17. Шванева В.В., Куценко Е.И., Оценка туристского потенциала области для создания нового туристического маршрута [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26274215 (дата обращения: 07.12.2018)
Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor ([email protected] )
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Golubeva Olga Vladislavovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor ([email protected])
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia ORGANIZATIONAL AND RESOURCE FORMATION OF THE TURKLASTER CHKALOVSKY
Abstract. The article deals with the formation of the Chkalovsky turcluster. Presents the results of a marketing research among residents and guests of Chkalovsk for the purpose of popular routes and objects of the show. Based on the content analysis conducted by the authors, current issues of forming the tourist route are discussed.
The results obtained will allow to form an effective system for the formation of a tourist cluster and increase competitiveness among existing regional cluster groups. Keywords tourist and recreational potential, cluster, resources, tourist areas.
УДК 338.832
ФОРМИРОВАНИЕ КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В статье рассматриваются вопросы формирования климата в коллективе гостиничного предприятия. Представлены результаты проведенного исследования с использование методик Лутошкина и Михайлюка, демонстрирующие уровень сформированности климата в гостиничном предприятии. Климат рассматривается как основной механизм успешной работы организации сервисного предприятия.
На основании контент-анализа исследований по проблеме авторами разработана программа по улучшению климата в гостинице.
Полученные результаты позволят сформировать адекватный климат в гостинице и будут способствовать повышению эффективности деятельности организации.
Ключевые слова: климат, персонал, гостиница, исследование, программа формирования климата в коллективе.
Актуальность исследования определяется тем, что управленческая деятельность в организации и тем более в гостинице, выступает в движущей силой функционирования и развития организации [10].
Над проблемой климата в организации занимались такие ученые как: В. В. Бойко, Т. Ю. Базаров, К. К. Платонов, А. И. Донцов, А. Л. Журавлев, А. Г. Ковалев, И. Н. Носс, Б. Д. Парыгин, А. А. Русалинова и многие другие [8,11].
За внутренние взаимоотношения в коллективе, как раз и отвечает социальный климат. На него влияют множество факторов: состояние экономики; индивидуальные особенности членов коллектива; стиль руководства. Чтобы определить какая эмоциональная атмосфера царит в коллективе организации, следует учесть не только каждый из вышеуказанных факторов, но и связать их комплексное воздействие в целом [12].
Проблеме климата в организации традиционно уделялось много внимания, среди наиболее известных ученых, которые занимались проблемами влияния коллектива на работу организации можно выделить: Е.С. Кузьмин, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, О.И. Зотова, А.В. Петровский, Ю.П. Платонов, Б.В. Шорохова, Э.С. Чугунова и др [1,2]. Все они рассматривали коллектив как связующее звено между индивидом и обществом.
В исследованиях Е. С. Кузьмина, И. П. Волкова, Ю. Н. Емельянова, эмоциональное отношение к деятельности формируется, как правило, под влиянием сложившихся объективных обстоятельств, которые могут приобретать эмоциональную значимость для коллектива и вызывать избирательно позитивное или негативное отношение к отдельным сторонам трудовой деятельности [4,5]. Отношение к деятельности может быть либо удовлетворительным, либо неудовлетворительным. Первое характеризуется обычно положительным эмоциональным переживанием и отсутствием соответствующей активности, второе — отрицательным переживанием и наличием активности, направленной на удовлетворение побуждения [10].
Исходя из вышеизложенного на отношения работников к труду оказывают влияние процессы, характеризующие социально - психологический климат в трудовом коллективе [3,7,9].
В рамка рассматриваемой проблемы было проведено исследование, в процессе этапов эксперимента использовались следующие диагностические методики:
1. Методика Л.Н. Лутошкина «Оценивание психологического климата в коллективе».
2. Экспресс-методика А. С. Михайлюк, Л. Ю. Шарыто «Оценка социально-психологического климата в трудовом коллективе».
Изучив анализ психологической литературы по проблеме социально-психологического климата в коллективе гостиничного предприятия [6,13,15,16] авторы приступили к экспериментальной работе.
Данная часть включала в себя три основных этапа: констатирующий этап; формирующий этап и контрольный этап экспериментальной работы.
Исследование проводилось на базе гостиничного предприятия N. В исследовании принимало участие 29 человек - персонал различного уровня.
Специфика работы гостиницы - тесное взаимодействие различных служб во благо гостя. Именно это обстоятельство накладывает особенные акценты на формирование благоприятного климата в коллективе. При этом роль руководителя в создании оптимальной трудовой атмосферы, решающая [14,17-19].
Для определения уровня благоприятности или неблагоприятности климата в коллективе гостиничного предприятия была применена методика Л.Н. Лутошкина, получили следующие результаты. В коллективе были получены баллы, в среднем они составили от 22 до 37. Если посмотреть интерпретацию результатов, то можно увидеть, что в коллективе у двоих менеджеров по 22 балла, что свидетельствует о средней степени благоприятности социально-психологического климата в коллективе, и у семерых сотрудников довольно высокая степень благоприятности социально-психологического климата, из этого можно сделать вывод, что нужно улучшать атмосферу в группе, ведь социально-психологический климат является важным показателем уровня развития коллектива. Результаты графически представлены на рисунке 1.
Методика Л.Н.Лутошкина "Оценивание
психологического климата в коллективе" ||____
23 и более от 9 до 22 ст О до 8 от-1 до (- ст(-9)до от (-11) и
8) (-Ю) ниже
■ Высокая степень ■ Средняя степень ■ Низкая степень
Рисунок 1 - Результаты, полученные в ходе проведения методике
Л.Н. Лутошкина
Для исследования трех компонентов психологического климата: эмоциональный, поведенческий и когнитивный была проведена экспресс-методика «Оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе» (А. С. Михайлюк, Л. Ю. Шарыто).
Из полученных результатов видно, что оценки у всех респондентов колеблются от 0,55 до 0,88 — это средние оценки, попадающие в интервал от +0,33 до +1, которые считаются положительными. Психологический климат в этом интервале признается как благоприятный. Результаты графически представлены на рисунке 2.
40
35 ЗО 25 20 15 Ю 5 О
Экспресс-методика А.С.Михайлюк и Л.Ю.Шарыто "Оценка социально-психологического климата в трудовом коллективе"
Руководитель ^ Бухгалтер 1
1-0 Бухгалтер 2
Менеджер Та[ ьнна Менед^ке(р Елена ^ Менеджер Светлана т^ Менеджер Евгения °° Менеджер Дарья
о! Менеджер Екатерина
О ОД 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 I положительная ■ средняя ■ отрицательная
Рисунок 2 - результаты, полученные в ходе проведения экспресс-методики
А.С.Михайлюк и Л.Ю.Шарыто
Таким образом, по результатам констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что коллектив гостиницы нуждается в проведении программы, которая будет направлена на улучшение социально-психологического климата в коллективе, в форме занятий и упражнений, так как на данный момент социально-психологический климат в коллективе, находиться на среднем уровне благоприятности.
Разработка и практическая реализация программы по улучшению социально - психологического климата в коллективе гостиницы составлена на содержании формирующего этапа экспериментальной части исследования. Программа рассчитана на 10 занятий, продолжительностью примерно от 1 до 2 часов.
Структура занятий:
1. Вводная часть
Цель: сплачивание коллектива друг с другом, групповое доверие, настрой на совместную работу, создание благоприятного социально-психологического климата (знакомство, установление контакта).
2. Основная часть
Цель: создание условий для усовершенствования социально-психологического климата в коллективе посредством игр, лекций, упражнений и заданий. Основная часть занятия включает в себя, упражнения и задания, направленные на улучшение благоприятного климата в коллективе туристской организации.
3. Заключительная часть
Цель: подведение итогов занятия, рефлексия, снятие мышечного напряжения.
В заключительную часть включены упражнения с использованием элементов релаксации и расслабления.
Программа состоит из 10 занятий и включает следующие темы: Знакомство с коллективом, Доверие в коллективе, Сплочение коллектива, Ко-мандообразование, Мой коллектив - моя команда, Гармонизации взаимоотношений, Целеполагание и удовлетворенность работой, Управление стрессом, Управление стрессом - 2, Управление конфликтом.
Таким образом, перечень предложенных занятий по улучшению климата в коллективе гостиничного предприятия логичен, прост в реализации, отражает особенности функционирования коллективов предприятий индустрии гостеприимства. Тематика занятий позволит не только сформировать климат в коллективе и повысить производительность труда, но и будет способствовать раскрытию каждой личности, что позволит грамотно подходить к ее развитию в коллективе.
Список литературы
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - «Казань»: КГУ, 2002. - 264 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология/Г.М. Андреева. -М.: Аспект-Пресс 2008. -с. Социальная психология . -М.: Аспект-Пресс, 2008. -С. 257 с. -94.
3. Антонюк В.И. Проблема социально-психологического климата в советской социальной психологии // Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. М.: «Наука», 2000. - 109 с.
4. Бакеев В.А. Личностный профиль управленческих решений. //Тезисы докладов к I Всесоюзной науч. конференции по психологии управления, ч. 1. М., 2009.
5. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: «Речь», 2007. С.44-49.
6. Биржаков М.Б. Введение в туризм. -СПб: Герда, 2003. -стр. 320. -154.
7. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М. Мысль, 1983.
8. Бочков П.В., Колобовникова И.В., Слукин С.В. Управление социально психологическим климатом коллектива гостиницы//Экономика и социум. 2016. № 12-1 (31). С. 516-519.
9. Вострокнутов, Е.А. Управление конкурентоспособностью организации. -СПб.:«Коммерсант», 2012 - 281 С.
10. Горелов И.И. Проблемы социально-психологического управления коллективами в туристических организациях. - СПб.: «Речь», 2015. С.245-287 с.
11. Давыдов Д.Г. Управление морально-психологическим климатом воинского коллектива. Пути предупреждения и разрешения конфликтов . -М.: Ориентир, 2009. -189 с. -59.
12. Журавлев Л. Ю. Стиль руководства для управления социально-психологическим климатом производственного коллектива // Социально- психол. климат коллектива: теория и методы изучения. - СПб.: «Питер», 2013.
13. Кабушкин Н.И. Условия работы основных категорий работников предприятия и организаций сферы туризма. - М.: Наука, 2012.
14. Каратаева, Г. А. Руководитель коллектива и социальный климат. - М.: Наука, 2014.
15. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства . М.: Экономика, 2008.-364 с. 107
16. Лапин, Н.И. Социально-психологический климат первичного коллектива / Н.И.Лапин.- М.: «Наука», 2010.-136 с.
17. Нартова-Бочавер С.К. Coping behavior в системе понятий психологии лично-сти//Психологический журнале. 2011. Т. 18, №5. С. 20-30
18. Устюжанин М.П. Социально-психологические аспекты управления коллективом . -М.: Академия, 2008. -434 с. -112.
19. Чередниченко И.П. Психология управления /И.П. Чередниченко Н.В. Тельных. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -608 с.-106.
Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor ([email protected] )
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Prokhorova Maria Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor ([email protected])
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia CLIMATE FORMATION IN THE COLLECTIVE OF A HOTEL ENTERPRISE Abstract. The article discusses the issues of climate formation in the team of a hotel enterprise. The results of the study with the use of techniques Lutoshkina and Mikhailyuk, demonstrating the level of climate in a hotel enterprise, are presented. Climate is considered as the main mechanism for the success of the organization of a service enterprise. Based on the content analysis of research on the problem, the authors have developed a program to improve the climate in the hotel.
The results will allow you to create an adequate climate in the hotel and will contribute to improving the efficiency of the organization.
Keywords climate, personnel, hotel, research, climate program in the team. УДК 336.71
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
Лепешев Дмитрий Иванович, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Скрябинская Алла Анатольевна, студент Рыбалко Елизавета Игоревна, студент Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь
Скрябинская А.А.,
В работе проводится комплексный анализ банковской системы Республики Беларусь. По данным отчетов Национального банка Республики Беларусь за последние годы исследуется динамика изменения показателей и дается их качественная интерпретация.
Ключевые слова: банк, Национальная банковская система, Национальный банк, коммерческие банки.
В настоящее время, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы становится значительно более развернутой. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты и методы обслуживания клиентуры. В период перехода к рыночным отношениям банки и вся банковская система