Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ АКУШЕР-ГИНЕКОЛОГОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ АКУШЕР-ГИНЕКОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
35
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / АКУШЕР-ГИНЕКОЛОГ / КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / ПРОБЛЕМЫ / ПАЦИЕНТ / ИМИТАЦИЯ / РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Юсупова Д.У.

В статье анализируются эксперименты по формированию клинического мышления у будущих акушеров-гинекологов. А также была разработана методология использования кейс-технологий в области медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Юсупова Д.У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CLINICAL THINKING AMONG FUTURE OBSTETRICIANS AND GYNECOLOGISTS

The article analyzes experiments on the formation of clinical thinking in future obstetricians and gynecologists. A methodology for the use of case technologies in the field of medicine was also developed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ АКУШЕР-ГИНЕКОЛОГОВ»

Юсупова Д.У. ассистент кафедра физиологии Самаркандский государственный медицинский университет Узбекистан

ФОРМИРОВАНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ АКУШЕР-ГИНЕКОЛОГОВ

Аннотация. В статье анализируются эксперименты по формированию клинического мышления у будущих акушеров -гинекологов. А также была разработана методология использования кейс-технологий в области медицины.

Ключевые слова: медицина, акушер-гинеколог, клиническое мышление, кейс-технологии, проблемы, пациент, имитация, решение задач.

Yusupova D. U. assistant Department of Physiology Samarkand State Medical University

Uzbekistan

FORMATION OF CLINICAL THINKING AMONG FUTURE OBSTETRICIANS AND GYNECOLOGISTS

Annotation. The article analyzes experiments on the formation of clinical thinking in future obstetricians and gynecologists. A methodology for the use of case technologies in the field of medicine was also developed.

Keywords: medicine, obstetrician-gynecologist, clinical thinking, case technologies, problems, patient, simulation, problem solving.

Актуальность. Клиническое мышление - это профессиональное, творческое решение вопросов диагностики, лечения и определения прогноза болезни у данного больного на основе знания, опыта и врачебной интуиции.

Академик А.Ф.Билибин определил клиническое мышление, как «интеллектуальную, логическую деятельность, благодаря которой врач находит особенности, характерные для данного патологического процесса у данной конкретной личности». При этом он отмечает, что «в понятие клинического мышления входит не только процесс объяснения наблюдаемых явлений, но и отношение врача к ним».

Клиническое мышление представляет собой одну из когнитивных функций, осуществляемую врачом в целях достижения определенного результата.

Этим результатом могут быть постановка правильного диагноза, грамотный выбор необходимого лечения.

Развитие клинического мышления у будущих врачей начинается со студенческой скамьи, где роль преподаватель и применения им различных методов обучения имеет большое значение. В настоящее время все большую популярность среди врачей-педагогов получает применение интерактивных методов обучения. Наиболее активно развивающимся среди них является Кейс-метод (Case Based Learning).

Применение кейс-метода дополняет традиционные методы обучения и направлено не столько на получение новых знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, включает обсуждение в небольших группах студентов сценария, представляющего какую-либо проблему.

Кейс-технология является средством формирования познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения. В статье изложены вопросы внедрения кейс-технологии обучения на цикле «Разбор клинического случая для повышения клинического мышления будущих акушер-гинекологов» по теме «Тактика врача при вагинальном кровотечении в ранних сроках беременности».

Цель исследования:

1.Анализ выбора метода и методики преподавания клинических дисциплин в медицинском вузе.

2.Правильный выбор способа преподавания акушерства и гинекологии студентам с применением интерактивных методов.

3. Изучить преимущества кейс-технологий.

4. Возможность студентами неограниченного числа повторений при отработке навыков, позволяющих довести их выполнение до автоматизма.

5. Предоставить имитированный опыт ученикам для того, чтобы они практиковали навыки, связанные с решением проблем и принятием решений при терапии вагинального кровотечения в ранних сроках беременности, делая упор на быстрое клиническое мышление и реакцию.

Материал и методы исследования: В отделении акушерства и гинекологии были проведены несколько занятий с применением кейс -технологий с целью развития клинического мышления у студентов -будущих врачей.

Средства, необходимые для проведения данного исследования:

-учебное руководство по уходу после аборта и рекомендации по уходу после аборта и планированию семьи; муляж для тренировки родов; сфигмоманометр и стетоскоп; оборудование для проведения внутривенного вливания; шприцы, пробирки, корзина для отходов;

антисептический раствор и высокодезинфицированные стерильные хирургические перчатки.

Результаты исследования и их обсуждение. Деятельность должна осуществляться в самой, что ни на есть реальной обстановке как родовые отделения больниц, клинические и материнские центры, где имеется оборудование и материалы для немедленного вмешательства.

-один ученик играет роль пациента, а другой роль квалифицированного специалиста. Другие ученики могут быть привлечены для помощи специалисту.

-преподаватель представит ученику, играющему роль специалиста, информацию о состоянии здоровья пациента и будет задавать соответствующие вопросы.

-когда преподаватель предоставит информацию и задаст вопросы, от ученика требуется быстрое мышление и реакция(вмешательство).

-внутривенные процедуры и бимануальный осмотр разыгрываются в ролях с использованием соответствующего оборудования.

-сначала преподаватель и ученик обсуждают события, происходящие во время имитации для развития навыков по решению проблем и принятию решений. Вопросы в имитации помеченные курсивом, служат для данной цели.

-по мере закрепления навыков ученика, фокус имитации должен переместиться на оказание соответствующего ухода при жизнеопасной ситуации быстрым, эффективным, квалифицированным способом.

-все вопросы и обсуждения должны происходить после завершения имитации.

Выводы. По окончанию данного модуля обучаемый будет способен: 1.Определить присутствующие симптомы и признаки и поставить возможные диагнозы, связанные с вагинальным кровотечением в ранние сроки беременности.

2.Использовать упрощенные протоколы ведения определенных диагнозов, связанных с кровотечением в ранние сроки беременности.

3.Наблюдать за переливанием крови, в том числе распознавать реакции на переливание и вести больного в таких случаях.

4. Сформировать четкий клинический вопрос по принципу PICO;

5. Использовать протокол диагностики и лечения по выбранной нозологии;

б.Определить необходимый перечень диагностических и лечебных процедур для пациента, с применением уровней доказательства;

7.Четко излагать информацию, полученную в ходе обследования. Таким образом, использование кейс-метода на практике врача -педагога способствуют улучшению организации активной познавательной деятельности учащихся, развитию логического мышления, анализа, обобщения, систематизации и оценки информации, формируют новые

компетенции, реализации креативного потенциала а также развивают умение воспользоваться накопленными теоретическими данными с точки зрения конкретного проблемного задания (клинического случая), что и является основой повседневной деятельности врача.

Использованные источники:

1. Y.D Uktamovna Pedagogical Conditions for the Formation of Students Clinical Thinking.

2. D.U Yusupova Impact of Coronavirus Infection (Covid-19) On Diabetic Periodontopaties.

3. Yusupova Dildora Uktamovna / Methods of Teaching Obstetrics and Gynecology to Medical University Students Using Innovative Technologies.

4. Nurullaeva S., Alimardonova M. Methods of forming simple geometric concepts in children of preschool age. Bulletin of Science and Practice научный журнал (scientific journal) №12 2017 г. Page 554-557.

5. Nurullaeva Shakhlo Uktamovna. Mechanisms of self-development in pedagogical activity. E- Global Congress Hosted online from Dubai, U. A. E., E - Conference. Date: 19th February, 2023 Website: https://eglobalcongress.com/index.php/egc ISSN (E): 2836-3612. P. 9-15.

6. Nurullaeva Shakhlo Uktamovna. Modern pedagogical models of professional training of future teachers in Uzbekistan. Excerpts from Uzbekistan. The special periodical journal of Uzbekistan writers and scholars held in Egypt Alexandria University. Alexandria University, 2022. P. 95-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.