Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки'

Формирование коммуникативной компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцева Е. Ю.

В статье анализируется проблема формирования коммуникативной компетенции (теоретический аспект), как одной из наиболее важных профессионально значимых характеристик будущего специалиста, которая влияет на процесс саморазвития личности, успешность адаптации, социализации, позицию межличностного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрявцева Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS

The article provides an analysis of how to form communicative competence (a theoretical aspect) as one of the most significant characteristics of a future specialist. This professional feature influences the process of self-development, successfulness of adaptation, socialization, and interpersonal interaction of a person.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки»

осуществляющими музейную деятельность, как на муниципальном, так и на областном уровнях.

Главное отличие социально-воспитательного эффекта в деятельности музея детского дома от государственного музея заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Музеи детского дома не замыкаются в себе, не ограничиваются только традиционными формами музейной деятельности, а становятся жизненным воспитывающим пространством. Так, деятельность музея В.А. Гаврилина стимулирует творческое развитие детей - 55% воспитанников занимаются в музыкальной школе, действует танцевальный коллектив «Талисман»; проходят музыкальные вечера, концерты. На базе музея этнографии и декоративно-прикладного искусства работают мастерские, в которых дети обучаются традиционным ремеслам - кружевоплетению, изготовлению изделий из бересты, лоскутному шитью и др. На данный момент подготовлено 211 специалистов по профессиям: кружевница, изготовитель художественных изделий из бересты, столяр, швея - 46 из них продолжают работать по профессии. Одной из экспозиций данного музея является «Русская изба», в которой проходят различные этнокультурные, воспитательные мероприятия - посиделки, праздники, театрализованные представления.

Суммируя все вышесказанное, можно отметить, что социально-воспитательная деятельность музея детского дома способствует эффективной социализации детей-сирот, поскольку она индивидуально ориентирована, учитывает интересы, потребности, особенности и сложность социального, медицинского и психолого-педагогического статуса воспитанников; создаются условия для активного включения детей в музейную деятельность, предполагающую их субъектную позицию; формируется качественно новая воспитательная среда, комфортное пространство для общения, деятельности, отдыха, релаксации. Все это в целом, способствует преодолению «закрытости» интернатного учреждения, активизации контактов и взаимодействия воспитанников детского дома со сверстниками, социальными институтами, социумом, что в перспективе, повышает успешность социальной адаптации выпускников.

Bibliography

Обобщение результатов научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы показало, что деятельность музея детского дома будет эффективной, при обеспечении определенной совокупности условий.

Во-первых, приобщение детей к музейной деятельности должно начинаться как можно раньше, однако нужно исключить обязательность и принудительность участия детей в музейных мероприятиях; происходить поэтапно и дифференцированно - задачи, формы работы должны соответствовать возрастным критериям, обеспечивать возможность проявления субъектности воспитанников.

Во-вторых, необходимо обеспечить научно-методическое и педагогическое сопровождение музейной деятельности, подготовку и самообразование педагогов, внедрение авторских программ, методических разработок.

В-третьих, необходимо предусмотреть возможные трудности реализации программ музейной деятельности в условиях детского дома, в качестве типичных можно отметить неразвитость мотивационной сферы воспитанников, необходимость дополнительной подготовки педагогов, организация взаимодействия с музейными работниками и другими привлеченными специалистами.

Значимость опыта музейно-педагогической деятельности на данном этапе реализации инновационного проекта заключается: в теоретическом осмыслении и систематизации опыта музейной деятельности в образовательном учреждении для детей-сирот с учетом специфики условий, задач данного учреждения и контингента воспитанников; в создании модели единого музейно-образовательного пространства, что позволило перейти от относительно автономной деятельности отдельных музеев к созданию музейного комплекса, который в перспективе станет центром воспитательной деятельности детского дома; в разработке механизмов активизации личностного потенциала воспитанников, интеграции воспитанников и выпускников в социум средствами дополнительного образования, профессионально-трудовой подготовки; в обосновании регионального содержания образования и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Rozhkov, M.I. Organization of educational process in schools: studies. handbook for schools / M.I. Rozhkov, L.V. Bayborodova. - M.: Humanitarian Publishing Center VLADOS, 2000.

2. Dementieva, I.G. Social adaptation of orphans / Social Research. - 1992. - № 10.

3. Yukhnevich, M.J. I'll take you to the museum: Textbook. benefit museum pedagogy. - M.: M in the culture of the Russian Federation, Russia. ins-

t. Cultural Studies, 2001.

4. Stolyarov, B.A. Museum education. History, Theory, Practice. - M.: Higher School, 2004.

5. Zelenko, A.U. School museum. - MA: Educators, 1927.

6. Arnoldov, A.I. Living world of social pedagogy (in support ofthe relevance of science). - M.: IPSR RW, 1999.

7. Bocharova, V.G. Pedagogy of Social Work: A Manual. - M.: SvR-Argus, 1994.

8. Nagorski, N.V. Museum as a public educational system / Education. - 2005. - № 5.

9. Stepanov, S.V. Problem of local history and museum work in improving the content of the educational process / boundary research laboratory on

the formation of identity in a multicultural environment: Sat. Mater. Ed. V.N. Gurov. - Stavropol: SKIPKRO, 2004. - Vol. 14.

10. Galaguzova, M.A. Social Pedagogy: Lectures: Textbook. manual for high schools. - M.: Humanitarian Publishing Center VLADOS, 2000.

Article Submitted 08.12.10

УДК 371.731

Е.Ю. Кудрявцева, асп. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: ekudris@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье анализируется проблема формирования коммуникативной компетенции (теоретический аспект), как одной из наиболее важных профессионально значимых характеристик будущего специалиста, которая влияет на процесс саморазвития личности, успешность адаптации, социализации, позицию межличностного взаимодействия.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенция, коммуникативная компетенция.

В современных условиях перспективно востребованный обществом выпускник системы высшего профессионального образования должен обладать целостной совокупностью свойств, обозначаемых сегодня в педагогике термином профессиональная компетентность. Главной задачей высшей школы является подготовка высококвалифицированных специалистов, что требует овладения не только конкретными знаниями, но и способами их самостоятельного добывания и осмысления новой информации. В настоящее время востребован специалист, обладающий не только знаниями и умениями, но и способностями, позволяющими адаптироваться к современным технологиям, успешно переходить от одного вида деятельности к другому, готовый самостоятельно пополнять знания и эффективно их использовать.

В рамках модернизации современного образования осуществляется переориентация на компетентностный подход, связанный с поиском новых концептуально-методологических оснований, моделей подготовки специалистов в соответствии с ФГОС ВПО нового поколения, которые ориентируют на формирование в образовательном процессе не только знаний, умений и навыков, но и компетенций студентов.

Коммуникативная компетенция является одной из базовых, ключевых компетенций должен обладать выпускник любого образовательного уровня и профиля. Будущий специалист выступает в своей профессиональной деятельности как активный субъект общения, готовый отстаивать свою профессиональную позицию. Для этого ему необходимы знания особенностей психологии человека, он должен владеть коммуникативными умениями, знать основные закономерности восприятия и понимания человека человеком, воспринимать другого человека как личность, уметь разрешать конфликты, регулировать свое состояние и т.д. Все эти качества и умения, определенным образом трансформируясь, под воздействием личностных особенностей и опыта общения в реальной ситуации взаимодействия составляют ту часть профессиональной компетентности и мастерства специалиста, которая может быть названа его коммуникативной компетенцией.

Коммуникативная компетенция студентов включает профессиональные знания, знание языка, способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе, владение социальными ролями в целях осуществления профессионального общения. Коммуникативная компетенция представляет собой формирование готовности и способности понимать других, организовывать свое речевое и неречевое поведение адекватно возникающим ситуациям общения. Такая компетенция относится к социальному взаимодействию человека и обеспечивает эффективное общение в процессе профессиональной деятельности. Она необходима для решения коммуникативнопрактических задач в различных ситуациях общения и направлена на развитие способностей и качеств, необходимых для коммуникативного и социокультурного саморазвития.

В социуме коммуникативные компетенции отвечают, прежде всего, за успешность адаптации и, в конечном счете, социализации личности в изменяющихся общественных или профессиональных отношениях. В наибольшей степени именно через коммуникации определяется место личности в обществе, его роль (активная или пассивная); возможности личностного и профессионального роста; психологическое самочувствие.

С позиций межличностных отношений коммуникационные компетенции определяют успешность взаимодействия с окружающими. Нередки случаи, когда достаточно успешная реализация личности в системе общественных отношений не гарантирует ей комфорт в системе межличностных отношений и наоборот.

Структуру коммуникативной компетенции личности специалиста составляет его теоретическая подготовка в области межличностного познания, межличностных отношений; законов логики и аргументации; профессионального, в том числе

речевого этикета; коммуникативных технологий. Коммуникативная компетенция рассматривается как совокупность достаточно сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способностей к самоконтролю, эмпатии, культуры вербального и невербального взаимодействия.

Анализ определений позволил нам остановиться на понимании коммуникативной компетенции как способности мобилизировать свои собственные коммуникативные ресурсы для постановки и решения коммуникативных задач, с учётом намерения и способности коммуникации партнеров, выбирать стратегии и изменять собственное коммуникативное поведение. Исходя из положения о том, что человек есть субъект общения, познания (Б.Г. Ананьев), а личность представляет собой многомерную и многоуровневую систему психологических характеристик (В.Н. Дружинин), мы считаем, что коммуникативная компетенция - это комплексное свойство личности, характеризующееся степенью включенности в коммуникативную деятельность и определенное качество этой деятельности [1].

Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил выявить и охарактеризовать современные подходы к формированию коммуникативной компетенции: компетентно-стный, личностно-ориентированный, деятельностный.

Во-первых, компетентностный подход, использование которого основывается на понимании того, что прогресс человечества зависит не столько от экономического роста, сколько от уровня развития личности, что предполагает переход от классического понятия «человеческие ресурсы» к концепции «компетентности человека» [2, с. 8-14].

Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях [3, с. 34-42]. Это означает, что не только психолого-педагогические, но и дисциплины иного характера должны преподаваться таким образом, чтобы ориентировать студента на его профессиональную деятельность.

Во-вторых, - личностно-ориентированный. Теоретические аспекты личностно-ориентированного обучения рассматривались Е.В. Коротаевой, В.В. Сериковым, И.С. Якиманской и др. [4, с.8-14]. Для личностно-ориентированного обучения характерен целостный взгляд на обучающегося как на личность, ориентация на потребности, личностный опыт и уровень его актуального развития, и построение образовательного процесса в зоне ближайшего развития обучающегося. Новая образовательная стратегия подразумевает современное образование, которое призвано обеспечить готовность выпускника к трансляции культуры с гуманистических позиций. Важно, чтобы психолого-педагогические дисциплины изучались не в виде готовых истин, а как совокупность педагогических идей и концепций, разрабатываемыми учеными и научными школами в русле многообразных философских воззрений. В таком случае каждый выпускник определяет для себя наиболее приемлемые идеи, концепции, теории, которые в будущем станут фундаментом его личного кредо и технологии профессиональной деятельности.

В-третьих, - деятельностный подход, который ориентирует будущего специалиста на следующую установку: важнейший фактор формирования коммуникативной компетенции - его познавательная, коммуникативная деятельность (О.А. Абдулина, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина и др.) [5, с. 23-31]. Деятельностный подход базируется на создании организационно-операционной основы деятельности. При этом у студента формируются различные компетенции по уровням: репродуктивный (знание значения тех или иных единиц информации), реконструктивный (воспроизведение информационных единиц), эвристический (частично творческая деятельность, в

соответствии с уже встречавшимися ситуациями, но в новых условиях или формах) и творческий (решение принципиально новых проблем). Деятельностный подход эффективен не только при формировании коммуникативных компетенций, но и тесно связанных с ними профессиональных качеств специалиста.

Важным средством формирования коммуникативных компетенций является мотивация студентов на активную деятельность. В данном случае решаются задачи развития творческого мышления, повышения познавательной, коммуникативной и профессиональной активности, соединения теоретического и практико-ориентированного компонентов образования, стимулирования на постоянное саморазвитие.

Обобщая выше изложенное, можно сделать следующий вывод:

- коммуникативная компетентность является необходимым компонентом общекультурного и профессионального развития личности, поскольку позволяет обеспечить личност-

Bibliography

но-профессиональное становление будущего специалиста и оптимизирует сам процесс профессиональной деятельности. Формирование коммуникативной компетентности необходимо осуществлять на всех этапах учебно-воспитательного процесса. Изучение каждого из учебных предметов должно в той или иной мере способствовать формированию коммуникативных умений обучаемых, а в конечном итоге - и формированию их коммуникативной компетенции.

- формирование коммуникативной компетенции студентов играет ключевую роль в общем процессе профессиональной подготовки специалиста;

- коммуникативная компетенция представляет собой меру овладения студентами знаниями, умениями и способностями в области коммуникации на уровне, достаточном для их эффективного использования в процессе решения профессиональных задач, возникающих при выполнении профессиональных функций и для дальнейшего профессионально-творческого саморазвития.

1. Zeer, E.F. Modernisation of vocational education: the competence approach / E.F. Zeer, A.M. Pavlova, E.E. Symanyuk: Textbook. allowance. -Moscow: Moscow Psychological and Social Institute, 2005.

2. Baidenko, V.I. Competence: the problems of development of competence-based approach / V.I. Baidenko. - M., 2002.

3. Zimnyaya, I.A. Key Competencies - a new paradigm of education result / / Higher education today. - 2004. - № 8.

4. Serikov, V. Competence model: from idea to the educational paradigm / V.V. Serikov, V.A. Bolotov / Pedagogy. - 2003. - № 10.

5. Bondarevskaya, E.V. Paradigmatic approach to developing the content of key teaching competences / E.V. Bondarevskaya,

S. Kulnevich / Pedagogy. - 2004. - № 10.

Article Submitted 09.12.10

УДК 378

А.А. Темербекова, д-р пед. наук, проф. ГАГУ, E-mail: tealbina@yandex.ru; И.В. Чугунова, канд пед. наук, доц.. ГАГУ, E-mail: chugirina@yandex.ru; Г.А. Байгонакова, ассистент, асп., г. Горно-Алтайск, E-mail: galyaab@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Использование интерактивных технологий позволяет повысить интенсивность и эффективность процесса обучения, создать условия для самообразования и в сочетании с телекоммуникационными технологиями может использоваться в качестве эффективного способа формирования и повышения уровня информационной компетентности студентов.

Ключевые слова: образование, концепция, интерактивные технологии, информационная компетентность, интерактивная доска Smart Board.

Современный период развития общества характеризуется кардинальными изменениями в сфере взаимодействия человека и информации. Основными признаками общественных трансформаций и перехода от индустриального общества к обществу, основанному на знаниях, являются информатизация, интеллектуализация и инновационность. Процесс информатизации касается всех сфер жизнедеятельности современного общества, особенно информационно-коммуникативной сферы, в связи с чем, возрастает роль образования как социального института, основными функциями которого являются социализация индивида к постоянно изменяющимся условиям и требованиям.

Исследование социокультурной ситуации [1-3] позволило выявить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором его профессиональной деятельности, изменяются и требования к самой системе образования: происходит существенное повышение ее статуса; изменяется содержание деятельности преподавателя, который из «репродуктора» знаний превращается в разработчика новых технологий обучения, что требует от будущего специалиста высокого уровня технологической, методической и психо-лого-педагогической подготовленности.

Переход на многоуровневую систему обучения в рамках компетентностного подхода требует от высших учебных заведений обеспечения такой подготовки кадров высшей квалификации, которая могла бы сочетать в себе умение решать актуальные научно-технические задачи и социальноэкономические проблемы. Процесс информатизации системы образования предъявляет иные требования и к педагогам школ, в связи с чем возрастает значимость информационной компетентности учителей школ, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях широкого внедрения средств ИКТ в образовательное пространство школы. Практика показывает, что главным препятствием на пути массового внедрения интерактивных технологий в учебный процесс является не слабая материально-техническая база и отсутствие финансирования, а недостаточная профессиональная и психологическая готовность педагогов к их использованию.

Изучение Концепции социально-экономического развития России до 2020 года, инициативы Президента Российской Федерации Д.А. Медведева «Наша новая школа», содержания ФГОС третьего поколения для высшего профессионального образования позволило выявить векторы обновления образования в условиях их системных изменений: 1) становление поливариативного образовательного пространства, позволяющего обучающимся проектировать и реализовывать инди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.