Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности на уроке профессионального иностранного языка'

Формирование коммуникативной компетентности на уроке профессионального иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ПЕДАГОГ / TEACHER / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / МОТИВ / MOTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанова Т.С.

Самообразование является неотъемлемой частью профессионального становления педагога. В статье продемонстрированы основные этапы работы над темой по самообразованию на примере опыта преподавателя английского языка, а также мотивы, побуждающие педагога заниматься самообразованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of communicative competence at the lessons of professional foreign language

Self-education is an integral part of professional formation of a teacher. The article shows the main stages of work on self-education on the example of English language teaching and the motives for a teacher to self-educate.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности на уроке профессионального иностранного языка»

шм

Т. С. Лобанова,

преподаватель профессионального английского языка, КГКП «Костанайский колледж автомобильного транспорта»

Нег1зг1 евздер: вз бтмт жеппл-д ipy, цуз ¡ретпплт, педагог, коммун и-кат нет iк цуз^ретт Шк.

Ключевые слова: самообразование, компетенция, педагог, коммуникативная компетенция, мотив

Keywords: self-education, competence, teacher, communicative competence, motive

CS

К I

<c

m

о

СП &

w О

Л

U О

w =Г О

CL С

ш ¡3

X X

о

S

m

о х

х s

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Ацдатпа

Окытушынын кэаби бшмш арттырудьщ 6ip белшеп - ез бшмш жетшд1ру. Баяндама-да агылшын тип окытушысыныц ез бшмш жетивдру такырыбында тэж1рибелер1 ай-тылган, сонымен катар педагогтьщ ез бшмш жетивдруге эсер ететш тэсшдер керсетшген.

Аннотация

Самообразование является неотъемлемой частью профессионального становления педагога. В статье продемонстрированы основные этапы работы над темой по самообразованию на примере опыта преподавателя английского языка, а также мотивы, побуждающие педагога заниматься самообразованием.

Annotation

Self-education is an integral part of professional formation of a teacher. The article shows the main stages of work on self-education on the example of English language teaching and the motives for a teacher to self-educate.

Иностранный язык сегодня реально востребован в деятельности практически каждого ка-захстанца. Наше государство становится все более открытым, входя на правах партнера в мировое сообщество. Расширяются международные связи, происходит национализация всех сфер жизни нашего общества. Международные связи каждый, наверное, отождествляет с английским языком. Английский язык - фактор социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса.

Все это стало предпосылками к пересмотру в методике преподавания иностранных языков в целом и английского языка в частности.

В Костанайском колледже автомобильного транспорта студенты вторых и третьих курсов всех специальностей изучают предмет

1(19)/2018

«профессиональный иностранный (английский, немецкий) язык». Специфика предмета различается в зависимости от специальности и квалификации студентов. Студенты специальности «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта», согласно учебной программе, должны владеть лексическим материалом по темам «Виды транспортных средств», «Устройство автомобиля», «Обслуживание автомобиля»; уметь переводить тексты профессиональной направленности (инструкции по эксплуатации станков и оборудований,технические паспорта к автомобилям). Студенты специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение (по видам)» должны владеть лексикой по темам «Основные комплектующие компьютера», «Команды операционных систем», «Элементы пакета Microsoft office» и др.

Вся учебная деятельность студентов направлена на осуществление основного назначения иностранного языка - умение осуществлять коммуникацию: составлять полные высказывания, давать развернутые ответы, осуществлять диалог, выражать собственное мнение и отношение к какому-либо предмету.

Для того чтобы работа преподавателя по иностранному языку была систематичной и правильно выстроенной, а процесс обучения студентов был результативным, необходимо четкое понимание того, для развития каких компетенций мы создаем условия на уроках.

Понятие «компетенция», принятое научным сообществом благодаря работам американского лингвиста Н. Хомского (1972) - это область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познаниями, опытом, по которым кто-либо имеет хорошие знания. В современной методической науке под компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков по иностранному языку.

На уроках иностранного языка в нашем

колледже мы создаем условия для развития коммуникативной компетенции наших студентов.

Львов М.Р. дает следующее определение: коммуникативная компетенция - термин, обозначающий знание языка (родного и неродного), его фонетики, лексики, грамматики, стилистики, культуры речи, владение этими средствами языка и механизмами речи - говорения, аудирования, чтения, письма - в пределах социальных, профессиональных, культурных потребностей человека [4].

Коммуникативная компетенция включает умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово -стилистической и типологической принадлежности. Формирование коммуникативных умений, как подчеркивает Быстрова Е.А., возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции [2].

Из известных видов речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и аудирование) коммуникативный подход уделяет повышенное внимание таким видам речевой деятельности как говорение и аудирование. к

К

Преподаватель при использовании ком- <с муникативного подхода, как правило, вы- О ступает в качестве помощника, друга, со- ^

РЭ

ветчика. Основное внимание уделяется о групповому обучению. Задача преподава- ^ теля и студентов - научиться работать со- щ обща, отойти от индивидуализированного обучения. Студент учится слушать своих с товарищей, вести беседы и дискуссии в Н группе, работать над проектами вместе с другими участниками группы; больше ори- ^ ентируется на своих товарищей по груп- ^ пе, чем на своего учителя, как на модель. § Упражнения и задания, которые используются в обучении иностранным языкам ®

в; S х

m

о

СП

à W О

¡3

о о

W

=г о

CL

с

ш ¡3

X X

о S =Г

m

о

X х s

по коммуникативнои методике: проекты, коммуникативные игры, коммуникативные упражнения, театрализации, дискуссии.

Для развития у студентов специальности «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта» навыков говорения, как продуктивного вида речевой деятельности по предмету «профессиональный английский язык», мы предлагаем им следующие виды заданий:

- выразить свое мнение по теме (заглавию) урока, ответив на вопрос «What will we talk about today?», по прочитанному отрывку текста («Do you agree that the car is a curse of century how said W. Churchill?»);

- составить развернутые ответы по имеющимся словам и выражениям («What should you do if your car doesn't start in the morning? What car parts should you check?»);

- составить вопросы к тексту;

- объединить диалогические единства, данные в произвольной последовательности, в диалог;

- дополнить или видоизменить диалог («At the technical station»);

- дать перечень рекомендаций для устранения той или иной неисправности в автомобиле («The steering in your car doesn't feel right; the fuel pipe is blocked; turn signals don't work»);

Особой популярностью пользуются задания, где необходимо составить рассказ по картинке определенной тематики. Например, на уроке систематизации и углубления знаний по теме «Safety in a work shop», студенты по картинке составляют рассказ, где раскрывают нарушения, допущенные в этой мастерской (должны быть изображены на картинке).

Продуктивного обучения иностранному языку нельзя достичь, если не будет вовлекаться в процесс обучения диалогическая речь. Особой популярностью в обучении профессиональному английскому языку пользуются диалоги по ситуациям, где студентам, помимо владения определенными

лексическими клише, требуется еще и принять на себя роль одного из персонажей - передать его эмоциональное состояние на момент диалога. Например, на итоговое закрепление темы «Driving license» («Водительские права») студентам можно предложить такую ситуацию, где один студент будет в роли курсанта по вождению, а второй - преподаватель по вождению. Действие происходит в автомобиле. Задача «инструктора»: задать вопросы «курсанту» о том, что необходимо проверить перед запуском двигателя. Вообще, область изучения профессионального иностранного языка, дает огромные возможности для составления ситуативных диалогов.

Таким образом, при следовании принципу коммуникативной направленности, вся система работы преподавателя подчинена созданию у студента мотивированной потребности в иноязычно-речевой деятельности. Речевые операции при работе над языковым материалом должны (где только возможно) носить коммуникативный характер. Словом, в основе обучения устной речи должно быть общение, необходимость в общении, возможность общения, практика общения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Назарбаев H.A. Послание Президента народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвёртой промшлен-ной революции»/ H.A. Назарбаев/Юбразо-ванная страна.- 2018. - 16 января.

2. Кухаренко В.А. Интерпретация текста /В.А. Кухаренко. Москва, Просвещение, 1988,- 192с.

3. Митина Л.М. Психология личност-но- профессионального развития субъектов образования» /Л.М. Митина. Нестор-история, 2004. - 376с.

4. Щукина C.B. Жить, думать, чувствовать, любить...: из опыта работы учителя литературы /C.B. Щукина, Г.И. Беленький. Москва, изд - во Мнемозина. 2008. - 223с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.