Я. О. Дудко, Е. А. Осетинская
Формирование коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми нарушениями речи
Коммуникация является важной жизненной компетенцией у детей. Особенно актуальна проблема формирования речевой коммуникации у детей с нарушениями речи уже в дошкольном возрасте, так как в это время начинают закладываться основополагающие компетенции. В настоящее время дошкольное образование, являясь первой ступенью непрерывного образования, ставит перед собой цель полноценного овладения ребенком набором компетентностей. Коммуникативная компетентность и ее формирование находятся в центре внимания педагогов из-за её значимости во всех сферах жизнедеятельности каждого человека. В современном обществе предъявляются высокие требования к коммуникативной деятельности, необходимости воспитания творческой личности, которая сможет находить решения в различных жизненных ситуациях, грамотно выражать свои мысли, мыслить нестандартно.
В психологии коммуникативная компетентность определяется как способность ориентироваться в различных ситуациях общения, основываясь на знания, навыки, умения, чувственный и социальный опыт индивида в сфере межличностного взаимодействия. Исследования в области логопедии и логопсихологии показывают, что формирование коммуникативной компетенции (как вербальной, так и невербальной), у детей с тяжелыми нарушениями речи затруднено. Речевые нарушения являются первичными в структуре дефекта детей данной категории и приводят к нарушению процесса коммуникаций, что, в свою очередь, ведет к недоразвитию коммуникативной компетентности в целом [5].
У детей с тяжелыми нарушениями речи словарь ограничен рамками обиходно-бытовых тем, нарушена звуковая сторона речи и грамматический строй. Поэтому дети часто не понимают друг друга, не могут вести разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём, не стремятся к сотрудничеству. Также используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), которые характерны для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормальным речевым развитием пользуются в процессе общения преимущественно речью [8]. На фоне всех этих недостатков отмечается и недостаточность общей культуры поведения детей. Таким образом, неоспорима актуальность проблемы формирования у дошкольников с речевыми нарушениями коммуникативной компетентности.
В настоящее время в ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» большое внимание уделяется формированию коммуникативной деятельности, развитию общения детей с взрослыми и сверстниками. Результатами освоения программы должно
стать свободное общение со сверстниками и взрослыми. Дети должны уметь решать житейские задачи, начать и поддерживать разговор, слушать собеседника и вести диалог, выражать свои мысли и намерения, владеть арсеналом средств коммуникации с целью сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Для возрастания коммуникативной активности и успешного решения коммуникативных задач необходимо решить и ряд коррекционных задач по устранению речевого дефекта: исправление дефектов звукопроизношения, овладение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи, владение связной речью (монологической, диалогической), использование интонационных средств выразительной четкой речи. Учителя-логопеды должны формировать у детей свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, которые позволят реализовать свой замысел во взаимодействии субъектов общения в различных коммуникативных ситуациях.
Для развития коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями необходимы следующие условия: социальная ситуация развития ребенка; совместная деятельность и обучение. Эти условия реализуются с помощью игровой деятельности, которая является ведущей для детей дошкольного возраста. Организация игровой деятельности в образовательном процессе является требованием ФГОС ДО. Для формирования коммуникативной компетенции используются различные коммуникативные игры, моделирование разных ситуаций общения, театрализованные игры, игры-драматизации, подвижные игры с использование диалога и другие специальные игры, направленные на развитие общения. На логопедических занятиях также можно использовать разнообразные коммуникативные упражнения: индивидуальные упражнения, направленные на умение невербального выражения состояний и отношений; парные упражнения, способствующие чувствовать, понимать и принимать партнера; групповые упражнения для формирования навыков взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
Таким образом, в процессе интенсивной, систематической и последовательной логопедической работы и с помощью игры педагоги смогут помочь ребёнку скорректировать имеющиеся недостатки коммуникативных умений и навыков, максимально реализовать его потенциальные возможности. Формирование коммуникативной компетенции должно стать одним из основных направлений логопедической работы.
Список литературы
1. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы // Дошк. воспитание. - 1998. - № 6. - С. 86-89.
2. Ворошинина Л.В. Совершенствование творческого рассказывания детей шестого года жизни // Воспитатель. - 2011. - № 5. - С. 73-76.
3. Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 2. - С. 12-16.
4. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М.: Дрофа, 2010.
5. Красовская Е. В., Данилова А. Н. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 80-82.
6. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. -СПб., 2005.
7. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: прогр.-метод. рек. - М., 2009.
9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. - М., 2008.
А. В. Егорова
Исследование особенностей актуализации словаря на уровне предложения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения является выраженной особенностью детей с интеллектуальной недостаточностью. Среди многих трудностей, характерных для детей данной категории, ученые выделяют лексический дефицит (А.К. Аксенова, Р.И. Лалаева, В.И. Липакова, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, Е.Ф. Соботович и др.).
Мы изучили особенности актуализации словаря. В группу вошли учащиеся младших классов, имеющие легкую степень умственной отсталости. Нами учитывалось, что синтаксическая конструкция и структура простого предложения обусловливают ее лексическое наполнение, т. е. способность слова выступать в синтаксическом окружении влияет на актуализацию необходимых лексем.
В качестве стимульного материала были выбраны имена существительные и глаголы, из которых были составлены предложения-конструкции типа: «подлежащие - сказуемое - дополнение». Например, Мальчик смотрит телевизор, Девочка читает книгу. Содержание предложений изображалось на картинках.
Наиболее распространенной синтаксической ошибкой, допущенной детьми с умственной отсталостью легкой степени выраженности, было нарушение порядка слов: неправильная постановка сказуемого, чаще всего в конце предложения: мальчик телевизор...смотрит, девочка окно ...моет. Данные примеры свидетельствуют о сложности лексического
52