Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетенции у иностранных студентов гуманитарного профиля обучения'

Формирование коммуникативной компетенции у иностранных студентов гуманитарного профиля обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕНИЯ / TRAINING OF FOREIGN CITIZENS / НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ / SCIENTIFIC STYLE OF SPEECH / ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ / ПОДГОТОВКА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / STUDY AND PROFESSIONAL SPHERES OF SPEECH / HUMANITIES SPECIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вязовская В. В.

В статье рассматривается вопрос формирования коммуникативной компетенции в учебно-профессиональной сфере общения на предвузовском этапе обучения иностранных граждан. Обучение научному стилю должно проходить с учётом развития всех видов речевой деятельности и межпредметной координации, в связи с чем и строится обучение студентов гуманитарного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вязовская В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FOREIGN STUDENTS OF HUMANITIES SPECIALIZATION

The article discusses the formation of communicative competence in the field of educational and professional communication in the pre-university training of foreign nationals. Education scientific style should take into account the development of all types of speech activity and interdisciplinary coordination, and therefore the construction and training students of humanities specialization.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетенции у иностранных студентов гуманитарного профиля обучения»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОВ METHODOLOGY OF TEACHING LANGUAGES

УДК 372.881.161.1

Воронежский государственный университет,

канд. филол. наук,

ст. преп. кафедры русского языка довузовского этапа обучения иностранных учащихся Вязовская В.В.

Россия, Воронеж,89204280902 e-mail:v. vyazovskaya@gmail. com

Voronezh State University,

PhD, Senior lecturer of the Chair of Russian

Language for foreign students

Vyazovskaya V. V.

Russia, Voronezh,89204280902

e-mail:v. [email protected]

В.В. Вязовская

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматривается вопрос формирования коммуникативной компетенции в учебно-профессиональной сфере общения на предвузовском этапе обучения иностранных граждан. Обучение научному стилю должно проходить с учётом развития всех видов речевой деятельности и межпредметной координации, в связи с чем и строится обучение студентов гуманитарного профиля.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, учебно-профессиональная сфера общения, научный стиль речи, гуманитарный профиль, подготовка иностранных граждан.

TRAINING COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FOREIGN STUDENTS OF HUMANITIES SPECIALIZATION

The article discusses the formation of communicative competence in the field of educational and professional communication in the pre-university training of foreign nationals. Education scientific style should take into account the development of all types of speech activity and interdisciplinary coordination, and therefore the construction and training students of humanities specialization.

Key words: Russian as a foreign language, study and professional spheres of speech, scientific style of speech, humanities specialization, training of foreign citizens.

В Институте международного образования Воронежского государственного университета (ИМО ВГУ) обучаются иностранные студенты разных специальностей. Обучение русскому языку как иностранному ведётся с учётом профиля будущей специальности студентов и направлено на подготовку студентов для получения высшего образования в вузах России. В связи с тем, что преподавание общетеоретических предметов происходит на русском языке, то обучение научному стилю речи включено в общую

© Вязовская В.В., 2014

V.V. Vyazovskaya

программу подготовки иностранных студентов на предвузовском этапе.

Учитывая вышесказанное, перед преподавателем русского языка уже на начальном этапе стоит важная задача - формирование коммуникативной компетенции у иностранных студентов в учебно-профессиональной сфере общения.

В группах гуманитарного профиля (нефилологи) ИМО ВГУ обучаются студенты достаточно широкого круга специальностей: «История», «Религиоведение», «Политология», «Культурология», «Юриспруденция», «Международные отношения» Г21 и пр. Научный стиль речь является неотъемлемым аспектом обучения русскому языку как иностранному и вводится, как правило, на 4-5-ой неделе обучения, когда студенты уже имеют элементарные навыки по русскому языку. В связи с тем, что перед кафедрой русского языка довузовского этапа обучения иностранных учащихся ИМО ВГУ встала необходимость создания нового учебного пособия, которое бы отвечало общим требованиям, предъявляемым к выпускникам центров предвузовской подготовки, а также учитывало особенности обучения студентов гуманитарного профиля на предвузовском этапе ИМО ВГУ, было разработано учебное пособие «Научный стиль речи: учебное пособие для иностранных студентов гуманитарных специальностей».

Данное пособие предназначено для обучения языку специальности студентов гуманитарного профиля (нефилологов) на предвузовском этапе обучения. При составлении пособия были учтены основные нормативные документы, определяющие уровень владения русским языком как иностранным, в частности - это «Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение» (2001 г.) Г31, «Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Второй сертификационный уровень. Профессиональные модули» (2002 г.) Г41, так же «Программа по русскому языку для иностранных граждан. Первый сертификационный уровень. Общее владение» (2012 г.) Г6].

Целью издания является подготовка студентов к чтению учебной и научной литературы, к участию в семинарах, а также к слушанию и записи лекций. Пособие состоит из двух разделов: «История» и «Теория государства и права». Подобное тематическое деление обусловлено порядком введения и изучения общетеоретических дисциплин для студентов гуманитарного профиля в ИМО ВГУ: «История России» и «Основы теории государства и права». Таким образом, тематическое наполнение пособия построено в соответствии с программным материалом упомянутых курсов.

Однако, принимая во внимание тот факт, что программа для первокурсников-юристов и историков российских вузов включает курс всеобщей истории, в первый раздел пособия «История» были включены некоторые темы этой дисциплины: например, «Счёт времени в истории», «Первые государства» и ряд других. Данные темы, как показали результаты апробации пособия, вызывают живой интерес со стороны студентов. Особое внимание при изучении указанных тем уделяется формированию навыка чтения римских цифр, отработка временных конструкций типа «двадцатые годы/ в двадцатых годах XIXвека», Vвек /в Vвеке до н.э.» и пр. Впоследствии студенты уже на первых занятиях по курсу истории России не испытывают трудностей при изучении текстов, требующих чтения различных исторических дат. Таким образом, тематически пособие распадается на 2 блока, как было указано выше, однако блок «История» включает в себя ряд тем, посвящённых курсу всеобщей истории.

Уроки каждого из разделов имеют единообразную структуру. Лексико-грамматический материал расположен в соответствии с принципом последовательности и повторяемости материала, способствует увеличению терминологического запаса, развивает навыки и умения в учебно-профессиональной сфере, формирует базу для восприятия материала будущей специальности.

Каждый урок начинается с презентации новой профессионально-ориентированной лексики. Все слова объединены в блоки в зависимости от их принадлежности к той или иной части речи: первыми вводятся существительные, затем идут прилагательные, глаголы, список новых слов замыкают наречия. Во всех словах указывается ударение, в трудных случаях - родовая принадлежность существительных.

Блок заданий предтекстового характера включает в себя упражнения на согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; установление слово-

образовательных связей и лексическую сочетаемость слов; работу с основными синтаксическим конструкциями научного стиля речи, умение их заменять синонимичными. Уделено внимание и трансформации письменной речи в устную: упражнения на замену причастных и деепричастных оборотов конструкциями устной речи; трансформация сложных предложений в простые; трансформация активных/пассивных конструкций. В связи с тем, что научный текст характеризуется наличием большого количества отвлечённых отглагольных существительных, то практически в каждом уроке присутствуют различного рода задания на их отработку. При возникших затруднениях студенты могут воспользоваться сводной таблицей глаголов и отглагольных существительных, которая включена в приложение к пособию.

Весь языковой материал вводится на основе функционально-семантического принципа и представлен как общими блоками, присутствующими во всех подстилях, так и специфичными, характерными для гуманитарного стиля речи: определение объекта, классификация предмета, описание явления, выражение связи и др.

Внимание авторов пособия направлено на формирование у студентов терминологической базы учебно-профессиональной сферы общения, в частности, уровням подъязыка истории и юриспруденции научной речи. Выбор и формирование текстотеки пособия обусловлен функционально-семантическим принципом подачи материала, поэтому источниками послужили учебники общетеоретических дисциплин, используемые на этапе предвузовской подготовки, а также на первом курсе обучения. Все тексты, используемые в пособии, являются аутентичными, различных типов: описание, повествование и др.

Представленный учебно-научный текст сопровождается, как было сказано ранее, системой предтекстовых, а также притекстовых и послетектовых заданий, направленных на изучение и систематизацию языкового материала, отработку речевых навыков. Отметим, что именно на этапе предвузовской подготовки «необходимо сформировать терминологический минимум, каждая лексема которого произносится согласно фонетическим нормам русского языка и воспринимается на слух с первого предъявления» Г5; с.91. В связи с этим большое внимание уделяется чтению вслух небольших по объёму текстов первых уроков, особенно на начальных занятиях. Работа с текстом пособия направлена на обучение чтению, выделению информативно-значимых частей, основной информации текста, составлению двух видов плана (вопросного и назывного), а также пересказу и составлению конспекта текста Г11. Таким образом, пособие снабжено достаточным количеством разнообразных лексико-грамматических заданий, направленных на формирование умений и навыков во всех видах речевой деятельности.

Пособие также содержит различные таблицы, схемы и иллюстрации, способствующие усвоению учебного материала.

Помимо основной части, издание включает приложение, в которое включены тексты для дополнительного чтения и конспектирования, список отглагольных существительных, а также перечень основных грамматических конструкций с примерами.

Тематика текстов для дополнительного чтения соответствует тематическим блокам пособия. Тексты подобраны и расположены по принципу нарастающей сложности. Если первые тексты - небольшие по объёму, то завершающие содержат около 1200 слов и являются неадаптированными, т.е. максимально приближены к текстам учебников по будущей специальности. Чтение специально подобранных текстов иностранными студентами будет способствовать не только их лучшему восприятию информации гуманитарных дисциплин на предвузовском этапе, но и поможет им быстрее адаптироваться к дисциплинам, преподаваемым на первом курсе обучения по выбранному профилю.

Принимая во внимание содержательную часть пособия, издание предоставляет возможность преподавателю работать со студентами с разным уровнем владения русским языком. Например, в группах позднего заезда часть тем может быть предложена для пассивного овладения (напр., «Международное право как особая система» и ряд других), тогда как при работе со студентами высокого уровня подготовленности изучению данных тем может быть уделено достаточно времени. Также подобный подход может быть применён, например, и к текстам, вошедшим в пособие: в зависимости от уровня подготовки студентов они могут быть предложены для изучающего или лишь для ознакомительного вида чтения.

Отметим, что тематический характер текстового материала позволит использовать данное пособие не только при работе со студентами-историками и юристами, но и со студентами других специальностей, изучающих историю России или юриспруденцию, например, политологами, социологами, дипломатами и др. Также пособие может быть использовано на занятиях со стажёрами и студентами первого курса обучения.

Библиографический список

1. Акаткина Е.Ф. Формирование лингвистической компетенции на занятиях по научному стилю в группах будущих филологов // Интернационализация современного университета и его вклад в повышение эффективности экспорта российских образовательных услуг: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию подготовки специалистов для зарубежных стран в Воронеж. гос. ун-те (Воронеж, 19-20 апр. 2012 г.). Воронеж, 2012. С. 60-62.

2. Вязовская В.В., Данилевская Т.А. Учебное пособие по научному стилю речи (гуманитарный профиль): структура и содержание // Интернационализация современного университета и его вклад в повышение эффективности экспорта российских образовательных услуг: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию подготовки специалистов для зарубежных стран в Воронеж. гос. ун-те (Воронеж, 19-20 апр. 2012 г.). Воронеж, 2012. С. 60-62.

3. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение / Л.В. Красильникова [и др.]. М.; СПб.: Златоуст, 2001. 36 с.

4. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Профессиональные модули. Первый уровень. Второй уровень / Н.П. Андрюшина [и др.]. М.; СПб.: Златоуст, 2000. 56 с.

5. Кожевникова Е.В. Проблемы профильного обучения РКИ будущих психологов и педагогов на этапе предвузовской подготовки // Поиск. Опыт. Мастерство. Актуальные вопросы обучения иностранных студентов: сборник статей. Воронеж: Воронеж. гос.ун-т, Вып. 10. 2006 . С. 21-24.

6. Программа по русскому языку для иностранных граждан. Первый сертификационный уровень. Общее владение / Н. П. Андрюшина [и др.]. 5-е изд., Санкт-Петербург: Златоуст, 2012. 176 с.

References

1. Akatkina E.F. Formation of linguistic competence in the classroom for scientific style in groups of future philologists // Internationalization modern University Committee and its contribution to improving the efficiency of Russian export of educational services: materials Intern. scientific-practical. conf., dedicated. 50th anniversary of training specialists for foreign countries to Voronezh. St. University (Voronezh, 19-20 April. 2012). Voronezh, 2012. Pp. 60-62.

2. Vyazovska V.V., Danilevskaya T.A. Tutorial scientific style of speech (humanitarian profile): structure and content // Internationalization of modern universities and its contribution to improving the efficiency of Russian export of educational services: materials Intern. scientific-practical. conf., dedicated. 50th anniversary of training specialists for foreign countries to Voronezh. St. University (Voronezh, 19-20 April. 2012). Voronezh, 2012. Pp. 60-62.

3. State educational standard for Russian as a foreign language. The first level of certification. Total ownership / L.V. Krasil'nikova. M., SPb.: Zlatoust, 2001. 36 p.

4. State educational standard for Russian as a foreign language. Professional modules. The first level. Second level / N.P. Andryushina. M., SPb.: Zlatoust, 2000. 56 p.

5. Kozhevnikov E.V. Problems of Special Education RLF for future psychologists and educators in step pre-university training // Search. Experience. Expertise. Actual questions of foreign students training: a collection of articles. Voronezh: VSU. Vol. 10. 2006. Pp. 21-24 .

6. Programme in the Russian language for foreigners. First certification level. Total ownership / N.P. Andryushina. SPb.: Zlatoust, 2012. 176 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.