DOAJ
DIRECTORY OF OPEN ACCESS JOURNALS
УДК 316.754
ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ: ОБЗОР НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ПОЛЯ
Жданова А.Э.
Вологодский научный центр Российской академии наук, г. Вологда
Исследование направлено на изучение нормативно-правовой базы формирования комфортной городской среды на федеральном и региональном уровнях. Исследование осуществлялось при помощи текстового контент -анализа правовых источников. Рассмотрено понятие комфортной городской среды, изучены приказы по механизмам вовлечения и участия местного сообщества в формирование и реализацию политики по благоустройству территорий проживания. В заключении обозначено, что требуется дальнейшая корректировка и совершенствование нормативно-правовой базы в области исследования.
Ключевые слова: инфраструктура, комфортная городская среда, нормативно-правовое регулирование, урбанизация, федеральный проект
10.22281/2542-169 7-2023-02-02-09-18
Комфортная городская среда одна из ключевых сфер, обеспечивающих устойчивое развитие и процветание города, делающая его конкурентно-способным и экономически-развитым. С ростом урбанизации, и как следствия агломераций, не вызывает сомнения, что возрастает спрос на формирование благоприятной и комфортной среды в городском пространстве. У населения создается запрос не только на базовые потребности, но и на комфортность их места проживая. Комфортная городская среда является одним из факторов, который может повлиять как на миграционный отток населения из города, если в нем фиксируется нехватка каких-либо социальных объектов и учреждений, так и, наоборот, на приток горожан в город или сохранение числа населения, если в этом городе есть все для комфортной жизнедеятельности людей. Последние десятилетия показывают значимость развития данного направления. Тема комфортной городской среды актуальна и в научном дискурсе. Каждое исследование должно начинаться с изучения основных сведений и базовых понятий, поэтому целью данной работы является изучение нормативно-правовой базы формирования городской среды.
Изучением городской среды занимались и продолжают заниматься многие ученые. Зарождение изучения городской среды можно относить к Р. Парку, представителю Чикагской социологической школы, который ввел это определение в научный дискурс [1]. В настоящее время существует большое многообразие подходов к изучению данной проблематики. Кто-то рассматривает в целом феномен городской среды [2,3], а кто-то изучает локальные аспекты. Коллектив авторов из Архангельской области изучили степень гражданского участия населения в реализуемых проектах [4]. В граничащей с Архангельской Вологодской области И.А. Секушина занимается изучением качества городского пространства крупных городов области [5]. Проблематика нормативно-правовой базы также нашла отражение в научном сообществе, и представлена в ряде работ следующих авторов: М.А. Кочемасова [6], А.В. Коробова [7] и др.
Значимость развития комфортной городской среды признается не только жителями городов, но и властью всех уровней. Президент России В.В. Путин подчеркнул важность развития городской среды: «Нам нужно создать современную среду для жизни, преобразить наши города и поселки. При этом важно, чтобы они сохранили своё лицо и историческое наследие» [8].
Нормативно-правовое регулирование формирования комфортной городской среды осуществляется на всех уровнях власти. Однако ответственными за развитие городской
DOAJ
среды выступают не только органы власти, но и сами местные жители. Безусловно, если горожане сами станут поддерживать чистоту и порядок на своих территориях проживания, будут организовывать различные мероприятия по сохранению природы и поддержанию экологии, то тогда органам власти будет проще работать в этом направлении. В этой связи, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разработало приказ «Об утверждении методических рекомендаций по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды». В приказе прописаны участники процесса развития городской среды, рекомендуемые принципы вовлечения граждан, а также уровни и форматы по их вовлечению в развитие городской среды [9].Наряду с вышеуказанным приказом есть более узконаправленный приказ «Об утверждении методических рекомендаций по созданию условий для привлечения молодежи (молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет) и добровольцев (волонтеров) к участию в реализации мероприятий федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Данные приказы подготовлены с целью оказания содействия органам исполнительной власти и органам местного самоуправления. Главной целью является повышение в субъектах Российской Федерации уровня общественного участия в принятии решений по вопросам развития территорий муниципальных образований и вовлечение жителей в реализацию мероприятий, направленных на формирование комфортной городской среды [10]. Вышеупомянутые факторы способствуют реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», и обратной связи жителей городов с органами местного самоуправления [11].
Рассмотрение нормативно-правового поля формирования комфортной городской среды следует начать с самого главного документа страны - Конституции Российской Федерации. Так, например, в статье 41 п. 2 указано что, «в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию». Статья 42 говорит о том, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Каждый гражданин РФ должен «сохранять природу и окружающую среду» - ст. 58 Конституции РФ. Всестороннее соблюдение Конституции позволяет выстроить эффективный механизм работы между властью и гражданами страны [12].
В федеральном законе от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в главе 7 (Муниципальные правовые акты) статьи 45.1 закреплено содержание правил благоустройства территории муниципального образования [13]. Минстрой также разработал приказ от 29.12.2021 N 1042/пр «Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» в котором подробно описаны основные принципы и подходы, рекомендуемые к применению при подготовке норм и правил благоустройства территорий муниципальных образований в целях формирования комфортной, современной, безопасной и привлекательной городской среды. В приказе говорится о том, что городское пространство можно улучшать посредством ряда факторов: путем улучшения, обновления, развития инфраструктуры муниципального образования и системы управления городским хозяйством, использования лучших практик, технологий и материалов, инновационных решений, внедрения цифровых технологий и платформенных решений «умный город», развития коммуникаций между жителями муниципального образования и их объединениями. Реализацию развития городского пространства рекомендуют осуществлять комплексными методами т.е. повышать удобство, наличие комфортных условий, а также эстетический вид территории за счет использования различных элементов благоустройства одновременно. [14].
С 1 мая 2023 года в действие вступили ГОСТы по комплексному благоустройству и эксплуатации городских территорий. ГОСТ Р 70390-2022 «Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Определения, основные требования и процессы» определяет ключевые определения и термины, процессы комплексного благоустройства и эксплуатации городских территорий, требования к разработке проектов благоустройства, а также проведение строительно-монтажных работ и эксплуатации объектов благоустройства. В ГОСТе в подпункте 3.4 дана трактовка понятию «комфортной городской среды - это способность городской среды обеспечить достойный уровень бытового обслуживания, сбалансированность транспортной инфраструктуры, возможность для беспрепятственного перемещений различных категорий граждан, грамотное районирование, удовлетворение социальных, культурных, образовательных, рекреационных потребностей горожан, адекватный уровень шумового и информационного загрязнения». Наряду с тем, под формированием комфортной городской среды в ГОСТе понимается «деятельность по обеспечению достойного уровня бытового обслуживания, сбалансированности транспортной инфраструктуры, возможности для беспрепятственного перемещения различных категорий граждан, грамотного районирования, удовлетворения социальных, культурных, образовательных, рекреационных потребностей горожан, адекватный уровень шумового и информационного загрязнения». К общественным пространствам и дворовым территория, которые должны быть благоустроены, стандарт относит: улицы, площади, дворовые территории, озелененные территории, набережные.
Вышеупомянутые пространства должны быть разработаны с учетом потребностей и интересов местного населения, а также соответствовать следующему ряду принципов: доступность самих общественных пространств, функциональное разнообразие объектов, безопасность использования общественных и дворовых территорий, повышение визуальной и эстетической привлекательности городской среды, а также соответствовать принципу экологичности [15].
В ГОСТе Р 70390-2022 «Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Социокультурное программирование. Основные требования и процессы» прописаны процессы организации гражданского участия, которые подразумевают идентификацию проблем, целей, задач, функциональной программы и архитектурного облика общественной территории со всеми заинтересованными акторами городской жизни и возможными субъектами общественного пространства, а также участие местных жителей в реализации программы развития общественной мест. Стандарт делит на несколько групп общественные пространства (рис. 1).
Рисунок 1 - Группы общественных пространств
привлечение и объединение высококвалифицированных специалистов в области благоустройства, архитектуры, урбанистики и дизайна, с целью последующей разработки проектов по развитию городского пространства. Методологическую и консультационную поддержку деятельности региональных центров компетенций оказывает ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России». На Вологодчине такой областной центр начал работу осенью 2022 года.
Благодаря тому, что проект по формированию комфортной городской среды реализуется уже несколько лет подряд, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства ежегодно с 2018 года, проводит конкурс по отбору лучших практик (проектов) по благоустройству, реализуемых в субъектах Российской Федерации. Положение и итоги конкурса закреплены в приказе Минстроя России [17]. Лучшие практики выбираются по следующим номинациям:
1) благоустройство площади, улицы, бульвара, сквера, набережной или иной территории общего пользования как зоны пешеходного транзита, общения людей, развлечения, оказания услуг;
2) благоустройство парка, лесопарка, сада или иной озелененной территории общего пользования как места отдыха, занятий физкультурой и спортом и общения с природой;
3) комплексное благоустройство жилого района, в том числе благоустройство дворовой территории, как места для комфортного отдыха, игр, занятий физкультурой и спортом населения района, обеспечения удобного пешеходного транзита, выгула домашних животных;
4) благоустройство детских игровых и спортивных площадок, инклюзивных спортивно-игровых площадок, спортивных комплексов для занятий активными видами спорта, спортивно-общественных кластеров;
5) благоустройство памятных мест, мест захоронений и иных мемориальных зон, включая военные;
6) благоустройство кладбищ.
Так, например, по приказу Минстроя России от 14.04.2022 N 283/ пр «О включении в Федеральный реестр лучших практик (проектов) по благоустройству, реализованных в 2021 году в субъектах Российской Федерации и прошедших конкурсный отбор» к таким практикам в Вологодской области были отнесены:
- Благоустройство сквера на территории у ТЦ «Галактика» (г. Череповец);
- Благоустройство Рождественского парка (г. Вологда);
- Общественная территория площадь «Историческая» (село Усть-Кубинское) [18].
На территории Вологодской области, как и в других субъектах Российской
Федерации, реализуется федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», в рамках которого создано 3 подпрограммы, представленные ниже в таблице 1 [19].
Таблица 1 - Подпрограммы федерального проекта «Формирование комфортной городской
среды» реализуемые в Вологодской области
Программа Цель
Благоустройство дворовых территорий муниципальных образований области Повышение условий жизни населения за счет повышения уровня благоустройства и доли благоустроенных дворов
Благоустройство общественных территорий муниципальных образований области Улучшение общегородских территорий за счет проведения мероприятий и вовлечение в них заинтересованных граждан по благоустройству среды
Обустройство мест массового отдыха населения (городских парков) муниципальных образований области Увеличение доли обустроенных мест отдыха для горожан и количества дизайн-проектов благоустройства данных мест
Кроме того, реализация мероприятий, направленных на обеспечение социальных
DOAJ
гарантий граждан и охрану их здоровья, создание комфортных и безопасных условий жизни на территории области, осуществляется в рамках Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года. В обозначенном направлении следует выделить следующие программы:
- «Развитие здравоохранения Вологодской области на 2021-2025 годы». Основной целью данной программы является обеспечение населения области доступной и качественной медицинской помощью и услугами.
- «Развитие физической культуры и спорта в Вологодской области на 2021-2025 годы». Программа направлена на рост физической культуры в области, развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, повышение мотивации к спорту.
- «Обеспечение населения Вологодской области доступным жильем и создание благоприятных условий проживания на 2021-2025 годы» по формированию рынка доступного жилья для населения.
- «Обеспечение профилактики правонарушений, безопасности населения и территории Вологодской области в 2021-2025 годах». Данная программа направлена на повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
- «Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2021-2025 годы». Программа по развитию доступной среды для различных групп населения области.
Еще одним направлением развития городской среды является - ТОС. ТОС - это территориальное общественное самоуправление, одна из форм реализации гражданами своей власти через непосредственное осуществление самоуправления на части территории муниципального образования и участия в местном самоуправлении. Территориальное общественное самоуправление является формой реализации собственных инициатив населения, направленных на улучшения качества жизни территории их проживания. В деятельности ТОС можно выделить 5 основных направлений, которые всегда будут присутствовать в жизни дома (территории ТОС) - хозяйственная сфера, финансово-экономическая сфера, социально-культурная сфера, информационная сфера и организационная сфера. Правовую основу ТОС составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями) [13], Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с последующими изменениями) [20], Устав муниципального округа/поселения, на базе которого находится ТОС, а также Положение и методические рекомендации ТОС (создание, деятельность и поддержка). В 2015 году в Вологде появилась Ассоциация организаций территориального общественного самоуправления города Вологды, благодаря чему на 2023 год на территории г. Вологды насчитывается 34 ТОСа, который ведут свою деятельность во всех жилых микрорайонах города.
Указанные программы объединены принципом формирования пространства для жизни. Каждая из них имеет свою стратегию, цели и задачи, но суммарно они образуют синдикат, который и будет являться ядром формирования и развития комфортной городской среды. Программы попадают под критерии оценивания в Индексе городской среды. Так же существует ряд программ по формированию пространства для развития. К ним относятся программы по получению качественного образования всех уровней для формирования успешной, социально активной и профессионально подготовленной личности, отвечающей требованиям современного общества и экономики; создание системы мер и условий в сфере гражданской активности и самореализации населения, развития институтов гражданского общества, молодежной политики, местного самоуправления, формирования общероссийской гражданской идентичности жителей области; созданию условий развития эффективного рынка труда; сохранению историко-культурного и документального наследия Вологодской области, обеспечению доступа населения в организации культуры; повышению качества
DIRECTORY OF OPEN ACCESS JOURNALS
жизни населения области, эффективности государственного управления и местного самоуправления на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. В формировании пространства эффективности выделяют областные программы по дорожной сети и транспортному обслуживанию; охране окружающей среды, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов
На основании изученного материала, можно сделать вывод о том, что на данный момент существует, не так много нормативно-правовых документов с конкретной формулировкой «комфортная городская среда». Наиболее полные и точные определения представлены в ГОСТах. Большинство из документов, представленных в работе, непосредственно относятся к федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды». На региональном уровне представлен ряд государственных проектов, которые также влияют на развитие городской среды, способствуют ее улучшению и оптимизации. Создание комфортной городской среды позволит улучшить не только уровень жизни населения, но и его социально-психологическое состояние. В формировании комфортной городской среды должны быть задействованы все субъекты от власти до местных жителей, поэтому эффективность нормативно-правовых актов в данной сфере следует рассматривать комплексно, как на федеральном уровне, так и на местном.
1. Парк, Р. Город как социальная лаборатория / Р. Парк // Социологическое обозрение. - 2002. - № 3. - С. 3-12.
2. Бубнова, А. О. Особенности формирования комфортной городской среды как фактор создания условий для устойчивого развития территории / А. О. Бубнова, М. И. Имамвердиева // Управление устойчивым развитием. - 2023. - № 1(44). - С. 5-13.
3. Черешнев, И. В. Формирование комфортной городской среды: к вопросу об оценке проектов благоустройства / И. В. Черешнев, Н. В. Черешнева, Е. Д. Кусков // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. - 2022. - № 1(86). - С. 338-347.
4. Формирование комфортной городской среды: проблемы взаимодействия общества и власти при реализации приоритетных проектов на муниципальном уровне управления / А. М. Максимов, М. В. Ненашева, И. Ф. Верещагин [и др.] // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2021. - Т. 14. № 1. - С. 71-90. DOI: 10.15838/esc.2021.1.73.6
5. Секушина, И. А. Качество городской среды крупных городов Вологодской области / И. А. Секушина // Проблемы развития территории. - 2022. - Т. 26. № 4. - С. 111-135. DOI: 10.15838/ptd.2022.4.120.8
6. Кочемасова, М. А. Нормативно-правовое обеспечение комфортной городской среды / М. А. Кочемасова // Cognitio Rerum. - 2022. - № 7. - С. 46-54.
7. Коробова, А. В. Особенности современной градостроительной политики Москвы и Московской области / А. В. Коробова // Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление. - 2014. - № 3. - С. 111-124.
8. Реализация государственных программ Вологодской области обеспечивает достижение основных целей социально-экономического развития региона: портал государственных программ Вологодской области. - URL: https://programs.gov35.ru/ (дата обращения: 09.03.2023 г.). - Текст: электронный.
9. Об утверждении методических рекомендаций по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решении вопросов развития городской среды: Приказ Минстроя России от 30 декабря 2020 г. №913/пр - URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/82978/ (дата обращения: 09.03.2023). - Текст: электронный.
10. Об утверждении методических рекомендаций по созданию условий для привлечения молодежи (молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет) и добровольцев
[13].
Список использованных источников
DOAJ
(волонтеров) к участию в реализации мероприятий федерального проекта Формирование комфортной городской среды: Приказ Минстроя России от 02.11.2021 N 804/пр. - URL: https://drive.google.eom/file/d/1PZBUGxO-oAzv5AqGYX9NmmpdiN2i4Bn7/view (дата
обращения: 08.06.2023). - Текст: электронный.
11. Федеральный проект Формирование комфортной городской среды: официальный сайт проекта. - URL: https://35.gorodsreda.ru/ (дата обращения: 20.03.2023). - Текст: электронный.
12. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.]: официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.03.2023 г.). - Текст: электронный.
13. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ.: (редакция от 06.02.2023). - URL: http://www.eonsultant.ru/doeument/eons_doe_LAW_44571/ (дата обращения: 20.03.2023 г.). -Текст: электронный.
14. Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований: Приказ Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр. - URL: https://drive.google.eom/file/d/1K1v0MjMyriesoIdnRd9vdgJidzEVNmgS/view (дата обращения: 08.06.2023). - Текст: электронный.
15. ГОСТ Р 70386-2022. Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Определения, основные требования и процессы: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2022 г. № 1093-ст. - URL: ehrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://files.stroyinf.ru/Data/789/78940.pdf (дата обращения: 14.06. 2023). - Текст: электронный.
16. ГОСТ Р 70390-2022. Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Социокультурное программирование. Основные требования и процессы: утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2022 г. № 1097-ст URL: ehrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://files.stroyinf.ru/Data/789/78955.pdf (дата обращения: 14.06.2023). - Текст: электронный.
17. О внесении изменений в Положение о ежегодном конкурсе по отбору лучших практик (проектов) по благоустройству, реализованных в субъектах Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 627/пр: Приказ Минстроя России от 03.11.2021 N 805/пр. - URL: https://drive.google.eom/file/d/1tx01WVp6Nr0iY0Qs09sJYbtrbNn5Na41/view (дата обращения: 09.06.2023). - Текст: электронный.
18. О включении в Федеральный реестр лучших практик (проектов) по благоустройству, реализованных в 2021 году в субъектах Российской Федерации и прошедших конкурсный отбор: Приказ Минстроя России от 14.04.2022 N 283/пр. - URL: https://drive.google.eom/file/d/10ReiSp2xoRnE0i2Fs-_F-blKkG-ydwyU/view (дата обращения: 09.06.2023). - Текст: электронный.
19. О государственной программе Вологодской области Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы: Постановление Правительства Вологодской области от 22 сентября 2017 г. №851. - URL: https://does.entd.ru/doeument/543707916 (дата обращения: 09.03.2023 г.). - Текст: электронный.
20. О некоммерческих организациях (с последующими изменениями): Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ. - URL: https://www.eonsultant.ru/doeument/eons_doe_LAW_8824/ (дата обращения: 13.06.2023). -Текст: электронный.
DOAJ
Сведения об авторах
Жданова Ангелина Эдуардовна - младший научный сотрудник, Вологодский научный центр Российской академии наук, Россия, г. Вологда, e-mail: [email protected]
UDC 316.754
FORMING A COMFORTABLE URBAN ENVIRONMENT: REVIEW OF THE REGULATORY AND LEGAL FIELD
Zhdanova A.E.
Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Vologda
The study is aimed at studying the legal framework for the formation of a comfortable urban environment at the federal and regional levels. The study was carried out using textual content analysis of legal sources. The concept of a comfortable urban environment is considered, orders on the mechanisms of involvement and participation of the local community in the formation and implementation of policies for the improvement of residential areas are studied. In conclusion, it is indicated that further adjustment and improvement of the regulatory framework in the field of research is required.
Keywords: infrastructure, comfortable urban environment, legal regulation, urbanization, federal project
References
1. Park, R. City as a social laboratory / R. Park // Sociological Review. - 2002. - No. 3. - P.
3-12.
2. Bubnova, A. O., Imamverdieva M. I. Features of the formation of a comfortable urban environment as a factor in creating conditions for sustainable development of the territory // Management of sustainable development. - 2023. - No. 1 (44). - P. 5-13.
3. Chereshnev, I. V. Formation of a comfortable urban environment: on the issue of assessing improvement projects / I. V. Chereshnev, N. V. Chereshneva, E. D. Kuskov // Bulletin of the Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering. Series: Construction and architecture. - 2022. - No. 1 (86). - P. 338-347.
4. Formation of a comfortable urban environment: problems of interaction between society and authorities in the implementation of priority projects at the municipal level of management / A. M. Maksimov, M. V. Nenasheva, I. F. Vereshchagin [and others] // Economic and social changes: facts, trends, forecast. - 2021. - V. 14. No. 1. - P. 71-90. DOI: 10.15838/esc.2021.1.73.6
5. Sekushina, I. A. The quality of the urban environment of large cities in the Vologda region / I. A. Sekushina // Problems of territory development. - 2022. - V. 26. No. 4. - P. 111-135. DOI: 10.15838/ptd.2022.4.120.8
6. Kochemasova, M.A. Regulatory support of a comfortable urban environment / M.A. Kochemasova // Cognitio Rerum. - 2022. - No. 7. - P. 46-54.
7. Korobova, A. V. Features of the modern urban planning policy of Moscow and the Moscow region / A. V. Korobova // Bulletin of RUDN University. Series: State and municipal management. - 2014. - No. 3. - P. 111-124.
8. The implementation of state programs of the Vologda Oblast ensures the achievement of the main goals of the socio-economic development of the region: the portal of state programs of the Vologda Oblast. - URL: https://programs.gov35.ru/ (accessed: 09.03.2023). - Text: electronic.
9. On the approval of guidelines for the involvement of citizens, their associations and other persons in solving issues of the development of the urban environment: Order of the Ministry of Construction of Russia dated December 30, 2020 No. 913/pr - URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/ 82978/ (accessed: 03.09.2023). - Text: electronic.
10. On the approval of guidelines for creating conditions for attracting young people (young people aged 14 to 35 years) and volunteers (volunteers) to participate in the implementation of the activities of the federal project Formation of a comfortable urban environment: Order of the Ministry of Construction of Russia dated 02.11.2021 N 804 / etc. - URL:
https://drive.google.eom/file/d/1PZBUGxO-oAzv5AqGYX9NmmpdiN2i4Bn7/view (accessed: 06.08.2023). - Text: electronic.
11. Federal project Formation of a comfortable urban environment: the official website of the project. - URL: https://35.gorodsreda.ru/ (accessed 03.20.2023). - Text: electronic.
12. The Constitution of the Russian Federation: [adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 01, 2020]: official Internet portal of legal information. - URL: http://www.pravo.gov.ru (accessed: 20.03.2023). - Text: electronic.
13. On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation: Federal Law of 06.10.2003 N 131-FZ .: (edition of 06.02.2023). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (accessed: 20.03.2023). - Text: electronic.
14. On the approval of guidelines for the development of norms and rules for the improvement of the territories of municipalities: Order of the Ministry of Construction of Russia dated December 29, 2021 N 1042 / pr. - URL: https://drive.google.com/file/d/1K1v0MjMyriesoIdnRd9vdgJidzEVNmgS/view (accessed: 06.08.2023). - Text: electronic.
15. GOST R 70386-2022. Comprehensive improvement and operation of urban areas. Definitions, basic requirements and processes: approved and put into effect by the Order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology dated October 10, 2022 No. 1093-st. -URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpeajpeglelefindmkaj/https://files.stroyinf.ru/Data/789/78940.pdf (accessed: 14.06.2023). - Text: electronic.
16. GOST R 70390-2022. Comprehensive improvement and operation of urban areas. Sociocultural programming. Basic requirements and processes: approved and put into effect by order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology dated October 10, 2022 No. 1097-st URL: ehrome-extension://efaidnbmnnnibpeajpeglelefindmkaj/https://files.stroyinf.ru/Data/ 789/78955.pdf (accessed: 14.06.2023). - Text: electronic.
17. On amendments to the Regulations on the annual competition for the selection of best practices (projects) for landscaping implemented in the constituent entities of the Russian Federation, approved by order of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation of October 16, 2019 N 627 / pr: Order of the Ministry of Construction Russia dated 03.11.2021 N 805/pr. - URL: https://drive.google.eom/file/d/1txO1WVp6Nr0iY0Qs09sJYbtrbNn5Na41/view (accessed: 06.09.2023). - Text: electronic.
18. On inclusion in the Federal Register of best practices (projects) for landscaping implemented in 2021 in the constituent entities of the Russian Federation and passed the competitive selection: Order of the Ministry of Construction of Russia dated April 14, 2022 N 283 / pr. - URL: https://drive.google.eom/file/d/10ReiSp2xoRnEOi2Fs-_F-blKkG-ydwyU/view (accessed: 06.09.2023). - Text: electronic.
19. On the state program of the Vologda Oblast Formation of a modern urban environment for 2018-2024: Decree of the Government of the Vologda Oblast dated September 22, 2017 No. 851. - URL: https://does.entd.ru/doeument/543707916 (accessed: 03.09.2023). - Text: electronic.
20. On non-profit organizations (with subsequent amendments): Federal Law of January 12, 1996 No. 7-FZ. - URL: https://www.eonsultant.ru/doeument/eons_doe_LAW_8824/ (accessed: 06.13.2023). - Text: electronic.
Author's information
Zhdanova Angelina Eduardovna - junior researcher, Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Russia, Vologda, e-mail: [email protected]