Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности медработника в условиях медицинского колледжа'

Формирование коммуникативной компетентности медработника в условиях медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1457
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ / ЗНАНИЕ / УМЕНИЕ / СПОСОБНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕДРАБОТНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Бусалийма Маннаповна, Эгемназарова Айчурок Жакыповна

В данной статье авторы выявили сущность коммуникативной компетентности будущего среднего медицинского работника. Эффективность формирования коммуникативной компетентности будущих медработников среднего звена обеспечивается качеством комплексных педагогических компетенций преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности медработника в условиях медицинского колледжа»

Интерактивная методика совмещает виды работ, формирующих коммуникативные компетенции, делают занятия интереснее, ярче. Самостоятельный поиск решения, активная мыслительная деятельность способствует повышению эффективности учебного процесса.

Таким образом, интерактивные методы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Интерактивные методы позволяют сделать эффективным контроль над усвоением знаний и умений. Применять полученные знания, умения и навыки в различных видах выполнения заданий более гибким способом.

Компетентность - это мера соответствия знаний, умений и опыта, лиц определенного социально - профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.

Список литературы

1. Добаев К.Д., Сакимбаев Э.Р. Государственные образовательные стандарты высшего образования нового поколения на компетентностной основе по педагогическим направлениям // Высш. обр. КР 3/13. Б., 2011. С. 15-17.

2. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Нар. Обр-е. М., 2003. № 2. С. 58-64.

3. Алиева Б.М. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя физики на практических занятиях. Дисс... к.п.н. 13.00.02. Бишкек, 2012. 188 с.

4. Ангеловски К. Учителя и инновации книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 63 с.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕДРАБОТНИКА В УСЛОВИЯХ

МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА 1 2 Алиева Б.М. , Эгемназарова А.Ж.

1Алиева Бусалийма Маннаповна - кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель, кафедра общественных дисциплин; 2Эгемназарова Айчурок Жакыповна - заместитель декана по учебной части, физико-технический факультет, старший преподаватель, кафедра общей физики и методики преподавания физики, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье авторы выявили сущность коммуникативной компетентности будущего среднего медицинского работника. Эффективность формирования коммуникативной компетентности будущих медработников среднего звена обеспечивается качеством комплексных педагогических компетенций преподавателей.

Ключевые слова: коммуникативная, компетенция медицинской сестры, знание, умение, способность, компетентностный подход, коммуникативная компетенция, формирование, профессиональная компетенция, компетентность медработника.

УДК:366.63 (575.2)

Одним из направлений модернизации системы образования в Кыргызской Республике является улучшение качества подготовки средних медицинских кадров. Наряду с глубокими знаниями в области медицины, психологии и преподаваемого

предмета будущие медики должны обязательно овладевать современной методологической культурой.

Основным этапом в становлении профессиональной компетенции будущего медицинского работника является медицинская практика.

Цель изучения - добиться сформированной коммуникативной компетенции, т.е. совершенствование и дальнейшее развитие умений и навыков пользоваться как средством общения в различных сферах. Этого можно достичь с соблюдением организованных принципов коммуникативной направленности, интерактивности, ситуативности, новизны, функциональности процесса обучения. Целью и назначением коммуникативной функции активных методов обучения является развитие у студентов коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни.

Профессиональная компетентность, по Н.В. Кузьминой, включает пять элементов или видов компетентности:

1. Специальная и профессиональная компетентность.

2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся.

3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.

4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся.

5. Аутопсихологическая компетентность в области «достоинств и недостатков собственной деятельности и личности» [1].

Процесс формирования коммуникативной компетентности в условиях СПО, должен ориентироваться на системно-деятельностные, личностно-ориентированные, компетентностные подходы, включающие в себя:

- диагностику сформированности коммуникативной компетентности будущего специалиста;

- определение содержания формирования коммуникативной компетентности на основе стартового уровня коммуникативной компетентности, а также с учетом мотивационных запросов студентов;

- поэтапную организацию деятельности в колледже, направленной на достижение максимально возможного в условиях образовательного процесса уровня коммуникативной компетентности студентов [2].

Компетенция медицинской сестры - это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач в процессе сестринской деятельности.

Коммуникативная компетентность имеет несколько составляющих (рис. 1).

Рис. 1. Виды коммуникативной компетентности

Проблема формирования коммуникативной компетентности медицинского работника выступает в качестве практического аспекта более обширной, имеющий глобальный характер, проблемы реализации в отечественном здравоохранении социопсихосоматического подхода к здоровью и болезни, и установлению связи между медсестрой и пациентом в лечебном процессе терапевтического сотрудничества.

Коммуникативная компетентность предполагает, не только наличие определенных психологических знаний, но и с формированность некоторых специальных навыков умения устанавливать контакт, слушать, «читать» не вербальный язык коммуникации, строить беседу, формировать вопросы. Важно также владение медсестрой собственными эмоциями, способность сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом.

Психологическим качеством, обеспечивающим адекватную коммуникацию в системе взаимоотношений «медработник - пациент», является также эмпатия, способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию, своеобразная психологическая «включенность» в мир переживаний больного. Эмоциональное соучастие помогает установить психологический контакт с больным, получить более полную и точную информацию о нем, о его состоянии, внушить уверенность в компетентности медработника, в адекватности осуществляемого им лечебно -диагностического процесса, вселить веру в выздоровление.

Медицинская сестра должна обладать общими компетенциями:

ОК 1. понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. организовать собственную деятельность, выбрать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качества.

ОК 3. принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификаций [3].

В связи с этим профессионально значимым качеством медицинского работника является коммуникативная толерантность (как один из аспектов коммуникативной компетентности) - терпимость, снисходительность и др.

Работу по формированию коммуникативной и профессиональной компетентности со студентами, возможно осуществить с помощью разнообразных, эффективных, на наш взгляд, форм и методов работы.

Дискуссия - обмен взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии студенты приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать. Главная функция учебной дискуссии - стимулирование познавательного процесса.

Беседа - ведущая функция данного метода побуждающая, но с не меньшим успехом он выполняет и другие функции. Метод беседы в практике используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепление материала, с различных позиций способностей, развития творческих.

Умение общаться с больными - коммуникативная компетентность медработника, т.е. искусство, которое начинает формироваться еще в процессе обучения в медицинском спузе, впоследствии в процессе самостоятельного профессионального общения с больными, людьми с различными психологическими качествами, разного возраста, уровня образования, социальной и профессиональной принадлежности. По мере накопления опыта профессионального общения молодой медработник уже осознанно начинает использовать разнообразные психологические навыки, облегчающие общение с больным. Чем больше стаж работы, тем больше внимания он уделяет психологическим аспектам диагностического и терапевтического процесса, повышению уровня коммуникативной компетентности, во многом обеспечивающей эффективность профессионального взаимодействия. Адаптация молодого медработника к профессиональной деятельности занимает около двух лет. Как правило, это время необходимо для того, чтобы почувствовать себя уверенно в новой социальной роли, выработать индивидуальный профессиональный «имидж», приобрести определенный репертуар навыков, алгоритмов действия в стандартных профессиональных ситуациях [4].

На основе анализа взглядов ученых на понятия «компетентность» и «компетенция», можно сделать вывод, что в качестве личностной компетенции считается использование в непрерывном процессе саморазвития получаемых личностью знаний, умений, новых мыслей, информации, способности создавать объекты реальности, а в качестве компетентности рассматривается самостоятельная деятельность на основе универсальных знаний. Здесь значение имеет не наличие определенных внутренних возможностей и способностей, а умение применить эту внутреннюю способность.

В Кыргызской Республике подготовка медицинских работников осуществляется в порядке государственного заказа уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в области здравоохранения, которым осуществляется ежегодный мониторинг использования и движения медицинских кадров в организациях здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

Таким образом, коммуникативная компетентность медицинского работника -профессионально значимое качество. От умения общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми во многом зависит профессиональная успешность медработника. Хороший психологический контакт с больным помогает умению общаться, или коммуникативная компетентность обеспечивает взаимопонимание и доверие в отношениях.

Список литературы

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М., 2004. С. 42.

2. Алиева Б.М. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя физики на практических занятиях. Автореферат. Бишкек, 2012.

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tcek.ru/2014-04-01-05-12-30Z871.html/ (дата обращения: 25.09.2017).

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lektsii.org/3-4716.html/ (дата обращения: 25.09.2017).

РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Дзугаева З.Р.

Дзугаева Зарина Руслановна - преподаватель английского языка, кафедра общественно-гуманитарных наук, Ургенчский филиал Ташкентская медицинская академия, г. Ургенч, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье анализируется актуальность проблемы раннего обучения иностранному языку. Рассматриваются педагогические условия обучения иностранному языку, способствующие наиболее эффективному и поэтапному развитию.

Ключевые слова: речь, иностранный язык, обучение, плавность.

Преимущества владения двумя и более языками является необыкновенной возможностью общаться с большим кругом людей, путешествовать и получать образование за границей, получить интересную работу и многое другое. А если изучать иностранный язык с детства, то можно освоить его не хуже родного. Актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне проявляется в недостаточной разработанности проблемы в плане изучения теоретических вопросов, связанных с определением раннего обучения иностранным языкам в рамках современных условий. Сумасшедший ритм современной жизни диктует свои правила, от нас зачастую требуется совмещать несовместимое. Знание второго языка дает детям-билингвам преимущество при обучении чтению. Способность применять знания и навыки обращения с одним языком к другому и более богатый опыт работы с речью в целом дают им большое преимущество. С возрастом это преимущество не теряется, а только растет. Да и само по себе умение говорить и читать на двух языках уже впечатляет. С рождения дети постоянно учатся чему-то новому, но изучение нового языка — это огромный опыт, который приносит наибольшее удовлетворение, в любом возрасте. Радость от первых достижений на пути к знанию иностранного языка может пробудить в детях большую страсть к учебе. А поскольку перед ними открыто так называемое окно возможностей, когда язык усваивается интуитивно и естественно, легкость и удовольствие, сопровождающие этот процесс, могут повысить в детях уверенность и стремление к новым открытиям [1, с. 242]. Исследования влияния билингвизма на детей показывают, что воздействие двух и более языков — отличная зарядка для ума, которая помогает размять и укрепить его. По результатам исследования, опубликованного в журнале Nature, плотность «серого вещества» в головном мозге детей-билингвов значительно выше, а самый высокий объем серого вещества у тех, кто подвергался воздействию второго языка с раннего возраста. Серое вещество отвечает за обработку информации, в том числе памяти,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.