Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетенции у студентов, обучающихся по творческим специальностям'

Формирование коммуникативной компетенции у студентов, обучающихся по творческим специальностям Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
115
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / "РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ" / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCY / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / "THE RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE" / VERBAL BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калинина Марина Анатольевна

В статье рассматриваются особенности формирования общекультурной компетенции у студентов, обучающихся по творческим специальностям, в частности их способности к коммуникации, а также соотношение культуры коммуникативной и профессиональной. Отмечается, что способность к коммуникации является основной составляющей коммуникативной компетентности, на развитие которой рассчитан курс «Русский язык и культура речи». Определяются задачи, которые должны решаться при изучении трех аспектов культуры речи: нормативного, коммуникативного и этического; предлагаются некоторые виды работы, которые целесообразно использовать в каждом разделе курса. Подчеркивается, что культура общения в дальнейшем должна стать важным элементом профессиональной культуры специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On developing a communicative competence of students majoring in creative arts

The article focuses on developing general cultural competence of students majoring in creative arts, in particular their ability to communicate, and correlation of communicative and professional cultures. This ability is the main component of the communicative competency that is gained in the course “The Russian Language and Speech Culture”. The author defines the goals which can be achieved when studying the following three aspects of speech culture: regular, communicative and ethical. The most efficient forms of work in every part of the course are given. Communicative culture is considered to become the crucial element of professional culture in the future.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетенции у студентов, обучающихся по творческим специальностям»

УДК 81'271.2

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТВОРЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

©2018

ON DEVELOPING A COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS MAJORING IN CREATIVE ARTS

М.А. Калинина M.A. Kalinina

В статье рассматриваются особенности формирования общекультурной компетенции у студентов, обучающихся по творческим специальностям, в частности их способности к коммуникации, а также соотношение культуры коммуникативной и профессиональной. Отмечается, что способность к коммуникации является основной составляющей коммуникативной компетентности, на развитие которой рассчитан курс «Русский язык и культура речи». Определяются задачи, которые должны решаться при изучении трех аспектов культуры речи: нормативного, коммуникативного и этического; предлагаются некоторые виды работы, которые целесообразно использовать в каждом разделе курса. Подчеркивается, что культура общения в дальнейшем должна стать важным элементом профессиональной культуры специалистов.

Ключевые слова: коммуникация; коммуникативная компетентность; общекультурная компетенция; «Русский язык и культура речи»; речевое поведение.

The article focuses on developing general cultural competence of students majoring in creative arts, in particular their ability to communicate, and correlation of communicative and professional cultures. This ability is the main component of the communicative competency that is gained in the course "The Russian Language and Speech Culture". The author defines the goals which can be achieved when studying the following three aspects of speech culture: regular, communicative and ethical. The most efficient forms of work in every part of the course are given. Communicative culture is considered to become the crucial element of professional culture in the future.

Keywords: communication; communicative competency; general cultural competence; "The Russian Language and Speech Culture"; verbal behaviour.

Вопрос формирования способности к коммуникации не является новым в отечественной науке, но и не теряет своей актуальности. Его значимость обусловлена тем, что он порождает множество смежных вопросов, касающихся знаний, умений и навыков в области взаимодействия людей.

Коммуникация, являясь одной из личностных потребностей человека, направлена на целесообразное взаимодействие субъектов с целью получения информации и включает в себя умение адекватно воспринимать и понимать личность коммуникативного партнера, умело выбирать коммуникативные стратегии и тактики в соответствии с ситуацией общения. Данные качества являются элементами так называемой коммуникативной компетентности, которая реализуется в способности правильно оценивать специфику и условия межличностного взаимодействия, а также находить адекватные формы этого взаимо-

действия для поддержания доверия и понимания у речевых партнеров. Соответственно, способность к коммуникации является одним из структурных компонентов коммуникативной компетентности.

Рассмотрим способность к коммуникации как требование образовательных стандартов для специальности 53.00.00 укрупненной группы подготовки «Музыкальное исполнительство», 52.05.01 Актерское искусство.

Федеральный государственный стандарт высшего образования указанной специальности содержит общекультурную компетенцию ОК-5 - «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия». Эта компетенция формируется при изучении таких базовых дисциплин, как «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык». Очевидно,

что данное требование направлено на продолжение работы по формированию коммуникативной компетенции, начатой еще в школьной практике. Под коммуникативной компетенцией в стандарте среднего образования понимается «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах» [1].

Остановимся на особенностях формирования способности к коммуникации в рамках предмета «Русский язык и культура речи». Цель изучения указанной дисциплины состоит в формировании основ коммуникативной культуры будущего специалиста, а именно в развитии умений студентов использовать средства русского языка в устном и письменном общении, в повышении уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах его функционирования, в расширении общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка. Дисциплина «Русский язык и культура речи», таким образом, решает целый круг вопросов, формируя общекультурную компетенцию, которая представляет собой некую интегра-тивную способность личности обучаемого, обусловленную опытом освоения культурного пространства, уровнем образования, воспитания, рефлексивности сознания.

Очевидно, что способность к коммуникации, а также совершенствование коммуникативной культуры - это одно из важнейших требований не только образовательного стандарта, но и нашего времени. Современный специалист должен не только обладать профессиональной компетенцией, но и осознавать значение получаемой специальности, чего можно добиться через связь с общеобразовательными дисциплинами, в частности, через освоение русского

языка. Это обусловлено пониманием профессиональной культуры, которая включает не только овладение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, но целым комплексом навыков, включающих культуру поведения, эмоциональную культуру, культуру речи и культуру профессионального общения. Если специальные навыки приобретаются обучающимся в процессе профессиональной подготовки, то культура поведения формируется в соответствии с этическими нормами общества. «В широком плане в понятие культура поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека... Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям» [2, с. 149-150]. Внутренняя культура человека складывается не только на основе бытийного сознания под воздействием среды и воспитания, но во многом как результат самовоспитания, усилий духовного плана. Это результат, порожденный рефлексивным сознанием, которое формируется в течение жизни через познание, обучение, осмысление происходящих событий и поведения окружающих.

Соответственно, целесообразно рассматривать формирование коммуникативной компетенции как «непрерывный процесс решения средствами изучаемого русского языка невербальных, поведенческих, актуальных для общества и самих учащихся задач, ведущих к расширению границ коммуникации, готовности к гибкому взаимодействию с партнером по речевому общению, к развитию языкового чутья и рефлексивной деятельности» [3]. Становится понятным, что это требует определенных действий психологического и этического плана, и в первую очередь личной заинтересованности, мотивации. В связи с этим способность к коммуникации может определяться желанием и умением вступать в коммуникацию. К сдерживающим факторам, соответственно, следует отнести нежелание или неумение устанавливать контакт

М.А. Калинина

с собеседником, слабое владение речевыми и поведенческими нормами, что в итоге определяет неспособность к коммуникации.

Курс «Русский язык и культура речи» предполагает изучение трех аспектов культуры речи: нормативного, коммуникативного и этического. При этом приоритетным является не столько теоретическое, сколько практическое освоение дисциплины, что обеспечивается аудиторной работой и активной самостоятельной познавательной деятельностью студентов. В связи с ограниченным количеством выделяемых на аудиторную работу часов, большая часть деятельности носит самостоятельный характер. Это становится возможным только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Под мотивацией принято понимать совокупность факторов, побуждающих человека к совершению какого-либо действия в рамках определенной деятельности. Поэтому важной задачей образовательного процесса является не столько научить студента, сколько заинтересовать, побудить его самостоятельно использовать свой интеллектуальный ресурс. Умение студента организовать самостоятельную деятельность свидетельствует о его достаточно высоком уровне внутренней культуры, образовательной и профессиональной заинтересованности, способности к овладению общекультурными компетенциями. Для работы используются тщательно отобранные языковые материалы, которые затрагивают область профессиональных интересов студентов. Это обусловлено спецификой вуза в целом и будущей квалификацией студентов, в частности.

Изучение нормативного аспекта культуры речи предполагает овладение нормами языка, что является фундаментом речевой культуры. При этом значима выработка навыков грамотного использования языковых единиц разных уровней. В связи с этим в работе преимущественно используются: основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное), выбор которых зависит от коммуникативной задачи; языковой тренинг как метод профи-

лактики типичных языковых и речевых ошибок; лексикографическая работа, которая способствует ориентированию студентов в словарях и аудирование (прослушивание звучащих текстов и фиксация ошибок, отмеченных в речи политических деятелей, деятелей искусства, теле- и радиоведущих).

При изучении коммуникативного аспекта дисциплины важным является не только знакомство с понятиями «общение», «коммуникация», «коммуникативная компетенция», «функциональные стили речи» и т.п., но и выработка определенных коммуникативных умений, определяемых этими понятиями. Коммуникативная компетенция как элемент общекультурной компетенции видится нам высшей ступенью овладения языком. Мастерство владения словом, умение выстроить речь, подчинив ее определенному замыслу, умение пользоваться всем арсеналом изобразительно-выразительных средств языка в совокупности с коммуникативными тактиками и стратегиями составляют образ успешного специалиста. Однако этого недостаточно. Большое значение для организации речевого взаимодействия имеет соблюдение партнерами правил должного речевого поведения, которые основаны на нормах морали и национально-культурных традициях. Специалист должен владеть не только общечеловеческими нравственными нормами, речевым этикетом, но культурой публичной и деловой коммуникации, знать национальные особенности речевой коммуникации. Изучению этих вопросов посвящено знакомство с этическим аспектом культуры речи и коммуникативной этикой. В аудиторной работе над данным аспектом используются интерактивные формы (проблемная лекция, дискуссия, кейс-технологии и т.п.), которые предполагают отличную от привычной логику образовательного процесса «не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение» [4].

Таким образом, при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» мы не только касаемся языковедческих базо-

вых знаний, но закладываем основы коммуникативной культуры, которая определяет модель и технику речевого поведения; формируем, соответственно, «коммуникативную компетенцию как структуру, включающую когнитивные, языковые, речевые (коммуникативно-прагматические) и культурные взаимодополняющие компоненты» [5]. Квалификация будущих специалистов (артист

драматического театра и кино, артист музыкального театра, артист театра кукол) подразумевает, что способность к коммуникации, культура общения должны стать для них важным элементом профессиональной культуры, а общекультурные компетенции в целом станут основой для формирования профессиональных компетенций.

* * *

1. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/6150599/#ixzz5COnclYP0 (дата обращения: 30.03.2018).

2. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М. : Политиздат, 1983.

3. Бастрикова Е.М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. Казань : Казанский гос. ун-т, 2004. С. 43-48. URL: http://old.kpfu.ru/f10/bibl/resource/articles.php?id=6&num=11000000 (дата обращения: 30.03.2018).

4. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Дубна : психологический журнал Международного университета природы, общества и человека. 2012. № 2. С. 1-18. URL: http://hist.isu.ru/ru/staff/teacher/docs/programmi 2015/grushin interact.pdf (дата обращения: 30.03.2018).

5. Черничкина Е.К., Лунева О.В. Культурная составляющая коммуникативной компетенции // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2015. № 8 (42). С. 163165. URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1449497258.pdf (дата обращения: 30.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.