

3. Галустян О.В. Практика применения веб-квеста в обучении английскому языку // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, №2, 2015 - С 115-118.

4. Дьякова В.Н. Подготовка к клинической практике: пособие по развитию речи для иностранных студентов-медиков. - 7-е изд. - СПб.: Златоуст, 2016. - 308 с.

5. Дьякова В.Н. Диалог врача с больным: пособие по развитию речи для иностранных студентов-медиков. - 7-е изд. - СПб.: Златоуст, 2016. - 228 с.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - [Текст] / И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону,

1997.

7. Мартиросян Н.В. О некоторых инновационных технологиях в преподавании РКИ //Материалы Медународной научно-технической конференции. Книга 12. - Москва, МГТУ «МАМИ», 2010 г., 537 с.

8. Куриленко В.Б. Говорим о медицине по-русски (II сертификационный уровень владения русским языком как иностранным в учебной и социально-профессиональной макросферах): учебник / В.Б. Куриленко, Л.А. Титова, Т.А. Смолдырева, М.А. Макарова. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 392 с.

9. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся // Вопросы Интернет-образования, 2002. -№7. - С. 69-70.

References

1. Antonova V.E., Nabakhina M.M., Tolstykh A.A. The Road to Russia: textbook of the Russian language (elementary level). - 4th ed. - Moscow: TSMO of Lomonosov Moscow State University; St. Petersburg: Zlatoust, 2009. - 306 p

2. Antonova V.E., Nabakhina M.M., Tolstykh A.A. The Road to Russia: textbook of the Russian language (basic level). - 4th ed. - Moscow: TSMO of the Lomonosov Moscow State University; St. Petersburg: Zlatoust, 2009. - 256 p.

3. Galustyan O.V. The practice of using a web quest in teaching English // Bulletin of the VSU. Series: Linguistics and Intercultural Communication, No. 2. - 2015-from 115-118.

4. Dyakova V.N. Preparation for clinical practice: a manual on speech development for foreign medical students. - 7th ed. - St. Petersburg: Zlatoust, 2016. - 308 p.

5. Dyakova V.N. Dialogue of a doctor with a patient: a manual on speech development for foreign medical students. - 7th ed. - St. Petersburg: Zlatoust, 2016. - 228 p.

6. Zimnaya I.A. Pedagogical psychology. - [Text] / I.A. Zimnaya. - Rostov-on-Don, 1997.

7. Martirosyan N.V. About some innovative technologies in teaching RCT //Materials of the International Scientific and Technical Conference. Book 12. - Moscow, MSTU "MAMI", 2010. -537 p.

8. Kurylenko V.B. We are talking about medicine in Russian (II certification level of proficiency in Russian as a foreign language in the educational and socio-professional macro-spheres): textbook / V.B. Kurylenko, L.A. Titova, T.A. Smoldyreva, M.A. Makarova. - 2nd ed., ster. - Moscow: FLINT, 2013 - 392 p.

9. Nikolaeva N.V. Educational quest projects as a method and means of developing students' information activity skills // Questions of Internet Education, 2002. - No. 7. - Pp. 69-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.